Пасха среди лета

Торжественное прославление Святителя ИОАННА Шанхайского чудотворца в Санъ-Францисско 19 июня / 2 июля 1994 г

Содержание

Святитель Иоанн Шанхайский Детство и отрочество Эмиграция. В Югославии На Дальнем Востоке. Шанхай Чудеса по молитвам Владыки Иоанна В Западной Европе В Соединенных Штатах. Санъ-Францисско Открытие святых мощей Тропарь Святителю Иоанну  

 

К кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости» в Санъ-Францисско, за несколько дней до прославления святого, стали стекаться верующие со всего мира. Совершались ежедневныя заупокойныя литургии, панихиды служили ежечасно, исповедь шла непрерывная.

За два дня до торжества, в четверг за Литургией, причастие преподавалось из 5 чаш, собор вместительностью в 1.000 человек не мог вместить всех верующих, снаружи, куда передавались все службы на большой экран, стояло около 3.000 человек.

На торжествах присутствовали три чудотворныя иконы Божией Матери: Курско-Коренная, Иверская-Мироточивая, и местная святыня – обновленная Владимирская икона. Прославление возглавил старейший иерарх Русской Церкви зарубежом, Высокопреосвященнейший Митрополит Виталий, в сослужении 10 архиереев и 160 священнослужителей.

В пятницу 1-го июля, в 1.30 дня, в нижнем храме, святыя мощи были переложены Владыкой Митрополитом из усыпальницы в раку, выстроенную из дорогого дерева. Святой был облачен в белоснежныя ризы, обшитыя серебряными галунами и крестами; тапочки его были сшиты в Сибири, и подризник его также происходит из России. Рака была торжественным шествием перенесена в верхний храм. В 4.30 была совершена последняя панихида.

За Всенощной, перед полиелеом Владыка Митрополит открыл раку – кроме покрытого лица, святыя мощи были открыты, руки видны – а икону святителя подняли высоко два высоких священника, и всенародно было спето величание святому. Прикладывание закончилось в 11 ч. ночи.

В субботу, службы чередовались в приделах храма. Первую Литургию совершил преосвященный епископ Вевейский Амвросий в 2 ч. ночи, при более 20 священниках. Рака была внесена священнослужителями в алтарь и поставлена на горнем месте. Вторая Литургия началась в 5 ч. утра, за ней причащалось около 300 человек. А в 7 ч. утра, на Божественной Литургии объединились вокруг Митрополита Виталия 11 архиереев и около 160 священнослужителей. Пели три хора, было около 700 причастников. Крестным ходом шли вокруг всего квартала, на остановках осеняли чудотворными иконами. После чего святыя мощи были положены в специально сооруженныя сени в храме. Закончилась служба в 1.30 дня. Трапеза объединила около 2.000 человек. Читалось похвальное слово Святителю Иоанну; Преосвященный Марк, Архиепископ Берлинский и Германский произнес речь.

Торжества продолжались с той же силою и на второй день, в воскресенье Всех Святых в Земле Российской Просиявших.

Поток богомольцев к раке святителя не прекращается.

Святитель Иоанн Шанхайский

Перед нами стоит великое духовное торжество: причисление к лику святых Святителя Иоанна Шанхайского чудотворца, в городе Санъ-Францисско 2 июля 1994 г. Это событие не только наполняет радостью сердца русских людей проживающих в зарубежьи, но веселит сердца множества людей, ознакомившись с необыкновенной жизнью Владыки Иоанна, в России. Оно духовной радостью охватывает и новых обращенных к православию, разсеянных по всему миру, православных французов, голландцев, американцев.

Кто же этот человек, который прозорливо направляется к больному, возвращает к жизни умирающого, изгоняет бесы у одержимого?

Сознавая трудность написания жития святого, мы постараемся, при помощи нескольких событий из его жизни, представить если не образ, то эскиз этой невероятно богатой духовной личности 20-го века.

