26. Архиепископ Павел
Павел, архиепископ Астраханский и Енотаевский, родился в 1771 г. в селе Зазимье Остерского уезда Черниговской губ. Родители его Василий и Агафия Суботовские были крепостные крестьяне Киевского Софийского монастыря. У них было три сына: Иаков, Иоанн и Косьма. Старшие братья Иаков и Иоанн, по предположению родителей, должны были жить при них, а младшего Косьму они предназначили в военную службу. Косьма в детстве пас овец, но в зимнее время ходил в сельскую школу, где обучался чтению и письму. Этому пастуху овец Промысл Божий готовил иной путь – быть пастырем словесных овец Христовой церкви. По смерти родителей старший брат Косьмы Иаков отдал его к родственникам-причетникам в школу при Киево-Подольской церкви, где Косьма усовершенствовался в чтении и письме. Заметивши в нем прекрасные способности и отличные успехи, родственники упросили префекта Киевской академии, бывшего настоятелем Братского монастыря, взять Косьму к себе в послушники, и он исполнил их просьбу. Заметивши в своем послушнике отличные способности и поведение, архимандрит определил его в Киевскую академию, где он и окончил курс наук. Когда благодетель его архимандрит был посвящен в епископа Смоленского, то взял с собою в Смоленск и своего питомца. Здесь он принял монашество, с наречением Павлом, и сначала был учителем, а по возведении в 1810 г. в сан архимандрита – ректором Смоленской семинарии и настоятелем Авраамиева монастыря. Во время отечественной войны 1812 г., когда враги приближались к Смоленску, еп. Смоленский и архиманд. Павел, скрывши церковные драгоценности и капитал, выехали в Харьков. Но на пути епископ скончался. Похоронивши своего благодетеля, архим. Павел последовал в Харьков, где и жил некоторое время. 17-го февраля 1817 г. он был посвящен в епископа Харьковского, а 26 января 1826 г. был переведен в Астрахань.
Архиепископ Павел был строгий архипастырь, при том же пылкого характера. По-этому духовенство, особенно сельское, боялось его. При обозрении им епархии, священно-церковно-служители нередко прятались от него, а иные от страха не могли прочитать ему заповедей Божиих. Сознавая, вероятно, свою вспыльчивость и происходящую от сего опрометчивость в своих резолюциях, он нередко вскоре же изменял оные. Запрещенный им, наприм., в священно-служении на другой же день получал разрешение на служение и производился даже в благочинные. Природная его вспыльчивость была и причиною его смерти. По завещанию чиновника Холмогорова, душеприкащик его, купец Костромкин, вместо ветхой деревянной церкви в честь пророка Илии, построил каменную, не давши никому никакого отчета в расходовании сумм. Кто-то донес преосвященному, что Костромкин при постройке церкви утаил не малую сумму денег. Он поехал осмотреть церковь, которая показалась ему построенною непрочно. Костромкин горячо возражал, что церковь построена прочно. Преосвященный взволновался до такой степени, что тут же почувствовал, будто у его сердца что-то оборвалось. С этого времени он постепенно стал ослабевать и 7 февраля 1832 г. скончался. Погребен в нижнем Успенском соборе.
При сем преосвященном, в 1830 г., в Астрахани во второй раз была холера, от которой умерло, по мнению одних, 4500 человек, а по мнению других, 4500 человек одних православных, не считая иноверцев. Всех же будто бы умерло до 10000 человек. С наступлением холодного времени холера прекратилась, а летом 1831 г. эта болезнь появилась снова, но уже далеко не с такою силою: от нее с 1 июня по 1 августа умерло только 30 человек.