святитель Иоанн Златоуст

Толкование на пророка Иеремию

Сохранившееся из толкования Св. Иоанна Златоуста на книгу пророка Иеремии.

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

 

 
Предисловие1.
Нужно сказать, что такое пророчество, когда началось, когда прекратилось, почему окончилось и какую можно извлечь из него пользу в жизни. Пророчествовать значит говорить или образно (τυπικῶς) изображать прежнее, настоящее и будущее. Это есть слово или действие, предызображающее события, прежде чем они сделались известными, так как действие изображается и посредством действия. Образами будущего были: медный змей, агнец в Египте, Исаак приведенный (для заклания). Это-действия пророческие, не имеющие (иной) цели, как у Иезекииля выход чрез (отверстие) в стене (Иез. 12:5), имеющий (особую) цель. Образам надлежит быть такими, чтобы они были полезны и для живших тогда, каковы змей и агнец. Предсказывают пророки не только тогда, когда их спрашивают, как это было у других народов, но большею частью по собственному почину; и у этих народов (прорицатели) назывались также пророками. Поэтому и Павел говорит: «рече же некто от них свой им пророк» (Тит. 1:12). Египтяне называли и жрецов пророками.
Вообще из пророчеств одно духовное (от Духа), другое- диавольское, среднее между ними – естественное (φυσική) или искусственное, а четвертое – общее (κοινή) и народное. Причастниками духовного пророчества делаются преимущественно святые, а по устроению (Божию) и такие, как Навуходоносор, фараон, Валаам и Каиафа. Диавольское (прорицание) бывает только у служителей этой (силы); таковы гадатели по муке, Пифия – по маслинам, Дидонская жрица по листьям дуба, (другие) – по внутренностям животных, по полету и крику птиц, по приметам и чиханьям, по шуму, грому, рукам, мышам, ласточке, по звону и шуму в ушах, по дрожанию тела, посредством камешков, жезлов и порогов (φλοιῶν), мертвых, чрева, имен, звезд, чаш, и другими бесчисленными способами. Таково же (предсказание) посредством снов, а у нас оно – чрез вдохновение (διὰ κατοχῆς). Предвещание у них – не вследствие добродетели, как у нас, а посредством какой-либо хитрости; те прорицают о богатстве, болезнях, войнах, имея при этом в виду не добродетель, а порок; а у нас (предсказывается будущее) для исправления нравов и перемены к лучшему. Те должны исполниться (на деле), а эти – не всегда. Какая польза от предсказания, делаемого для блага души, если предсказанное в точности исполнится, не допуская никакой перемены с нашей стороны? Бог, предсказывая, указывает и способ избавиться от бедствий, если мы хотим покаяться. В этом и состоит польза пророчества. Если (люди) остаются без всякого изменения (к лучшему), то оно исполняется. Те, в некоторых случаях явившись согласными с событиями, оказались большею частью ошибочными. Те (кроме того) требуют (особых) орудий, мест, времен и денег. А Бог свободен от этого. Таково божественное и дьявольское пророчества.
Естественное (предчувствие) свойственно бессловесным, ласточки предчувствуют наступление весны, журавли – осени, муравьи – зимы; ежам и гальционам2 природа вложила такое же чувство. Искусственное пророчество – у врачей, советников и кормчих. Одни предсказывают. болезни, другие – прекращение их; одни – изменение ветров, другие путем соображений – будущие перемены (в человеческих обществах). Есть общее и народное знание будущего, каково то, что через три месяца наступает зима, так как все наперед знают годовые перемены. Нет поэтому ничего великого в том, что и демоны имеют предведение будущего, когда и муравьи предчувствуют годовые перемены и есть люди, способные предугадывать будущее, хотя и не так, чтобы знать совершенно или все. Когда диавол предсказал, что (человек) узнает доброе и лукавое, то так и произошло, и когда Валаам сказал: «поставь блудниц, и чрез них предастся Израиль»3 то так и было.
Это гадание, а лучше – предсказания, не представляющие ничего невероятного, равно как (и пророчества) Христовы, что «Евангелие проповестся» (Мф. 24:14),« не имать остати камень на камени» (Мф. 24:2). И немного далее <...>4. О блаженном Иеремии говорят, что (книгу) его нужно читать прежде других (пророков), как более ясную. И неудивительно, что из пророков одни неясны, а другие более ясны, когда в одной и той же книге божественного Писания есть неясное и ясное, когда и в сочинении одного писателя одно изложено так, а другое иначе, как это (видим) в Псалмах, апостольских Посланиях и словах Господа. А вообще неясность происходит или от свойства предметов, необычных для слуха, каково сооружение скинии, и приготовление храма у Иезекииля, или от слушателей, не имеющих надлежащего разумения. Поэтому говорил притчами, как намеренно неясными (Лк. 8:10).
И немного далее. Происходит неясность и от свойства говорящего, имеющего наклонность к такому изложению. И пророкам Дух внушал только мысли, а не слова, затем они выражали (эти мысли) в свойственной им форме речи, потому что пользовался не как неподвижными (существами), как – демоны при своих внушениях. Он хотел, чтобы понимали то, что говорят и говорили с участием их разума. «Не сотворит Господь, аще не открыет рабом своим пророком» (Ам. 3:7).

* * *

1Хотя приводимое далее предисловие не принадлежит Златоусту, как показывает стиль и полагают ученые, тем не менее оно приводится наряду с творениями святителя, как найденное вместе с ними в древних кодексах. Примеч. издателей Патрологии.
2Гальциона (ἁλκυών) морская птица, предвещающая в море тишину.
3Мысль, выраженная этими словами, указана в Чис. 31:16; Откр. 2и др. мн.
4Излагаемое здесь предисловие, вероятно, напечатано в Патрологии Миня не полностью, а с сокращениями, вследствие чего, вероятно, произошел довольно неожиданный переход от совета Валаама к пророчествам Спасителя.

Требуются волонтёры