Азбука верыПравославная библиотекамитрополит Вениамин (Федченков)Размышления о Двунадесятых праздниках. Том II. От Богоявления до Вознесения
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


митрополит Вениамин (Федченков)

Размышления о Двунадесятых праздниках. Том II. От Богоявления до Вознесения

Часть 1

   

Содержание

    От издателей
Богоявление I. Каков смысл праздника? II. Воспоминания III. Благодатное Царство IV. Крещение Господне V. Искушение в пустыне VI. Богослужебные мысли VII. Освящение воды VIII. Разное Преображение Господне — Праздник Царства Славы I. Мои мысли II. Богослужения праздника III. Приложение Торжественный вход Господа в Иерусалим I. Мои мысли II. Богослужебное раскрытие III. Мысли святых отцов на праздник Ваий Вознесение господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Часть I. Мои мысли Часть II. Голос Церкви Успение Пресвятой Богородицы I. Предпразднство Успения II. Богослужение на Успение III. Разное IV. Явления Божией Матери V. Акафист и из творений святых отцов VI. Прибавления Словарь богослужебных терминов  

 
От издателей
   Мы продолжаем публиковать работы митрополита Вениамина, посвященные праздничным богослужениям. В настоящий том вошли описания праздников: Крещения, после которого Господь вышел на проповедь нового учения, Преображения на горе Фавор — за сорок дней до Его страданий и Распятая, торжественного Входа в Иерусалим, когда приблизилось время пострадать за род человеческий, и Вознесения Господня на Небеса через сорок дней после воскресения. Завершает том размышление о празднике Успения Пресвятой Богородицы, свидетельницы вознесения. Она пребывала с учениками в посте и молитве до схождения на всех них Святого Духа и первой из людей была взята Господом на небо.
   В наши дни, когда церковная жизнь возрождается, многие люди, даже постоянно посещающие богослужения, часто не имеют ясного понятая о том, что происходит в церкви, каков смысл тех или иных таинств и служб. Между тем понимание этого совершенно необходимо для нашей духовной жизни. Богослужение — это тоже богословие, потому что основано на духовном опыте, а духовный опыт дается более всего в молитве.
   Необходимость толкования богослужения очевидна. Оно подводит верующего к познанию «великой тайны благочестия — воплощения Божия Слова нашего ради спасения, воскресения, преображения», по выражению архимандрита Киприана Керна.
   Владыка Вениамин придает огромное значение богослужебным текстам праздников. Стихиры, тропари, кондаки и в особенности каноны — самые развернутые виды церковных песнопений — являются источником вероучения наряду со Священным Писанием. Написанные святыми отцами, проверенные Церковью Божией в течение тысячелетий, они и сегодня поражают нас своей глубиной и оригинальностью. Творцы богослужебных текстов раскрывают события праздников как великое таинство. Владыка призывает вчитываться в них, углубляться, а проповедников — основывать на них свои слова и поучения.
   Почти все каноны к праздникам, которые разбирает митрополит Вениамин в этом томе, написаны Космой Маиумским и Иоанном Дамаскином, жившими в VIII веке, образованнейшими людьми, аскетами высокой духовной жизни. Каноны на Богоявление, Преображение, Успение Богородицы есть и у Космы, и у Иоанна, причем канон на Богоявление (так же, как и на Рождество и Пятидесятницу) написан у него ямбическим триметром — традиционным метром классической греческой поэзии. Косма и Иоанн писали каноны на великие праздники так, что они дополняли друг друга. Один давал внутренний смысл события, другой повествовал о его внешних особенностях. «Песненные каноны Иоанна и Космы не имели себе равных между гимнами других песнописцев» (Архиепископ Филарет Гумилевский. Историческое учение об отцах Церкви. Т.З. СПб. 1882. С. 208).
   Обращая наше внимание на поэтические строки канонов и стихир, митрополит Вениамин помогает читателю постигать всю глубину и величие празднуемых событий. Этому же служит и прекрасная форма древних гимнов, поэтическими средствами отражающая грани праздника.
   Все выделения в авторском тексте, а также в текстах Священного Писания, творений святых отцов и богослужебных принадлежат митрополиту Вениамину. Пояснения в круглых скобках, а также внутритекстовые примечания — авторские, кроме помеченных Ред. (редакционных). Пояснения в квадратных скобках приводятся редакцией для уяснения текста.
   Книга снабжена редакционными комментариями и Словарем богослужебных терминов.


Часть 1

Помощь в распознавании текстов