Толкование на 1-е послание к Тимофею2

Аннотация

Аннотация АВ

«Толкование на 1-е послание к Тимофею» состоит из 18 бесед, которые были произнесены свт. Иоанном Златоустом в 402 г. в Константинополе.

В 7-й беседе свт. Иоанн говорит о двух природах во Христе: «И подобно тому, как Он соделался причастником природы человеческой, потому что пришел к людям, так точно Он причастник и природы божественной, потому что пришел от Бога. Так как чрез Него соединялось два естества, то Он должен был быть близким к обоим естествам». Здесь же затрагивается тема об искуплении: «Что значит: искупление? Он намеревался наказать их, и между тем не сделал этого; они должны были погибнуть, но за них Он предал Сына своего и послал нас – проповедников, чтобы мы проповедывали о кресте».

Святитель затрагивает тему священства (Беседы 5,10,11,14). Вслед за апостолами место Христа в Церкви стали занимать епископы и пресвитеры, в равной мере получившие право учительства и управления Церковью. Отличие епископов от пресвитеров заключается в праве рукоположения. Последний церковный чин занимают диаконы. Свт. Иоанн Златоуст сводил функции епископов и пресвитеров к управлению Церковью, совершению священнодействий и учительству.

В 6-й беседе речь идет о трех видах войны: первый – обыкновенная война, второй – когда мы враждуем друг против друга, третий – когда каждый ратует с самим собою. Последний вид войны опаснее всех, потому что наше тело восстает против души.

В беседах святитель затрагивает такие темы, как происхождение ересей (Беседы 2,12), смиренномудрие апостола Павла (Беседы 3,4), воздаяние добром за зло (Беседа 3), значение веры для христианина (Беседы 1,18), воспитание детей (Беседа 9), недостойное причастие Святых Христовых Таин (Беседа 5) и др.

Беседа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

 

 
Введение

Почему ап. Павел писал только к Титу и Тимофею.

Тимофей был одним из учеников апостола (Павла). Лука свидетельствует (Деян.12:2), что он был юноша, достойный удивления, заслуживший одобрение от братии в Листрах и Иконии. Он был в одно и то же время учеником и учителем, и при том был до такой степени рассудителен, что, хотя слышал, что Павел, проповедуя, не обязывал принимать обрезание, хотя и знал, что по этому поводу он противостал Петру, однако согласился не только не проповедовать против (обрезания), но даже – принять таковое: обрезал его (апостол), гово­рит (Лука) (Деян. 16:23), когда он был уже в таком воз­расте, а потом уже вверил ему управление (Церковью). Таким образом, уже одно расположение к нему Павла в надлежащей степени показывает, какой он был муж. Он свидетельствует также о нем и в другом месте, когда пишет: «А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп.2:22); и опять в послании к Коринфянам говорит: «я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына» (1Кор.4:17); и еще: «смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я» (1Кор.16:10); и в послании к Евреям говорит: «Знайте, что брат наш Тимофей освобожден» (Евр.13:23). И из весьма многих других мест всякий можете видеть великую к нему любовь (апостола). Равным образом и ныне еще совершающиеся чудеса показывают его дерзновение (пред Богом).1

Может быть, кто-нибудь спросит: почему (апостол) пи­шет только к Титу и Тимофею, между тем, как и Сила принадлежал к числу достоуважаемых людей, равно как и Лука, о котором говорит он в своем послании: «один Лука со мною» (2Тим.4:10); также и Климент был одним из числа его сотрудников, потому что (апостол) и об нем говорит: «с Климентом и с прочими сотрудниками моими» (Флп.4:3)? Итак, почему же он пишет только Титу и Тимофею? Потому, что этим последним он уже препоручил Церкви; между тем первые сопутствовали еще ему в его путешествиях; последних он поставил на видные места. (Тимофей) был наделен такими возвышенными свойствами, что даже молодость его не составляла для него ни малейшего к этому препятствия. Поэтому (апостол) и писал: «Никто да не пренебрегает юностью твоею» (1Тим.4:12), и опять: "молодых, – говорит, – как сестер» (1Тим. 5:2). Когда есть добродетель, то все имеется в изобилии и ни в чем не встречается препятствия. Потому-то и рассуждая о епископах и говоря много об них, (апостол) никогда не вхо­дит в подробное исследование касательно их возраста. Если же и говорит в своем послании, что (епископу надлежит быть) «детей содержащий в послушании со всякою честностью; и единой жены мужу» (1Тим.3:4, 2), то высказывает это не потому, что будто ему необходимо иметь жену и детей, а потому, что если бы случилось когда-либо возвести на это место кого-нибудь из мирян, то они должны быть таковы, чтобы умели управлять и домом, и детьми, и всем прочим. Ведь если бы кто, кроме того, что был бы мирянином, оставался бы еще бесполезным человеком даже в такого рода делах, то как можно было бы поручить ему по­печение о Церкви? Но зачем, скажешь ты, (апостол) пишет послание к ученику, когда он уже поставлен был на учи­тельскую должность? Не надлежало ли прежде наставить его, и потом уже послать (на эту должность)? Но (Тимофей) имел нужду не в таком наставлении, какое нужно для учеников, а в таком, какое необходимо для учителя. Поэтому заметь, что во всем послании он преподает ему наставления, нужные для учителя. Так даже с самого начала, в предисловии, он не сказал: не слушай тех, кто учит иначе, а как? – «увещевать некоторых, чтобы они не учили иному»» (1Тим.1:3).

* * *

2

Беседы эти произнесены святителем, вероятно, в Антиохии около 397 года.

1

Вероятно, здесь святитель указывает на чудеса, которые источали мощи св. Тимофея.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle