Слово о некоем муже именем Тимофей3032
Не умолчю бывшия благодати Божия на роде человечестем. Не ложь бо рекий: «Не хощу смерти грешному, но обратитися и живу быти ему»3033. Се зрим и ныне пред очима нашима дивно и страшно чюдо, в Донской области. Муж некий именем Тимофей, нарождения его града не вем3034, токмо едино свем3035, яко от благочестиву родителю родися, духовным порождением, отца убо имея Бога, иже водою и духом породи того, матере же правоверную Церковь Отчю – теми изведен ис тмы неразумия во свети благочестия. И имея сей муж по плоти жену и чада. И се прииде ему мысль блага: изыде из мира з женою и чады, якоже Авраам3036, и преселися не в чюжую землю, но в знаемую, идеже3037 и покой, и веселие, и затишие уму, и блаженство святых. И прииде в пустыню тоя же Донския области, в пределех речки, глаголется Чирн, и сяде близи обители Пресвятые Богородицы Покрова, еяже3038 созда преподобный отец Иов3039, муж свят и праведен, и множество иноки собра и братии, мир остави и о Господе успе3040. Пустыня же оного Тимофея от обители тоя яко поприща три. И се муж Тимофей, имея на себе болезнь велию, яже глаголется крымка, и бысть при смерти. И текши жена его во обитель Пресвятыя Богородицы и умоли игумена именем отца Досифея3041 пострищи мужа ея. И умолен бысть от нея, постриже его во аггельский3042 образ и нарече имя ему Тарасий. Они же во иноческом образе мало3043 поживи и во исповедании добре преставися к Богу.
И по неколицех3044 днех после преставления его к Богу бысть видение сыну его по плоти3045, именем Иванну, младу сушу, лети десяти или мало боле3046 от рождения его. Бысть сице3047. В лета 7195 (1687) году, месяца генваря в 7 день, на собор святаго славнаго пророка и предтечи крестителя Господня Иванна, мати его именем Евфимия, благочестива жена сущи и боящеся Бога и преданное от отец законное правило добре храняше, и с вечера за церковную службу и за келейное правило молящися ей и с чады своими. И се отроку заснувшу, и бысть в восторзе3048, и виде видение страшно и зело ужасно. И бысть в себе3049, и востав в полунощи, и вострепетах, и со ужасом глаголах матери своей: «Возжите огня». И востах мати его, и вжегох, и видех, лице его, яко снег бело, и глагола ему: «Что, чадо, тако?» Он же глагола: «Возжи свещу, и помолимася Богу». И со ужасом рек: «О, матушка! Добро и благо молитися Богу». И помолишмся им за полунощницу и за заутреню по обычаю, и седохом, и нача матери своей подробну исповедати вся. Она же убоявшися и мнящи, яко привидение3050 есть, и глагола ему: «Молчи, молчи, чадо». И паки уснух, и заутра востах. И се прииде старица, бывшая по плоти сестра, во иночестем образе инокиня Каптелина, и сказа ей подробну вся. И посем два дни не вкуси ничтоже, и в третий день принуди его мати.
И вниде в слухи наша3051, и людем глаголющим: ов сице, ин же сице3052. И мы потщахомся3053 со старцем и священным тоя же обители бывше по отце Иове строителем, именем Макарий3054, и аз грешный с ним, но имя мое волею моею минух3055, и приидохом к ним в пустыню, ко оной вдове и отроку Иванну. И вопросихом: «Повеждь нам, рабе Божий, аще истинна есть виденная тобою?» Он же, яко истинный християнин и совершен разум имея, а не яко отроча, глаголя к нам молитву Исусову: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Нам же рекшим: «аминь», и зрящим на нь3056, и удивляющимся разуму его. И начат нам поведати все подробну. Нам же мало коснящим3057, яко приспе час правилный, и не все доконъчав, и востах, и идохом ко отцем во обитель, и пребыхом всю нощь тамо. И паки заутра востах аз грешный един, и паки приидох, и вопросих подробну вся. И взем чернило и трость3058 и исходящая изо уст его писах февраля в 3 день. Нощь всю беседовахом.
