святитель Иоанн Златоуст

Глава V

Иер. 5:1. Горе мне, яко исчезает души моя над убиенными48. Обыдите пути Иерусалимския.

Видишь ли, что не ввергает в отчаяние? Смотри, как Бог защищается и не поручает другим разыскивания. Вы сами, подвергшиеся страданиям, говорит, разыщите. Не другому поручаю это дело, не врагу, не неприятелю, не тому, кто не думает и не заботится о ваших дедах, а вам самим, переносящим труды и несчастия. И чтобы опять не расслабить, обыдите, говорит, так как бедствия приближаются, и повелевает произвесть тщательное разыскание.

Речь о подлежащих приговору, когда были между ними праведные, как Иеремия, сыновья Рихава, бывшие священники, и Авдемелех эфиоплянин.

Итак говорит о священниках, царях, лжепророках и народе.

Иер. 5:2. Живет Господь, глаголют, сего ради не во лжах ли кленутся?

Не достаточно, говорит, клясться, но нужно не нарушать клятвы. Видишь, что Бог всюду ищет не своего только, но и (блага) ближних. Подумай, какое (зло) ложная клятва, как погубило целый город. Ведь клянущийся не Богом, а может быть демонами, (наносит) этим великое оскорбление, как и здесь, когда мы пользуемся клятвой ко вреду других.

То есть нарушают клятву, считая ни во что божбу Мною, и, удостоверяя Моим именем, злоупотребляют этим для совершения худых дел.

Иер. 5:3. Господи, очи твои на веру.

То есть око Твое не взирает ни на что противное. Чист Твой суд. Великое обвинение и свидетельство о крайней бесчувственности. То есть, точно все знаешь и истинны слова Твои. Бил еси их и не поболеша: признак бесчувственных людей, каким был фараон. (Это сказано для того), чтобы показать, что не имеет оправдания (οὐ προφαοιζόμενος). Об этом говорит: обыдите, и, на основании прежних (событий), указывает на Свое попечение. Что значит: сокрушил еси? Всех поразил, большую часть их истребил, и при этом не вразумились. А ничто из того, что нужно для тебя, не было опущено.

Везде (имеется в виду) произволение, а не природа, когда (говорится): не хотел (οὐκθέλησας)49 обратитися. Смотри на развращение, обратившееся в природу.

Иер. 5:4. Аз же рех: негли убози сут50, того ради не возмогоша.

И каким препятствием могла бы служить бедность? Не об этом говорит, а устраняет отговорку многих, показывая, что не бедность служила для них препятствием. Тому, кто думает возражать нам, как убежавший не сам по себе, предуказал бедность51.

По бедности многие делают это и, желая иметь пропитание, увлекаются в нечестие. Того ради не возмогоша, то есть не могли противостоять бедности и достигнуть любомудрия; обольстившись, не познали пути Божия.

Иер. 5:5. Пойду к державным.

Но и богатые – тоже, так как ни богатство, ни бедность не служит препятствием к этому. Смотри, как всюду уничтожает отговорки.

То есть направился я к знатным и царям, думая, что, может быть, они окажут послушание закону. А нашел, что все вместе уклонились к худшему и отвергли владычество Божие и хранение закона, – игом называет владычество, а узами – установленные законы, которыми, как некоторою руководящею нитью, должны были пользоваться в своей жизни находившиеся под законом.

Если бедность для этих служит пособием (ἐφόδιον)52, то богатство должно было сделать тех лучшими. Но никто ни из этих, ни из тех не был лучшим.

Иер. 5:6. Сего ради порази их лев от дубравы.

Говорит о всех зверях, а не только о львах; обнимает (мыслию) всех зверей. Таким образом делает все, чтобы увеличить страх, и говорит не как о будущем, а как о совершившемся.

Вавилонский. Волк и рысь (относятся) в Феглафасару.

(Разумеется) ненасытимость, беспомощность, когда он53без опасения может доходить до домов, желая не только устрашить, но и опустошить.

Волк, может быть, впрочем – Сенахирим, произведший только хищение и не сделавший ничего (другого); а иной под рысью разумеет Антиоха.

Иер. 5:7. О чем от сих милосерд буду тебе? Сынове твои оставиша мя.

