святитель Иоанн Златоуст

Толкование на второе послание св. Петра

Глава I.

2Пет. 1:2. Благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Иисуса Христа Господа нашего.

Ничего нет равного ему; поэтому мы молимся и просим ангела мира, и всюду просим мира в церквах, мира в молитвах, в прошениях, в приветствиях. И раз, и два, и три, и многократно дает его предстоятель церкви (говоря): мир вам. Почему? Потому что он – матерь всех благ и основание радости. Поэтому и Христос повелел апостолам, при входе в дом, произносить это прежде, как символ благ. «Воньже аще дом внидете, первее глаголите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Когда его нет, все напрасно. И ученикам Христос говорил: «мир мой даю вам» (Ин. 14:27). Он прокладывает дорогу любви.

2Пет. 1:5–7. И в самое же сие, тщание все привнесше, подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, в благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь.

Вот те свойства, которые предуказаны! Добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь; они не только должны быть у нас, но и быть в избытке. Если полезно (их) существование, то тем более – обилие. Какая же от них польза? Та, чтобы иметь дерзновение в день Господа нашего Иисуса Христа. Говорю о втором Его пришествии, когда придет судить живых и мертвых. А истинно великое и чрезвычайное благо – иметь дерзновение на божественном и страшном суде.

2Пет. 1:9. Емуже бо несть сих, слеп есть, мжай.

Слыша это, всячески будем укреплять себя, внимая сказанному и очищая себя от мирского. Нам ничего не остается более, как то, чтобы это делать, а тем пренебречь; а если не так, то иначе погибнем. Какая разница, если погибнем не чрез богатство, а от нерадения, если не от нерадения, то вследствие слабодушия? Земледелец одинаково печалится, так или иначе потеряет посев.

Глава II.

2Пет. 2:6. И грады Содомския и Гоморрския сжег, разорением осуди, образ хотящим нечествовати положив.

Хочешь знать причину, по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех. Тогдашние люди оставались только с мальчиками (ὲν παισὶν ἐπεμένοντο); за это понесли такое наказание.

2Пет. 2:16. Обличение же име своего беззакония: подъяремник безгласен, человеческим гласом провещавш, возбрани пророка безумие.

Если благодать Божия действовала на осла и на прорицателя, вследствие домостроительства (διοἰκονομίαν) и пользы израильтян, то, очевидно, и на нас будет действовать и возвысит это для нас.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на Второе послание святого апостола Петра – Глава первая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

2. Толкование на послание к Римлянам – ОТДЕЛЕНИЕ ПЯТОЕ блаженный Феодорит Кирский

3. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Второе Послание Апостола Петра профессор Александр Васильевич Иванов

4. Толковый Апостол. Соборные послания – ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА епископ Михаил (Лузин)

5. Толкование на Второе Соборное послание Святого Апостола Петра – Глава I профессор Александр Павлович Лопухин

6. Толкование на первое послание к Фессалоникийцам – Беседа 9 святитель Иоанн Златоуст

7. Фрагменты с толкованиями на послание Иакова священномученик Дионисий Александрийский

8. Послание к евреям – Глава 13 преподобный Ефрем Сирин

9. Толкование на послание к Галатам – Вероучительная часть (3–5, 12) святитель Феофан Затворник

10. Толкование на Послание Святого Апостола Иакова святой Беда Достопочтенный

Комментарии для сайта Cackle