архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 53

Пс.53:1. В конец, в песнех разума Давиду,

Пс.53:2. внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли, Давид скрыся в нас?

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском бряцательном орудии, негиноф нарицаемом, песнь Давидова вразумляющая: внегда приидоша Зифеи, и рекоша Саулови: не се ли Давид скрыся в нас?

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание псалма сего явствует из надписания: ибо в первой книге Царств (1Цар. 23:19) повествуется, что Зифеи были предатели Давида, который, пребывая у них яко у друзей, уклонялся от гонения Саулова. Но они Саулу дали знать, что Давид находится у них скрытно: откуду произошло, что Саул с великим воинством к ним пришел, и все оное место, где укрывался Давид, так окружил, что он почти отчаялся жизни. По случаю сея очевидныя опасности к Богу с молитвою прибег, и сей псалом по вдохновению Господню сложил.

Пс.53:3. Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми.

Давид, будучи лишен всех пособий человеческих, молится Богу, дабы пришел к нему на помощь. Боже, глаголет, во имя Твое, Которому вся повинуются, спаси мя. И то же самое другими объясняя словами присовокупляет: и в силе Твоей суди ми. То есть, буди моим Судиею, и врагу моему по заслугам его отмсти, а меня защити. Ибо не имею никого, к кому бы мог я прибегнуть, и пожаловаться на несправедливость царя, кроме Тебе, Бога моего.

Пс.53:4. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих:

В предыдущем стихе призывал Давид силу Господню, а здесь молится, дабы Господь к силе присовокупил волю. Боже, глаголет, услыши молитву мою, аки бы сказал: вем, яко вся можеши, но молю, да и восхощеши; сего ради прошу, услыши молитву мою, и благоволением Твоим спаси мя. В следующих словах то же самое повторяя, присовокупляет: внуши глаголы уст моих, то есть, не отврати ушес Твоих, и не презри молитвы моея.

Пс.53:5. яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

Здесь объясняет те опасности, от которых избавлен быть желает, и под именем чуждих разумеет Зифеев, которые по внешнему виду казались быть ближними, но по внутреннему расположению сердца были враги и чужие: а под именем крепких означает Саула и сообщников его, коих безчеловечие и лютость не могли иначе быть удовольствованы, как токмо смертию невиннаго человека. Ибо вся причина гонения и ненависти состояла в том, что Саул опасался, дабы Давид когда-нибудь не воцарился, и потому желал предать его смерти: и хотя ведал, что Давид был невинен, но желание удержать царство в своем поколении делало то, что и самая величайшая несправедливость казалась ему справедливостию. Следующия за сим слова, и не предложиша Бога пред собою, означают, что ни те, ни другие стража Божия пред очами своими не имели: ибо первые, то есть Зифеи, милость цареву предпочли закону Господню; а сии, то есть Саул и сообщники его, желание царствовать предпочли правде, которую Бог паче всего царям хранить повелевает.

Пс.53:6. Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей:

Они, глаголет, не имели Бога пред очами своими, но Бог имел их в виду Своем, и зрел, что они предпринимали, и потому не попустил, чтоб злая воля их исполнилася. Оная частица, се, означает внезапное просвещение Пророка, по которому предвидел он, что помощь Божия для него готова, и потому как бы о вещи пред очами его лежащей глаголет: се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей. Аки бы сказал: враги мои ищут жизни моея, но я вижу Бога моего помогающаго мне, и аки в недра Свои приемлющаго жизнь мою для сохранения. За сим последовала в самом деле внезапная и нечаянная Божия помощь: ибо когда Саул с воинством своим отовсюду так окружил Давида, что он ни коим образом спастися не мог, в то самое время нечаянно пришел вестник к Саулу сказать ему, что Филистимляне в великом ополчении напали на области его. Получа сие известие, Саул принужден был оставить Давида; а как, может быть, вестник оный пришел в то самое время, когда еще молился Давид, то сие предвидя духом, и как бы перстом указуя, глаголет: се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей.

Пс.53:7. отвратит злая врагом моим: истиною твоею потреби их.

Сия молитва вскоре услышана была; ибо Саул, гонивший Давида, сам подпал гонению Филистимлян, и опасности, коими угрожал он Давиду, обратилися на него самого. А оныя слова, истиною Твоею потреби их, исполнилися вскоре по сих: ибо Саул со всем воинством своим погиб на горах Гелвуйских (2Цар. 1:6), и нет сомнения, что с воинством оным погибли и те, кои вместе с Саулом гонили Давида. Оныя слова, истиною Твоею, означают то же, что правдою Твоею, по силе которыя воздает Господь комуждо по делом его (Мф. 16:27).

Пс.53:8. Волею пожру тебе, исповемся имени твоему, Господи, яко благо:

Пророк видя, что молитва его скоро услышана, и что Саул по причине опасностей, належавших от Филистимлян, оставил его в покое, обещает принесть благодарение Богу, и как скоро случай допустит, воздать торжественную хвалу Избавителю своему, глаголя: волею пожру Тебе, то есть, добровольно и с великим усердием принесу Тебе жертву хвалы. И то же самое иными повторяя словами, присовокупляет: исповемся имени Твоему Господи, то есть, исповедание хвалы принесу Тебе. Ибо имя Божие вместо самого Бога полагается, и нарицается благим потому, что нет вещи, которая была бы лучше Его, по оному изречению Господню: никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19:17). И потому заслуживает любовь нашу более по неизреченной благости Своей, нежели ради некоей награды. Сию любовь ежели кто имеет, тот приносит жертву Богу, и исповедуется Ему не меньше в благополучных, коль и в неблагополучных обстоятельствах: ибо Бог не меньше благ есть, когда нас наказывает, коль и тогда, когда щадит и милует.

Пс.53:9. яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

Доказывает от последствия, что Бог есть благ: понеже скоро услышал раба Своего, и чудным образом избавил от належащия скорби и печали. Следующия за сим слова, воззре око мое на враги моя, или потому сказал, что телом находился тогда на горе высокой, и видел отступление Саула по причине нашествия иноплеменников: или потому, что духом пророческим восхищен был на высоту Божественнаго зрительства, при помощи коего мысленно видел врагов своих лежащих в преисподней. Вижу Бога моего помогающаго мне, и аки в недра Свои приемлющаго жизнь мою для сохранения.



Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы – Псалом 107 епископ Палладий (Пьянков)

2. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 53-го. блаженный Феодорит Кирский

3. Собеседование о Псалмах – Собеседование 34 на псалом 86 святитель Иоанн Златоуст

4. Книга пророка Иеремии – Глава 42 преподобный Ефрем Сирин

5. Слова и речи. Том I – Слово в третью неделю св. Великого поста митрополит Никанор (Клементьевский)

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Даниил, Митрополит Московский митрополит Евгений (Болховитинов)

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Догон профессор Александр Павлович Лопухин

8. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 183. Иероним, богатый учеными плодами. I. Он толкователь Свящ. Писания, а) переводчик: его исправление латинского текста Библии по греч.... святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

9. Библейская энциклопедия – Елиасаф архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Письма – 525. Без скорбей и болезней не спастись преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle