Слово на освящение храма в Заоникиевской пустыне

Источник

Этот, вновь построенный, каменный, так называемый, скитский храм во имя св. благоверного князя Александра Невского, освящен лично Его Преосвященством, Преосвященнейшим Феодосием, Епископом Вологодским и Устюжским, 22 октября 1878 года.

Еще не так давно прошло то время, когда эта пустынная обитель, место избранное самой Царицей небесной и прославленное явлением Ее святой иконы, и множеством благодатных исцелений и чудес, было в крайнем упадке и клонилось к запустению. Еще многие помнят, как все здесь, на что ни посмотреть, начиная с малого, темного и ветхого храма, и согнившей, и разрушившейся ограды, возбуждало горькие чувства сожаления; не из кого было выбрать настоятеля, да и настоятельствовать было почти не над чем. Казалось, что и эта обитель иноческая, подобно многим другим, за отсутствием иноков и средств к их содержанию, скоро должна будет прекратить свое жалкое существование. И вот в наше время, когда так много, и говорят, и пишут против монастырей и монашества, забытая всеми и обнищавшая обитель, сверх всякого чаяния и в самое короткое время, наполняется иночествующими, всецело обновляется и приходит в цветущее состояние. Кто мог предвидеть такую неожиданную перемену? Кто поверил бы этому, видевши обитель за какие-нибудь пятнадцать, двадцать лет? Мало того, среди не малочисленного и благоустроенного общежития, воскресает дух древнего подвижничества, является мысль о житии скитском и для ревнителей его, ищущих высшего иноческого совершенства, созидается новый благолепный храм, для непрерывного деннонощного славословия Богу, по подобию знаменитой в древности Цареградской обители Неусыпающих. В этом храме, освящение которого сподобились мы теперь видеть, не только каждодневно, и утро, и вечер и полудне, но и в самую полночь, когда воздремлет и предастся сну все, здесь, по подобию Евангельских мудрых дев, будут гореть светильники, не перестанут греметь гусли Давидовы и фимиам молитвы возноситься к престолу благодати. He явный ли это знак благоволения и покровительства Божией Матери, обещавшей преподобному Иосифу прославить это место и пребывать от него неотступно? He доказательство ли это того, что преподобный основатель обители и преемники его подвигов игумены Антоний и Иоанникий не перестают умолять Ее о том? Какое великое утешение и радость для вас, братья обители, сознавать и чувствовать над собой материнский покров Царицы небесной и быть уверенными в том, что почивающее здесь в благоухании святыни преподобные бдят на страже своего стада, непрестанно за вас ходатайствуют и готовы помогать вам во всех духовных ваших подвигах! Какая отрада нам, влающимся в пучине мирской, видеть вашу обитель обновляющейся и возрастающей, и хоть изредка, по временам находить в ней успокоение для души и почерпать новые силы для противоборства бурям житейским. Уже одно то, что когда мы, утружденные злобой дня, предадимся сну и будем, подобно мертвым, беззащитны по душе и по телу, вы будете стоять здесь на страже ночной, и богодухновенными словами царя Пророка, как орудием, прогонять врагов, защищать нас и молить за нас Бога, до глубины трогает сердце наше и делает вашу обитель дорогой и любезной для нас. Обновляйся же, расти и цвети, святая обитель в прославление Божией Матери и почивающих в тебе преподобных!

Восходи от силы в силу в духовном делании и пусть этот святой храм будет дверью к небу и послужит спасению многих. Пусть при входе в него сердце нераскаянного грешника поражается спасительным страхом и трепетом, как пред судилищем Божиим, а все труждающиеся и обремененные находят себе в нем отраду и утешение, как в дому отца чадолюбивого. Пусть каждый приходящий в обитель богомолец встречает в ней всегда не один только радушный прием и успокоение телесное, но и назидание, и пользу душевную. Антоний великий говорит: свет инокам ангелы, а иноки свет мирянам. Пусть же иноки, братья сей обители, будут солью земли и светом для окрестных жителей и всех посещающих обитель! Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрые дела ваши и прославят Отца вашего, иже есть на небесах. Это будет самая высокая и святая заслуга, и пред Богом, и пред людьми!