Детство и отрочество

Владыка Иоанн родился в селе Адамовка, Харьковской губернии в Южной России 4 июня 1896 г. В святом крещении он был назван Михаилом, в честь святого архангела Божия. Род его, Максимовичей, отличался издавно большим благочестием. В 18-м веке из этого рода прославился св. Иоанн Митрополит Тобольский, просветитель Сибири, пославший первую Православную Миссию в Китай; после его смерти на его могиле происходило множество чудес. Он был прославлен в 1916 г. и его нетленныя мощи по сей день почивают в Тобольске.

Миша Максимович был болезненным ребенком. У него были хорошия отношения со всеми, но особо близких друзей не было. Любил он животных, особенно собак. Шумных детских игр не любил и был часто погружен в свои мысли.

С детства Миша отличался глубокой религиозностью. На своей хиротонии в 1934 г. он раскрыл настроенность своих детских лет: «С самых первых дней, как я начал осознавать себя, я захотел служить праведности и истине. Мои родители возжгли во мне усердие неколебимо стоять за правду, и душа моя была пленена примером тех, кто предал за нее жизнь».

Он любил играть в монастырь, наряжая игрушечных солдат в монахи и делая из игрушечных фортов монастыри.

Он собирал иконы и религиозныя и историческия книги, и так образовалась у него большая библиотека. Но более всего он любил читать жития святых. Этим он оказал большое влияние на своих братьев и сестру, которые благодаря ему знали жития святых и факты русской истории.

Святая и праведная жизнь ребенка произвела сильное впечатление на его французскую гувернантку – католичку, и она приняла православное крещение (Мише было тогда 15 лет). Он помог ей приготовиться к крещению и учил ее молитвам.

Загородное имение Максимовичей, где вся семья проводила лето, было расположено в 12 км. от знаменитого Святогорского монастыря. Родители часто посещали монастырь и подолгу жили там. Переступая ворота монастыря Миша вступал с увлечением в монашескую стихию: Здесь был Афонский типикон, величественные храмы, высокая «Гора Фавор», много пещер, схимонахи, скиты и большое братство в 600 монахов. Все это привлекало Мишу, жизнь которого с детства выстраивалась по житиям святых, и побуждало его часто приходить в монастырь.

Когда ему исполнилось 11 лет он поступил в Полтавский кадетский корпус. Здесь он продолжал быть тихим и религиозным и мало походил на солдата. В этом училище, когда ему исполнилось 13 лет, он отличился одним поступком, навлекшим на него обвинение в «нарушении порядка». Кадеты часто шли церемониальным маршом в город Полтаву. В 1909 г. по случаю двухсотлетия Полтавской битвы, этот марш был особенно торжественным. Когда они проходили перед Полтавским собором, Михаил повернулся к нему и – перекрестился. За это мальчики его долго осмеивали, а начальство наказало. Но по заступничестве Вел. Кн. Константина Константиновича это наказание было заменено похвальным отзывом с указанием на здравыя религиозныя чувства мальчика. Таким образом и насмешки товарищей сменились уважением.

По окончанию кадетского корпуса Миша захотел поступить в Киевскую Духовную Академию. Но родители его настаивали, чтобы он поступил в Харьковскую юридическую школу, и послушания ради он стал готовиться к юридической карьере.

В Харькове покоился Архиепископ Мелетий († 1841 г.): Это был аскет, он не спал, предсказал свою кончину, и на его гробе, под церковью, постоянно служили панихиды. То же самое повторилось в судьбе Вл. Иоанна.

В годы своего обучения в Харькове, в годы когда созревает человек, он понял весь смысл своего духовного воспитания. Тогда как другие мальчики говорили про религию, что это «бабушкины сказки», он стал сознавать какая мудрость в истинном знании житий святых по сравнению с университетским курсом. И он предавался их чтению, хотя и преуспевал в юридических науках. Усваивая мировоззрение и постигая разнообразие деятельности святых – аскетические труды и молитву, он полюбил их всем сердцем, до конца пропитался их духом и стал жить по их примеру.

Вся семья Максимовичей была предана православному Царю, и молодой Михаил естественно не принял февральской революции. На одном из приходских собраний предложили переплавить колокол, он один этому воспрепятствовал. С приходом большевиков он был посажен в тюрьму. Освобожден и опять посажен. Его освободили когда убедились, что ему безразлично где находиться – в тюрьме или в другом месте. Он в буквальном смысле жил в другом мире и просто отказывался приспосабливаться к той действительности, которая управляет жизнью большинства людей, – он решил неколебимо следовать пути Божественного закона.

