Источник

Записка о жизни Ивана Неронова372

Лета 7161 (1653) августа в 4 день, при патриархе Никоне373, царствующаго града Москвы собора Пресвятая Богородицы, честнаго и славнаго ее явления чюдотворныя иконы, иже во граде Казани374, протопоп Иоанн Неронов сослан был в сылку от патриарха Никона, за Вологду, в Каменской монастырь.

Во 162-м (1653) году, ноября в 6 день, ис Каменскаго монастыря писал послания ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю375 всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и к ево государеву духовнику благовещенскому протопопу Стефану376, такоже иерей писал за своею рукою377, за что от патриарха сослан и колко мучен.

Того же лета, февраля в 27 день378, паки послания писал ко государю царю и к ево государеву духовнику, прося Церкви мира; плача, приписав же и своею рукою доволно.

Того же лета, майя во 2 день и к государони царице и великой княгине Марье Ильиничьне379 писал я со слезами, прося Церкви мира; такоже и к их государеву духовнику, к протопопу Стефану, с прещением380 писал, моля того, да не умолчит государю царю и царице, известно же творя, яко и гнев Божий грядет неуправления ради Церкви; приписав же и своею рукою к посланию, приводя во свидетельство Божественное Писание.

Июля в 1 день, клеветы ради Каменскаго монастыря архимарита Александра381, сослан за оток акияна моря, в Кандоложской монастырь382, и с Вологды писал ко государеву духовнику, к протопопу Стефану, плачевное моление, ясно сказуя быти хотящий гнев от Бога всей Росии за презрение вопля того и за еже оскорбляемым быти Божиим рабом, проповедующим истинну и просящим Церкви мира.

Протопоп же Стефан, еще и внят, и молебное оно писание государю царю прочет, обаче в сомнении бяше, яко рукою протопопа Иоанна Неронова не приписано, сего ради писаше ему в Кандоложской монастырь.

Во 163-м (1655) году, апреля в 4 день, то же моление закрепив рукою383, доволно писав позади моления, и что в соборной церкви говорил на Вологде, яко гнев Божий быти имать за молчание и за еже попусти мятежником церковным и суесловцем384.

Того же лета прислали протопоп Иоанн Неронов за своею рукою тетрати Переаславля Залескаго Данилова монастыря ко архимариту Тихону385 ис Кандоложского монастыря, а что в них писано – чтый да разумеет.

Того же лета, в 10 день, протопоп Иоанн Неронов ушол ис Кандаложского монастыря, с троими своими детьми духовными, кои были с ними в Кандаложском монастыре: со Алексеем, Силою, с Василием. В 4-м часу нощи в маленком карбасе поехали морем, а все неискусны морскому плаванию. Из монастыря были за ними две погони: одна – за 70 верст от монастыря, а другая – за 100 верст; ближнюю погоню видели – стояли в то время на острову, часы пели и хлеба ели, – а другие погони не видали.

Августа в 10 день, Богу изволившу, воста ветр от запада, так подняли парус – съшиты были две рогожи новые – и ехали парусом версты в две. И внезапу бысть буря велия, волнам убо восходящим на высоту, аки превеликим горам, и кождо их с воплем к Богу взываху: «Господи, помилуй!» И друг друга целоваху, пред очима имущи смерть. Протопоп же Иоанн Неронов, к Богу моляся со слезами, яко да спасет их от нашедъшия беды и от потопления избавит их, и сущих с ним утешая, глаголаше: «Не бойтеся, ниже386 малодушъствуйте, но на Господа упование возложите, не оставит убо нас Господь!» Буря же преизлиха начат стужати387, и карбас вмале не опровержеся388, зане от страха содержащаго не можаху паруса спустити, и карбас на боку волнами носим; тема же на другую страну от ветра нападьшим и держащимся за край карбаса, волны же, яко превелие горы, зело на высоту восхождаху, мнети тем, яко на облак подъят их; егда же схождаху долу389, мняху, яко покрыти их имать волнами море; и не надеяхуся кождо их жити.

Прежде убо бури, егда на острову стояли, и как видяли гнавших за ними и речи от них слышали: «Как ушли? Диво! Где они девались!» – в то время работники Ивановы и дети духовныя учали меж собою прекословить, Ивану досаждать: «Кто, де, в таком карбасе по морю ездит, а се, де, и снасти никакой нет!» И протопоп Иван им запрещал, глаголя: «Не ропщите, братия, между собою, да Бога не прогневаем! Аще не поспешит390 Бог – не твердо на снасть упование ваше, и аще не послушаете и не престанете крамоля391 – наказани имате быти». Тема же ропщущим, ветру быти начат по себе392.

Час же яко мину, волнами томими в мори, бывшу же и дождю велику в то время и мрак; и абие бысть тишина, и солнце восия, в карбасе же нимало обретеся воды, яко дивитися им и прославити Бога. Егда же доплыша до Кемскаго устья, обретоша на море лодию и старца Соловецкаго монастыря, грядуща с промысла в Соловки, и с ним поехали на Соловецкой остров, помолитися преподобным чюдотворцем Зосиме и Саватию и Герману393, началником Соловецкаго монастыря.

И егда доспеша до острова, известно бысть архимариту Илии394 лавры тоя, яко Иоанн, казанской протопоп, на брегу. Прислал городничего старца Саватея, моляща того, да пождет архимарита, въстретение тому сотворити хотяща. Иоанн же едва умолив, яко да тихо и без мятежа помолитца чудотворцам. Егда же отъиде старец с мольбою протопопа Иванна ко архимариту Илии, и о немъже молив, сказаша архимариту старец. Архимарит же по воли того попусти быти, но посла соборнаго старца ко Иоанну и честьне прияша того. И по Божественней литоргии, обычно помолився ракам чюдотворцовым, взят его архимарит к себе в келью.

Егда же восташа от трапезы, добре его угостиша, сказався архимариту Иоанн о себе, яко не своею волею, но царевою и патриарховою, ниже ведомо обители тоя игумену Феодосию, како из монастыря поехал, и како на море волнами томими, и во время бури от страха отчаявшимся живота, и како спасени Быша.