Такоже начало3059 сотворил, и благословился, и рече: «Благослови, отче». Аз же грешный рекох: «Благословен Бог». И начат поведати сице: яко «Прииде некто стар муж и глагола ми: „Гряди по мне, и покажу ти, яже не веси”. И яко веде мя на восток, и видех на востоце: и се изыдоша аггели Божии, имеюще трубы, яко облак светел, и вострубиша ими. И бысть от них яко глас грома велика во всю вселенную. И восташа мертвии от гроб во мгновении ока. И от престола Божия течаше река огненная, попаляя и поядая всяку вещь на земли. Праведнии светли, яко солнце, а грешнии огорели, яко главня, от пламене оного. Свився, яко хартия, небо, а звезды небесныя спадоша на землю, яко листвие, и очистися вся земля, яко сткло3060.
И тогда обретеся со мною юноша зело красен и благолепен, и глагола ми: „Се грядет Судия”. И тогда отверзошася небеса, и явися прежде крест Господень, и полцы аггельстии предъидоша, и за ним носяще престол Господень, яко молния блистая. И по сем Судия грядяше со славою великою. И окрест его пламы огненны херувим и серафим, аггел и архангел, и множество небесных сил, лицы своя закрываху. И Судия седе на престоле славы своея, и на главе его венец светом неизреченным сияя, вместо чювственнаго3061 света, но не яко сей – но от оного света радость, и покой, и веселие неизреченное. Ни солнце, ни луны тамо не видех. И се зрях пред Судиею завесу, яко молнию блистаяся, и аггели Божии держаща по четыре края. И зря аз окаянный на свет тот неизреченный со страхом и трепетом, и удивляхся. И мало взяся3062 завеса, и облиста свет неизреченный. И глагола водяй мя аггел: „Поклонися славе Божии”. И падох яко ниц, и слышах глас от славы Божия – три слова. Мню, яко плотное3063 ухо не может сих разумети, ни слышати. И бысть во мне внутрь от гласа онаго радость и веселия и сладость устом моим. И се узрех дванадесяте апостол, на двунадесятих престолех седящих. Престоли их зело светли, блистая, яко заря, и множество святых одесную3064 престола Божия стояща. А по левую страну грешнии во тме предстоят, огорели, яко главня, и печални зело.
И рече Господь праведным: „Приидете ко мне, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам Царьство от сложения мира”3065. А грешным глагола немилостивно: „Вас ради вся тварь опалена бысть”. И паки рече им Господь: „О, окаяннии и не покаявшийся, аз долго терпех! Вас ради на землю снидох и вся сотворих по человеколюбию моему, вас ради предахся, оплеван и поруган бых, вас ради за ланиту3066 ударен бых, вас ради распятся и вся претерпех вашего ради спасения и ожидах вашего покаяния. Вы же не покаястеся, ни сохранисте повеления моего”. И паки рече ми Господь: „Отидете от мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный дияволу и аггелом его”3067. И с сим словом изыдоша аггели со оружии страшными, и начаша разлучати полк от полка, блуднику со блудницами, тати с татьми, и вси кождо по делом своим. И рекоша грешницы умилными гласы: „Господи, помилуй нас и отради нам мало муки3068”. И глаголаша к ним аггели Господни: „О, прелестнии и безумнии! Почто преобидесте поведенное спасение Творца своего .и Бога?” И ударяюще оружи страшными, и пхающе30697 в реку огненую. И се стоях аз и ужасохся.
И узрех в реце оной диявола, мучима со Июдою, и человека некоего с народы, тяшко опалена. И глагола водяй3070 мя: „Сей Козма3071 со ученики своими”. Инии же вне рая стояще, яко в туманне месте. И рече водяй мя: „Сии – тяшко опалени – волею прияша его учение, а иже вне рая – сии нуждею3072 принужении Быша”. И еще видех некоего человека, во свещенной одежди ходяща, и глагола водяй мя: „Се есть авва Досифей. И слыш его глаголюща: Козма, Козма! Что се страждеши за неправое свое разьсужение? Зане укорил3073 ecu священство и таинъство3074 и сказывал ты, яко река огненная не будет и Христос, де, чювьственно не приидет на землю судити живым и мертвым и воздати комуждо3075 по делом его. Мы, де, так и обновимся. И тайны ты Божия ведал. Рцы нам, что есть тайна Божия?ˮ. Он же трепетен бысть, на руку свою восклоняся и молча, плача и рыдая. И паки рече он Досифей: „Что молчиши и ничтоже отвбщаеши? Тогда един мудр был еси о себе3076, а ныне с силами мудръствуйˮ. И тогда прият река вся грешники и потече в преисподний ад, и без вести Быша, и ничтоже на ней узрех скверно.
