Смысл жизни
О смысле жизни
- Человек создан для счастья и блаженства. Истинное счастье и блаженство возможно лишь в единстве с Богом – единственным неисчерпаемым Источником всяческих благ.
- Смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы раскрыть в себе черты образа Божьего, правильно воспользоваться Божественными дарованиями, возрасти возрастом духовным, обрести любовь к Богу и ближним, богопознание и богообщение, достичь Царства Божьего, унаследовать вечную блаженную жизнь.
- Замыслу Божьему о человеке соответствует обожение человека. Оно подразумевает: 1) уподобление Богу. 2) благодатное приобщение человека к Богу. Обожение осуществляется при содействии Божественной благодати (помощи).
- Наследование Царства Божьего подразумевает соответствие человека этому Царству, его готовность и способность жить по нормам святых. Для этого Бог основал Свою Церковь, как корабль спасения. Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами для подготовки к Царству славы. Cовершаемые в ней Таинства, богослужения, проповеди нацелены на обожение и подготовку людей к будущей, вечной жизни с Богом.
- О смысле жизни говорит Сам Иисус Христос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25-26); «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).
- Верующий человек ищет смысл жизни не только умом, но и сердцем для христианина это вовсе не отвлеченный философский вопрос, а потребность души.
- Главным смыслом жизни христианина не может быть то, что дается только на время, что легко отнимается, рушится, заканчивается.
- Христианин стремится достичь нетленных даров, стремится собрать «себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20).
- Знать, в чём состоит смысл жизни — значит иметь объективное разумное представление о своем призвании и предназначении. Христиане знают, в чём состоит этот смысл, тогда как многие философы, ученые, литераторы, деятели искусств лишь только ищут его (для кого-то он состоит в оставлении потомства, для кого-то в оставлении исторической памяти о себе, для кого-то в великих делах на благо общества, для кого-то в ином).
- Помимо главного смысла земной жизни человека можно выделять частные смыслы, связанные с реализацией частных замыслов, планов, задач. Однако артикулировать частные смыслы как главный – чревато тяжелыми последствиями.
***
О природе зла
- Зло не является некой изначальной сущностью, совечной и равной Богу.
- Зло вообще не имеет внутренней сущности, как имеют её Божьи творения, оно не сотворено Богом, но явилось вследствие злоупотребления свободой произволения разумно-свободных творений (денницы (сатаны), ангелов последовавших за денницей, людей).
- Зло не существует само по себе. Как тьма или тень не является самостоятельным бытием, но лишь отсутствием света, так зло есть лишь недостаток добра, подобно тому, как болезнь – недостаток здоровья (зло паразитирует на добре).
- Несмотря на то, что зло не имеет сущности, оно - реально; зло – совокупность форм противления Божественной воле, противления Добру.
- Бог создал мир свободным от зла Ангелы, люди, материальный мир – все это по природе не является злым. Злыми ангелы или люди могут быть вследствие богопротивного нравственного выбора между добром и злом.
- Способность человека свободно и осознанно выбирать зло указывает на его совершенство, как творения Божьего. Если бы он не имел этой способности, то он не смог бы стать добродетельным (добродетель подразумевает свободное и осознанное стремление к Добру).
- Промышляя о мире, Бог попускает зло в той мере, в какой это соответствует Его Домостроительству. Зло можно победить только добром.
- Церковь наделена всеми необходимыми благодатными средствами, чтобы люди могли успешно бороться с грехом, со злом.
- Со вторым пришествием Спасителя Царство зла будет повержено, творившие добро воскреснут для вечной блаженной жизни, а делавшие зло будут осуждены на вечные мучения.
См. также: Понирология
***
О Боге
- Бог – Дух всесовершеннейший, беспредельный, простой, самобытный, неизменяемый, вечный, неизмеримый, премудрый, всеведущий, всемогущий, всесвободный, всеблаженный, святой, благой, справедливый, исполненный любви.
- Бог – единственен.
- В Боге различают: Личности ((Ипостаси (Лица); сущность (природа, естество); энергии (действия)).
- Бог – един по сущности и троичен по Лицам; эти Лица: Отец, Сын, Святой Дух; каждое Лицо Пресвятой Троицы обладает полнотой Божественных совершенств, каждое – Бог, однако Отец и Сын и Святой Дух – не три Бога, но один, Троица единосущная и нераздельная.
- Три Лица Святой Троицы различаются только личными (ипостасными) свойствами или, сказать иначе, образами Своего бытия: Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит, но Сам рождает в вечности Сына и изводит Святого Духа; Бог Сын вечно рождается от Бога Отца, а Бог Дух Святый вечно исходит от Бога Отца.
