архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 33

Пс.33:1. Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом: и отпусти его, и отъиде.

НАДПИСАНИЕ

Сию надпись относят толковники к двум историям, обретающимся в первой книге Царств, в главе 21. Первая история повествует, что Давид, бегая от лица Саула царя, пришел ко Авимелеху иерею и просил у него хлебов и оружия, а о бегстве своем не объявил ему, но притворился, аки бы имеет тайное некое дело, от царя ему порученное, для исполнения коего весьма поспешает. Вторая история повествует, что Давид пришел к Анхусу царю Филистимскому, дабы укрыться у него; но понеже рабы сего царя советовали ему убить Давида, то Давид притворился безумным, и сим образом избежал смерти. Феодорит относит надпись к первой истории, а Василий Великий, Августин и Иероним относят ко второй, – их мнение признано за справедливейшее и от иных толковников. Чего ради Анхус назван Авимелехом, тому дает причину Василий Великий, сказуя, что Авимелех было имя собственное царям Филистимским, как Фараон царям Египетским, и Кесарь императорам Римским.

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, избавяся от помянутыя опасности, возсылает в сем псалме благодарение Богу за оказанное благодеяние, а по сему случаю возбуждает и других к хвалению Бога: ибо ведел муж благочестивый, что вся оная хитрость, которую употребил он для спасения жизни своея, притворя себе безумство, нимало не помогла бы ему без помощи и благоволения Божия.

Пс.33:2. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала его во устех моих.

Краестишие псалма сего в Еврейском тексте читается по алфавиту: ибо первый стих начинается от первыя буквы, вторый от вторыя, и так далее, что, по-видимому, для того сделано, дабы верные удобнее могли его помнить и чаще петь. Давид начинает его с великим чувствием духа, и глаголет: благословлю Господа на всякое время, аки бы сказал: никогда и ни в какое время не забуду я нынешняго благодеяния, но во всю мою жизнь буду памятовать, и за то благодарить Господа. И то же самое повторяя, присовокупляет: выну хвала Его пребудет во устех моих. Можно сие место и в духовном смысле разуметь – о праведных людях, которые всегда хвалят Бога, то есть, когда и благодеяния приемлют, и когда напасти претерпевают, по оному праведнаго Иова изречению: Господь даде, Господь отъят: буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1:21).

Пс.33:3. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся.

В первой части стиха сего показывает Пророк, что хвала, которую обещал он иметь всегда во устах своих, будет происходить от внутренняго движения сердца, дабы чрез сие разлучить оную от суетныя похвалы языка, каковою тщеславятся многие лицемеры. Ибо душа не жизненный дух означает в сем месте, но жилище внутренних чувствований; аки бы сказал Пророк, что он от чистаго сердца в едином Боге находить будет материю хвалы, дабы толикое благодеяние никогда из памяти его не выходило. Во втором члене обращает слово к людям кротким и смиренным, то есть к таким, которые в подобных находятся злоключениях, и которые часто от сильных угнетаемы бывают и потому имеют особливую нужду в Божией помощи. Сих делает участниками радости своея, дабы примером его будучи одобряемы, не унывали в печалях, но духом возносились выше, и равным образом хвалили Бога как в радостных, так и печальных обстоятельствах. Следующия за сим слова: да услышат кротцыи, и возвеселятся, означают, что сообщение хвалы относится собственно к тем, кои в подобных находятся злоключениях, каковы суть люди бедные, смиренные, и часто от сильных угнетаемые. Да услышат, глаголет, кротцыи, – то есть смиренные, Бога боящиеся, и мне подобные, что со мною случилося, – и да возвеселятся.

Пс.33:4. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя его вкупе.