Благодарение Господу! Дело, начатое во славу пресвятого имени Его, окончено, воздвигнут новый благолепный храм, освящен новый таинственный жертвенник для приношения Богу страшной всеочищающей бескровной жертвы за живых и умерших. He часты ныне подобные события; и чем они реже, тем выше и дороже должна быть для нас заслуга храмоздателей. И как чудно и неожиданно, истинно паче всякого чаяния и надежды, Матерь Божия устрояет и украшает свою обитель, откуда посылает ей источники изобилия и довольства! Как некогда в Киеве, для построения храма Своего, преподобным Антонию и Феодосию послала Она и зодчих, и иконописцев из далекой Греции, и Сама дала и св. мощи для основания храма, и свою икону, так и здесь, устроителями храма являются люди далеко живущие, и едва ли прежде слышавшие о существовании этой пустынной обители, и что еще удивительнее, один из них уже скончавшийся; и для этого храма, из святого Афона, жребия Божией Матери, приносится Ее икона, назначавшаяся совсем в другое место. Кто положил на сердце храмоздателям, кто возбудил в них это святое желание и чрез множество городов, сел и монастырей указал им на эту, далекую и малоизвестную пустыню? Кто, как не Матерь Божия, пекущаяся о своей обители? И блаженны, стократ блаженны вы, благочестивые храмоздатели и благотворители, что послушались тайного внушения Ее, и данные вам Богом сокровища принесли Ему в дар, и устроили святой храм. Это лучший и вековечный памятник почившему другу вашему Александру; деньги, на него издержанные, отданы вами взаем Богу, Который воздаст вам за то сторицей. Ибо ежели чаша студеной воды, поданная во имя Его, не будет забыта и не останется без награды, то какая великая награда ожидает вас за столь похвальное и святое дело! Вы создали прекрасный храм Богу на земле, а Он введет вас за то в Свой нерукотворный храм небесный.

Но до того ли ныне, скажут может быть, чтобы устроять новые храмы и тратить деньги на их украшение, и великолепие, когда в мире столько горя и бедности, так много нужд и общественных, и частных, которых и удовлетворить нечем? Не лучше ли бы было храмоздателям употребить свои деньги на дела, более необходимые и полезные, на вспомоществование ближним, которые часто нуждаются в самом необходимом, на устройство приютов для сирот, богаделен для престарелых, училищ, больниц? Как, a разве сооружение храмов Богу не есть вместе и благодеяние ближним, всему обществу и даже самое величайшее? Храм Божий есть именно тот приют, та странноприимница, куда притекают и собираются странники земли, чтобы отдохнуть от трудов своих на пути в горнее отечество, чтоб освежиться здесь и запастись новыми благодатными силами на дальнейший путь, и борьбу с врагами нашего спасения. Св. храм есть самое лучшее для христианина училище, в котором преподается ему не суетная и тщетная философия, но чистое учение самого Христа Спасителя, и Его пророков и апостолов, которое для нравственного образования и духовного просвещения народа сделало, и делает более, нежели могут сделать все училища человеческие вместе. Без мала тысячу лет в России почти не было других училищ, кроме храма и однако же, это не помешало ей возрасти и укрепиться, и выйти целой, и невредимой из всех бед и несчастий. Если бы и ныне, мы более и прилежнее внимали учению, преподаваемому в этом училище, то конечно не узнали, и не испытали бы многих несчастий и бед, ныне нас удручающих. Храм есть такая врачебница, где сотни и тысячи христиан находят себе врачевание от всех своих немощей и болезней духовных в продолжение всей своей жизни. Храм, это рай, место общее для людей и ангелов, небо на земле, скиния Божия с человеки (Отк.1:3). Страшно место сие, несть сие, но дом Божий, и сия врата небесные (Быт.28:17). Много различных путей к небу; и путем иночества, и путем мирской жизни можно достигнуть его; но дверь в него одна – святой храм, сии врата небесные! Потому-то пр. Давид столько любил посещать храм сам, что лучше для него было провести в нем один день, нежели тысячи в другом месте, желал приметатися (Пс.83:11), у порога стоять, последним быть, но только бы в храме и радовался, когда другие говорили: пойдем в храм Господень. Одним словом: надобно вовсе не понимать значения храма для христианина, чтобы в созидании и украшении храмов, и пожертвовании на них, не видеть величайшего благодеяния ближним и считать их ненужными. Когда слышишь подобные суждения нынешних мудрецов, невольно приходит на память тот несчастный, который, под видом заботы о нищих, пожалел драгоценного мира возлеянного на главу Спасителя.