И тогда з Господем праведни внидоша в рай. И мало преидоша, и узрех пресветло место, всяцеми цве[т]ы украшено, и в нем мужа священнолепна и во священной одежди, на нем же венец осмиуголен. И глагола ми водяй мя аггел: „Се есть авва Иов”. И глагола ми отец Иов: „Чадо, прииди ко мне”. И приидох, и даде ми нечто зело пресветло, яко некий мал укруг3077. И рече ми: „Чадо, сим причастишися при смерти”. И прият, и положих в недра3078 своя, и блюдох3079. И се прииде ко мне некто и глагола ми: „Отдаждь укруг сей, понеже не у время3080 сим причаститися тебе”. И взя, яко со властию. И паки тако хождах и удивляхся красоте оной. И обретох отца Феодосия3081 и священника Леонтия3082 во священных одеждах стояща. Тамо узрех и диякона. И глагола водяй мя: „Сей диякон, иже церковь освятил, понеже к освящению церкви приведе его аггел”3083.
И мало прешед, зрю тамо трапезу украшену, и на ней множество инок предлежащих обители сея и иных, добре живущих, и се муж стар с ними, лицеи светел. И глагола водяй мя: „Се есть Иван Богослов, иже не вкуси смерти”3084. И повеле и мне со отцы сести, и седох, и даша нам от трапезы оной образом яко вода, а сладка паче меда, невозможна изрещи усты человеческими. И мы востахом. И седоша множество праведных трудник. И паки узрех множество лиц, яко солнце сияя, от преставльшихся обители сея и Сибирский страны, и иных множество святых, а окрест их служаху аггели и пояху песнь аггельскую неизреченными гласы. И нам зрящим и дивящимся, и глаголаху аггели к нам: „Не дивитеся о сем, яко возсылаем песнь Богу и похваляем святых, понеже они в нетленней жизни угодиша Богу, и мы им повелением Божиим предстояще воспеваем”.
И паки узрех в велицей славе велик собор мужей и жен и на них венцы пресветлы, и священник посреде их. Глагола вож3085 мой: „Се есть Аввакум протопоп3086 и прочии страдалцы”. И зрех языки резаны, а тамо ясно глаголют3087. Тамо же узрех священноинока, и глагола водяй мя: „Се есть священноинок Гавриил3088, убиен от варвар”.
И посем узрех церковь сию, зело велику, и пространну, и светом неизреченным сияя, и посреде ея престол огнь палящь, и на нем Господа седяща, и окрест его множество небесных сил, аггел и архаггел. И слышах аггел глаголющих: „Добро и полезно в церковь сию ходити и грехов отпущения просити. И иже во обители сей живущии иноцы и белцы и страннии человецы3089, входящий в ню со страхом, велию мзду приемлют”. И зрях в ней отца Досифея исповедающа, а самого Господа прощающа и причащающа. Иже единою от руку отца прияша, сим 2-жды Господь подаваше, а иже дважды прияша, им 3-жды Господь подаваше. Нецыи же, приемше Тело и Кровь Господню, согрешают и не каются – сих взимаху аггели и ударяху оружии страсными3090 и изимаху из него с нуждею великою Тело и Кровь Господа нашего Исуса Христа; аще инок, обнажаху его от образа аггельскаго и реяху в муки некончаемыя3091.
Таже узре и се: аггели Господни и бесов множество, яко пря3092 творяща о души отца моего. Аггелом глаголющим: „Наша”. И демоном молвяху: „Наша”. И несть мира между ими, и реша аггели Господни бесом: „Идем к престолу славы Господня”. И идоша аггели Господни к престолу Господню, и беси по них дряхли3093 идуще. И глаголюще беси: „Господи, праведен еси Судия, правду суди. Понеже душа наша и зло творяща, мало3094 не до смерти четырех человек уби и смерти предаде и ина зла многа сотворила – наша”. И реша аггели Господни: „Наша, понеже исповедался и пострижеся во иноческий образ, нареченно имя ему Тарасий”. И молвяху беси, яко „Он Тимофей есть”. И бысть глас, яко гром, от престола Божия: „Прощено есть ему за исповедание и обещание во иноческий образ”. И вси изчезоша беси, и оста душа отца моего в руку аггел Божиих. И виде аз древо и плод на них зело прекрасен, яко яблоки. И глагола ему: „Батюшко, даждь ми едино от яблок”. Он же рече ми: „Не смею Владычнева Царства3095, понеже не пройде четыредесятины3096 от преставления моего, и водя мя по мытарствам, Дóндеже3097 Господь повелит”.