Продолжает слово к тем же людям, которых призывал к хвалению и веселию, и увещавает их, дабы не токмо каждый порознь и наедине хвалил Бога, но и все совокупно соединяся с ним, прославили Господа. Ибо зело приятно Богу, когда верные не токмо наедине в ложницах, но и собравшеся в церквах единодушно и едиными усты славят Его, якоже глаголет Апостол в послании к Римляном (Рим. 15:6): Возвеличите Господа со мною, то есть, Того Владыку, Который един есть истинно велик, признаем за великаго; и паки Того, Который един есть истинно высок, елико возможно, превознесем гласом нашим, и имя Его, т.е. славу и силу и величие, прославим пред людьми вкупе.

Пс.33:5. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя.

Пророк показывает здесь причину, чего ради хощет благословлять Господа на всякое время, а именно того ради, понеже обрел в Нем всеблагаго и всесильнаго избавителя. Аки бы сказал: когда находился я в самых тесных обстоятельствах, то прибегал к Богу с твердым упованием на помощь Его, и Он, по обыкновенной милости Своей, услышал меня; следствие же услышания чрез то открылось, что Он от всех скорбей избавил меня. Царь Саул покушался убить меня то своею рукою, то чрез оружников своих, но, Богу покрывающу, избежал я от рук его; ускоряя же бегством, не мог взять ни оружия, ни пищи, но и здесь не оставила меня милость Господня, которая чрез иерея Авимелеха промыслила мне и оружие и хлебы; за сим вскоре, по неосторожности моей, впал я в руки Анхуса царя Филистимскаго, но по вдохновению Того же помощника и покровителя Бога, чудным и необыкновенным образом избавился от смерти. Тако премилосердый Господь Бог, и чадолюбивейший Отец, от всех скорбей, приключившихся мне, избавил меня.

Пс.33:6. Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

Отсюду начинается прекрасное и весьма сильное увещание, возбуждающее людей к любви, к страху Божию, и к возложению на Него всех печалей наших. Приступите, глаголет, все сущии в скорбех, верою и молитвою к Богу; воззрите к Нему, и отвергше облак печали, просветитеся, приимите свет утешения и радости.

Пс.33:7. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и.

Доказывает примером своим, что должно благонадежно приступать к Богу во время скорби. Се бо, глаголет, и я нищий, то есть, всякия помощи лишенный, и даже нищенским образом просивший хлеба у иерея, как скоро воззвал с верою и надеждою к Богу, и с теплою молитвою толкнул в двери милосердия Его, тотчас Господь услышал раба Своего, и от всех скорбей избавил его.

Пс.33:8. Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их.

Доказав примером, здесь доказывает причиною, что должно приступать к Богу со всякою благонадежностию. Причина сему та, что Ангел Господень, которому Сам Бог заповедал хранить человека праведнаго, как сказано во псалме 90, видя человека находящагося в опасности, тотчас приходит к нему и, на подобие ополченных воев, окружает защищением своим, дабы ничто вредить не могло ему. Ибо сила Ангелов толика есть, что и един Ангел противу целаго воинства довлеет. Из чего следует, коль великая безопасность и тишина должна быть в сердцах людей, боящихся Бога, которые таковою стражею ограждены.

Пс.33:9. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань.

Продолжает то же увещание, и понеже рек: приступите к Нему, и доказал примером и причиною, что можно благонадежно приступать к Богу во время скорби: для того здесь отсылает неверных и вкуса не имеющих людей к самому опыту, дабы познали, что он истину глаголет. Вкусите, то есть: сделайте опыт, начните самым делом возвергать на Бога печаль вашу, оставя все другия утешения; и видите, то есть познайте, коль благ Господь всем прилепляющимся к Нему. В самом деле, может ли что быть приятнее сего, как видеть человека, одареннаго любовию, доброю совестию, чистым сердцем, нелицемерною верою, и покоющагося в недрах верховнаго онаго блага? Поистине блажен тот муж, иже уповает на Него: т.е. кто имеет мир к Богу и с твердою надеждою возлагается на Него.

Пс.33:10. Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его.