Архимарит же добре беседова со Иоанном, на богомольную лодью того и с работники посадив, и отпустити к Москве повелев, дав тому на путь потребная доволно, и работником обувь. И последнее целовався395, рек: «Страдалче, бием – одолевай! Храбрый воине, подвизайся!»

По сих благоутишно бяше море, в путь свой отъидоша, и двои сутки от обители мирно плывше, противен некако ветр нача быти: ко брегу присташа, не доехав Архангельскаго града за сто поприщь. Иоанн же на брег с работником Силою изыде и сухим путем поидоста к Москве; два же работника Иоанновых во свое время Архангельскаго града достигоша, и от града на Колмогоры обычно поидоша в путь, – поидоша рекою Двиною. А егда же приидоша на Колмогоры, старец Кандоложскаго монастыря с подворья, удержав тех, и вопрошая глаголя: «Где протопоп Иоанн?» Они же тому сказаша, что поиде сухим путем до царствующаго града. Старец же воеводе известив, всади тех в темницу, а борошень396 воевода приказал записать, и стрещи повелев, понеже велия от архиерея Никона възыскания Быша Иоанна ради, со многим прещением, инем же и дары обещав, «егда, – рече, – приведут Иоанна». В монастыре же Кондаложском многу молву воздвиже Никон патриарх Иоанна ради, и запретив397 игумену и братию от общения Пречистых Таин, игумена же от службы; такоже и Соловецкаго монастыря архимарита Илию запретив от службы.

И многа молва бысть в Русии Иоанна ради, – во всяком убо граде и в весях, заповедание бысть от патриарха его ради, с прещении многими. Иоанн же, Божиею волею, христолюбцы храним, быв в царствующем граде Москве у государева духовника протопопа Стефана тай от патриарха, и со многими христолюбцы и духовною братию, у когождо их в дому, целовався398. Довольно же быв у протопопа Стефана в келье, и многи дни беседова с ним, поведа случьшаяся ему во изгнании скорби, дивяся, како вънезапу рать бысть церкви. И о работникох, о Алексее и о Василье, моля Иоанн протопопа Стефана да государя доложить. Благочестивый государь царь, слышав от протопопа Стефана о Иоанне, въскоре повеле грамоту послати, да свободят иоанновых работников ис темницы. Но Иоанн тай живяше от патриарха.

Во 164-м (1655) году декабря 25 день, советом государева духовника протопопа Стефана и всея духовныя братии, Переаславля Залескаго Данилова монастыря архимарит Тихон постриже Иоанна и во мнишеском чину нарече ему имя Григорий, зане от святаго крещения Гавриил имя ему, Иоанн же прозвание. И от Святаго Евангелия отдан в наказание старцу Феофану, прежде ученику ему бывшу и многу любовь к нему имущу. Пострижен же бысть старец Григорий в Данилове монастыре в соборной церкви по отписке протопопа Стефана, за ево рукою. И во иноческом чину живяше 40 дни у Благовещения пресвятыя Богородицы, что у государя на сенях, у Георгия399 – в паперти, у протопопа Стефана – в келье, и многих градов з духовными братиями целовався. Егда же мину 40 дни, в пустыню ко всемилостивому Спасу, рекомую Игнатьеву, ко своим родителем400, возвратися, и ту сокровенно, вышняго Бога десницею покрываем, живяше.

Никон же патриарх не остави ни града, ни веси, в нейже не положи заповеди, ища Иоанна; но Бог, своея ради благодати, своими ему рабы; крыяше того, зане простии людие зело любляху Иоанна, яко проповедника истинне, и пред цари не стыдящеся, по пророку, и много истинне страждуща, – страдальца и мученика того нарицаху.

Никон же мног клопот401 воздвиже, – неоткуду весть приидет, яко в пустыни Григорий, – послав своих ему детей боярских с великим прещением402, и тамо сущия мнихи оскорби, и разосла в сылку, окрестным же иереом и людином многу беду сотвори.

Есть убо волость, зовомая Телепшино, от пустыни десять поприщь, послании же от патриарха обретоша в ней Григория. Християня же волости тоя скрыша Григория, а посланных от патриарха оскорбиша. Григорию же молящу тех, да не паче меры с посланными крамолят403, тии же рекоша: «До смерти за тя, страдальче Христов, готовы пострадати!» Иоанна убо сохраниша, сами же многу беду подъяша.

Паки патриарх повеле многих прислать в ту волость – и иереов, и мирских, – оковав в царьствующем граде Москве, в темницу посадити повеле. И мнози от них в темнице и умроша от великия нужды, а инии мнози скорби и напасти подьяху любви ради, еяже имеяху ко Иоанну. Христолюбцы же, аще и многи беды, ихъже зряху, братию их страждут, но яко зеницу ока или яко отца Иоанна храняху, и в домех своих, яко Божия ангела держаху и любезно в сладость послушаху.

По днех же неколицех моли Иоанн духовную братию, да в царствующий град Москву, на гроб ко отцу Саватию, того отвезут проститися, зане отец Саватий преставися404, Григорий же, бегая живяше и не сподобися последи се целовати любезнаго ему друга и брата, и во многих слезах бяше сицевых ради. Духовная же братия готови исполнити прошения его, и елико той хотяше, делом исполняху.

Егда же вниде Григорий в царствующий град, и всеми духовными братиею в царствующем граде любезно приемлем, яко отец предпочитаем всеми. Нецыи же от ближних ему и любезных братия моляху Иоанна, да покажет себе патриарху Никону, инии же глаголаху, и паки и тии, яко да хранит себе; и несогласно в них бяше мудрование.

Старец же, не могий терпети скорби, его ради бывшия рабом Христовым, а егда – духовным друзиям, рек им: «Иду, смотрите, и благодать Божия со мною! Вашея ради ползы не прикоснется зло».

