святитель Иоанн Златоуст

Толкование на пророка Иеремию

Сохранившееся из толкования Св. Иоанна Златоуста на книгу пророка Иеремии

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

 

 
Предисловие1

Нужно сказать, что такое пророчество, когда началось, когда прекратилось, почему окончилось и какую можно извлечь из него пользу в жизни. Пророчествовать значит говорить или образно (τυπικῶς) изображать прежнее, настоящее и будущее. Это есть слово или действие, предызображающее события, прежде чем они сделались известными, так как действие изображается и посредством действия. Образами будущего были: медный змей, агнец в Египте, Исаак приведенный (для заклания). Это – действия пророческие, не имеющие (иной) цели, как у Иезекииля выход чрез (отверстие) в стене (Иез. 12:5), имеющий (особую) цель. Образам надлежит быть такими, чтобы они были полезны и для живших тогда, каковы змей и агнец. Предсказывают пророки не только тогда, когда их спрашивают, как это было у других народов, но большею частью по собственному почину; и у этих народов (прорицатели) назывались также пророками. Поэтому и Павел говорит: «рече же некто от них свой им пророк» (Тит. 1:12). Египтяне называли и жрецов пророками.

Вообще из пророчеств одно духовное (от Духа), другое – диавольское, среднее между ними – естественное (φυσική) или искусственное, а четвертое – общее (κοινή) и народное. Причастниками духовного пророчества делаются преимущественно святые, а по устроению (Божию) и такие, как Навуходоносор, фараон, Валаам и Каиафа. Диавольское (прорицание) бывает только у служителей этой (силы); таковы гадатели по муке, Пифия – по маслинам, Дидонская жрица по листьям дуба, (другие) – по внутренностям животных, по полету и крику птиц, по приметам и чиханьям, по шуму, грому, рукам, мышам, ласточке, по звону и шуму в ушах, по дрожанию тела, посредством камешков, жезлов и порогов (φλοιῶν), мертвых, чрева, имен, звезд, чаш, и другими бесчисленными способами. Таково же (предсказание) посредством снов, а у нас оно – чрез вдохновение (διὰ κατοχῆς). Предвещание у них – не вследствие добродетели, как у нас, а посредством какой-либо хитрости; те прорицают о богатстве, болезнях, войнах, имея при этом в виду не добродетель, а порок; а у нас (предсказывается будущее) для исправления нравов и перемены к лучшему. Те должны исполниться (на деле), а эти – не всегда. Какая польза от предсказания, делаемого для блага души, если предсказанное в точности исполнится, не допуская никакой перемены с нашей стороны? Бог, предсказывая, указывает и способ избавиться от бедствий, если мы хотим покаяться. В этом и состоит польза пророчества. Если (люди) остаются без всякого изменения (к лучшему), то оно исполняется. Те, в некоторых случаях явившись согласными с событиями, оказались большею частью ошибочными. Те (кроме того) требуют (особых) орудий, мест, времен и денег. А Бог свободен от этого. Таково божественное и дьявольское пророчества.

Естественное (предчувствие) свойственно бессловесным, ласточки предчувствуют наступление весны, журавли – осени, муравьи – зимы; ежам и гальционам2 природа вложила такое же чувство. Искусственное пророчество – у врачей, советников и кормчих. Одни предсказывают болезни, другие – прекращение их; одни – изменение ветров, другие путем соображений – будущие перемены (в человеческих обществах). Есть общее и народное знание будущего, каково то, что через три месяца наступает зима, так как все наперед знают годовые перемены. Нет поэтому ничего великого в том, что и демоны имеют предведение будущего, когда и муравьи предчувствуют годовые перемены и есть люди, способные предугадывать будущее, хотя и не так, чтобы знать совершенно или все. Когда диавол предсказал, что (человек) узнает доброе и лукавое, то так и произошло, и когда Валаам сказал: «поставь блудниц, и чрез них предастся Израиль»3 то так и было.

Это гадание, а лучше – предсказания, не представляющие ничего невероятного, равно как (и пророчества) Христовы, что «Евангелие проповестся» (Мф. 24:14), «не имать остати камень на камени» (Мф. 24:2). И немного далее <...>4. О блаженном Иеремии говорят, что (книгу) его нужно читать прежде других (пророков), как более ясную. И неудивительно, что из пророков одни неясны, а другие более ясны, когда в одной и той же книге божественного Писания есть неясное и ясное, когда и в сочинении одного писателя одно изложено так, а другое иначе, как это (видим) в Псалмах, апостольских Посланиях и словах Господа. А вообще неясность происходит или от свойства предметов, необычных для слуха, каково сооружение скинии, и приготовление храма у Иезекииля, или от слушателей, не имеющих надлежащего разумения. Поэтому говорил притчами, как намеренно неясными (Лк. 8:10).

И немного далее. Происходит неясность и от свойства говорящего, имеющего наклонность к такому изложению. И пророкам Дух внушал только мысли, а не слова, затем они выражали (эти мысли) в свойственной им форме речи, потому что пользовался не как неподвижными (существами), как – демоны при своих внушениях. Он хотел, чтобы понимали то, что говорят и говорили с участием их разума. «Не сотворит Господь, аще не открыет рабом своим пророком» (Ам. 3:7).

* * *

1

Хотя приводимое далее предисловие не принадлежит Златоусту, как показывает стиль и полагают ученые, тем не менее оно приводится наряду с творениями святителя, как найденное вместе с ними в древних кодексах. Примеч. издателей Патрологии.

2

Гальциона (ἁλκυών) морская птица, предвещающая в море тишину.

3

Мысль, выраженная этими словами, указана в Чис. 31:16; Откр. 2 и др. мн.

4

Излагаемое здесь предисловие, вероятно, напечатано в Патрологии Миня не полностью, а с сокращениями, вследствие чего, вероятно, произошел довольно неожиданный переход от совета Валаама к пророчествам Спасителя.

Вам может быть интересно:

1. Отрывки на (книгу) блаженного Иова святитель Иоанн Златоуст

2. Толкование на пророка Иеремию блаженный Феодорит Кирский

3. Отрывки из толкований на Иеремию, Варуха, Иезекииля, и Даниила святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на пророка Аггея преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

5. Толкования на книгу пророка Даниила священномученик Ипполит Римский

6. Книга пророка Иеремии преподобный Ефрем Сирин

7. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова святитель Григорий Нисский

8. Толкование на книгу пророка Исаии святитель Василий Великий

9. О различных вопросах блаженный Аврелий Августин

10. Из толкований на книгу Иова священномученик Дионисий Александрийский

Комментарии для сайта Cackle