Эмиграция. В Югославии

Во время гражданской войны вместе с родителями, братьями и сестрой, Михаил был эвакуирован в Югославию, где поступил в Белградский Университет и окончил Богословский факультет в 1925 году, зарабатывая на существование продажей газет. В 1926 году в Мильковском монастыре он был пострижен в монахи Митрополитом Антонием (Храповицким), при чем с именем в честь его дальняго родственника Святителя Иоанна Тобольского. На Введение во Храм Пресвятой Богородицы юнный инок стал иеромонахом.

В 1928 г. о. Иоанн был назначен законоучителем в Битольскую семинарию. Там училось 400–500 студентов. Он со своей любовью, молитвой и трудами стал творить новых людей. Он знал каждого ученика, его нужды, и каждому он мог помочь разрешить любое недоумение и дать добрый совет.

Так о нем отзывался один студент: «Отец Иоанн любил нас всех, и мы – его. В наших глазах он был воплощением всех христианских добродетелей: мирный, спокойный, кроткий. Он стал нам настолько близок, что мы относились к нему как к старшему брату, любимому и уважаемому. Не было конфликта, личного или общественного, которого он не мог бы разрешить. Не было вопроса, на который у него не нашлось бы ответа. Достаточно было кому-нибудь на улице что-то у него спросить, как он немедленно давал ответ».

«Если вопрос был более важным, он обычно отвечал на него после службы в храме, в классе или в кафетерии. Ответ его был всегда информативно насыщенным, ясным, полным и компетентным, потому что исходил от человека высокообразованного, имеющого два университетских диплома – по богословию и по праву. Ежедневно и еженощно он молился за нас. Каждую ночь он, как ангелъ-хранитель, оберегал нас: одному поправлял подушку, другому одеяло. Всегда, входя в комнату или выходя из нея, он благословлял нас крестным знамением».

Когда он молился, студенты ощущали, что он беседовал с жителями небесного мира.

Еп. Николай Охридский (Велимирович), великий сербский богослов и проповедник, обратился однажды к группе студентов: «Дети внимайте о. Иоанну, он – ангел Божий в человеческом обличье».

Совсем сказочный эпизод произошел с ним, когда его вызвали на хиротонию в Белград в 1934 г. Приехав в Белград, встречает он на улице знакомую даму и объясняет ей, что произошло недоразумение, должны хиротонисать какого-то о. Иоанна, а вызвали по ошибке его. Вскоре он ее опять встречает и, озадаченный, объясняет ей, что оказывается хиротония касается его самого.

Посылая его епископом в Китай, Митрополит Антоний писал: «Вместо меня, как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю Вам епископа Иоанна. Этот маленький, тщедушный человек, с виду почти ребенок, на деле зерцало аскетической твердости в наше время всеобщого духовного разслабления».

На Дальнем Востоке. Шанхай

По прибытию в Шанхай владыка Иоанн встретился с разгоревшимися в церковной жизни конфликтами. Его первая деятельность была направлена на умиротворение враждующих партий.

Особое внимание Владыка уделил религиозному образованию и взял себе за правило присутствовать на устных экзаменах по закону Божию во всех православных школах Шанхая. Он стал одновременно попечителем различных благотворительных обществ, активно участвуя в их работе.

Для сирот и детей нуждающихся родителей он устроил дом, поручая их небесному покровительству св. Тихона Задонского, особенно любившого детей. Владыка сам подбирал больных и голодающих детей на улицах и в темных переулках шанхайских трущоб.

Владыка старался заменить им отца, особенно оказывая им внимание во время великих праздников Рождества и Пасхи, когда родители так стараются порадовать своих детей. Он в те дни любил устраивать детям вечера с рождественской елкой, представлениями, доставал им духовные инструменты.

Его радостью было видеть молодых людей собиравшихся в братстве св. Иоасафа Белгородского, где проводились беседы по религиозным и философским темам, по изучению Библии.

