Толковый Апостол
Соборные послания, изъясненные епископом Михаилом (Лузиным)
Послания Апостола Иакова, Апостола Петра, Апостола Иоанна Богослова, Апостола Иуды
Содержание
О соборных посланиях святых апостолов
Предварительные общие замечания
ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА Введение 1. Писатель послания 2. Первоначальное назначение послания и побуждения к написанию оного 3. Время и место написания послания 4. Подлинность послания Иаковлева 5. Общий отличительный характер и содержание послания Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА Введение 1. Писатель послания 2. Первоначальное назначение послания, побуждение к написанию и цель 3. Место и время написания послания 4. Содержание послания Глава 1. Глава 2. Глава 3 Глава 4. Глава 5. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА Введение 1. Первоначальное назначение послания, побуждение к написанию и цель 2. Время и место написания послания 3. Подлинность сего послания 4. Содержание послания Глава 1. Глава 2. Глава 3. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА Введение 1. Подлинность послания 2. Время и место написания 3. Первоначальное назначение послания, побуждение к написанию и характер 4. Содержание послания Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА Введение 1. Подлинность послания 2. Назначение послания Глава 1. ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА Введение Глава 1. ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИУДЫ Введение 1. Писатель послания 2. Подлинность послания 3. Цель послания Глава 1.
О соборных посланиях святых апостолов
Предварительные общие замечания
Под именем Соборных посланий разумеются семь посланий, написанных святыми апостолами: одно – Иаковом, два – Петром, три – Иоанном Богословом и одно – Иудою. Составляя один особый отдел в каноне новозаветных Священных Писаний под названием Соборных, они обыкновенно в православных изданиях Нового Завета помещаются после книги Деяний Апостольских пред посланиями святого апостола Павла. Словом «соборный» названы послания, известные под сим именем, не самими писателями сих посланий, а после Церковью, как и вообще не все надписания новозаветных книг происходят от самих писателей их, а присвоены им Церковью впоследствии, хотя еще очень рано1. В каком смысле и по какой причине название соборный (καθολικός) присвоено этим, и именно только этим, а не другим, посланиям новозаветного канона? Один из древнейших христианских писателей, у которого встречается это слово в приложении к посланию, Климент Александрийский2, называет соборным известительное апостольское послание к христианам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян. 15:23 и далее). Слово это употребляется здесь у Климента несомненно в смысле «окружного» послания, имеющего назначение не для одной какой-либо частной Церкви или для известного частного лица, а для целого круга или округа частных Церквей (Антиохии, Сирии и Киликии). Из сего несомненно можно заключить, что в древнейшие времена Церкви слово соборный в приложении к посланиям означало именно – окружной. Вероятно, это же самое значение имело первоначально слово соборный и в приложении его к некоторым из так называемых соборных посланий апостолов. Послания Иакова, Петра, первое Иоанна и Иуды написаны, как видно из приветствий читателям их, не к каким-либо частным Церквам и лицам, а имели более обширное назначение, а потому к ним совершенно идет это название «окружные», особенно в сравнении с Павловыми посланиями, которые все, за исключением одного только послания к Евреям, имели первоначальное частное назначение и посланы были или к отдельным христианским общинам (римлянам, коринфянам и так далее), или к частным известным лицам (Тимофею, Титу, Филимону). Что касается до второго и третьего посланий Иоанновых, которые в этом смысле не могут быть названы соборными, так как имеют частное назначение и адрес, то надобно заметить, что подлинность их довольно долго оставалась под сомнением (послания «пререкаемые»); когда же, по удостоверении в их подлинности, они были приняты Церковию в число канонических книг, то всего естественнее было присоединить их к принятому уже прежде одному «соборному» посланию того же апостола, а таким образом, и они включены были в число соборных, хотя это название в указанном смысле и нейдет к ним. Послание апостола Павла к Евреям, по отсутствию в нем частного надписания подходящее, по-видимому, к соборным в указанном смысле, не причислено, однако же, Церковию к ним, во-первых, потому, что, несмотря на отсутствие частного надписания, оно, однако же, по всей вероятности, имело первоначально частное назначение и адресовано было к частному обществу (палестинским евреям и христианам из тамошних евреев), во-вторых, это послание также долго оставалось под сомнением относительно подлинности происхождения его от апостола Павла; когда же Церковь уверилась в его подлинности, то всего естественнее было причислить его не к соборным посланиям, а к посланиям того же писателя, которые существовали уже тогда в одном составе. Таким образом, название соборный, первоначально в смысле общего назначения посланий к обширному кругу читателей, в смысле «окружной», постепенно утвердилось за посланиями Иакова, Петра, Иоанна и Иуды в отличие от посланий Павла, имевших частное первоначальное назначение; тем более утвердилось оно, что этим названием так хорошо отличался состав этих семи посланий от состава посланий апостола Павла, кратко обозначая этот состав посланий разных апостолов, в соответствии с обозначением состава посланий одного апостола. В этом смысле соборными называют прямо первое послание Петрово и первое Иоанново Ориген3 и Дионисий Александрийский4, упоминая о сих посланиях. Но еще ранее, с 3-го же столетия, с именем соборный стали соединять другое, более обширное значение. Как в приложении к Церкви (Церковь соборная [ἐκκλησία καθολική]) со словом соборный стали соединять значение истинной, подлинной, православной Церкви, в отличие от обществ еретических и сектантских, так в приложении к посланиям с именем соборный стали соединять понятие послания истинного, подлинного, общепризнанного подлинным и каноническим, то есть заключающим в себе неизменное правило для истинной христианской веры и жизни. В этом значении употребляет слово соборный Ориген в отношении к посланию апостола Иуды, и Евсевий5, говоря о соборных посланиях, слово соборный употребляет в том же смысле, как и слова канонический, заветный ( κανονικός, ἐνδιάθηκος), подлинно апостольский.
Все семь посланий названы соборными в первый раз Евсевием в смысле посланий окружных и имеющих подлинный канонический характер и соединенных в один отдельный состав, наряду с Павловыми посланиями, в отличие от появившихся тогда неподлинных посланий под именем Петровых, Павловых, Иоанновых. С тех пор наименование это все более и более утверждалось за сими посланиями и наконец признано всеми. В изданиях «Апостола» они составили, таким образом, особый небольшой отдел посланий, второй же отдел его, более обширный, составляют послания апостола Павла.
* * *
Слово «соборный» в приложении к посланию встречается в первый раз у Аполлония, писателя II века (цитируемого церковным историком Евсевием), который сообщает известие, что один монтанист, по имени Фемистон написал, в подражание апостолу Иоанну, соборное послание. Не ясно, в каком смысле употребляется здесь слово «соборный», но несомненно видно, что еще тогда послание Иоанна (Первое) называлось Соборным.
Климент Александрийский (? – до 215) – христианский богослов.
Ориген (ок. 185 – 253/254) – христианский богослов, философ. – Ред.
Дионисий Александрийский (?-ок. 264) – глава христианской школы в Александрии. – Ред.
Евсевий Кесарийский (ок. 263–339) – римский церковный писатель, епископ Кесарии. – Ред.