И абие поиде, всем зрящим нань, ко двору патриархову, взем с собою и книгу новую, зовомую Скрыжаль духовную405, в нейже о сложении перст новонапечатано, кое трема персты крест на лицы всякому воображати подобает, в нейже и сице писано, что свидетельствавана вселенскими четырми патриархи и вси согласно писаше в Росиское государство за своими руками, писавшу о том к ним Никону патриарху, непокоряющих же ся и клятве предаваше. Григорий же помыслив: «Кто есмь окаянный аз? Со вселенскими патриархи раздор творити не хощу, ниже противен буду; что же ради и под клятвою у них буду? Есть аще угодно будет кое дело Богу, всяко явится, лесть же потребится».

Во 165-м (1657) году, генваря в 4 день, пришедшу Григорию на двор патриархов, и у Крестовой никому возбранившу того; патриарх же Никон в то время идяше к Божественней литоргии. Григорий же поклонився тому обычно. И патриарх рече: «Что ты за старец?» Григорий рече: «Егоже ты ищеши, той аз есмь: казанской протопоп Иоанн, а во иноцех старец Григорий». И патриарх иде в церковь, а Григорий пред ним идяше, сице глаголя: «Что ты един ни затеваешь, то дело некрепко! По тебе иной патриарх будет, все твое дело переделывать будет, иная тебе тогда честь будет, святый владыко!» И патриарх вшел в соборную церковь, а Григорий стал на празе406 церковном.

По отпущении407 же Божественный литоргии повеле патриарх Григорию за собой в Крестовую итти. И по обычаю благодарения Богу давше, вси поклоняются святителю, якоже обычно, Григорий же начат глаголати патриарху: «Что ты, святитель, приказали меня искать по всему Росийскому государьству, и многи мене ради муками обложили и в темницы заточили, со женами и з детми разлучил, и рыдати и плакати устроил, инии же в темницах и помроша, – иереи же и людины, – и что вина, еяже ради таково взыскание твориши о мне? Дары убо многи обещеваеши обретшими мене, и чести и достоиньства! И се аз есмь зде пред тобою: что хощеши творити о мне? Со вселенскими же патриархи несмь противен, якоже глаголеши ты, но тебе единому не покорялся!»

И показав ему книгу предиреченную, ея имуще с собою, глаголя: «Книга сия новопечатана, а в ней о сложении персти, – трема великими персты напечатано креститися християном. В ней же и сице писано, что ты, ревновав по благочестии, якоже Моисей и Аарон, писали на меня своими советники ко вселенскими патриархом, что мы мятеж творим и раздор, и тебе противны в вещех церковных. И патриархи тебе писали за своими руками, что креститися трема персты подобает, непокоряющих же ся – поди клятвою и отлучением устроити заповедаша. Аще ты с ними соглашался – аз сему непротивен; то, чаю, смотри, чтоб истинна была: аз убо поди клятвою вселенъских патриарх быти не хощу».

Патриарх же ничтоже ему отвеща, но молчаше. Григорий же паки рече: «Кая тебе честь, владыко святый, что всякому еси страшен и други другу грозя глаголют? Знаеш ли, кто ты? Зверь ли лютый, лев, или медведь, или волк? И како отца детем не познавати? Дивлюся: государевы царевы власти уже не слышат, от тебя всеми страхи, и твои посланники паче царевых, всеми страшныи, и никтоже с ними смеет глаголати что, аще силою те озлобляеми теми. Затвержено у них: „Знаете ли патриарха?” Не знаю, который образ, или звание прияли еси! Ваше убо святительское дело – Христово смирение подражати и его, пречестнаго Владыки нашего, святую кротость».

И отвеща патриарх, глаголя: «Не могу, батюшко, терпеть». Григорий же, взем от патриарха слово, паки начат глаголати: «Христос первее пострада по нас, нам оставль образ, да последуем святым его стопам. И кто за тебя будет терпеть? Сего ради вы святители, что всех немощи носити, а не бити, ни мучити; что ради и глава наречешися, яко да добре снабдиши уды своя и присно408 теми печешися, и о благих да промышляеши. Аще убо утроба ти болит, всяко не дерзнеши сих ради тоя разрезати и вон испустити, но о здравии тоя множае прилежиши. Сице подобает и о врученном ти стаде от Бога предъразсуждати409. Аще бо зриши тех и во мнозе неисправлении пребывающих, не мучити тех подобает, но учити и наказовати, и кротце о здравии душ тех промышляти. Вси бо суть ти, утроба ти есть, резати и отметати тех тебе не достоит, но исцелити сокрушенныя и исправити. А уже не можешь терпеть, почто и великий сей святительский сан прия!»

И патриарх ничтоже ему отвеща, точию дает челобитные, глаголя: «Возми, старец Григорий, да чти». И Григорий ему рече: «Святитель, иноземцов ты законоположение хвалишь и обычаи тех приемлешь, благоверны и благочестнии тех родители нарицаеш. А мы прежде сего у тебя же слыхали, что многажды ты говаривал нам: греченя, де, и Малые Росии потеряли веру, и крепости и добрых нравов нет у них, покой, де, и честь тех прельстила, и своими, де, нравом работают, а постоянства в них не объявилося и благочестия ни мало. А ныне у тебя то и святыя люди и закона учители, – порочной чернец Арсеней410, о немъже писали ко государю Иерусалимской патриарх Паисея что он Арсений-еретик, велел ся его остерегать, многие, де, ереси в себе держит, и в римском костеле, и в ельнинском же зле единонравен тем был, и их во всеми. И благочестивый государь царь, по отписке Иерусалимскаго патриарха Паисея, сослали ево в Соловецъкой монастырь, советовав преже тебя бывшим со Иосифом патриархом. А ты ево взял из Соловецкаго монастыря на смуту и устроил того яко учителя, паче же к тиснению печатному правителя. Свидетели Арсению многи, что они порочной человек».