Владыка был крайне строг к себе. Его подвиг основывался на молитве и посте. Пищу он принимал один раз в день – в 11 вечера. В первую и последнюю седмицу Великого Поста не вкушал вовсе, а в остальные дни Великого поста и Рождественскаго – только алтарный хлеб. Ночи проводил обычно в молитве и, когда силы его истощались, клал голову на пол, или находил краткий покой сидя в кресле.

Чудеса по молитвам Владыки Иоанна

Многочисленны чудеса по молитвам Вл. Иоанна. Описание некоторых из них позволит себе представить всестороннюю духовную силу святителя Иоанна.

В приюте заболела 7-летняя девочка. К ночи у нея поднялась температура и она стала кричать от боли. В полночь отправили ее в больницу, где определили заворот кишек. Вызвали консилиум врачей, которые объявили матери, что состояние девочки безнадежно и что она не вынесет операции. Мать просила спасти дочь и делать операцию, а сама пошла ночью же к Владыке Иоанну. Владыка позвал мать в собор, открыл Царския врата и начал молиться перед Престолом, и мать, стоя на коленях перед иконостасом, тоже горячо молилась о дочери. Это длилось долго, и уже наступило утро, когда Вл. Иоанн подошел к матери, благословил ее и сказал, что она может идти домой – ея дочь будет жива и здорова. Она поспешила в больницу. Хирург ей сказал, что операция прошла успешно, что никогда еще не наблюдал такого случая в своей практике. Только Бог мог ее спасти по ея молитвам.

Тяжело больная женщина в больнице звала Владыку. Доктор сказал, что она умирает, и не надо безпокоить Владыку. На другой день приехал Владыка в госпиталь и говорит женщине: «Что ты мне мешаешь молиться, ведь сейчас я должен совершать Литургию». Причастил умирающую, благословил и уехал. Больная уснула и стала после этого быстро поправляться.

Заболел бывший преподаватель коммерческого училища. В больнице, врачи определили сильно воспаленный аппендицит и сказали, что он может умереть на операционном столе. Жена пошла к Вл. Иоанну, разсказала ему все и просила помолиться. Владыка пошел в больницу, возложил руки на голову больного, долго молился, благословил его и ушел. На следующий день, медсестра разсказала жене, что когда она подошла к больному увидела его сидящим на кровати, простыня на которой он спал была вся в гное и крови: аппендицит ночью прорвался.

После эвакуации из Китая, Владыка с паствою очутился на Филиппинах. Однажды Владыка посетил больницу. Откуда-то из далека доносились страшные крики. На вопрос Владыки медсестра сказала, что это безнадежная больная, которую удалили ввиду того, что она всех безпокоит своим криком. Владыка хотел немедленно идти туда, но медсестра ему не советовала, так как от больной исходило зловоние. «Это не имеет значения», сказал Владыка и направился в другое здание. Владыка положил женщине на голову крест и начал молиться, затем исповедал ее и причастил. Когда он уходил она уже не кричала, но тихо стонала. Некоторое время спустя, Владыка опять посетил госпиталь, и эта женщина сама выбежала ему на встречу.

А вот случай изгнания бесов. Разсказывает отец об исцелении своего сына.

«Сын мой был одержимый, он ненавидел все святое, все святыя иконы и кресты, расщеплял их на тончайшия палочки и очень радовался этому. Я возил его к Владыке Иоанну, и он его ставил на колени, клал ему на голову то крест, то Евангелие. Мой сын бывал очень печальным после этого, а иногда и убегал из собора. Но Владыка сказал мне не отчаиваться. Он будет продолжать за него молиться, и со временем он поправится, а пока что пусть продолжает лечиться у докторов: «А вы не переживайте, Господь не без милости».

Так тянулось несколько лет. Однажды он дома читал Евангелие. Лицо его было светлое и радостное. И он заявил отцу, что надо ему поехать в Минхон (30–40 км. от Шанхая), в доме для умалишенных, куда он ездил иногда: «Мне надо туда ехать, там Дух Божий очистит меня от духа зла и тьмы, и я тогда отойду ко Господу», сказал он. Привезли его в Минхон. Через два дня отец приехал его навестить и увидел, что сын его безпокойный, безпрерывно двигается на кровати и вдруг начал кричать: «Не надо, не подходи ко мне, я тебя не хочу!»