Пророк, дабы убедить людей к приятию больших благодеяний Божиих, руководствует наперед к страху Господню, то есть, к соблюдению заповедей, или, что то же есть, к постоянному пребыванию в правде и в любви Божией, которая есть основание той благонадежности, чрез которую приступаем к Богу, и вкушаем сладость благодеяний Его. Впрочем заметить должно, что Пророк глаголет здесь не о страхе рабском, но о страхе чистом и сыновнем, который приличествует святым и совершенным людям. Бойтесь, глаголет, Господа вси святии Его. Ибо сей страх заключает в себе совершенную любовь, потому что кто совершенно любит, тот весьма боится, чтоб любимаго в чем-нибудь не прогневать, и потому весьма прилежно сообразуется воле Его, и во всех случаях сохраняет слово Его. А кто так расположен к Богу, в том любы Божия совершенна есть, якоже глаголет святый Иоанн в первом послании (1Ин. 2:5). О сем страхе глаголется у Иова (Иов. 28:28): се, страх Господень есть премудрость. И у Сираха (Сир. 1:20): корень премудрости, еже боятися Господа. И в главе Сир. 25:14: страх Господень паче всего предуспе. И у Исаии (Ис. 11:3) сказано о Христе: исполнит Его Дух страха Божия. И паки у Екклесиаста (Еккл. 12:13): Бога бойся, и заповеди Его храни, яко сие всяк человек. Аки бы сказано было: в сем состоит все совершенство человека, и все благополучие его в жизни сей, чтоб бояться Бога, и хранить заповеди Его. Сие означают и следующия за сим слова: яко несть лишения боящимся Его, то есть, нет ни в чем недостатка у людей, боящихся Бога. Сие бо есть быть совершенну, чтоб не иметь ни в чем недостатка. В самом деле, чего может недоставать другу Божию, когда у друзей вся суть общая? А хотя иногда самые праведные мужи, по видимому, недостаточествуют во временных благих, но в самой вещи ничего им не недостает, когда имеют дар терпения, который несравненно лучше всякаго богатства. Да и нельзя прямо сказать, чтоб тот лишен был богатств, кто не желает их; ибо дух должен быть богат, а не кладовая. Но однако, тот же Пророк, или паче тот же Дух Святый, которыми словами наставляет здесь мудрых, теми же самыми словами, в простейшем смысле взятыми, научает и немудрых, увещавая их, дабы боялися Бога по крайней мере для того, что Он подает им временная благая, и не оставляет во время нужды. В Священном Писании, а наипаче в житиях Святых, находятся безчисленные примеры, которыми доказывается, что Бог особливое имел попечение о рабах Своих, подавая им чудным промыслом Своим все нужное к содержанию жизни.

Пс.33:11. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

То же учение объясняет сравнением, какое делает между нечестивыми и боящимися Бога, аки бы сказал: боящиися Бога ни в чем недостатка иметь не будут, напротив того, не боящиися Его во всем постраждут недостаток, хотя прежде и весьма богаты были. В Еврейском тексте вместо богатии читается львичищи, где Пророк нарицает богачей нечестивых львичищами, в преносном смысле, дабы показать, что они, аки львы, чуждая похищают, и что посему часто, Богу их наказующу, в крайнюю нищету низвергаются. Богатии, глаголет, обнищаша и взалкаша: то есть, те, которые богатством некогда изобиловали, ныне стали нищенствовать и алкать, поелику богатство непостоянно, ложно и многоразличным опасностям подвержено. Взыскающии же Господа, – то есть, те, которые не на богатство, но на Бога надежду свою возлагают, – хотя бы и нищие были, не лишатся всякаго блага, то есть, не будут иметь недостатка во всяком благе; ибо прилепляяся к верховному оному благу, обретают в нем вся благая. Впрочем, о богатых еще и то присовокупить должно, что они, сколько бы богатством ни всеми мир иметь, то по крайней мере желать и искать его: (часто бо, по причине злобы других, мира иметь невозможно). Сего ради и Апостол, в послании к Римляном, в Рим. 12:18 глаголет: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте.