И паки видех на востоце место злачно и прекрасно, и оныя красоты сказати словом зело немощно. Посреде же того места седящии некотории старцы многочестны и около их множество детей, паче песка морскаго. И тогда вопросих аз водящаго мя: „Кто суть сия старцы, и кто суть около их плоти безчисленныя?” Он же рече ми: „Се бо есть Авраам, и Исаак, и Ияков3098, а около их младенцы християнстии суть”. И се ино видех: на полуденной3099 стране множество много младенческих лиц, но не тако, якоже первии, не зело светли, но яко во дни туманна. И глагола водяй мя: „Сии младенцы некрещении християнстии, и некрещеных всех несть им мучения, понеже не согрешиша Господеви”.
И посем веде мя вож мой на запад. И узрех аз тамо езеро, исполнено мук: ово мрачно, ово огнено, ино смердяще, и другое червие и многоразличныя муки, вся исполнена река и множество много человеческаго естества исполнено, и горко вси рыдают и вопиют. Тамо же узрех человека зело тяшко опалена и мучима люте-люте. И глагола вож мой: „Сей человек, емуже имя 1563100, за сие мучится, занеже благочестие погубил”. И мало прешед, зрю пещь велику, огнем палиму и разжену, яко железо, и пред нею держат человека, яко женска полу, ей имя 289. И мало прешед, виде человека вином палима, и вопиет горко. И сказа ми вож мой: „Сей человек сея области Донския атаман, имянем Корнилей”3101. И глагола ми сам Корнило: „Брате, аз погибох за гонение на християн, но боле того погибох поминками. Нечестием и вином моим горели человецы на поминках моих – за сие наипаче мучен бых”.
Мало преидох и другаго зрю тамо мучима немилостивно и некоего светла и превыше его стояща, и на главе его венец мученичиск. И глаголет страждущему: „За что мя уби? Занеже аз за благочестие пострадах”. Иному молчащу, яко нему, и мученику глаголющу: „Аз ныне со Христом моим рудуюся, а ты во веки мучишися, во пламени жгом”. Аз же стоях и размышлях, и глагола вож мой: „Сей есть светлоглав мученик Савелий, пострадал за благочестие, и велик мученик есть. А сей, иже стражет, Донския области бывый владетель, зовом Михаило Самарин, и убил сего мученика неповинно, за то мучим есть”3102.
Мало преидох и видех ино мучение, зело страшно. И глагола водяй мя: „Се есть мучение бреющим брады”. И рече ми аггел: „Зри на мя”. Аз же устремихся очима моима на нь и видех в руце его десной3103 воображено крестное знамение, якоже благословенная рука Спасова. И нача знаменати себе аггел Господень на главу и на живот, и на правое плече, и на левое. И сказа ми, яко бреющим браду сердце пререзывают у крестнаго знамения, и за то им мучение тяшко, и табак, и хмель – все бесовское ремество3104. И паки глагола ми аггел: „Лучше скверно что – впадше в сосуд мыш или ино что – без молитвы ясти, неже з брадотпритым ясти, понеже прокляты суть от Бога”.
И паки видех ино мучение: темно место и люто зело лечащагося и плоть его черьви ядуща, тамо же и сребролюбцы, яко черьвми люто стружема3105, и скрозь3106 его яко стрелы пронзают. И глагола ко мне вож мой: „Горе немилостивым! Суд без милости не сотворшему милости”. И се видех ино мучение страшно: демон множество черных и синих лиц и почернела паче смолы, яко зверие дивии рыкаху, и я зря неких, имяху промежду собою старцы и белцы, и наругахуся им, емше змию, связаша им руце, и иных много около их, и во уста им влагаху смрад человечь, и смолою напояху, и огненным жезлием бияху зело люто. Аз же стоях и дивихся сему, помышляху в себе: что сии тако творят человеком? И глагола ми вож мой: „Сии страждут за таиноядение и питие, и за неисповедание помыслом – сим тако суть”. И посем узрех старца в темне месте поругаема от бесов. И глаголя водяй мя: „Се инок обители сея и брата имея по плоти” – и той особь3107 стояще, яко в туманне месте, и плача. И паки слыша глас от Пресвятыя Богородицы ко аггелом глаголющь: „Поведите людем, яко икона моя не человеческими руками писана3108 и принесена на возъдусе аггелы, да Быша человецы, молящеся, обрели милость”.
