Азбука веры Православная библиотека преподобный Иосиф Волоцкий (Санин) Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого о наказании еретиков

Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого о наказании еретиков

Источник

«Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого» – один из наиболее ярких памятников полемической литературы, связанной с идеологической борьбой нач. XVI в. Памятник этот был издан один раз в «Древней Российской вивлиофике» (т. XVI, изд. 2-е, 1792, стр. 423), по неизвестному списку и с многочисленными погрешностями. Больше он не переиздавался.

Несмотря на то, что памятник этот уже давно введен в научную литературу, вопрос о времени и обстоятельствах его написания еще далеко нельзя считать разрешенным. Исходя из представления о «гуманных» заволжских старцах, как о единственной силе в русском общественном движении, противостоявшей иосифлянам, дореволюционные историки рассматривали «Ответ старцев» как исходный момент в полемике о наказании еретиков. И. Хрущов,1 И. Панов2 и В.Жмакин3 полагали, что «Ответ старцев» был написан еще до собора 1504 г., раньше чем напечатанное выше «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» (см. выше, стр. 506–510). Легка заметить, однако, что в «Послании о соблюдении соборного приговора» автор ведет полемику против совсем иных аргументов, нежели те, которые высказаны в «Ответе старцев»: лица, которым он пишет это «Послание», ссылались, по его словам, на евангелие от Иоанна и «Лествицу» Иоанна Лествичника (см. выше, стр. 506),– ни одной из этих ссылок мы не находим в «Ответе старцев»; «Послание о соблюдении приговора» никак не может рассматриваться, как ответ на печатаемый здесь «Ответ старцев». Хрущов, Панов и Жмакин считали поэтому, что «старцы» писали против Иосифа еще одно послание и что «Послание о соблюдении соборного приговора» было написано в ответ на «новое послание заволжских старцев».4 Согласно этой концепции выходило, таким образом, что «Посланию о соблюдении соборного приговора» предшествовали следующие памятники: 1) послание Иосифа великому князю о необходимости наказывать еретиков, 2) «Ответ кирилловских старцев» в ответ на это послание Иосифа (печатаемый ниже), 3) соборный приговор 1504 г. (или новое полемическое послание Иосифа), 4) новое, не дошедшее до нас послание «старцев». Учтем при этом, что во всех известных до сих пор рукописях исходное послание Иосифа (на которое отвечали «старцы»), было адресовано Василию Ивановичу,– в высшей степени невероятно, чтобы при жизни Ивана III (умер в 1505 г.) Иосиф решался через его голову обращаться к князю-наследнику. Панов полагал, что ироническое замечание «старцев» (в «Ответе»): «И ты господине Иосифе, почто. .. не связа Касиана архимандрита своей мандиею, донележе бы он сгорел», свидетельствует о том, что «Ответ» написан до того, как Кассиан (в 1504 г.) был казнен; нам представляется, однако, что речь здесь идет о Кассиане уже казненном, хотя и не таким «чудесным» способом, о котором писали «старцы».5.

Когда же и при каких обстоятельствах написан «Ответ старцев»? «Ответ старцев», как прямо указывается в его тексте, есть ответ на «Послание старца Иосифа», но сам текст этого послания Иосифа едва ли полностью приведен в рукописях, сохранивших «Ответ старцев». Здесь мы читаем, повидимому, лишь краткое резюме аргументов Иосифа, сведенное в одну фразу. Однако аргументы эти известны нам и по подлинным сочинениям волоцкого игумена: ветхозаветные примеры жестокой расправы с грешниками, «чудеса» с Симоном, Львом и Лиодором – все эти доводы читаются в «Слове об осуждении еретиков» (см. выше, стр. 490 и 494–495), включенном в пространную редакцию «Просветителя» в качестве 13-го «слова». Таким образом, «Ответ старцев» был написан, как мы можем предполагать, после появления «Слова об осуждении еретиков». Было ли это при Иване III или при Василии III? Если считать, что послание Иосифа, с которым полемизировали «старцы», было адресовано Василию, следует с несомненностью относить его ко времени Василия III, – как мы уже указывали, при жизни Ивана III Иосиф не стал бы по столь важному вопросу обращаться к сыну, игнорируя отца. Однако, из трех известных нам списков «Ответа старцев» в одном (БАН, Арх. Д. 221) послание Иосифа именуется «Посланием великому князю Ивану Васильевичю». Чтение «Василию Ивановичю» встречается в двух остальных списках, в том числе и в списке Соф. № 1489, относящемся к первой половине XVI в. В пользу Софийского списка говорит его древность (и совпадение с третьим списком – из собрания Вяземского); но в списке БАН читается зато концовка, отсутствующая в обоих других списках и восходящая, возможно, к оригиналу послания. Вопрос о том, кому было адресовано послание Иосифа, давшее повод «старцам» сочинить столь язвительный ответ, остается, таким образом, открытым.6

Нами использованы следующие списки:

1) ГПБ, Соф. № 1489; 4°; перв. пол. XVI в. Сборник. «Ответ старцев» (и предшествующее ему резюме послания Иосифа)–лл. 290–294. См.: Д. Абрамович. Софийская библиотека, вып. III, стр. 351–356;

2) БАН, Арх. Д. 221; 4°. Сборная рукопись XVI–XVII вв. «Ответ старцев» – лл. 143–146;

3) ГПБ, собр. Вяземского, O.LXXIV; 8°; XVII в. «Ответ старцев» – лл. 152– 158 об.

Текст «Ответа» издается по списку Соф. № 1489 (С); исправления и важнейшие разночтения – по спискам БАН (Б) и собр. Вяземского (В).

* * *

1

Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, стр. 188–197

2

О ереси жидовствующих. ЖМНП, 1871, № 2, стр. 276, прим. 1, 282, 285.

3

Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881, стр. 66–73.

4

Ср.: И. У. Б удов ниц, Русская публицистика XVI в., М.–Л., 1947, стр. 91–92.

5

И. Панов, ук. соч., стр. 276, прим. 1. Панов и Жмакин ссылаются также на то, что в одной из рукописей послание Иосифа о наказании еретиков именовалось «Посланием на Кассиана», – однако если такая рукопись действительно существовала (рук. Соф. № 1444 и № 1446, упомянутые авторами, это́го заголовка не содержат), то заголовок ее принадлежал, видимо, позднейшему переписчику, ибо он явно не соответствует содержанию.

6

Заслуживает внимания необычный и не совсем ясный титул, которым именуется адресат послания в списках Соф. № 1489 и Арх. № 221: «своего ему монастыря, самодръжца Рускыя земли, государю». «Государем» Волоколамского монастыря стал в 1508 г. Василий III – после перехода этого монастыря под патронат великого князя.


Источник: Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века / Н. А. Казакова, Я. С. Лурье ; Акад. наук СССР. Музей истории религии и атеизма. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - 544 с. / Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого о наказании еретиков. 510-513 с.

Комментарии для сайта Cackle