Пс.33:12. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.

По увещании людей к страху Господню, Пророк снова научает здесь, какая польза происходит от страха сего, и на чем страх сей основан. Приидите, глаголет, ко мне, приидите во училище Духа Святаго, Котораго ничего полезнее обрести невозможно: послушайте мене, или паче, Духа Владычня, языком моим вещающаго. Тако бо сам Давид глаголет о себе во второй книге (2Цар. 23:2) Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем. Страху Господню научу вас. То есть, покажу, коликая происходит польза от страха Господня, и что есть сей страх Господень, к которому, яко к верховному из всех благу, толь часто и толь сильно увещавает вас Дух Святый.

Пс.33:13. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?

Сими словами изъясняет Пророк пользу и конец страха Господня, показывая, что страх Господень ходатайствует нам живот и дни благия, то есть, жизнь преблагополучную, которую праведные предвкушают еще в веке сем, поелику носят внутрь себя царствие Божие, которое состоит в правде, и мире, и радости о Дусе Святе, как сказано в послании к Римляном (Рим. 14:17): в будущем же веке совершеннее наследят, когда смерть пожерта будет победою. Кто есть человек хотяй живот? Аки бы сказал: обещал я показать пользу, происходящую от страха Господня: теперь исполняю обещание мое и глаголю, что плод его состоит в том, чего все желают, но немногие достигают. Это есть истинная и блаженная жизнь: сей есть конец и плод страха Господня. Но кто хощет конца сего достигнуть, тот должен принять и средства, которыя тотчас я присовокупляю; ибо те, которые говорят, что желают блаженныя жизни, но не ходят путем, который ведет к ней, кажется, не прямо и не истинно желают блаженныя жизни, но одной токмо тени или подобия жизни. Кто убо есть человек хотяй живот? То есть, кто истинно и прямо желает истинныя жизни, кто истинно любит видеть дни благия, дни счастливыя и блаженныя?

Пс.33:14. Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти.

Пс.33:15. Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и.

Здесь показывает святый Пророк, какими путями страх Господень приводит людей к животу и к дням благим, и глаголет, что прямый путь к животу есть совершенное хранение заповедей Божиих или воздержание от всякаго греха, творимаго делом, словом и помышлением, по оному изречению Господню, у Мф. 19:17: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди. А как соблюдение заповедей и удаление от всякаго греха происходит от страха Божия: убо, страх Господень есть то самое, что, чрез соблюдение закона, руководствует нас к животу и к дням благим. Удержи язык твой от зла. Начинает от грехов, творимых языком, потому что бывают чаще, и труднее предостеречься от них. По сей причине и святый апостол Иак. 3:2 послания своего, глаголет: аще кто в словесе согрешает, сей совершен муж. Удержи язык твой от зла: то есть, блюдися, дабы не прогневать Бога грехом, происходящим от языка, яко то: лжею, клеветою, клятвопреступлением, злословием, бранью и проч. И устне твои, еже не глаголати льсти: запретив вообще все грехи языка, запрещает еще во особенности зловредную лесть (хитрость или лукавство), яко грех тяжчайший других и такой, от котораго иные многие грехи происходят. Уклонися от зла, и сотвори благо. От грехов, творимых словом, преходит к грехам, творимым делом, каковы суть человекоубийство, блуд, прелюбодеяние, и проч. Сих увещает бегать, и творить благо, яко то: почитать родителей, молиться Богу, подавать милостыню, ходить в церковь, слушать Божие слово, хранить посты, и прочая сим подобная. Взыщи мира, и пожени и. Здесь напоминает беречься грехов, гнездящихся в сердце, яко то: гнева, ненависти, зависти, и других злых склонностей сердца, дабы во всякое время и при всяком деле сохраняем был истинный мир и спокойствие духа. Впрочем, прилично говорит Пророк: взыщи мира; ибо всякаго добраго человека долг есть, ежели не со всеми мир иметь, то по крайней мере желать и искать его: (часто бо, по причине злобы других, мира иметь невозможно). Сего ради и Апостол, в послании к Рим. 12:18 глаголет: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте.