И рече ми вожь мой: „Возвратимася, отнюдужь3109 изыдох”. Иде вьспять, и се обретеся на пути пропасть велия, и оттуду зловоние исходнике и съмрад зело лют, яко не можах терьпети смрада оного. И яко некотории тамо предстоят у пропасти оной темнообразной и реюще тамо ходящих. И приближихся и мне, и влечяху мя к пропасти оной. Аз же прекрестих лице мое и нача вопити: „Господи, помилуй”. Они жь не ослабляху мя, влекуще, и паки начах вопити ко Пресвятей Богородице: „Владычица моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”. И близ быв пропасти и паки рекох: „Богородице Дево, радуйся, обрадованная, Марие, Господь с Тобою, благословена ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко родила еси Христа Спаса, избавителя душам нашим”3110. Егда аз глагола стих сей, и ecu они темнообразнии изьчезоша яко дым. И паки узрех вожа моего, и рече ми: „Помни стих сей, понеже избавляет от вечным муки глаголющих его с верою. Велика польза християном сей стих”.
И абие3111 приидох яко к некоим вратом темным – тамо мрачно. И рече ми вож мой: „Вниди”. И я постоях мало, и внидох, и ‘‘чюх грешным плоти моея состав, яко еси отерпоша, и не [мо]гох двигнути ю мног час3112 яко стонати ми. И посем с трудом двигнух ю, и проглаголах матери своей, и вжегох свещу, и помолшемася нама за церковную службу, и вся сказа матери своей и сестре, яже видех. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком. Аминь».
* * *
Примечания
«Слово о некоем мужи именем Тимофей» – один из немногих дошедших до нас памятников старообрядческой литературы Дона XVII в. Его автором является не пожелавший сообщить своё имя («имя мое волею минух») книжник Чирской пустыни – самого известного старообрядческого поселения на Дону в 1670‒1680-е гг. В Слове повествуется о загробном видении десятилетнего мальчика Ивана, которое произошло 7 января 1687 г., «по неколицех днех после преставления» его отца Тимофея, поселившегося «з женою и чады» близ Чирской пустыни и постриженного незадолго до смерти её настоятелем игуменом Досифеем. Перед взором изумлённого визионера, как поведал он сам автору Слова спустя месяц после своего видения (3 февраля), предстали первоначально картины Страшного суда: Судия, восседающий на «престоле славы», определяет загробную участь праведников и грешников; одних благословляет войти в рай, других отправляет в адскую огненную реку. Были показаны Ивану и сами райские и адские области. В раю он увидел среди прочих протопопа Аввакума, основателя Чирской пустыни Иова Льговского, дьякона, принимавшего участие в освящении Покровской Чирской церкви; в аду – противников старообрядчества донских атаманов Корнилия Яковлева и Михаила Самарина, «брадобритцев», «сребролюбцев» и др. Автор прославляет Чирскую пустынь: за одно только пострижение в ней Тимофей, повинный в смерти четырёх человек, получает на том свете прощение. Как и многие другие произведения, написанные в жанре загробного видения, Слово преследует прежде всего полемические цели. Особый интерес в этом отношении представляют два персонажа Слова: известный деятель раннего старообрядчества настоятель Чирской пустыни Досифей и лидер радикального крыла старообрядчества на Дону, основатель поселения на реке Медведице Козма Ларионов Косой. Подобно героям «Божественной комедии» Данте и многочисленных средневековых видений, противники встречаются на том свете, где правота одного из них получает окончательный божественный вердикт: Досифей обличает Козму, горящего в огненной реке. Сведения о Козме Косом очень скудны. Известно, что в 1669 г. он оказался в Москве и стал проповедовать среди московских старообрядцев своё учение, изложенное им на «великих листах» (не сохранились). Это учение реконструируется на основе речей Козмы во время допроса в Посольском приказе, речей и обращений его единомышленников и противников. Основываясь на тексте Апокалипсиса, 12-й главы Книги Даниила и Откровения Мефодия Патарского, Козма учил «о божестве и о великих непостижимых и несказанных тайнах», предсказывал скорое наступление «последнего дня и часа», «сказывал у себя царя Михайла, наш, де, Христос велит землю очищать, мы, де, не боимся царей ни всей вселенной, а христианская, де, вера вся отпала и в Московском государства благочестия нет, ни церквей, ни попов, ни какого таинства нет