Отец вышел в коридор, чтобы узнать, кто идет. Коридор был длинный и выходил на аллею. Там он увидел автомобиль, и из него вышел Владыка Иоанн и направился к госпиталю. Отец вошел в палату и видит, что его сын мечется на кровати и кричит: «Не подходи, я тебя не хочу, уйди, уйди!» Потом успокоился и стал тихо молиться.

В это время раздались шаги по коридору. Больной соскакивает с постели и бежит по коридору в одной пижаме. Встретив Владыку, падает перед ним на колени и плачет, просит отогнать от него духа зла. Владыка кладет свои руки на его голову и читает молитвы, потом берет его за плечи и ведет в палату, где и кладет его на кровать и молится над ним. Потом причащает.

Когда Владыка уехал, больной говорит: «Ну вот, наконец совершилось исцеление, и теперь Господь примет меня к Себе. Папа, вези меня скорее, я должен умереть дома». Когда отец привез его домой, то он был счастлив видеть все в своей комнате, а особенно иконы; начал молиться и взял Евангелие. На следующий день стал торопить отца, чтобы скорее звал священника, чтобы еще раз причаститься. Отец говорит, что он только вчера причащался, а сын возражает и говорит. «Папа, скорее, скорее, а то не успеешь». Отец позвонил. Приехал батюшка и сына еще раз причастили. Когда отец проводил священника до лестницы и вернулся, сын его уже изменился в лице, еще раз ему улыбнулся и тихо отошел ко Господу.

Вот как был прославляем Бог в действиях святителя Иоанна.

Но, при всем этом, нашлись люди которые его возненавидели, на него клеветали, старались его оттеснить, и даже нашлись такие, которые попытались отравить, и почти преуспели в этом, ибо он был при смерти.

Во время эвакуации из красного Китая, Владыка Иоанн проявил себя как пастырь добрый, ведущий паству свою к тихому пристанищу, готовый душу свою положить за овцы своя.

Всем известен случай когда он сидел сутками на ступенях Белого Дома в Вашингтоне и таким образом добился разрешения на въезд в Соединенные Штаты для более 5.000 беженцев.

В Западной Европе

В начале пятидесятых годов, Владыка Иоанн был назначен на кафедру Зап.-Европейской Епархии, с титулом Архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского. Поселился Владыка в кадетском корпусе в Версале. Опять при любимых им детях.

Владыка оказался незаменимым попечителем и отцом для сестер Леснинской обители, только что эвакуировавшихся из Югославии. Он с особой ревностью служил в Храме-Памятнике в Брюсселе, воздвигнутом в память Царской семьи и всех жертв революции. Он в Париже нашел хороший особняк и создал в нем свой кафедральный храм посвященный Всем Русским Святым. Владыка неутомимо объезжал храмы своей широко раскинутой епархии. Он непрестанно посещал госпиталя и тюрмы.

В Западной Европе его деятельность приобрела апостольское значение. Он ввел почитание западных святых первых веков, представив Синоду на утверждение список с подробными указаниями сведений о жизненном пути каждого святого в отдельности. Он способствовал развитию французской и голландской Церквей. Пусть результаты в этой области многими ставятся под вопрос, но ищущим православной веры и жизни он не мог отказать в своей поддержке, возлагая очевидно надежду на духовную настроенность отдельных лиц. Эта его деятельность нашла свое оправдание во многих случаях. Укажем только на тот факт, что рукоположенный им священник испанец прослужил около 20 лет настоятелем в созданном им парижском храме.

По молитвам Вл. Иоанна происходило множество чудес и в Западной Европе. Для свидетельства о них потребуется особый сборник.

В дополнение к тем разносторонним чудесным явлениям приведенным выше, как прозорливость, исцеление душевных и телесных больных, имеются два свидетельства о том, что Владыка пребывал какой-то момент в сиянии и стоящим на воздухе. Об этом свидетельствовала одна монахиня Леснинской обители, и также чтец Григорий в церкви Всех Русских Святых в Париже. Последний закончив однажды чтение часов, подошел за дополнительными указаниями к алтарю и увидел чрез приотверстую боковую дверь Владыку Иоанна в лучезарном свете и стоящим не на земле, но на разстоянии примерно 30 см. от нея.