Здесь обвиняет не в том, что поступали нечестиво, и не в том, что отвратились, а в том, что многократно поступали нечестиво и безумно отвратились. Тяжко – и однажды согрешить, а продолжать (грешить), прилагать (одни грехи к другим) – еще ужаснее. Согрешил ли еси, не приложи ктому, и о прежних твоих помолися (Сир. 21:1).

Смотри по каждому наказанию всюду представляемые оправдания и ход речи, прерываемый так, как будто кто кого наказывает. Потом, прерывая речь, оправдывает себя и таким образом всецело во всем пророк утешается (εὐφραίνεται)54 угрозой и защищением.

Иер. 5:7. Насытих их, и прелюбодействоваша.

Видишь ли распутство, нечистоту, происшедшую вследствие благополучия? Что скажешь? На что могут жаловаться? На недостаток необходимого? Однако было такое изобилие, что прелюбодействуют и остаются в домах блудниц.

Иер. 5:8. Кони женонеистовни.

Смотри, как изобразил удовольствие. Смотри, как впали в непотребство, позорящее самую природу. Смотри на бесстыдное совокупление, свойственное животным.

В еврейском (тексте), говорят, не находится слово: «влекомые» (έλκόμενοι55, но то можно выводить, что они водились похотью.

Иер. 5:10. Взыдите. Окончания же не сотворите.

Оставьте остатки города, чтобы для отводимых в плен было основание к возвращению; поэтому предсказывает, чтобы, когда увидят разрушающих не до основания, приписали это не человеколюбию их, а божественному запрещению.

Иер. 5:11. Преступлением до преступил есть на мя.

Если – Господни суть, то почему подвергся (πέπονθε) этому? Ради жителей, потому что они преступили.

То есть они преступили заветы со Мною и совершенно уклонились в нечестие.

Иер. 5:12. Солгаша Господу и рекоша: не суть сия.

Подумай, какое зло: не верили, когда угрожал; не верили, когда наказывал и карал. Многие и в настоящее время говорят тоже о геенне, не веруя Богу. Дом Израилев и дом Иудин солгаша.

Иер. 5:13. Пророцы наши Быша на ветр.

Они, проповедуя то, что нравилось, не дозволяли им сделаться когда-либо лучшими.

То есть не ожидают никакого бедствия, а многие говорят, что и пророки напрасно говорили, и умерли, и не открывали божественных намерений о нас. Тако будет им, то есть сходно с теми и вы говорите, считающие себя пророками. Как тогда, когда те предсказывали, государство не подверглось никакому бедствию, так и теперь не подвергнется.

Иер. 5:14. Сего ради. Се аз даю словеса моя во уста твоя огнь.

Указывает на быстроту, с какой все предастся огню.

Иер. 5:15. Се аз наведу на вас язык издалеча.

Так что и молитвою не достигнут какой-либо милости. Слова: и старый показывают, что (это – народ) и древний, и страшный и что приходить не по собственному побуждению (οὐκ οἴκοθεν), – потому что в такое время не могли бы успокоиться и опять уйти.

Иер. 5:16. И поядят жатву вашу.

Говорит о времени нападения: когда надеетесь наслаждаться плодами, тогда те придут и опустошат землю; и хлебы ваши вместо: истребят запасы.

Иер. 5:19. И будет, егда речете: почто.

И то служит признаком большой бесчувственности, что, пострадав, говорят: почто сотвори? Однако тогда благовременно будет внушение. Поэтому говорит: тако послужите богом чуждим в земли не вашей; этим опять угрожает.

Иер. 5:20. Возвестите сия дому Иаковлю.

Опять напоминает о предках, чтобы хотя таким образом обратились. Опять дает видеть этого патриарха, чудного и великого мужа, называя дом Иакова и дом Иуды, чтобы ты знал, как велика сила Божия, как чрез одного родоначальника воздвиг целые города, племена и народы.

Иер. 5:21. Слышите сия людие.

Для чего употребляет укоризненное слово? Укоризною хочет поднять павших. Нет худшего наказания, чем то, которое состоит в незнании Бога.

Иер. 5:21. Иже имеюще очи не видите, и уши, и не слышите.

Называет только те чувства, которые, преимущественно перед другими, ведут к богопознанию и в которых мы имеем нужду.

Иер. 5:22. Мене ли не убоитеся, рече Господь, иже положил песок предел морю.

Не сказал: Я создал море, а – Я обуздал, говорит, так как хочет открываться не только со стороны творения, но и – устроения.