- Бог – Творец и Промыслитель мира.
- Бог в Своем Существе непостижим, Его могут знать лишь отчасти, настолько, насколько Сам Он благоволит открывать Себя Своим творениям и в той мере, насколько эти творения способны Его Откровение воспринять.
- При том, что Бог троичен по Лицам, Божественное действие не есть сумма обособленных действий Отца, Сына, Святого Духа; оно – «всегда» едино, «всегда» проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
См. также: Доказательства бытия Бога, Пари Паскаля, Атеизм.
***
О вере и неверии
- Понятие «вера в Бога» может трактоваться по-разному: 1) как рассудочное принятие факта существования Бога; 2) как признание истин о Боге и Его отношении к миру; 3) как доверие Богу, выражаемое, помимо веры в Его бытие и в открытые Им истины, в деятельном стремлении к соединению с Ним, соответствующем высшему призванию и предназначению человека.
- В Православии вера, в возвышенном понимании этого слова, подразумевает наличие нескольких аспектов, среди которых выделяются: признание факта существования Бога; вера в истинность Его Откровения; доверие Богу; деятельное осуществление требований Его святой воли, верность Богу.
- Православной верой нередко именуется Православная религия.
- Истинная, спасительная вера есть та, которая соответствует Истине, является залогом спасения. Такая вера свойственна православным. Она приобретается и укрепляется человеком осознанно и свободно (Мк.11:23; Мк.16:16; Ин.7:38), при содействии Божественной благодати (Деян.17:28; Ин.15:5; Рим.12:3; Еф.2:8).
- Приобретение истинной веры подразумевает признание и усвоение человеком тех основных догматических и нравоучительных истин, которые открыты Богом.
- Вера истинно верующего человека выражается в его мировоззрении, миросозерцании, мироощущении, в подразумевающих нравственную оценку частных мыслях, желаниях, поведении, деятельности.
- Различают три уровня восхождения верующего человека к Богу. Этим уровням соответствуют три образа: как раб, как наёмник, как сын. На первом уровне человек, восходящий по лествице духовных совершенств, в значительной мере движется, будучи побуждаем страхом перед возможными наказаниями; на втором – стремлением к приобретению высших благ; на третьем действует по любви к Богу, к Добру, по любви к ближним.
- Приобщение к вере Христовой осуществляется через усвоение Евангельского учения, приобщение к Истинной Церкви, соблюдение заповедей.
- Быть верующим, христианином, в строгом значении слова, означает жить полнотой христианской жизни.
- Вера, ограниченная лишь сухим, холодным признанием факта существования Бога, в чём-то схожа с бесовской (Иак.2:19).
- Вера, не подкрепленная более или менее глубокими знаниями, может приводить к заблуждениям, зарождению и развитию ложных представлений о Боге, к формированию в сознании воображаемого идола.
- Неверующему, но желающему веровать, следует просить у Бога встречи с Ним и внимательно наблюдать за собой: Бог обязательно ответит на искреннюю молитву, например, через обстоятельства жизни, через ближнего, а может быть и прямо через сердце человека (Иер.29:13).
- Неверие может базироваться на безразличии, а может - и на нежелании менять привычный греховный образ жизни.
- Неверие может служить почвой для множества видов грехов.
***
Жизнь после смерти
- Смерть человека и животных – результат грехопадения первых людей.
- Смерть – средство против бескрайнего умножения зла в мире и человеке, т.к. зло – не только поступок, но и состояние.
- Смерть человека – это временная гибель его тела вследствие разлучения души и тела; душа любого человека бессмертна. Смерть не тупик, смерть – это дверь.
- Под «смертью души» подразумевают состояние богоотверженности. Игнорирование заповедей ведёт к этому состоянию.
- Тела всех людей будут восстановлены Богом перед Вторым Его пришествием и станут нетленными и бессмертными.
- Человек не способен спастись от вечной смерти без помощи Творца.
- Бог воплотился и потенциально спас от вечной смерти всех желающих – Своими жизнью, учением, крестной смертью и воскресением (1Кор.15:21-23).
- Желающим спастись необходимо приобщиться к дарованному спасению в лоне Церкви
- Наша жизнь не ограничена смертью земного тела и мимолётна по сравнению с будущей вечностью.
- У христианина есть 3 дня рождения: физическое, духовное (в Крещении) и день смерти (рождения в блаженную вечную жизнь).
- Страшна не смерть, а неподготовленность к вечности.
- До Страшного Суда окончательная посмертная участь грешников еще не определена, и мы можем помочь им.
***
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).