И патриарх рече: «Лгут, де, на него, старец Григорей! То, де, на него солгали по ненависти троецкой старец Арсений Суханов, что в Сергиеве монастыре келарь, когда посылан был по государеву указу и по благословению Иосифа патриарха во Иерусалим и в прочия государства»411.

И Григорий ему, патриарху, рече: «Добро было, святитель, подражати тебе кроткаго нашего учителя Спаса Христа, а не гордостию и мучением сан держати. Смирен убо сердцем Христос, учитель наш, а ты добре сердит». И патриарх рече: «Прости, старец Григорей, не могу терпеть!» И Григорий рече: «Кто убо имать терпети, аще не видит образа412 от тебе? Множае ученик от дел учителя уверитися имать; всегда бо дети обычай и нравы отца боголюбива притяжут, и, еже видят того творяща413, последуют ему. Зол нрав отчий – детем развратитися творят; не толико словом врачевати имать лутши послушающих, якоже делом. Аз ти скажу не от Писания, но в дому моем бывшее.

В Нижнем Новеграде, вдовица некая, именем Антонида, близ дому моего живущи, имуще у себя дщерь девицу, именем Соломанею. И Богу хотящу, преставися вдовица; тщи ея прия самовластие, начат домашним моим пакость творити и всякие нелепыя слова говорить; срамно рещи, тимовиков нашив414, пометаше на двор мой. Подружия моя Евдокея стужаше ми з домочатцы, глаголя: «Доколе терпим от безстудницы сея? Позорит, де, дом наш». И я ей говорил: «Мстити достоит, кое силнее нас, а от сея Христа ради сами не терпим! И Владыка наш от создания своего претерпе заушение и раны, пачеже и крест, и смерть, и всяко безчестие; мы ли от сестры нашея не терпим за любовь его?»

Пребывше убо девице в таком нраве год и болши, и в недуг впаде. Бывши в том месяц сем, моли сущих с нею, да принесут ея в дом мой. Евдокея же прият ю, мне не сущу в дому моем. И помале и болезнь преста, и в дому моем бысть девица она многая времена. В дому же моем юноша некто, Петр именем, пети и чести и писати горазд, во чтении же и во ответех сладок, и мне, грешному, любим, изволи девицу ту пояти себе в жену.

Аз же мнев, яко одеже ея иззавидев, моля его: «Петр Яковлевич, возми, возми себе одежу, аще хощеши, а ея не замай!» Той же себе зазрев, с клятвою рече: «Не имам жены». Повинувся убо аз того воли, въдах ю и браку законно за нь415, и по силе моей пекохся о потребе тех. А тебе, кто каково слово ни молвит и о правде – и ты хощеш искоренить». И патриарх рече: «По грехом, не могу терпеть, прости Господа ради!» И Григорей рек: «Се аз пред тобою днесь, и где ныне обитаю, укажи мне место: твоего ради страха, и на двор меня никто не пустит!»

В то время прилунился пред патриархом Покровскаго монастыря, что на убогих дому416, строитель, старец Кирило, и патриарх рек: «Поди, де, к Кирилу». И Григорей рек: «Далече, великий святитель! Где мне от тебя поближе, потому что человек я древней, бродить не могу. Изволи пожаловать, на Троецком подворье побыть». И патриарх рек: «Ино, де, добро!»

И послал тот час сына боярскаго своего, велел на Троецком подворье келью очистить. И вземши благословение от патриарха, пошли на Троецкое подворье. И пришед, начал сын боярской строителю старцу Аверкию от патриарха обычно приказывать: «Великий государь святейший Никон, патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Росии, приказал тебе, старцу Григорию, келью очистить». И строитель старец Аверкей отвещал: «Добро, де, государь, ево, де, святительская воля». И взял старца Григория к себе в келью.

И мало помолчав, паки тот же сын боярской теком417 прибежал и строителю старцу Аверкию и старцу Григорию, от патриарха обычно титлу выговори, благословение прирек, и строителю сказали: «Государь патриарх велел вам, властем, приказать, что старец Григорей не под начал к вами прислан. Дайте ему келью одному, и чтоб ему нужи ни в чем не было. А куда он ходит, и кто к нему приходит, в день, или в нощь, – не призирайте за ним».

И до государева царева пришествия с его государевы службы418, на всяк день старец Григорий к патриарху в Крестовую ходил. А как государь царь приехал и обычно в соборной и апостольской церкве молебствовав, по совершении же молебнаго пения провожали государя царя патриарх и власти и весь собор на рундуки419, а старец Григорий обретеся с ними же.

И государь царь, видев старца, светлым лицем, рече к патриарху: «Благослови его рукою!» И патриарх государю рек: «Изволь, государь, помолчать: еще не было разрешительных молитв». И государь царь рек: «Да чево, де, ты ждеш?» И в полату свою отъиде. А старец Григорий, проводя патриарха в Крестовую, в келью себе отъиде.

И по двою дню, в день недельный, в год420 святыя литоргии, по заамбонной молитве, повеле, патриарх старца Григория вввести в соборную и апостольскую церковь ключарю Кондрату. И введену ему бывшу, ста пред патриархом. И рече ему патриарх: «Старец Григорий, приобщаеши ли ся святой соборной и апостольской Церкви?» И Григорей рек: «Не вем, яже глаголеши! Аз убо никогда отлучен был от святыя соборныя и апостольския Церкви, и собору на меня никакова не бывало, и прения моего, и раздору церковнаго ни с кем нет. Прекословия же о Святой Троице, или пресечения, или умаления есмь чюжд; апостольских преданий несмь разоритель, но Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице единаго Бога, исповедую и славлю, единосущна и неразделна, и несмесна. А что ты на меня клятву положил своею дерзостию, по страсти своей, гневаяся, что я тебе о той же святой соборной и апостольской Церкви правду говорил, так ты и черниговскаго протопопа Михайла проклял421 дерзостно, и скуфью с нево снял, за то, что он в книге Кирила Иерусалискаго в двоестрочии не делом положил, что християном мучения не будет, сице: „Аще, – рече, – Бог грешником и мукою претит, обаче своего создания в конец не погубит”. Ты же, святитель, яко исправити хотя, страсть свою исполнил еси, а ис книги и доныне та речь в тех книгах обносится».

