Азбука веры Православная библиотека монахи Иоанникий и Софроний Лихуды

монахи Иоанникий и Софроний Лихуды

монахи Иоанникий и Софроний Лихуды

монахи Иоанникий и Софроний Лихуды (1633–1730)

Биография

Братья Иоанникий (Иоанн) (1633, остров Кефалиния - 1717, Москва) и Софроний (Спиридон) (1652, остров Кефалиния - 1730, Москва или, по другим данным, Солотчинский монастырь близ Рязани) известны как первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии – первого официально утвержденного высшего учебного заведения в Русском государстве.

По происхождению греки, представители княжеского рода Лихудов. Отец их был капитаном корабля. Спиридон окончил Коттунианскую коллегию Падуанского университета (1670) со степенью доктора богословия. Будучи студентом, принял монашеский постриг с именем Софроний. Иоанн учился у известного дидаскала Герасима Влаха, преподававшего в школе Венецианского греческого братства. Овдовев, Иоанн принял монашество с именем Иоанникий. Вернувшись на родину, братья преподавали в различных школах на Кефалинии, на других западных греческих островах, в городах Навпакт, Арта, а также в Фессалии и Македонии. Одновременно с просветительской работой вели активную проповедническую деятельность.

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем академии, царь Федор и Патриарх Иоаким в 1682 году просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Так случилось, что с марта 1683 года братья Лихуд жили в Константинополе на подворье у Иерусалимского Патриарха Досифея II. Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.

3 июля 1683 года Лихуды оставили Константинополь; в Россию прибыли почти два года спустя вследствие задержки в пути из-за войны Австрии с Портою и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно долее задержать Лихудов.

6 марта 1685 года они прибыли в Москву, где их приняли цари Петр I и Иван V. В том же году Лихуды стали преподавать в Богоявленском монастыре. Стоит отметить, что начало их преподавательской деятельности ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Русской Церкви и при царском дворе.

Составленная Лихудами учебная программа ориентировалась на европейские образцы, прежде всего на программу Падуанского университета. Братья написали учебники: «Малая греческая грамматика», «Поэтика».

Первоначально к Лихудам перевели учеников типографской школы – Алексея Барсова, Николая Семенова-Головина, Федора Поликарпова, Федота Аггеева и Иосифа Афанасьева; к ним присоединились монах Иов и дьякон монастыря Палладий Рогов. В 1686 году для школы был построен особый каменный трехэтажный корпус в Заиконоспасском монастыре; «возведению здания <…> весьма много содействовал и деньгами и распоряжениями» князь Василий Васильевич Голицын, которого Лихуды называли своим «заступником, защитителем, помощником, покровом и прибежищем». В новое здание к первым ученикам Лихудов были переведены все ученики из типографской школы, а также «по указу Царей вскоре присоединены до 40 боярских детей и значительное число разночинцев». К концу 1687 года в возникшей Академии числилось 76 человек учащихся.

Преподавательской деятельностью в основном занимался Софроний Лихуд, возглавлявший академию в 1685-1694 годы; Иоанникий Лихуд в 1688-1691 годы вел переговоры с Венецианской республикой о союзе с Россией против Османской империи.

В Москве Лихуды сыграли также важную роль в богословских спорах: отстояли православное учение в полемике с Яном Белобоцким и Сильвестром (Медведевым) о времени пресуществления Святых Даров в Евхаристии. Когда Лихуды прибыли в Москву, там всех волновал вопрос о времени Пресуществления Святых Даров на Литургии. Представитель «латинского учения» монах Сильвестр, видевший в Лихудах соперников по ученому авторитету, провозгласил их еретиками и издал против них сочинение «Манна». Лихуды написали в ответ «Акос, или Врачевание от угрызений змиевых» (перевод на русский язык был сделан их учениками, Поликарповым и Семеновым). Сильвестр издал второе сочинение против них — «Тетрадь на Лихудов»; Лихуды отвечали книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась и после, но названными двумя сочинениями Лихудов этот вопрос был бесповоротно решен в пользу православного греческого мнения.

В 1694 году Лихуды были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одним из важных доводов для их отстранения было послание патриарха Иерусалимского Досифея II , выдвинувшего ряд обвинений против Лихудов (в основном, ввиду конфликтов корыстного характера и доносов). Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 годы они давали частные уроки итальянского языка, в 1697-1700 годы указом Петра I им было поручено обучать 55 человек в школе по изучению италянского языка (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Эта школа находилась в ведении Разрядного приказа и располагалась, вероятно, на Печатном дворе.

Братьев продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде, поэтому в январе 1704 года они были удалены в Ипатьевский монастырь в Костроме, где пробыли до января 1706 года. Там они продолжали писать полемические произведения, а также составили греческую грамматику.

В 1706 году новгородский митрополит Иов выхлопотал перевод братьев в Новгород, где поручил им устройство славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Преподавание в ней велось по тем же учебникам. Новгородская школа Лихудов подготовила первое поколение русских филологов. Школа разместилась в новгородском Детинце, в здании, которое с тех пор получило название «Лихудов корпус». В школе не стали преподавать на латыни, оставив в качестве языков лишь два (поэтому она и называлась «Греко-славянской»).

Уже в конце 1707 года в Москву был вызван Софроний Лихуд, где он возглавил школу греческого языка (в академии в то время этот язык не преподавался). В 1712 году он был привлечен к работе над исправлением славянского перевода Библии, которая велась на Московском печатном дворе. Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-гречина, получившего эту должность не по их выбору. Он отправился в Москву, где его жалобы не имели успеха, возможно, вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что тот препятствовал расхищению ими монастырского имущества. В 1730 году его перевели в Новоспасский монастырь.

Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 году; скончался он в августе 1717 года и был похоронен в соборе Заиконоспасского монастыря. Софроний Лихуд скончался в июне 1730 года в Новоспасском монастыре.

За время своей деятельности Лихуды составили учебники фактически по всем предметам, которые они преподавали. Среди них - греческая грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, латинская грамматика, поэтика, две риторики, логика, физика, богословие, «О методе эпистолярного искусства». Кроме этого, известны богословско-полемические сочинения Лихудов: «Акос», «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле», «Лютерские ереси», «Слово о предопределении» (1701), а также панегирики Петру I («Триумф царя под Азовом», 1697; «Плач Святыя Восточныя церкви»; по поводу Полтавской победы - «Сказание радостнаго и торжественнаго триумфа… преславна суща победителя Шведов и внутренних своих врагов», 1709; по поводу заключения мира со Швецией - «Триумф о благополучнейшем и преславном вечном мире… с свейскою короною», 1721), похвальные слова, проповеди и другие сочинения.

Лихудов можно назвать родоначальниками высшего образования в Великороссии, а из их учеников образовалось целое поколение первых собственно русских ученых, каковы Ф. П. Поликарпов, А. К. Барсов, П. В. Постников, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и ее начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученых сочинений. 

В 2007 году 31 мая в Москве в Богоявленском переулке перед алтарем Богоявленского монастыря был установлен бронзовый памятник в честь братьев Иоанникия и Софрония.