же, все, де, от веры отступили, а житья, де, нашего всемирнаго только пять лет» (Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1872. Т. 12. С. 133; Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. СПб., 1889. С. 263). По наблюдению А. И. Клибанова, Козма проповедовал не «конец света» в традиционном христианском его понимании, а «пременение света» в духе хилиастических идей – т. е. наказание мира нечестивых и воцарение праведников на земле (Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России: период феодализма. М., 1977. С. 114‒122). Летом 1687 г. Козма начал собирать на Дону силы для вооружённого похода на Москву. Но этому замыслу не суждено было осуществиться: Козма был схвачен, отправлен в Москву, где после пыток и допросов умер осенью 1687 г. Около 1680 г. московские старообрядцы Никифор и Иона отправили в Чирскую пустынь послание, в котором предупреждали своих единоверцев об опасности «мудрования» Козмы. Чирские старцы вняли этим предупреждениям, свидетельством чему и является Слово. Это памятник доносит до нас отголоски ожесточённой религиозной полемики 1680-х гг. между двумя старообрядческими донскими партиями – «умеренным» крылом Досифея и «революционным» крылом Козмы Косого. Чуждый всяких крайностей, традиционалист Досифей обвиняет здесь Козму в том, что тот отрицал идею Страшного суда («и сказывал ты, яко река огненная не будет и Христос, де, чювьственно не приидет на землю судити живым и мертвым и воздати комуждо по делом его») и проповедовал «обновление» («мы, де, так и обновимся») – т. е., вероятно, «пременение света». Причём особую убедительность этим обвинениям придаёт то обстоятельство, что Досифей произносит свою речь во время Страшного суда, откровения о котором удостоился визионер. Написанное единомышленником Досифея, Слово, таким образом, призвано прежде всего обличить «богословие» Козмы, противопоставить его хилиастическим воззрениям православное эсхатологическое учение о конце света, Втором пришествии, Страшном суде и посмертном существовании души. Очевидные полемические цели преследуют также описания в Слове Покровской Чирской церкви и служения в ней отца Досифея и самого Господа. «Добро и полезно в церковь сию ходити, – говорят ангелы визионеру, – и грехов отпущения просити. И иже во обители сей живущии иноцы и белцы и страннии человецы, входящии в ню со страхом, велию мзду приемлют». В Слове отчётливо выражена, таким образом, дорогая Досифею мысль о необходимости сохранения священства – в противовес беспоповщинскому учению Козмы (Козма «укорил» «священство и таинъство»). Злободневное полемическое содержание Слова не позволило ему прочно войти в старообрядческую рукописную традицию (известно всего 3 списка). После провала военных планов Козмы и прекращения старообрядческого сопротивления на Дону к концу 1680-х гг. полемика между двумя старообрядческими партиями должна была утратить свою остроту. После смерти Козмы стало меняться отношение и к нему самому: мученическая гибель за веру в полной мере должна была искупить в глазах значительной части старообрядцев былые «ошибки» этого человека. Не случайно выговский книжник Семён Денисов в своём знаменитом мартирологе «Винограде Российском» писал о Козме как о «страдальце благодарственном», «обучителе» донских казаков, «сказателе благоискусном» «пророческих словес». Не огненная адская река, а «премирныя селения сладостны», в которые он «вздыде» «казнию огнесожжения страдальческия», – таков Божий суд Козме, по Семёну Денисову. Если Семён Денисов был знаком со Словом, то его статья о Козме в «Винограде Российском» может быть прочитана как прямая полемика с этим памятником. Как установил В. Г. Дружинин, литературными источниками Слова являются Слово о видении Козмы игумена (Пролог, 5 октября) и Слово Палладия мниха в неделю мясопустную. В научный оборот Слово было введено В. Г. Дружининым по единственному известному ему дефектному (с большими лакунами) списку: РНБ, О. XVII.37, л. 44 об. – 55 об. (кон. XVII в.). В настоящем издании текст публикуется по этому же списку, лакуны восполнены по списку нач. XIX в.: ГИМ, Музейское собр., № 19. Все исправления и добавления выделены курсивом. Более детальное исследование Слова см. в: Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. С. 208‒217, 248‒255, 376‒379.
