Азбука верыПравославная библиотека святитель Иоанн Златоуст Слово о посте и милостыне{*Эта беседа, отнесенная в издании Миня к разряду Spuria, помещена в 1 т. этого издания. Так как она не вышла в 1 томе нашего издания, то мы и помещаем её в конце 2-го тома.


Spuria

Слово о посте и милостыне*

Прекрасен пост, прекрасно также и чтение Писаний; но прекрасно в том случае, когда за ним следует дело, так как, если ты читаешь, а не делаешь, то чтение бывает тебе в осуждение и в повод к наказанию. «Не слушатели закона, – говорится, – праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13); и опять Христос говорит: «если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин.15:22). Блажен говорящий в уши слушателей, в особенности когда они уплатят прибыль; а прибыль – послушание и исполнение заповедей Божиих, как говорит Господь: «и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф.25:27). Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Ведь и земледелец сеет для того, чтобы сжать, и купец для того совершает путешествия в чужие края, чтобы собрать имущество, и кормчий для того проплывает много морей, чтобы наполнить корабль товарами. Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Теперь ищу не того, какова – трапеза, но – произошло ли изменение злого образа мыслей. Если госпожа, то есть, душа, прелюбодействует, то зачем бичуешь служанку, то есть, чрево? Если душа притупляется, то зачем истощаешь тело? Говорю это, не обвиняя вас, но – ради легкомысленных. Если бы я увидел, что вы высоко летите, то всетаки пожелал бы, чтоб вы возлетели выше: такова тирания любви. И, подобно тому как сребролюбцы, чем больше соберут золота, тем больше отыскивают, так и мы сильнее желаем вашего успеха. Итак, если хочешь быть принятым у Бога, то постись, брат, как ниневитяне; те закона не получили; это те, о которых говорит Павел: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим.2:14).

Поэтому не хвастайся праздным постом, – один только пост не вводит на небо, если не имеет своей сестры – милостыни, потому что она соединена с ним, и между ними не только братские и тесные отношения, но милостыня служит даже опорой поста. И откуда это известно? Ангел говорил Корнилию: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян.10:4). Милостыня – крыло молитвы; если не сделаешь молитве крыла, то она не летит, а когда душа окрылена, то она быстро несется на небо. Доколе сребролюбие и желание имуществ? Все это, брат, уничтожается вместе с настоящей жизнью. Но ты несомненно скажешь мне: «говори это самому себе». И себе самому, брат, говорю, и вам, потому что увещание касается всех. Слушая это и исправляясь, я получаю от вас благодеяние; и хотя бы тот, кто говорит, был раб, я принимаю совет, и хотя бы был свободен, я с готовностью слушаю. Не различие лиц, но польза совета делает, что я принимаю то, что говорится. И если Моисей, столь великий муж, беседовавший с Богом, не погнушался советов тестя своего, хотя тот был варвар, но даже и он принял их и Бог подтвердил (Исх.18:24), то во сколько раз более мы? Не говорю тебе: сделайся неимущим, но – истрать излишек на бедных, чтобы избыток твой сделался для тебя основанием спасения. Разве не видите на дороге многих бедных? Почему они остаются больными и нагими? Один очень молод, другой же очень стар; один опирается на другого, и страдание их велико.

Итак, дай сорабу, чтобы иметь должником Господа, для Которого приятно быть должником и Который отдает капитал с лихвой. А лихва в отношении к внешним делам – преступление, в отношении же к Богу – похвала. Ты не даешь бедному? Обращай внимание на Того, Кто чрез него просит, и устыдись достоинства, присущего Приемлющему: бедняк получает – и Бог берет взаймы. Поразмысли, как нисшел Господь твой ради того, чтобы склонить тебя не быть жестоким и бесчеловечным. Вы видели Меня алчущим – и не напитали, жаждущим – и не напоили, странником – и не приняли, нагим – и не одели (Мф.25:42–43), и так далее. Итак, ты не даешь алчущему Христу? Ты и бедный вместе получаете с трапезы тело Его, одинаково причащаетесь из чаши Его. Он участвует с тобой в великих и страшных вещах, и ты не уделяешь ему малых? Разве то, что ты доставляешь ему, твое? Ведь хотя бы ты получил от родителей, хотя бы от предков, это принадлежит Богу. Зачем зарываешь это в землю? Дай бедному, и Господь сохранит тебе это весьма надежно.

Разве не видишь, что делает земледелец? Часто, по причине бедности не имея семени, он отдает в залог свою одежду и получает то, что хочет, и вверяет земле? Хотя бы часто наступала неблагорастворенность времен и хотя бы он уходил, ничего не сжавши, но, однако, доверяет земле, потому что надеется. Итак, ужели то, что делает земля, не может совершить Господь? Подражай той вдове в ветхом завете, которая имела «горсть муки в кадке и немного масла в кувшине», – так как этим она угостила пророка (3Цар.17:12); или той – в Евангелии, которая, бросив две лепты, превзошла всех, потому что бросила все свое богатство (Лк.21:2–3). Но что ты говоришь? Я – беден и не имею денег. Не имеешь двух лепт? Если же и не имеешь, то Бог ищет избытка доброго образа мыслей. Поэтому Он говорил: если кто даст «чашу холодной воды, ...не потеряет награды своей» (Мф.10:42). Смотри, что Он говорит: «холодной воды», не горячей, чтобы из-за траты дров ты не лишился своей награды. И сколько золота ни заставил бы заплатить тебя царь, ты, вешаемый, мучимый пыточными веревками, даешь, что именно он желает; хотя бы ты был беден, он не обращает внимания на состоятельность лиц, но на свою собственную выгоду. Бог же поступает не так, но требует по силам каждого.