И патриарх старцу Григорию ничтоже отвещав, точию, плача зело, начат разрешительныя молитвы говорить. Такоже и Григорий плака довольно, донеле же скончаны Быша молитвы.

И по разрешении причастися старец Святей Доре422 от патриарховы руки.

Благослови же его патриарх, даст ему свою книгу, зовомую Скрыжаль духовную, прирек: «Постражи, яко добр воин Христов». По совершении же Святыя литоргии, проводя старец Григорий патриарха в Крестовую, отъиде к некоему христолюбиву мужу в дом.

Мал же час мину, абие взыскание бысть старца ради от патриарха. Григорий же, пришед в Крестовую к патриарху и благословение взем. Глагола ему патриарх: «Где бе доселе, старче? Днесь тебя ради у нас всем стол и покой, за радость мира, егоже имамы с тобою». И Григорий к патриарху отвеща: «Обычно проводих тя в Крестовую, и ничтоже ми рече, и отъидох». И патриарх рече: «Прости, господине, во инех упразднихся и в забвение ми прииде, – не пригласих тя». Обычно же пред трапезою благодарению бывшу, почти патриарх старца и выше всех московских протопопов посади его, много похваляя его и мужественна нарицая и крепка. По востании же от трапезы, одарив, с миром того отпустив.

Во иные же дни старец Григорий о юзниках патриарху воспоминая, чтоб их разрешил, страждущих его ради. Патриарх же по всех повеле грамоты послати тот час. И писма, кои на него, патриарха, писаны к царю, и к протопопу Стефану, и прочим духовным братиям, все старцу Григорию отдал, глаголя: «Возми, старец Григорей, твои писма». И ярославского протопопа Ермила в то же время простил и писма ему отдал.

Попроси некогда старец Григорий патриарха, рече: «Иностранные власти наших Служебников не хулят, но и похваляют». И патриарх рече: «Обои, де, добры; все, де, равно, по коим хощеш, по тем и служишь». И Григорей рек: «Я старых, де, добрых и держюся». И взем благословение, отъиде.

Генваря в 13 день423, празноваху великомученице Татьяне. И государь царь, и патриарх у всенощные были в соборной церкви у Спаса в Верху. Старец же Григорий тамже был, и стояше на месте обычно, якоже лепо церкви. Во время же облачения вшед патриарх во святый олтарь, а государь царь, с своего места сошед, прииде к старцу и рече: «Не удаляйся от нас, старец Григорей». И старец ко царю рече: «Доколе, государь, тебе дотерпеть такову Божию врагу? Смутил всею Рускою землею и твою царьскую честь попрал, и уже твоей власти не слышат, – от него, врага, всем страх!» И государь, яко устыдевся, скоро от старца отъиде, ничтоже ему рече. По совершении же правила церковнаго, старец патриарху рече: «Время мне, владыко, в пустыню отъити». И патриарх того отпустих, и доволно милостыню дав.

Генваря в 14 день, патриарх Никон приехал в Покровской монастырь, что на убогих дому, идеже лежат мощи отца Саватея, и быв у гроба старцова, пошел к строителю, старцу Кирилу, в келью. И в келье обычно, благословения и мир дав, седе, покивая же главою и плача, глаголя: «Старец Григорей!» Старец вопрошая его, глаголя: «Владыко святый, что вина плачю, егоже ради зело плачеши?» Патриарх же ничтоже рече строителю, но плакався доволно, отъиде.

Во 166-м (1657 или 1658) году, паки старец Григорий приехал к Москве424, и быв у патриарха у благословения, по вся же дни в Крестовую и в келью к патриарху хождаше, и многу от него честь приемляше.

Минувшим же днем многим, обавник425 некто на старца глаголаху, яко старец сожег Служебник новой, и сего ради взысканию велику бывшу старца ради. Старец же в то время был у архиепископа резанскаго Илариона426 на подворье. Посланные же от патриарха на подворье архиепископа были и архиепископа спрашивали: «Тут ли, де, старец Григорей?» И архиепископ им сказал, а старцу не сказал же. Послании же от патриарха шедше на двор старцов и тамо духовных неких мужей, придержащихся старца, емше на двор патриархов, и, ведучи, зело оскорбиша, в приказе же веригами тех обложиша, и люте мучаху. Прилучивших же ся на дворе у старца в то время (Андреяновы пустыни игумен Иосиф, неции же и от дворян и от иерей, паче же от простейших христолюбивых, довольно любовь имущих к старцу), вопрошаху же тех, глаголюще: «Где старец Григорей, и како созже Служебник?» Они же не знаху, что глаголати, молчаху; инии же и против отвещеваху, немилостива патриарха нарицаху, и без испытания скорбь деюще человеком.

Григорий же, уведев сицевое, пришед ко окольничему, к Феодору Михайловичу Ртищеву427, свирепо к нему рек: «Июдо, предавай! С тобою у меня была речь, а не дело!» И околничей нача плакати, глаголя: «Старец Григорей, не попусти Боже, что мне на тебя клеветнику быти! Потерпи, Бога ради, со мною в дому! Аз с тобою к патриарху иду, и страдати готов».

И егда приспе время всенощному пению, старец Григорей пошол в соборную церковь, ко Успению, ко всенощной, а Феодор Михайлович за ним же поехал. И быв у всенощнаго пения, старец пришел к патриарху ко благословению, и патриарх скоро на степень уступил428, глаголя: «Бегун!» И старец рече: «Не дивися, святитель! Христос, учитель наш, бегал, и ученицы его, и мнози от отец. Аз ли над тем честнейший, и кто есмь?» И благословляя патриарх старца, рече: «И бегает, и является!»

