Письма свт. Иоанна Златоуста к разным лицам датируются 404-407 гг., адресованы более чем 130 лицам, являются основным источником сведений о последнем периоде жизни святителя и имеют большую историческую ценность. Часть писем посылались из Кукуса (Малая Армения), часть – из Арависа, некоторые письма отправлены свт. Иоанном по дороге к месту заточения.
Большинство писем имеют небольшой объем, в основном посвящены заботам святителя об оставленной пастве, духовным назиданиям, утешениям в преследованиях и скорбях. Ряд писем – это пожелания друзьям доброго здравия и уверения в искренней дружбе и любви к ним. Свт. Иоанн пишет к страждущим вместе с ним за дело Церкви, к лицам, глубоко сочувствующим его страданиям и желающим всячески их облегчить: пишет епископам, пресвитерам, диаконам, монахам, диакониссам и светским лицам.
Первое письмо к папе Иннокентию (Письмо 1) написано в Константинополе после Пасхи 404 г. и посвящено событиям, происшедшим после прибытия в столицу в 403 г. епископа Феофила Александрийского. В письме говорится об обстоятельствах суда над свт. Иоанном и его смещения с кафедры на Соборе «при Дубе». В этом же письме святитель описывает кровавые события, происшедшие на Пасху 404 г.
Второе письмо к папе Иннокентию (Письмо 2) написано в конце 406 г. из Кукуса (ныне – город Гёксун в Турции). Свт. Иоанн благодарит римского епископа Иннокентия за его усилия, которые он прилагал для оправдания святителя.
Письмо «К епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу» (Письмо 3), вероятно, было адресовано последователям свт. Иоанна среди константинопольского клира, которые подверглись арестам и ссылке. Год и место написания неизвестны.
«Письма к Олимпиаде» (Письмо 4 состоит из 17 писем) обращены к знатной вдове диакониссе Олимпиаде, духовной дочери свт. Иоанна. Год и место написания неизвестны. Несправедливый суд над святителем, обвинения в ее собственный адрес, домашний арест и изгнание – все это стало причиной уныния Олимпиады. Пытаясь ее утешить и ободрить, духовный отец старается представить собственные страдания как нечто незначительное и призывает с христианской стойкостью относиться к постигшим ее скорбям. В письмах приводятся исторические сведения об удалении свт. Иоанна из Константинополя, об обстоятельствах его жизни во второй ссылке, о судьбе самой Олимпиады.
3. Епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу****
Блаженны вы в темничном заключении, в цепях и узах; блаженны троекратно, тысячекратно блаженны вы, возбудившие во всей вселенной неложное участие к себе и соделавшие своими приверженцами даже людей, далеко от вас находящихся! Повсюду, на море и суше, прославляются ваши подвиги, ваше мужество, ваша непреклонная воля, ваш чуждый раболепства образ мыслей. Не сломило вас ничто – из всего, что считается страшным, – ни судилище, ни палач, ни бесчисленные пытки, ни тысячекратные угрозы смертью, ни судьи с пламенем в устах, ни враги, скрежещущие зубами и воздвигающие всевозможные интриги, ни бессовестная клевета, ни бесстыдные обвинения, ни ежедневно пред глазами являющаяся смерть; для утешения во всем этом вам достаточно было причины всего этого. За то все открыто возлагают на вас венцы и провозглашают вашу славу, – не друзья только, но и сами враги и виновники ваших истязаний; если же иные – и не открыто, то стоит только заглянуть в их совесть, в глубине ее и у них окажется великое удивление вам. Таково свойство добродетели: ей удивляются даже и те, кто ее преследует. Таково свойство зла: его презирают даже те, кто его делает. И все это еще здесь; а что – там, на небе, какое слово в состоянии это выразить? Ваши имена уже вписаны в книгу жизни и вы сопричислены к сонму святых мучеников.
Ясно знаю я все это, не потому, чтобы входил на небо, но потому, что узнал из божественных вещаний. Если (Иоанн), этот плод неплодной, этот гражданин пустыни, восставший против беззаконного брака (Ирода Филиппа) и могший не отвратить беззаконие, а только обличать его, будучи ввержен за то в темницу и обезглавлен, соделался мучеником и первым из мучеников, – то подумайте, какую получите награду вы, восставшие за преступление отеческих законов и постановлений, за попрание и нарушение прав священства, и столько пострадавшие за правду и за праведное обличение бесстыдных клевет! «Не достоит ти имети... жену Филиппа, брата твоего" (Матф.14:4) – сказал тогда этот добродетельный и великий муж, и этого было достаточно, чтобы получить ему неизреченное дерзновение. Так и вы сказали: вот наши тела, – их можно подвергнуть наказаниям, мучениям, пыткам, – губи, изводи их, какими хочешь, мучениями; но мы не соглашаемся клеветать и лучше готовы тысячу раз умереть. Правда, вы не обезглавлены; но вы подвергнуты еще гораздо большим жестокостям.
Не одно и то же – сложить голову в краткое мгновение времени, или бороться так долго со столькими скорбями, опасениями, угрозами, темницами, ссылками, судилищами, усилиями палачей, бесстыдными устами клеветников, со столькими порицаниями, поношениями, насмешками. Это – гораздо высший вид подвижничества, и блаженный Павел полагает его в числе великих подвигов, говоря так: «воспоминайте... первыя дни ваша, в нихже просветившеся, мног подвиг подъясте страданий». Говоря далее о самом подвиге, он описал его следующими словами: «ово убо поношенми и скорбьми позор бывше, ово же общницы бывше страждущим тако« (Евр. 10:32–33). Если и разделявшие поношения были уже подвижники, то тем более претерпевшие их. Вы не одну, не две, не три, вы перенесли много смертей, если и не на деле, то в душе. »Радуйтеся убо и веселитеся» (Мф.5:12): так повелел Владыка небесный – не скорбеть только и не сокрушаться, но веселиться и радоваться, когда имя ваше проносят яко зло. Если же при клевете радоваться должно, то, когда к клеветам привходят еще удары, мучения, наточенные мечи, темницы, оковы, ссылки, новые ссылки, бесчисленные скопища врагов, подумай, какая тогда награда, до какой степени тогда высоко будет воздаяние!
Итак радуйтесь, веселитесь, мужайтесь, укрепляйтесь, помышляйте, сколько других людей вы воздвигли на подвиг вашими страданиями, у скольких подняли дух, сколько утвердили колебавшихся, – не только находящихся при вас, но и отсутствующих, – принесши величайшую пользу не только тем, кто мог видеть все, что вы перенесли, но и тем, кто в своей дали мог только о том слышать. Постоянно да будет в устах ваших это апостольское слово, что «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18). Надейтесь, что очень скоро наступит конец испытаний и совершенное освобождение, и молитесь всегда о нас. Хотя мы отделены от вас большим протяжением пространства и уже много времени с вами разлучены, но обнимаем вас, как бы живя и находясь вместе с вами, и целуем каждого из вас в любезную главу, с распростертыми руками принимая увенчанных борцов и надеясь даже отсюда, от великой нашей любви к вам, получить себе величайшую пользу. Если же любящие вас должны ожидать себе великой награды, то подумайте, какие уготованы воздаяния вам, просиявшим во стольких подвигах.
* * *
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки веры»
Это письмо было написано, как полагают, в Кукузе в 404 году. Св. Иоанн Златоуст обращался к ним ещё и с другим письмо, которое помещено ниже.