Источник

Вознесенский девичий монастырь

Основательницею Вознесенского монастыря почитается преподобная Ефросиния, в миру Евдокия, супруга Великого Князя Дмитрия Иоанновича Донского. Надобно полагать, что монастырь этот основан был ещё при жизни Дмитрия Иоанновича; Великая Княгиня Евдокия, после кончины супруга своего, вступила в иноческую жизнь. Постригшись в Вознесенском монастыре, она проводила время в посте и молитве, изнуряла тело своё подвигами и носила на себе вериги; когда же приходилось ей являться в миру, она надевала на себя богатые одежды. Обитель эта предназначена была для погребения Великих Княгинь и Цариц, которые прежде погребались у Спаса на Бору. Как Архангельский собор служил усыпальницею для Великих Князей и Царей, так и Вознесенский монастырь – для Великих Княгинь и Цариц. Здесь назначила себе место для погребения и Великая Княгиня Евдокия.

Преподобная Ефросиния положила начало построению каменной церкви Вознесения Господня, оконченной уже после её смерти в 1467 году. Во время опустошения Кремля от огня и неприятеля Вознесенский монастырь потерпел одинаковую участь с другими Кремлёвскими соборами. Так, в 1547 году эта обитель подверглась пожару и в ней погибло 10 стариц; из церкви вынесен был только образ Одигитрии. Во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г., когда вся Москва подверглась пожару, Вознесенский монастырь потерпел самую печальную участь: в то время сгорела даже и игуменья с несколькими сёстрами. Во время нашествия поляков и литовцев Вознесенский монастырь подвергся снова разрушению. Так Вознесенская обитель, существующая уже около пяти столетий, не раз была опустошаема, то от огня, то от нашествия неприятеля, но благочестивым усердием Князей и Княгинь была возобновляема и обогащаема различными вкладами. В 1812 году, в нашествие неприятелей Вознесенский монастырь снова потерпел опустошение. К счастью, вся драгоценная утварь вывезена была из монастыря и сохранилась в Вологде, куда вывозились все церковные сокровища и из других соборов Кремля.

Главная церковь Вознесенского монастыря устроена была во имя Вознесения Господня. В числе замечательных икон в ней находятся: а) Вознесения Господня; б) Спасителя; в) Благовещения Божией Матери и г) Святителя Николая. Кроме главного собора в этой обители находится ещё церковь во имя св. великомученицы Екатерины, и другая подле самой Спасской башни, – церковь св. Михаила Малеина. Прочие же здания, расположенные внутри монастыря, состоят из келий и других построек.

Ризница Вознесенского монастыря богата церковною утварью. Особенно замечательны: евангелия, кресты, потиры и дискосы. Кроме некоторых других священных предметов, достойны внимания пелены, устроенные в память по Великим Княгиням, которых гробницы находятся в этом монастыре.

Соответственно расположению гробниц Великих Князей и Царей в Архангельском соборе, и в Вознесенском монастыре размещены гробницы Великих Княгинь и Цариц, занимая места по стенам собора. Первая и древнейшая гробница – основательницы этого монастыря – преподобной Ефросинии, коей мощи почивают здесь под спудом, а за ней и прочие гробницы.

Вознесенская обитель своими историческими воспоминаниями замечательна не менее соборов. Она служила, с одной стороны, усыпальницею для Великих Княгинь и Цариц; здесь некоторые Русские Царевны находили убежище для уединения и молитвы; здесь было место для пребывания государевых невест до вступления их в брак, и из стен Вознесенского монастыря они переходили на престол Русскими Царицами. Здесь погребена Анастасия, супруга Царя Иоанна Васильевича. Умилительно было погребение этой Царицы: когда несли тело её из Архангельского собора в Вознесенскую обитель, народ, сопровождавший гроб, не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь ко гробу; все плакали и рыдали, особенно нищие, называя Анастасию своей матерью. Царь Иоанн Грозный, супруг умершей, едва мог идти за гробом от плача и стенания, его вели под руки братья, князья Юрий и Владимир Андреевичи и юный Царь Казанский Александр. В этой обители принимали невольное пострижение некоторые Великие Княгини и Царицы, как то: мать Великого Князя Иоанна III, Великая Княгиня Марфа и супруга Василия Иоанновича Шуйского – Царица Мария. На сырной неделе и на светлой в эту обитель приходили Цари, как и в Архангельский собор, для поклонению праху почивших предков, а на память их слушали панихиды.


Источник: О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле / [И. Иосиф]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Тип. С. Орлова, 1874. - 70, [1] с. (Авт. указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle