свящ. Михаил Благонравов

Источник

3. Архиепископ Макарий

Макарий, архиепископ Астраханский и Терский, хиротонисан в Москве патриархом Иосифом 8 января 1627 г. О его происхождении и жизни до возведения в сан епископа ничего неизвестно. В бытность его архиепископом Астраханским, 10 апреля 1631 г. был застроен каменный белый город, а до того времени эта часть города Астрахани обнесена была деревянным полисадом, почему и называлась острогом, а по ней и монастыри до 1631 г. писались так: «Спасский (ныне Духовная Семинария), что в остроге», и «Вознесенский (ныне Благовещенский женский монастырь), что за острогом». Кирпичи для построения этой каменной стены велено было брать на реке Ахтубе, из бывшей татарской столицы Сарая, ханскую мечетъ и дом ханский сломать, чтобы на построение довольно было как камня, так и железа. Архиепископом Макарием дана была грамота 28 апреля 1631 г. игумену Вознесенского монастыря Герасиму с братиею на рыбную ловлю в реке Кутуме, от устья ее (из Волги) до впадения в реку Болду у Щучьяго острова. При сем же святителе, в 1628–29 г., даны были Троицкому монастырю две царские грамоты, укреплявшие за ним права на рыбную ловлю Чаганские и Карасинские, отнимавшиеся у монастыря посадскими людьми. Архиепископ Макарий скончался 8 января 1637 года.

В так называемой «Ключаревской рукописи», составленной ключарем Астраханского кафедрального собора Кириллом Васильевым, жившим в конце 18 и начале 19 столетия, записано, «что сей преосвященный будто бы хотел учинить бунт против Государя Михаила Феодоровича, желая отторгнуть царство Астраханское от Московского со своим племянником, с провозглашением последнего царем, а себя патриархом Астраханским. В сем намерении он приуготовил к сему бурлак и гулящих людей до 500 человек, вооружив их ножами и палашами, дабы всех в городе перебить в одну ночь, но бывший в то время дьяк Михаил Смывалов, узнавши о сем, ополчил рабочих людей, делающих каменный белый город, и сверх чаяния забрал всех бунтовщиков под караул», а самого архиепископа Макария избил и отправил под караулом в Москву. В Ключаревской рукописи не указано, на основании каких документов записано вышеизложенное событие. Между тем представляется невероятным, чтобы архиепископ, а не какой-нибудь искатель приключений, мог надеяться, что с горстью бурлаков и гулящих дюдей, вооруженных одними только ножами и палашами, можно основать особое Астраханское царство, при том же без согласия Астраханских воевод, у которых были вооруженные стрельцы и пушки. В архиве Астраханского кафедрального собора хранятся две челобитных архиепископа Макария, которые освещают дело совсем с иной стороны. В первой челобитной на имя царя и великого князя Михаила Феодоровича архиепископ Макарий пишет, что в 1630 и 1631 гг. Черноярский воевода три раза захватывал посланцев его, отнимал у них собранные ими деньги венечные и другие, а одного из них, Ивашку новокрещенца, задержал у себя. Всех денег он отнял более 500 руб. А когда племянник Макария ехал из Казани, то Черноярский воевода отнял у него муку пшеничную и ржаную и другую провизию. Макарий писал воеводе и требовал возвратить отнятое, но не получил удовлетворения. Поэтому Макарий в челобитной и просил себе защиты у царя Михаила Феодоровича.

В другой челобитной на имя царя Михаила Феодоровича, цесаревича Алексея Михайловича и патриарха Филарета он пишет, что прибывшие 24 сентября 1632 г. в Астрахань яицкие и вольские атаманы-казаки пришли к нему 28 сентября и просили выпустить из тюрьмы казаков, с тем чтобы взять их с собою на войну против поляков, и что сами сидевшие в тюрьме казаки подали Макарию челобитную о выпуске их из тюрьмы, обещая под присягою искупить свои вины в войне с поляками, литовцами и другими недругами Государя. 30 сентября Макарий просил Астраханских воевод Ивана Салтыкова и Григория Житова сделать совещание по делу о челобитной казаков. Но они, пришедши к нему на двор и в келию, челобитную читать не велели, и его Макария начали бранить непристойною бранью, а дьяк Иван Трофимов избил Макария «и бороду драл и посох из рук отнял и я обезчещен», почему и просил себе защиты.

На основании этих челобитных можно полагать, что астраханские воеводы и дьяки враждебно относились к архиепископу Макарию за его жалобы на них царю, а потому, вероятно, распустили слух, что он хочет отторгнуть Астраханский край от Московского царства, и нанесли ему побои и безчестье.


Источник: Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. Астрахань. Типография П. С. Цейхенштейна, Белогородская ул., д. Я. И. Комова. 1902г.

Комментарии для сайта Cackle