Почему они – бедны? Не потому, что Бог не мог ниспослать золотого дождя, но для того, чтобы бедность сделалась для тебя облегчением твоих прегрешений. «Великое – человек и драгоценное – человек милосердный»1 (Притч.20:6). Смотри, сколь велика милостыня. Бог сравнивает сострадательного человека с самим Собой. «Итак, будьте милосерды, – говорит Он, – как и Отец ваш небесный милосерд» (Лк.6:36). Если придет смерть, то сокровища остаются здесь. Почему же не предпосылаешь их для себя самого туда, чтобы в тот день бедные оказались ходатаями за тебя там, где нет ни ритора, ни защитника? Вот бедные показывают свои одежды и повязки и уносят тебя из огня. Не так солнце, освещая лед, заставляет таять, как милостыня, столкнувшаяся со множеством грехов, истребляет их.

А чтобы ты понял высоту милостыни, подумай: что соединено с большими трудами, чем девство? Ничто. Добродетелей много: одни – великие, другие – большие, третьи – меньшие, но ничто не представляет большей трудности, чем девство: оно борется с природой; эта война не имеет перемирия; это – сражение, никогда не имеющее мира, разве только по милости Христовой. Дева стоит, собирая огонь против самой себя и не горя; дева, стоя на угольях, не сгорает; находясь в пещи, не пылает, орошаемая, как три отрока; состязаясь с невидимыми силами, подражает Михаилу и соперничает с Гавриилом. В раю было девство и погублено змием. Поэтому в промежуточное время оно не являлось; а когда пришел рожденный от Девы Иисус Христос – Сын Божий, тогда оно явилось опять. Желаешь узнать высоту девства? Моисей разделил море, изменил воздух, низвел манну, и злословили на него из-за его собственной жены – эфиоплянки, за то, что он вступил с ней в брак (Числ.12:1). И Авраам, и Исаак, и Иаков, а также и Иосиф, хотя и целомудренный, однако, после того вступил в брак. Желаешь понять, сколь велико – девство? Христос, придя, не связал его необходимостью, – возвеличив остальные добродетели, вместе с тем не возвеличил этой, для того, чтобы ты был увенчан в том случае, если будешь в ней преуспевать добровольно. Подвизающиеся в воздержании и нищете заботятся прежде всего о ней. «Ибо есть скопцы, которые... родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного», отсекши не члены, но удалив от себя необузданную похоть. «Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12). И апостол, исчислив все добродетели, зная глубину этой, говорит: «относительно девства я не имею повеления Господня» (1Кор.7:25). Ты видел, как велико девство? И, однако, без милостыни оно не спасло; милостыни же без девства спасли.

Пять юродивых дев, не имевшие елея, а только одно девство, не вошли в брачный чертог; они говорят мудрым: «дайте нам вашего масла» (Мф.25:8). Справедливо же они названы юродивыми, потому что, преуспев в более трудном, они не совершили того, что не требовало труда, – низложили великого противника и были побеждены слабейшим. И когда пришел жених, то мудрые девы вошли в брачный чертог; также пришли и те – стуча; и он говорит им: «не знаю вас» (Мф.25:12). Почему? Потому что видели меня алчущим, «и... не дали Мне есть» (Мф.25:42). Но да не будет, чтоб и мы услышали такой голос! Преуспевшим же в милостыне говорит: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Почему? Потому что соблюли девство? Никоим образом; но потому, что «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и в темнице.., и вы посетили Меня» (Мф.25:35–36). А чтобы ты понял, сколь велика милостыня, опять желаю напомнить вам эту историю. Было десять дев: пять мудрых и пять юродивых: и был голос в полночь. Встаньте, идет жених. Полночь – воскресение, когда ангелы пробудят всех нас. Встав же, «девы... поправили светильники свои» (Мф.25:7). А светильник – девство, которое есть нечто чистое, пламенное, светлое. Юродивые говорят мудрым: «дайте нам вашего масла». Мудрые говорят им: боимся, «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас» (Мф.25:8–9) (не из зависти не дали, потому что там какая уже нужда в золоте, нет там ни богатого, ни бедного), но, отправившись, купите (Мф.25:9). И кто – продавцы? Бедные; ты больше получаешь, чем даешь: даешь ты ему земное, а получаешь небесное. Итак, «когда... пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф.25:10). Те же, придя начали стучать, и Он говорит им: «не знаю вас» (Мф.25:12). Видишь, так как они милостыни не имели, то и потеряли труд девства и остались вне брачного чертога. Итак, поняв выгоду милостыни, будем, братие, творить ее, чтобы нам и попасть в брачный чертог, и насладиться вечными благами, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу, со Святым и Благим, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Перев. проф. П.А.Юнгерова – и.И.

*

Эта беседа, отнесенная в издании Миня к разряду Spuria, помещена в 1 т. этого издания. Так как она не вышла в 1 томе нашего издания, то мы и помещаем её в конце 2-го тома. Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1896. Том 2, Книга 2, Творения св. Иоанна Златоуста, считаемые сомнительными, с. 906-910.