В Соединенных Штатах. Санъ-Францисско

На побережье дальняго Запада Америки прибыл Владыка на свою последнюю кафедру осенью 1962 года. Архиепископ Тихон ушел по болезни на покой, и в его отсутствии строительство нового кафедрального собора остановилось, так как резкия разногласия парализовали русскую общину. Под его руководством мир был в какой-то мере возстановлен и величественный собор закончен.

Но не легко было Владыке. Много пришлось ему кротко и молчаливо терпеть. Его вынудили даже явиться в общественный суд, что было вопиющим нарушением церковных канонов, требуя ответа на абсурдное обвинение в сокрытии им нечестных финансовых операций приходского совета. Правда, все привлеченные были в конце концов оправданы, но последние годы жизни Владыки были омрачены горечью от поношений и преследований, на которыя он отвечал всегда без жалоб и осуждения кого-либо.

Сопровождая чудотворную икону Богоматери Курско-Коренную в Сеаттель, Владыка Иоанн, 19 июня / 2 Июля 1966 года, остановился в тамошнем Свято-Николаевском соборе – Храме-Памятнике Новомученикам. Отслужив Божественную Литургию, он оставался еще три часа наедине в алтаре. Затем навестив с Чудотворной Иконой духовных детей около собора, он последовал в комнату церковного дома, где останавливался, когда вдруг послышался грохот и, прибежавшие его бывшие прислужники увидели, что Владыка уже отходит. Его посадили на кресло и он, пред Чудотворной Иконой Богоматери предал душу свою Богу, уснул для этого мира, о чем так ясно предсказывал многим.

Шесть дней лежал Владыка Иоанн в открытом гробу и, несмотря на жаркую летнюю погоду, не ощущалось от него ни малейшого запаха тления, и рука его была мягкой, неокоченевшей.

Открытие святых мощей

2/15 мая 1993 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей было принято решение причислить к лику святых Архиепископа Иоанна Шанхайского и Санъ-Францисского.

Предварительное освидетельствование честных его останков состоялось 28 сен. / 11 окт. 1993 г. Вторичное освидетельствование и переоблачение останков святителя имело место 1/14 дек. 1993 г., в день памяти прав. Филарета Милостивого.

При пении ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель» снята была крышка с гроба, и предстали перед охваченными трепетом и благоговением священнослужителями нетленныя останки Владыки: сохранились брови, ресницы, волосы, усы, борода; рот приоткрыт, руки слегка приподняты, пальцы частично согнуты, создавая впечатление, что Владыка проповедует с движением руки; все мышцы, сухожилия, ногти сохранились; тело легкое, высохшее, застывшее.

При пении канона свят. Андрея Критского приступили к помазанию всего тела елеем. Затем совершено было помазание святых мощей миром от иконы Божией Матери Иверской-Мироточивой при пении тропаря: «От святыя иконы Твоея, о Владычица Богородице». После этого началось облачение в новыя одежды, вплоть до архиерейского облачения белоснежного цвета с серебряными галунами и крестами.

Отслужена была заключительная заупокойная лития. «Вечная память» разносится по всей вселенной. Потом с воодушевлением поют служители тропарь:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Иоанне премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице (свирель) духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим».

* * *

Тропарь Святителю Иоанну (гл. 5-й):

Попечение твое о пастве в странствии ея,/ се прообраз и молитв твоих,/ за мир весь присно возносимых:/ тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне!/ Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Таин,/ ими же сам присно укрепляем,/ поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший./ Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущих тя.


Источник: «Пасха среди лета». Торжественное прославление Святителя Иоанна Шанхайского чудотворца в Санъ-Францисско 19 июня / 2 июля 1994 г. — Villemoisson (France): Изд. Миссионерского Фонда Зап.-Европ. Епархии Русской Православной Церкви заграницей, 1996. — С. 2-10.