И по отпущении всенощнаго пеения, вшед в Крестовую старец, рече патриарху: «Доколе тебе, святитель, мучить невинныя? Аз зде, – еже хощеши, твори, людей Божиих, страждущих, разреши!» И патриарх повеле освободити их. Ничтоже старцу о вещи рече, ни потязая429 его в чем, но яко ни в чем гневаяся на нь бяше. Взем же благословение старец и отъиде.

Пришед же к страждущим, обычно благодарив их, сказав им святительскую милость, яко «разрешени430 имате скоро быти». И как сошел старец с патриархова двора, так их и разрешили.

Времени же приспевшу Божественней литоргии, и старец быв у обедни тут же. По отпущении же службы проводил старец патриарха в Крестовую, и, взем благословение, начат глаголати патриарху: «Святитель, будет ли у тебя мучеником тем воздаяние, ихъже мучил еси туне?» И патриарх рек: «Изволи, де, старец, звати их с нами хлеба ясть». И старец ему рек: «Да где их, бедных, собрать? Он! ради, от тебя ушодъчи!» И патриарх, благословив старца, отпустил ево к себе в келию, а за ним послал стол довольно и пития и пищи, покоити скорбь приемших.

Генваря в 21 день, праздновали Евфимию Великому. И патриарх на всеношной повелел четверить аллилуйя. И Григорей ему говорить стал: «До чево тебе, патриарх, домутить Росиею? С кем ты советовал, и какое свидетельство произносиш – четвериш аллилуйя? У нас, в Велицей Росии, преподобный Ефросин Псковъский431 много трудився, сниская432 о сих, и у вселенских патриарх был, вопрошая о вещи сей, и якоже предаша ему тии, сице и той зде, в Велицей Росии, нам предложи. Бог же забвению труды его не преда, но знаменьми и чюдесы прослави его, якоже и прочих великих святых». И патриарх рече: «Вор, де, блядин сын Ефросин!» И Григорей рече: «Как таковая дерзость и как хулу на святых вещаеш? Услышит Бог и смирит тя!»

И доколе старец Григорей был на Москве, умолил протопопа з братнею, в соборной церкви на крылосах чтобы не четверить аллилуйя. Тии же послушаша старца, говорили аллилуйя на крылосах по дважды, в третьие – «Слава тебе, Боже!» Патриарх же ничтоже им глаголя; точию подъяк, Псалтырь говоря, заповедание патриархово говорил: четверил аллилуйя. По вся же дни старец, и до поески, приходил в соборную церковь, и аллилуйа на крылосах протопоп и з братиею говорили по-дважды, и до поездки старцовы.

Патриарх же по вся дни столы433 посылал к старцу, и в пустыню отпустив, милостыню довольну дав. Старец же в пустыни всегда во слезах пребываше иерея ради, зане в пустыни священника нет. Сам же той не служаше Божественныя литоргии, отнеле же и мира отречеся. Окрест же сущии священницы никтоже, труда ради, к старцу в пустыню служить не идяху, ни мзды ради умолимы бываху, чтоб служити во пустыни.

Майя в 6 день, на праздник отдания Воскресения Христова, плачющу старцу в кельи в нощи той: «Литоргии нет, кому служити!» – вънезапу свет возсия неизречен и предста пред ним Спаситель наш, Господь Исус Христос, во священней одежди, препоясан по чреслех, – как во Апакалепсисе, в явлении Иоанна Богослова пишет, – и окрест его юноши светлы, белая носяще, множество, и со страхом тому предстояще. И глаголя старцу Христос: «Григорей, почто сетуеш и плачеш о сих, что на отдание моего плотню Воскресения литоргии служить некому? Дерзай сам от моего повеления, а грубостию и недостатком не отъимайся434. Аз и гугнивых младенцов утвержаю, исправление тем подаю, еже моею благодатию действовати». И Григорей прекрестися, паде на лицы, плачася, рече: «Грешник есмь аз, Владыко!» И паки Господь рече: «Афанасий жидовских при мори детей крести, еще младенец, а моя благодать ему споспешествовала; а Афанасий Афонский, младенец же, от детей игуменом поставлен435, и сам прочих детей в попы и дияконы поставляше, и с ними служаше. А ты освящен, и много лет служаше святей моей церкви. Место же пусто зде; живущии же зде мнихи или християня да не будут без общения Святых моих Таин, ихъже святым моим учеником и апостолом предах на тайне вечери, да творят в мое воспоминание. Древнии же Служебники приемли, и кои книги в пустыни сей есть – по тем служи». Григорей же с словом востав от земли, кабы подъемши того кому; сила бо Божия, якоже клятся436, сказа ми, подъя того, тому и не хотящу. И благослови его Христос рукою, глаголя: «Не сумнися, но веруй!» И абие невидим бысть от очию его. Старцу же бысть радость некая неизреченная в сердцы его, и всю ту нощь от радости плакася, помышляя неизреченное человеколюбие Божие.

Во 167-м (1658 или 1659) году приехал старец Григорей ис пустыни в царствующий град Москву и бывшу ему в царствующем граде дни многи.

Генваря в 6 день, бывшу старцу на старом своем подворье, у сына своего Феофилакта в дому, по прилучаю един бяше в храмине: внезапу свет возсия в нощи той, и паки явися ему Сын Божий, такожде во священней одежди, препоясан по чреслех, со двема юноши светлыми, сице глаголя старцу: «Григорие, почто не исповеда, яже виде, тайны, но, скрывая, таиши благодать мою?» И обратився к юношам, рече: «Возмете его и бийте». И биша его двема дубцами437. И егда престаша биюще, Владыце повелевшу, возставиша того юноши. Христос же рече к нему: «Иди к митрополиту Питириму438 и возвести ему вся». И абие невидим бысть от очию его.

