Похвальные беседы на праздники Господни и святых

Аннотация

Аннотация АВ

1. «Беседа в день Рождества» (полное название – «Беседа в день Рождества, Спасителя нашего Иисуса Христа, каковой день тогда еще не был общеизвестным, но за немного перед тем стал известным от некоторых, пришедших с запада и возвестивших о нем») произнесена свт. Иоанном Златоустом в Антиохии 25 декабря 386 г. Состоит из 7 глав.

Так как ранее в Антиохии был обычай праздновать Рождество Христово 6 января вместе с Богоявлением, то возникли споры по поводу нового праздника: одни признавали его, другие отвергали. Настоящей беседой святитель желает прекратить эти споры и приводит три доказательства в пользу того, что день Рождества Христова должен праздноваться 25 декабря:

1) быстрое распространение этого праздника, который «так скоро сделался известным, достиг такой высоты и прославился»;

2) перепись, которая упоминается в Евангелии (Лк.2:1-7). В ней видно, что Христос родился при первой переписи, время которой можно узнать из древних кодексов, публично хранящихся в Риме;

3) дата зачатия пророка Иоанна Предтечи. Свт. Иоанн приводит подробные доказательства из Священного Писания, что праведная Елисавета зачала сына в конце сентября, когда отмечался праздник кущей. Через полгода после этого события, в марте, зачала Дева Мария. Спустя 9 месяцев, в декабре, родился Иисус Христос.

В конце беседы святитель называет Рождество Христово величайшей тайной, поэтому язычники не могут постичь ее и принять истину Боговоплощения.

 

2. «Слово в день Богоявления» (полное название – «Слово в день Богоявления против неприсутствующих в священных собраниях, и о святом спасительном Крещении Спасителя нашего Иисуса Христа, и о недостойно причащающихся, и о том, что оставляющие Божественную литургию прежде ее окончания и выходящие прежде заключительной молитвы уподобляются Иуде») произнесено свт. Иоанном Златоустом в Антиохии в праздник Крещения Господня 6 января 387 г. Состоит из 4 глав.

В начале своей речи святитель призывает христиан посещать церковь не только в большие праздники, но и не забывать про воскресный день: «Неделя имеет семь дней; эти семь дней Бог разделил с нами так, что Себе не взял больше, и нам не дал меньше, и даже не разделил их поровну – не взял Себе трех и не дал нам трех, но тебе отделил шесть дней, а для Себя оставил один».

В беседе говорится о том, что будет еще одно Богоявление. Одно уже произошло, а другое произойдет, когда Христос явится во Славе при кончине мира.

Свт. Иоанн сравнивает иудейское очищение, которое освобождало не от грехов, а лишь от телесной нечистоты, с христианским Крещением, которое освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Святого Духа. Он также касается темы достойного причащения Святых Таин, приступать к которым нужно с благоговением и страхом.

 

3. «Беседа на Вознесение» (полное название – «Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Сказана в храме мучеников в Романезии, куда перенесены были тела мучеников, лежавшие под спудом близ трупов еретиков, и положены особо наверху») произнесена свт. Иоанном Златоустом в Антиохии, вероятно, 14 мая 386 г. Состоит из 5 глав.

Святитель рассуждает о значении Вознесения Христа на небо и «седения» Его одесную Отца, видя в этом совознесение и обожение всей человеческой природы: «Ныне примирение у Бога с родом человеческим, ныне долговременная вражда прекратилась и продолжительная война окончилась… Ныне Ангелы получили то, чего давно желали; ныне Архангелы узрели то, чего давно жаждали: узрели наше естество блистающим на Престоле Царском, сияющим славой и красотой бессмертной».

Беседа в день Рождества Слово в день Богоявления Беседа на Вознесение

Комментарии для сайта Cackle