монахи Иоанникий и Софроний Лихуды

Мечец духовный

Предисловие


В истории православной Церкви русской не последнее внимание обращает на себя борьба ее с латинством. Еще в то время, как великая княгиня русская Ольга приняла христианскую веру от православной Греции, мы видим в Киеве латинского епископа Адалберта с несколькими помощниками; но их успех в распространении там латинства ограничился только тем, что они с бесчестием были выгнаны из России. Когда, потом, великий князь Владимир искал света и мира душевного, к нему явился со своим учением и сонм латин, — «немци, послании от папежа»; но Владимир, еще язычник, выслушав их проповедь, сказал им: «идете опять, яко отци наши сего не прияли суть». Такие неудачи, встреченные на Руси латинством на первых порах, должны бы внушить епископам римским, что они безпрепятственно могут оставить свои Притязания на подчинение ее своей власти; но на деле оказалось, что они даже по утверждении у нас православного христианства никогда не оставляли предков наших в покое.



Содержание


Предисловие. 3
I. Подлог насущих диалогов, рекше разглаголств, о разнствах, сущих между восточною святою Христовою Церковью и западною. 19
II. Иоанникия и Софрония, самобратий Лихудиевых, род, воспитание и деяния. 26
III. Список непременный соборные ставленые грамоты. 35
IV. Список посланий блаженнейшего патриарха святого града Иерусалима и всея Палестины кур Досифея, пославшего со своим племянником архимандритом Хрисанфом животворящего Гроба вышереченным учителем и самобратным Иоанникию и Софронию Лихудиевым к Москве в лето. 40.
V. К прочитающим. 41
VI. Вход разглагольствием, бывшим (сущих в предсловиях реченных) от учителей Иоанникия и Софрония, самобратий Лихудиевых (иже от преславного града Кефалонии), с Рушком иисуитом и с иными некиими латинского догмата, в польской земле, в начертании безимянно грека учителя и исуита. 44
VII. Первое разглаголствие о папе. 48
VIII. Разглаголствие в о таинстве святого крещения. 65
IX. Разглаголствие о таинстве (святыя) Евхаристии, яко дадеся в квасном. 71
X. Разглаголствие, яко души святых имут ныне частное восприятие божественного зрения и грешных частное восприятие печали и мучения. 85
XI. Разглаголствие о чистителном огни. 88
XII. Разглаголствие о браце священников. 95
XIII. Разглаголствие о посте савваты. 100
XIV. Разглаголствие и о новом пасхалии или календаре, рекше днесловие 108
XV. Разглаголствие о божественнем свете преображения. 122
XVI. Разглаголствие, яко прежде, еже зачати приснодеве Марии Господа нашего Иисуса Христа, бе причастна праотеческому греху, но в зачатии, сиречь абие внегда сотвори сложение, глаголющи ангелу: «се раба Господня, буди мне по глаголу твоему», очистися от того праотеческого греха благодатию Святаго Духа. 125
XVII. Разглаголствие, яко не лет есть (что) при ложили кому в символ веры. 150
XVIII. Разглаголствие, яко Дух Святый не исходит из Сына. 176
XIX. Разглаголстви, яко послание не есть исхождение. 183
XX. Разглаголствие, яко Святый Дух глаголется Дух Сына за единосущное. 200
XXI. Разглаголствиеі, в немже сказуется сие речение Евангелиа, еже «от Моего примет», возвестит вам», и ина многая реченая, яже приводят латини противу восточной Церкви. 214
XXII. Разглаголствие о том же исхождении Святаго Духа доводами зрителными и о различии Лиц божественныя Троицы. 225
XXIII. Разглаголствие о любви, сущей в Божественных. 236
XXIV. Разглаголствие, в немже дается решение свидетельством святых отец восточныя Церкве, имиже латини показуют, яко Святый Дух исходит и из Сына, и является истинная мысль святых отец, по нейже беседоваша, а не якоже латини мудрствуют. 262
XXV. Разглаголствие, яко таинство Евхаристии начало совершения приемлет от молитвы: «с сими божественными силами», в нейже поминается от создания человека все строение Христово и тайная вечеря и словеса Господня: «приимите, ядите» и прочая, яже, яко основание, полагаются; само же совершение бывает призыванием Святаго Духа чрез молитву иереову, благословение же и печать креста, глаголющу иерею: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа твоего, аминь, а еже в чаши сей честную кровь Христа твоего, аминь, преложив Духом твоим Святым: аминь, аминь, аминь. 309
XXVI. Разглаголствие: како хлеб и вино прелагается в тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа? 315
XXVII. Разглаголствие последнее о хиротонии. 326



Данный труд монахов Иоанникия и Софрония Лихудов пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Мечец духовный : Памятник рус. духов. письменности XVII в. / Соч. Иоанникия и Софрония Лихудов. - Казань : Унив. тип., 1866. - 339, IV с.

Вам может быть интересно:

1. Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшей великой государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны монахи Иоанникий и Софроний Лихуды

2. Духовное завещание архиепископ Антоний (Амфитеатров)

4. Сорок девять глав Иосиф Вриенний

5. Союз верующих во Иисуса Христа между собой архиепископ Димитрий (Муретов)

6. О девяти музах и семи свободных художествах. О разуме. О мысли преподобный Иоанн Дамаскин

7. О Царстве Божием святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

8. О цветах Божьего сада архиепископ Варфоломей (Ремов)

9. Под вышним покровом Богоматери профессор Дмитрий Иванович Введенский

10. Московские молельни профессор Фёдор Иванович Буслаев

Комментарии для сайта Cackle