не знаю.
лишь одно знаю.
Авраам – Ветхозаветный праотец, оставивший свою родину и ушедший в землю, указанную Господом (Быт.12:1).
где.
которую.
Преподобный Иов – Иов Льговский (1594‒1681), в миру Иоанн Тимофеевич, происходил из рода бояр Лихачевых. В 1610 г. принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Основатель нескольких монастырей – Могилевской Успенской пустыни, Раковой Покровской пустыни, Никольского монастыря, Льговского монастыря и, наконец, Чирской пустыни. Последняя была основана по благословению Лазаря (Барановича) в начале 1670-х гг. на берегу реки Чир в 50 вёрстах от впадения её в Дон (просуществовала до конца 1680-х гг.). Как повествует Житие боярыни Морозовой, отец Иов Льговский причащал боярыню Морозову во время ее московского заточения (см. с. 268 и коммент. к ней). Примечательно, что визионер в Слове имеет то же имя, которое носил до своего пострижения Иов, – Иоанн Тимофеевич. Это обстоятельство придаёт особый смысл последующей сцене благословения его Иовом. (Об Иове см.: Повесть о житии Иова Льговского / Издание подгот. И. Поздеева // Церковь. 1991. № 1; 1992. № 2).
умер.
Игумен Досифей – знаменитый вождь старообрядчества, игумен Тихвинского Николо-Беседного монастыря. Некоторое время жил в Курженской обители Андомского погоста близ Онежского озера. Неутомимый организатор старообрядческого движения, он постоянно путешествовал между Обонежьем, Москвой и Доном. В конце 1670 г. совершил пострижение боярыни Морозовой (см. с. 259 и коммент. к ней). В 1682 г. принимал участие в восстании стрельцов. В Чирскую пустынь пришёл около 1685 г., умер на реке Куме в начале 1690-х гг.
монашеский.
недолго.
через несколько.
его родному сыну.
немного больше.
так.
во исступлении.
пришёл в себя.
сон, наваждение (часто о ложном, болезненном).
мы прослышали об этом.
один – одно, другой – другое.
прояви ли интерес.
Макарий – строитель Чирской пустыни с 1681 г., после смерти Иова Льговского. С 1685 г. его фактически заменил игумен Досифей.
по своему желанию не называю.
на него.
мы же немного замешкались.
орудие письма.
вступительные молитвы перед богослужением.
стекло.
воспринимаемого чувствами.
была отнята, приоткрыта.
плотское.
справа.
«Приидете ко мне, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам Царьство от сложения мира». – Мф.25:34.
по щеке.
облегчи немного нашу муку
толкали, отправляли.
водящий, проводник.
Козма – Козма Ларионов Косой (см. о нём выше).
насильно.
осквернил, надругался.
здесь: церковное богослужение, церковные таинства.
каждому.
одного себя считал мудрым.
ломоть хлеба.
в одежду, за пазуху.
охранял, берёг.
ещё не пришло время.
...отца Феодосия... – На Дону в 1680-е гг. жили два старообрядческих черных попа, носивших это имя. Один из них основал свою пустынь в 1683 г. недалеко от Каргал в устье Старого Дона; единомышленник Досифея, активный проповедник старой веры, которого «знали почти все казаки» (Дружинин В. Г. Раскол на Дону... С. 120). В 1688 г. вместе с чирскими старцами ушёл на Куму, где вскоре умер. Другой Феодосий основал пустынь около 1684 г. при впадении в Донец реки Айдара, впоследствии он стал главой ветковского поповского старообрядчества (см. о нем: Понырко Н. В. Феодосий // Словарь книжников и книжности Древней Руси, СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 140‒142). В. Г. Дружинин полагал, что в Слове упоминается первый Феодосий (Дружинин В. Г. Раскол на Дону... С. 80, прим. 64).
