архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 111

Пс.111:1. Аллилуиа. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех его восхощет зело.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом прилично соединен с предыдущим: ибо похваляет мужа благочестиваго, так как и он хвалил Бога. В Еврейском тексте читается по алфавиту и содержит 24 стиха, начинающиеся от букв алфавита, по порядку положенных. В нем описывает Пророк блаженство мужа праведнаго и боящагося Бога, дабы сим примером убедить и других к любви добродетели.

В сих словах содержится главное предложение, которое Пророк во всем псалме доказывает различными доводами, дабы убедить всех к благочестию. Блажен, глаголет, муж бояйся Господа. Но как не всякая боязнь творит человека блаженным, сего ради присовокупляет: в заповедех Его восхощет зело. То есть, тот совершенно блажен человек, который боится Господа и который с сыновним страхом прилежно упражняется во исполнении заповедей Его: ибо хотеть в заповедех зело, не что иное есть, как зело любить заповеди и во исполнении их чувствовать великое удовольствие. Кратко сказать: тот нарицается блажен, кто и внутрь боится Бога страхом святым, и извне готов ко исполнению заповедей, а потому праведен и благочестив.

Пс.111:2. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится:

Сие есть первое благополучие человека боящагося Бога! Оно состоит во многочадии: ибо род праведных людей по Божию благословению весьма многоплоден бывает, и в ветхом завете Божие благословение по большей части к многочадию относилось. Впрочем, хотя благополучие сие не всегда случалось в роде праведных (ибо известно, что Авраам чрез долгое время безчаден был, также и сын его Исаак, и другие многие): однако же и нередко, как видеть можно из примера многих ветхозаветных и праотцев.

Пс.111:3. слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века.

Второе благополучие человека праведнаго состоит во изобилии честей и имений, которыми он пользуется без греха и без нарушения справедливости: ибо часто случается, что чести и богатство раждают гордость, и служат поводом к плотским сладострастиям, и тогда не в благополучие, но паче в бедствие обращаются. Итак, праведный муж не токмо множеством детей, но и честьми и богатством изобилует: однако при всем том (что всего блаженнее), сердце его благами счастия не растлевается, но правда его пребывает до конца жизни непоколебима. Сие благополучие, ежели будем разсуждать о славе и богатстве временном, не есть вечное; но ежели возьмем в разсуждение славу внутреннюю, доброе свидетельство совести, богатство веры, и оное великое стяжание, о котором Апостол говорит: есть же снискание велие благочестие с довольством (1Тим. 6:6), – то благополучие праведнаго будет вечное. Посему прилично сказано: правда его пребывает в век века.

Пс.111:4. Возсия во тьме свет правым: милостив и щедр и праведен.

Третие благополучие людей боящихся Бога есть свет мудрости и разума, озаряющий их свыше во мраке недоумений, встречающихся то при отправлении дел, то при отражении коварств, бываемых от лжебратии: тако же свет утешения в бедственных и прискорбных обстоятельствах жизни. Сей свет есть не кто иный, как Сам Бог милостивый, щедрый и праведный, Бог творяй милость с милостивыми; ибо справедливость требует, чтоб милостивые получали милость.

Пс.111:5. Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

Четвертое благополучие праведнаго человека есть веселие духовное: ибо люди боящиеся Бога удобно и грехи прощают, сожалея о немощах человеческих, и взаим дают требующим, и тако исполняют заповедь Господню: отпущайте, и отпустится вам; дайте и дастся вам (Лк. 6:37–38). А сия благая дела в сердце человека великое раждают веселие: так как напротив того, люди, не прощающие грехов и отказывающие ближнему в благодеянии, всегда огорчаются духом; ибо и совестию мучатся, и в ненависти у людей находятся. Глагол: щедрит – некоторые относят к милостыням, подаваемым убогим: но понеже о милостыни особенно упоминается ниже под стихом 9, для того мы с блаженным Августином за благо разсудили отнести его к прощению грехов, яко к роду духовныя милостыни. За сим следует пятое благополучие человека праведнаго, состоящее в благоразумии разговоров, чрез которое избегает он величайших несчастий, непримиримых враждований, браней, клевет и других сим подобных бедствий. Ибо кто боится Бога, тот располагает слова свои согласно с здравым разсудком, так что никому вреда не причинит и себе приобрящет много пользы. К сему присовокупляет причину, чего ради муж праведный устроит словеса свои с разсудком, поелику тверд и постоянен в намерениях своих, и все предвидит благоразумно, так что все, что бы ни случилось, поколебать его не может.

Пс.111:6. В память вечную будет праведник.

Пс.111:7. От слуха зла не убоится:

Шестое благополучие человека праведнаго состоит в том, что всегда будет жить в памяти у людей, и притом не по знатному какому-нибудь злодеянию, как живет Иуда, Каин, Ирод, Пилат, Анна и Каиафа, но по деяниям славным и честным, каковы свойственны людям праведным. И не токмо в память вечную будет у людей смертных, но имя его впишется в книгу животную, из которыя во веки не изгладится; а таким образом память его будет благословенна и пред Богом, и пред Ангелами, и пред всем сонмом святых, так что не убоится ни клевет, ни поношений злых людей, и, что еще вящше, ни онаго ужаснаго изречения праведнаго Судии: идите от Мене проклятии во огнь вечный (Мф. 25:41).

Пс.111:8. готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже воззрит на враги своя.

Седьмое благополучие человека боящагося Бога состоит в твердом и непоколебимом покровительстве Божием, на которое уповая не боится он никаких превратностей мира. Ибо во всяком несчастии и во всякой опасности сердце его имеет готовое прибежище к Богу: понеже всегда готово уповать на Господа, и в сем уповании так пребывает твердо, что нет опасности отпасть от него; а потому не убоится и тогда, когда предстоит опасность от врагов, кольми же тогда, когда узрит их поверженных и побежденных.

Пс.111:9. Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе.

Осьмое благополучие человека праведнаго состоит в добром и полезном употреблении богатства: ибо друзи Божии по дару Господню разумеют, каким образом переносить сокровища свои на небо, идеже ни тля тлит, ни татие подкопывают, ни крадут (Мф. 6:20). Таким образом человек, боящийся Бога, имений своих не скрывает, ниже приумножить тщится, но расточает на убогих, как сказано и у пророка Исаии: раздробляй алчущим хлеб твой (Ис. 58:7). От сея щедроты два добра приобретает человек, почему и прямо блаженным нарещися может: первое, ежели деньги уменьшил, тем приумножил правду, которая пребывает во век века соблюдаема у Бога, дабы во свое время полную мзду получил: милуяй бо нища, взаим дает Богу (Притч. 19:17). Второе: рог его вознесется во славе, – то есть, не токмо мзду приимет в будущей жизни, но и в сем веке сила его умножится: ибо рог в Священном Писании силу и крепость означает. Таким образом люди, подающие милостыню, не токмо не делаются убогими и скудными, но еще приумножают богатство, силу и славу, каких примеров много находится в Священном Писании, и в житиях Святых, а особливо в книге Иова и в книге Товии.

Пс.111:10. Грешник узрит и прогневается зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет.

Девятое и последнее благополучие человека, боящагося Бога, состоит в том, что он превозмогает всякую зависть. Ибо грешник, взирая на добрыя дела человека праведнаго, и на благополучие его, хотя и мучится завистию, и на подобие ярящагося пса скрежещет зубами, желая погубить праведника, однако желание его не исполняется, но вместе с ним скоро погибает. Убо блажен и преблажен человек бояйся Господа: и напротив беден и окаянен, кто Его не боится.




Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle