святитель Иоанн Златоуст

ГНЕВ БОЖИЙ

Бог, когда о Нем говорится, что Он гневается, гневается не для отмщения за Себя самого, но для исправления нас. Будем же и мы подражать Ему: мстить, таким образом, есть дело божественное, а мстить иначе – дело человеческое. Впрочем, Бог не тем только отличается от нас, что Он гневается справедливо, но и тем, что в Боге гнев не есть какое-нибудь страстное раздражение. Итак, не будем и мы гневаться напрасно. Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали и других согрешающих, не с тем, чтобы он сделался в нас страстью и болезнью, но чтобы служил врачеством от страстей (2).

* * *

Гнев у Бога – не страсть, а угроза, служащая к нашей пользе. Поэтому, если мы обращаемся, то и Он отвращается от гнева и успокаивается, более всего ценя наше спасение; потому Он и находит много путей к нему, измышляет многие способы достижения его, за что справедливо и называется Богом спасений. «Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?» (Пс. 84:6). Страшен и теперь гнев Божий на людей; но так как в настоящей жизни Бог большею частью обнаруживает долготерпение, то будущий гнев, естественно, еще страшнее (3).

* * *

Всякий человек сильный, всякий властитель, всякий военачальник, всякий обладающий богатством, всякое, так сказать, великолепие и могущество человеческое тогда [на Страшном суде] уничтожится и прекратится, и ничто не поможет им избежать гнева Божиего: ни сила телесная, ни опытность в войне, ни изобилие богатства, ни покровительство власти, ни множество войска и ничто другое подобное (4).

* * *

Скажи мне: если бы твой раб, претерпевая много зла от своих товарищей, не обращал никакого внимания на других, а заботился бы только о том, чтобы не прогневать господина, то не мог ли бы он этим одним утолить гнев твой? Напротив, если бы он нисколько не заботился о проступках своих пред тобой, а заботился бы только об отношениях своих к товарищам, то не подверг ли бы ты его еще большему наказанию? Так поступает и Бог: когда мы пренебрегаем гневом Его, тогда Он являет на нас сильнейший гнев; а когда бываем внимательны, тогда смягчает или, лучше, прекращает гнев свой. Он желает, чтобы мы сами себя наказывали за грехи, и тогда Он уже не наказывает. Для того Он и угрожает наказанием, чтобы страхом истребить в нас нерадение; и когда мы страшимся одной угрозы, то Он уже не попускает нам испытать ее на самом деле (12).



Источник: Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста / [сост. Т. Н. Терещенко]. - Изд. 2-е. - Москва : Даръ, 2008. - 574, [1] с. ISBN 978-5-485-00192-6

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Гнев Божий святитель Василий Великий

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ГНЕВ БОЖИЙ праведный Иоанн Кронштадтский

3. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Блага земные святитель Григорий Богослов

4. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Непостижимость Божия преподобный Ефрем Сирин

5. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ГНЕВ БОЖИЙ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Желание святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Близкие святитель Димитрий Ростовский

8. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – ОТЧАЯНИЕ святитель Феофан Затворник

9. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Мир святитель Тихон Задонский

10. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Гнев преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

Комментарии для сайта Cackle