...священника Леонтия... – Вероятно, это тот Леонтий, который, согласно Житию Иова Льговского, жил с Иовом в Льговской и Чирской пустынях (см.: Церковь. 1992. № 2. С. 36).
«Сей диякон иже церковь освятил, понеже к освящению церкви приведе его аггел». – Диакон Герасим, пришедший для освящения Покровской церкви из Льгова (Дружин ин В. Г. Раскол на Дону... С. 77). Ср.: «И говорили, что, де, как освящали церковь, дьякона не прилунилось, а к тому времени с неба к нам дьякон приходил к освящению» (Дополнения к Актам историческим... С. 151).
«Се есть Иван Богослов, иже не вкуси смерти». – Иоанн Богослов, один из двенадцати апостолов, автор четвёртого Евангелия, трёх посланий и Апокалипсиса. Обращённые к нему слова Христа: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду» (Ин.21:22), – означают, что, подобно Еноху и Илие, он пребывает живым до Второго пришествия.
проводник.
Аввакум протопоп – лидер русского старообрядчества (1621‒1682). В рукописи: буква «А» в кругу и «прот».
И зрех языки резаны, а тамо ясно глаголют. – Намёк на Лазаря, Епифания и Феодора, пустозерских «соузников» протопопа Аввакума, которым отсекли язык и правую руку.
...священноинок Гавриил... – Возможно, имеется в виду поп Гавриил, служивший в 1680-е гг. на Дону по старым служебникам и подвергшийся за это пыткам (см. о нем: Дружинин В. Г. Раскол на Дону... С. 260‒261).
странники.
причиняющими страдание.
если в этом повинен инок, лишали его монашеского звания и отправляли в муки нескончаемые.
спор.
опечаленные.
едва.
Царство Владыки (рай) мне не доступно.
сорока дней.
доколе.
«Се бо есть Авраам, и Исаак, и Ияков...» – Ветхозаветные персонажи, являющиеся, согласно христианской эсхатологии, хозяевами рая («лона Авраамова»).
южной.
«Сей человек, емуже имя 156...» – Числовое значение букв, из которых состоит имя этого человека, в сумме должно равняться 156. Под это число подходит, например, имя «Кирик». Ср. далее в тексте: «...человека, яко женска полу, ей имя 289». Произведение было рассчитано прежде всего на современников автора, жителей Дона, которые, вероятно, хорошо понимали эти намёки. Одновременно эта тайнопись призвана подчеркнуть «неизреченность», таинственность происходящего.
Атаман Корнилий – Корнилий Яковлев, войсковой атаман в 1670-е гг., принадлежал к казачьей партии, верно служившей Москве, умер в 1680 или 1681 г.
«Сей есть светлоглав мученик Савелий, пострадал за благочестие, и велик мученик есть. А сей, иже стражет, Донская области бывый владетель, зовом Михаила Самарин, и убил сего мученика неповинно, за то мучим есть». – Черный поп Савелий поселился на Дону, выше впадения Хопра, около 1676 г. Старцы, жившие с Савелием, донесли на него в войско, что «тот черный поп ‹...› за великих государей Бога не молил и им запрещал молить». По приказу войскового атамана Михаила Самарина Савелий был схвачен, привезён в Черкасск и казнён (см.: Дружинин В. Г. Раскол на Дону... С. 79).
правой.
ремесло, занятие.
истязаемого.
сквозь.
отдельно.
«Поведите людем, яко икона моя не человеческими руками писана...» – Упоминание иконы Богородицы имеет, возможно, какое-то отношение к иконоборческой ереси, отголоски которой проникли в Россию во второй половине XVII‒XVIII в. вместе с западными реформационными учениями. Создание иконы «человеческими руками», что якобы роднит её почитание с идолопоклонством, – главный аргумент иконоборцев против поклонения иконам. Внимание чирских старцев к этой проблеме может объясняться тем, что с иконоборчеством вёл борьбу основатель пустыни Иов Льговский (см.: Церковь. 1992. № 2. С. 33:34).
откуда же.
... «Богородице Дево, радуйся... избавителя душам нашим». – Песнь Пресвятой Богородице, в основе которой – радостные приветствия, обращённые к Богородице архангелом Гавриилом (Лк.1:28) и праведной Елизаветой (Лк.1:42).
наконец, вдруг.
и ощутил грешную свою плоть, будто вся она онемела, и долго не мог пошевелиться.