Пс.33:16. Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их.

Доказывает вышереченныя слова, что люди, соблюдающие заповеди Божия и остерегающиеся грехов, имеют живот и дни благие, по той причине, что Господь непрестанно зрит на людей праведных и всегда слышит молитвы их. Како бо не будут иметь дней благих те, которые препровождают жизнь пред очами Всевидящаго хранителя? Ибо ежели предвидят какое-либо зло приближающееся и вопиют к Богу, то обретают уши Его отверсты и внемлющия; а ежели не предвидят, то Бог бдит о них и избавляет от премногих зол, которых они предвидеть не могли. На сей бо конец очи Господни отверсты на праведных, дабы соблюсти их от зол, в которыя очи их проникнуть не могут. Чудная, по истине, благость Божия! И кто бы не почел за удовольствие всем сердцем любить толико благаго Владыку, и сыновним страхом боятися Его? Кто бы, размышляя о сем, не воскликнул с Пророком: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс. 118:120)? и: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего (Пс. 85:11)?

Пс.33:17. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.

Сравнивая состояние нечестивых, возвышает Пророк благополучие праведных. Якоже бо очи Господни неусыпно зрят на праведных, дабы сохранить их: тако лице Господне, то есть, те же очи Господни неусыпно зрят на творящих злая, однако не с тем, чтоб сохранить их, но дабы потребить от земли память их: то есть, дабы до основания искоренить и погубить не токмо их самих, но и детей, и внучат, и потомков всех, донележе совершенно загладится и самая память их. Сие хотя не всегда видеть случается, потому что или сами нечестивые раскаиваются прежде нежели время мщения постигнет, или дети и внучата не подражают грехам родителей, или по иным причинам праведный Судия отлагает таковыя казни: но Псаломник воспевает то, что по большей части бывает, и что сказано в первой главе Десятословия: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада, до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене (Исх. 20:5).

Пс.33:18. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их.

Доказывает вышереченныя слова: очи Господни на праведныя, примерами древних праотцев, которые в священных повестях читаются, яко то: Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Иисуса Навина, Гедеона и других, а может быть, духом предвидел и воспевал избавление Даниила в рове от львов, триех отроков от пещи огненныя, Сусанны от смерти, на которую осуждена была по ложному делу, и других премногих. Сему стиху не противоречат примеры Маккавеов, которые от мук и смерти избавлены не были, так как и примеры Апостолов, Мучеников и Самаго Христа, которые от врагов и гонителей неправедно тяжчайшия муки претерпели. Ибо Бог дал им нечто лучшее, нежели избавление от временных страданий: дал неоцененный дар терпения, а за терпение – венец присносущныя славы.

Пс.33:19. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет.

Пс.33:20. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

Сему подобное во псалме Пс. 90:15 сказал: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, показывая, что Бог праведных людей, по причине утеснений и гонений в сокрушении сердца воздыхающих к Нему, не оставляет, но неотступно благодатию Своею пребывает с ними, подавая терпение и небесным утешением растворяя оное, дабы могли мужественно страдания сносить, но и сии недолго продолжаются: ибо скоро смиренных духом спасает, то есть: изъемлет от угнетения и бедствий, и после мрака печалей, светом радости осиявает. И далее то же самое повторяя, присовокупляет: многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Отъимет бо всяку слезу от очию их, как сказано во Откровении у Иоанна (Откр. 21:4). Отсюду научаемся, что Бог хотя не обещает верным Своим в жизни сей совершенныя свободы от нищеты, болезней, поношения, гонений, клевет и утеснений, однако обещает духовное утешение, как здесь, так и в будущей жизни. В Еврейском тексте читается в единственном числе: многи скорби праведному, и от всех их избавит его Господь. Но в смысле несогласия нет: ибо Пророк не одному праведному избавление от скорбей возвещает, но каждому, а потому и всем.