Правда, что Бог не требует излишнего великолепия; и бедный, и богато украшенный храм одинаково святы и приятны Ему; но, по Его же повелению все, что было во святая святых древней скинии, было из чистого золота, а она была еще только прообразование нынешних христианских храмов, сень грядущих благ. Ежели мы веруем, что храм есть жилище Вседержителя: то как бы ни были богаты и великолепны его украшения, хотя бы он весь блистал золотом и драгоценными камнями, разве можно когда-либо назвать их излишними и превосходящими меру приличия, подобающего дому Божию? На что же прежде всего и должны мы употреблять данные нам Богом блага, если не для славы Его имени? И если мы хлопочем, и стараемся об убранстве и украшении собственных жилищ; то не стыдно ли будет нам и не грешно ли оставить в бедности, и как бы в пренебрежении то место, где видимо и невидимо обитает сам Бог, где совершаются для нас святейшие таинства нашей веры? И по чувству благоговения к Всевышнему, и по чувству любви и благодарности к Нему, не должны ли мы быть готовыми на всякие пожертвования и всячески стараться о том, чтобы только соделать храм достойным обиталищем Царя небесного, и чтобы этот дом Божий, как великолепием, так и украшениями далеко превосходил все жилища человеческие, и напоминал тем нам, как свято и страшно место сие. И Господу Богу все такие приношения наши в пользу святых храмов, как выражение и свидетельство чувств наших, благоговения, любви и благодарности к Нему, без всякого сомнения приятны и благоугодны. В этих вещественных жертвах, Он видит нашу духовную жертву, – наше сердце, живущее верой в Него и пламенеющее к Нему любовью. Опытом дознали это отцы наши, жители г. Вологды, в один день построившие св. храм и тем избавившиеся от поражавшей их смертоносной язвы.

Благодарение Господу Богу! Дело, начатое в прославление святого имени Его, благополучно приведено к окончанию, храм Господень воздвигнут, украшен и освящен. Но торжествуя освящение его, будем помнить, братья, что у Господа есть другой храм, еще более для Него дорогой и любезный – душа наша. He весте ли, яко храм Божий есте и Дух святый живет в вас? Необходимы, честны и святы храмы вещественные, но потому только, что они служат орудием и средством к освящению храма духовного. В каком же положении находится у нас этот последний храм, все ли в нем достроено, украшено и освящено? Написан ли в нем образ Христов, о чем так много заботился великий апостол Павел, говоря: чадца м я, ими же паки болезную, дóндеже вообразится в вас Христос (Гал.4:19). Горит ли в нем светильник веры, поставлена ли трапеза любви? Омывается ли он у нас слезами покаяния, облагоухается ли ароматами дел благих? Ибо не будет нам ни малейшей пользы, если мы и все сокровища мира употребим на украшение храмов вещественных и оставим в нечистоте, и без освящения душу свою, этот нерукотворный и разумный храм Божий. Обновим же новоосвященный храм усердной и пламенной молитвой об очищении и освящении душ наших, и будем всегда всеми силами стараться о том, чтобы самим нам, яко камению живу, созидаться в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом.

Господи Боже наш! Аще небо и небо небесе не довлеют Ти, кольми паче храм сей. Но смиренно молимся, да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, и услышиши молитву рабов Твоих, о них же помолятся на месте сем, и Ты услышиши на месте обиталища Твоего на небеси: и сотвориши, и помилуеши. (3Цар.8:39, 3Цар.8:30). Аминь.

Священник Иоанн Верюжский


Источник: Верюжский Иоанн, свящ. Слово на освящение храма в Заоникиевской пустыне: [22 окт. 1878 г.] // Вологодские епархиальные ведомости (Прибавления). 1878. № 23. С. 360–367.

Комментарии для сайта Cackle