Нельзя, говорит, сказать, что остается спокойным и послушным56, не испытывая сильного действия; но и тогда, когда большая сила двигает его вовне и сильный напор заставляет разлиться, претерпевает эту силу и остается (на месте), чтобы не нарушить Божия поведения. Но, может быть, на это скажет кто-нибудь, что это установлено природой и законом, а я имею склонность к тому и другому, чтобы, по своему желанию, избирать лучшее. Что скажешь? Что дух (πνεῦμα) и худые пожелания направляют душу? Но противопоставь им божественное повеление. Слаба природа? И песок (таков), но делается очень крепок божественным законом; так и ты – страхом Божиим. Нет ничего столь слабого, столь бессильного, что не превзошло бы свою природу под действием страха Божия. И затем, через несколько других слов (продолжает): почему не привел в пример другой стихии, кроме моря? Потому что у него речь была о войне, битве и приходе воинов, имеющих напасть на все государство подобно туче и морской волне. Итак, желая показать, что война происходит не вследствие собственной силы и могущества (врагов), а по соизволению Его57, (пророк) указывает на море, показывая, что Тот, кто может ничтожным песком обуздать эту великую огромную стихию, не терпевшую насилия, волнующуюся, бушующую, тем более сможет усмирить ваших врагов, так чтобы они не приходили и не потерпело вреда что-либо из вашего (имущества).

Иер. 5:24. И не рекоша: дающаго нам дождь.

Так: вы не захотели (подумать о том, что получаете) чрез Меня. Не надлежало ли (вам убояться Меня), вследствие того, что получаете от Меня, не только чрез то, что даю дождь, но и даю во время? То служило только указанием, что могу давать дождь, а это (показывает) великое попечение и любовь.

Иер. 5:24. Во время исполнения повеления жатвы.

Это сказано неясно; а о чем говорит, состоит в следующем. Теперь, говорит, собравши с гумна произведения земли и наполнив житницы, мы наслаждаемся дождями,– Он не откладывает дарование (дождей) до того времени, когда будут истрачены (собранные плоды). Но вместе с тем, как окончилась жатва, когда мы не приступили к расходованию собранного и не было еще истрачено прежнее, падает дождь, повелевая бросать (в землю) другие (семена). Человеческая природа малодушна и обременена заботами; она дрожит не только при недостатке, но и при изобилии, и боится будущего. Врачуя эту болезнь, Бог посылает нам обильный дождь, чтобы страх пред будущим израсходованием собранных (плодов) изгоняли надежды на новые. На это и указал (говоря): во время исполнения повеления жатвы: когда плоды жатвы откладываются и еще не собраны, повелеет ей58 произвести то же самое.

Что значит:

Иер. 5:24. и хранящаго нам (ἐφύλαξεν ἡμῖν59?

Как отец чадолюбивый всегда сохраняет для детей часть (имущества), так и Он Сохраняет нам дождь и первая и вторая зима не истощают дождей, а всегда (они) остаются в запасе.

Иер. 5:25. Беззакония ваша (ὑμῶν)60 уклониша сия.

Имеет в виду (прежнее) большое благополучие. А когда это говорил, был голод и зараза, чтобы не противоречили. И однако мы не замечаем этого. Не потому, говорит, что Бог изменился, а потому, что своими грехами вы оттолкнули благополучие, указываю на это; за ваши грехи отошли от вас блага. Большей заботой (иногда бывает) то, чтобы ничего не давать, чем давать; так тот, кто дает страдающему лихорадкой, является врагом, а кто удерживается от этого, обнаруживает попечение.

Иер. 5:26. Яко обретошася в людех моих.

Пользовались соплеменниками, как бессловесными. Видишь ли, как наказывает за грехи не только против Него, но и против ближних? Вели войну друг с другом, стали один против другого вследствие благополучия. Видишь, как защищается против них?

Говорит о служащих идолам. И дети, как сеть птицелова. Обвиняет тех, которые под (каким-либо) предлогом берут чужое. Поэтому прибавляет: поставиша, еже погубить, мужи, и уловиша. Аки клетка поставлена полна птиц, тако домы их полны лести. То есть так они с злобою брали чужое. Поэтому присоединяет: «суда не судили» (κρίσιν οὐκ ἔκρίναν)61, суда сира и прю вдовицы не судиша (κρίσιν ὀρφανοῦ καὶ κρίσιν χήρας)62 (судом) правильным и милостивым.