Пс.33:21. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.

Сии слова, без сомнения, относятся к славе будущаго воскресения, так как и оныя во Евангелии, у Луки (Лк. 21:18), Господем реченныя: и влас главы вашея не погибнет. Ибо прилично назваться может та вещь несокрушившеюся, которая вскоре по сокрушении представляется паки цела, тверда и красна. Итак, хотя бы кости и все члены праведных в прах разрушилися, хотя бы от зверей съедены были, хотя бы в море брошены, или огнем истреблены: однако Господь все оныя в недрах промысла Своего хранит, и ни едина от них, конечно, не погибнет, но все целы и прославлены в день воскресения востанут.

Пс.33:22. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат.

Дабы не возмнили нечестивые, что и их мучения и бедствия с смертию кончатся, в чем безбожники, или другие неверующие промыслу и безсмертию души, ложно себя удостоверяют, для того Пророк присовокупляет: смерть грешников люта. Ибо будет началом вечных мук, так как напротив смерть праведных потому честна, что начинается покоем и вечною славою. И ненавидящии праведнаго прегрешат. То есть, те, которые человека праведнаго озлобляют, ненавидят и гонят, которые угнетая, муча и убивая невинных, почитают себя за победителей, как бы некую великую корысть от того приобретающих, погибнут и живота вечнаго не наследят, и некогда в сокрушении духа рекут: убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам. Беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не разумехом (Прем. 5:6–7).

Пс.33:23. Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающии на него.

Заключает псалом, предвозвещая праведным противную участь той, каковая предсказана нечестивым. То есть, свободит от порабощения, и от всякаго зла, когда изведет души рабов Своих из темницы тела, и потому смерть праведных честна пред Господем; почему прилично некто сказал: да умрет душа моя в душах праведных, и буди семя мое якоже семя их (Чис. 23:10). И не прегрешат вси уповающии на Него: то есть, все те, которые не на свои надеются силы, но на Бога уповают, не обманутся в надежде своей, и не изнемогут в течении, но всеконечно достигнут почестей и венцов вечныя славы. Здесь заметить должно, что к приобретению вечныя жизни не довольно простаго упования, так как ни мертвыя веры: но в сем месте получение блаженства происвояется упованию живому, как нарицает оное апостол Петр в первом послании, главе 1. А сие упование раждается от терпения, от дел благих, от веры живыя, от свидетельства благия совести, по оному изречению святаго апостола Павла: терпение искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. 5:4). И по оному: служащии добре, степень себе добр снискивают, и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иисусе (1Тим. 3:13). И по оному: аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу (1Ин. 3:21). Сие, глаголю, живое и совершенное упование прямо ведет нас к концу, то есть, к вечной славе, дабы чего надеялися, то самым делом получили.



Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы – Псалом 33 епископ Палладий (Пьянков)

2. Толковая Псалтирь – Псалом 33 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

3. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 53-го. блаженный Феодорит Кирский

4. Толкование на Псалтирь протоиерей Николай Вишняков

5. Толкование на Псалтирь – Псалом 33 профессор Александр Павлович Лопухин

6. Беседы на Псалмы – Беседа 54 на псалом 144 святитель Иоанн Златоуст

7. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 33 протоиерей Григорий Разумовский

8. Руководственное пособие к пониманию Псалтири – Пятая книга Псалтири. Псалмы 106–150 епископ Ириней (Орда)

9. Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником – Псалом тридцать третий, истолкованный святителем Феофаном Затворником святитель Феофан Затворник

10. Беседа на псалом 50, во вторую неделю Поста святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Комментарии для сайта Cackle