Григорий же убоявся и в той час напрасно439 притече на Крутицкое подворье к митрополиту Питириму, еще прежде всенощнаго пения, на ложи ему сущу. Сущии иже в дому его, митрополита, близ его бывши, сказаша митрополиту приход старцов. Митрополит же прият его любезне, вопрошает же старца, глаголя: «Что, отче, прииде к нашему смирению безвременно?» Григорий же, плача, исповеда ему все приключьшееся ему, и како биша его юноши по повелению Владыки; моли же, да види раны, их же ношаше не от человек. Митрополит же отрече, глаголя: «Верую, отче, словесем твоим, а не искушаю! Мощен бо Господь творити преславная, яко тому подобает всяка слава, честь и держава и поклонение, со Отцем купно и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веком. Аминь».

* * *

372

Иван Неронов (1591‒1670) – выдающийся деятель раннего старообрядчества, его лидер в 1650 – начале 1660-х гг., с 1649 г. был настоятелем одного из самых заметных городских московских храмов – церкви Казанской Божьей Матери «на Пожаре» (на Красной площади), которая находилась в самом центре посадской жизни – близ торговых рядов в начале Никольской улицы (была снесена в 30-е гг. XX в., сейчас восстановлена). Само расположение церкви, личный талант Неронова как проповедника, его страстный темперамент борца с несправедливостью снискали ему громкую славу среди широкого круга москвичей. Иван Неронов был близким другом царского духовника Стефана Вонифатьева (см. ниже) и играл ведущую роль в его кружке «ревнителей древлего благочестия», его знали и принимали во дворце. Острота и язвительность речи Неронова немало способствовали росту его популярности среди прихожан и делали опасным оппонентом для противников. Протопоп Аввакум, духовным наставником которого в эти годы был Иван Неронов, считал, что он подобен апостолу Павлу, обличавшему фарисеев, а заезжий грек Паисий Лигарид, псевдомитрополит Газы (он приехал в Москву по подложным грамотам), принимавший активное участие в церковном соборе 1666‒1667 гг. и в осуждении старообрядцев, часто сталкивавшийся с Нероновым в Кремле, пренебрежительно называл его Терситом, демонстрируя собеседникам свою учёность этим упоминанием имени персонажа Гомера – грубого, необразованного воина времён царя Одиссея. Биография Ивана Неронова известна достаточно хорошо по документам XVII в. и по его Житию, написанному вскоре после его смерти (Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Н. И. Субботиным. М., 1874. Т. 1. С. 243‒305. Далее – Материалы, 1). Он родился в деревне Лом на реке Саре, в 60 вёрстах от Вологды (отец его Мирон был «проста рода» и, видимо, крестьянствовал), трудно учился у священника в Великом Устюге, а затем жил в Нижегородском крае – в Юрьевце-Повольском (где позже служил протопоп Аввакум), селе Лыскове, Нижнем Новгороде, где занял заброшенную церковь и начал священствовать в ней, созывая народ к службе звуками «древяна била» – за отсутствием колоколов. Также он организовал школу «без мзды» для обучения детей грамоте, бывал в Москве. Вступая в постоянные конфликты с властями, проповедуя на площадях, Неронов не раз оказывался в заключении (так, в 1632 г. за осуждение войны царя Михаила с Польшей был сослан в Никольский Карельский монастырь – «за гордость и высокую мысль»), В 1649 г. Иван Неронов переселился в Москву. В августе 1653 г. Неронов, ставший одним из первых решительных противников церковной реформы и нового патриарха Никона, был арестован, лишен священства и выслан из Москвы в вологодский Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, а 1 июля 1654 г. по указу патриарха отправлен ещё дальше – в Кандалакшский Рождественский монастырь на Кольском полуострове. Оттуда Иван Неронов с тремя верными единомышленниками бежал, на лодке достиг Соловецкого монастыря, где был сердечно принят игуменом Ильёй, добрался с помощью своих многочисленных приверженцев и друзей до Москвы и некоторое время жил в Кремле тайно от патриарха в келье Стефана Вонифатьева. По совету царского духовника и по его «отписке» Иван Неронов был пострижен в монахи, приняв имя Григория, в Даниловой монастыре Переяславля-Залесского (1655 г.). Вернувшись в Москву, скрывался от Никона в кремлёвских храмах Благовещения и Св. Георгия, затем ушёл в Игнатьевскую пустынь в вологодской земле. На церковном соборе 1656 г. Иван Неронов был заочно осуждён и проклят, но не перестал обличать патриарха за самоуправство и деспотизм. Пошатнувшееся положение Никона вынудило его снять проклятие с Неронова (1657 г.), разрешить ему жить в Москве и пользоваться старым Служебником. После ухода Никона с патриаршества (1658 г.) Неронов продолжал защищать старые книги и обряды, обличал церковных иерархов и отказывался подчиняться им. Давление властей становилось все более жёстким и последовательным: Неронова сослали «под строгий начал» в Спасо-Ломовский монастырь (1665 г.); а затем – в Иосифо-Волоколамский (1666 г.). На церковном соборе 1666 г. Неронов принёс покаяние, принял нововведения в обрядах и книгах и – по указу царя Алексея Михайловича – был поставлен архимандритом Данилова монастыря в Переяславле-Залесском. Умер Иван Неронов 2 января 1670 г. Отступничество Неронова вызвало уныние и обиду его бывших единомышленников, преданных идеям защиты старой веры, однако протопоп Аввакум воздержался от какого-либо обличения своего учителя. Ещё в 1665 г. Аввакум писал москвичам с Мезени: «...не могуть мои уши слышати о нем хулных глагол ни от ангела...» (см.: Письмо игумену Феоктисту, с. 178). Хотя Иван Неронов был известен прежде всего как проповедник, обстоятельства жизни и ситуация 1650‒1660-х гг. толкали его на создание полемических сочинений и письменных обличений противников. До нас дошло несколько челобитных Ивана Неронова к царю Алексею Михайловичу, послания к духовнику царя Стефану Вонифатьеву, к царице Марии Ильиничне, к своим приверженцам, а также его «изветы» на сторонников Никона епископов Иону Ростовского и Симона Вологодского. Сохранилась в единственном списке биографическая «Записка» – своеобразная летопись жизни Ивана Неронова в период после ссылки его в Спасо-Каменный монастырь (август 1653 г.) до начала января 1659 г. Она была написана, как предположил Н. И. Субботин, первый публикатор «Записки» (Материалы, 1, с. 134‒166), Феоктистом, игуменом московского Златоустовского монастыря, учеником и близким другом Неронова, на основе устных рассказов старца. Не исключено, что Неронов и сам участвовал в создании «Записки»: в тексте часто встречаются формы повествования от первого лица. Вопрос об авторе «Записки», так же как история создания Жития Неронова, дающего иногда другую хронологию событий, проблема соотношения этих текстов все ещё остаются нерешёнными. «Записка» входит в круг биографических и исторических сочинений, создаваемых старообрядцами в 1650‒1670-е гг. с полемическими целями и является интересным литературным памятником русской биографической прозы второй половины XVII в., выросшим из соединения нескольких литературных традиций: хроникально-документальной, публицистической (используется жанр «прения»), агиографической («видения» Неронова и чудо спасения на море). Специфику «Записки» определяет колоритная прямая речь в репликах исторических лиц: она выразительно характеризует героев повествования. Все это делает «Записку» весьма ярким литературным явлением XVII в. Текст «Записки» публикуется по единственной рукописи начала XVIII в.: ГИМ, собр. Уварова, № 131, л. 87 об. – 120 (заглавие в рукописи отсутствует), сохранившей (в копии) уникальный комплекс посланий Ивана Неронова и писем близких ему лиц, составленный, по-видимому, ещё в XVII в. игуменом Феоктистом.