Иер. 5:28. Суда сира не управиша.

Во многих случаях особенно нужно заботиться о справедливости; а если у обижаемого есть особое обстоятельство, располагающее к милости, разумею сиротство, вдовство, то кто будет так жесток и бесчувствен, чтобы такому не оказать справедливости? Если не воздадут должного тому, кого надлежало помиловать, то переносимо ли это?

Иер. 5:30. Ужас и страшная содеяшася.

Смотри на грех, чрез все распространяющийся. Одни делали худое, другие хвалили сделанное. Поэтому Павел осуждает не только дерзающих и делающих худое, но и соизволяющих таковым (Рим. 1:32).

Иер. 5:31. И людие мои возлюбиша таковая.

Смотри на зло, распространенное во всем, что надлежало делать подчиненным. Не следовало ли повиноваться начальникам и слушаться учителей? Нет, а (нужно было) противиться. А теперь делилось это не по необходимости, а они возлюбиша таковая. Они не были обмануты, повиновались не вследствие страха пред начальниками, а им самим нравилось это.

И что сотворите в последняя сих?

Когда пройдет время покаяния, когда уничтожится всякое исправление, когда исчезнет всякая перемена к лучшему.

* * *

48

В Славян. Б., согласно с обычным разделением греческого перевода на главы, слова эти относятся к 31-му ст. 4-й главы.

49

В древних сп. греч. перевода читается: οὐκ ηθέλησαν ­ не хотеша, как и в Слав. Б.

50

Читаемому здесь в Слав. Б. (и буии) нет соответствующего в тексте Патрологии, как и в древн. сп. перевода 70; оно почерпнуто из латинского перевода или еврейского текста.

51

Πρὸς τόν μέλλοντα ἀνθυποφέρειν ἡμῖν, οτε ἀφἑσυτοῦ φυγῶν, προσῖπε τήν πενίαν. Если вместо οτε ἀφἑσυτοῦ читать: ὡς οὐκ αφἑσυτοῦ, как предлагает издатель Патрологии, смысл остается неясным.

52

Или – по смыслу – препятствием; вместо ἐφόδιον нужно, вероятно, читать здесь ἐμπόδιον.

53

Он, т. е., волк.

54

Вместо εὐφραίνεται не следует ли читать ἐχρήσατο­пользовался?

55

В большинстве древних сп. перевода 70-ти не читается здесь έλκόμενοι как и в Слав. Б. нет ему соответствующего; оно находится в некоторых, напр. в Маршалианском сп.

56

Разумеется море.

57

То есть Божию.

58

Разумеется, конечно, земля.

59

Буквально: «и сохранил нам».

60

Так читается это слово в древн. Ватикан., Александр. и др. сп.; читаемое в Слав. Б. наша соответствует чтению Синайского сп., которое позднейшею рукой изменено в ваша, как читается и в евр. тексте.

61

Вместо этого в Ватикан. и др. сп. читается: και παρέβησαν κρίσιν ­ и преступиша суд. Соответствующие им в Слав. Б. слова: и преступиша словеса моя злейшии представляют передачу или чтения Маршалианского сп. или латинского перевода, согласных с еврейск. текстом. См. проф. И. С. Якимова. Толкование на книгу св. пророка Иеремия. 1879 г.

62

В таком порядке читаются эти слова и в древн. Ватикан. сп.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Иеремию – Глава 10 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу святого пророка Михея – Глава 3 епископ Палладий (Пьянков)

3. Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии – Беседа 5. На слова пророка Исаии: святитель Иоанн Златоуст

4. Книга пророка Иеремии – Глава 6 преподобный Ефрем Сирин

5. Толкование на пророка Осию – Глава 14 святитель Кирилл Александрийский

6. Книга толкований на пророка Наума – Глава II преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

7. Книга пророка Иеремии – Глава 12 профессор Павел Александрович Юнгеров

8. Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава II митрополит Антоний (Храповицкий)

9. Толкование на послание к Филимону – Введение святитель Феофан Затворник

10. Толкование на паримии из новозаветных книг – Третья паримия из соборного послания Апостола Иакова. Гл. II, стт. 1–13. епископ Виссарион (Нечаев)

Комментарии для сайта Cackle