373

...при патриархе Никоне... – Никон (Никита Минин, 1605‒1681), патриарх с 25 июля 1652 г.

374

...собора Пресвятыя Богородицы... иконы, иже во град Казани... – Первое упоминание московской деревянной церкви во имя Казанской иконы Богоматери относится к 1625 г. Она была построена на средства князя Д. М. Пожарского в честь образа, прославленного помощью русским воинам во время Смуты. В 1635 г. тщанием царя Михаила Федоровича на её месте была поставлена каменная церковь; с тех пор она находилась под покровительством Романовых.

375

...царю Алексею Михайловичи ... – Царь Алексей (1629‒1676) стал государем после смерти отца – царя Михаила Федоровича – 12 июня 1645 г.

376

...и к ево государеву духовнику... протопопу Стефану... – Стефан Вонифатьев (иначе – Внифантьев), протопоп Благовещенского собора в Кремле, ставший духовником молодого царя Алексея с сентября 1645 г. (быть царским духовником – привилегия благовещенских протопопов), играл весьма заметную роль в русской церковной и общественно-политической жизни 40‒50-х гг. XVII в. Вокруг Стефана собрался кружок московских и провинциальных (в основном, с Волги) настоятелей храмов (протопопов) – «ревнителей благочестия» (Иван Неронов, Аввакум, Даниил Муромский и др.), стремящихся поднять падающий престиж Церкви введением строгого церковного правопорядка и решить насущные проблемы русской жизни, опираясь на восстановление основ христианского вероучения и нравственности. Реформаторские идеи кружка разделялись царём и некоторыми из его влиятельных придворных советников (в частности, Ф. М. Ртищевым), так как после московского восстания 1648 г. царь Алексей Михайлович убедился в необходимости существенных изменений в отношениях между государственной властью и народом. С деятельностью кружка Стефана Вонифатьева связано возвращение в церковную жизнь обычая проповеди, развитие единогласного пения во время церковной службы, привлечение внимания к идеям Иоанна Златоуста и выдающегося русского публициста и богослова XVI в. Ермолая-Еразма. Деятельность кружка прекратилась с приходом к власти патриарха Никона в 1652 г. Умер Стефан в 1656 г. в Иверском монастыре (его монашеское имя – Савватий), построенном Никоном, находясь последний год жизни фактически под надзором патриарха.

377

за своею подписью.

378

Того же лета февраля в 27 день... – Речь идёт о событиях 1654 г.

379

...царице... Марье Ильиничьне... – Мария Ильинична (1625‒1669), урождённая княжна Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича (с 1647 г.).

380

укорами.

381

...Каменскаго монастыря архимарита Александра... – Александр (1603–1678), постриженик Николо-Коряжемского монастыря, где в 1643 г. был поставлен в игумены. С 1651 г. – архимандрит Спасо-Каменного монастыря; в 1655 г. был посвящён в сан епископа Коломенского и Каширского (вместо сосланного Никоном Павла), два года спустя был переведён во вновь образованную Вятскую и Великопермскую епархию. Занявшись сравнением старых и новопечатных книг, принял сторону старообрядцев, за что был осуждён на московском соборе 1666‒1667 гг. После покаяния прощён, вернулся в свою епархию, но в январе 1674 г. оставил епископскую кафедру и уехал в Николо-Коряжемский монастырь, где закончил свои дни.

382

...в Кандоложской монастырь... – Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, по преданию основан в XIII в. В 1590 г. был разрушен шведами, после чего не смог восстановиться. К середине XVII в. был совсем небольшим и даже не имел ограды; в монастыре была одна церковь «о пяти верхах теплая с трапезой».

383

скрепив подписью.

384

пустословам людям, пренебрегающим сутью.

385

...Переаславля Залескаго Данилова монастыря ко архимариту Тихону...– Залесский Троицкий Данилов монастырь был основан около 1508 г. Тихон был переведён в Залесский монастырь архимандритом из Нижегородского Печерского монастыря; последнее упоминание о нём относится к октябрю 1658 г.

386

ни.

387

угрожать.

388

опрокинулся.

389

вниз.

390

поможет.

391

прекословить.

392

В то время, как они роптали, поднялся ветер.

393

Зосима, Савватий и Герман – см. коммент. к с. 229.

394

...архимариту Илии... – См. коммент. к с. 229.

395

прощаясь.

396

пожитки.

397

отстранив.

398

был радушно принят.

399

...у Георгия... – Церковь Св. Георгия находилась в московском Кремле близ Вознесенского монастыря, основанного, по преданию, княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. При царе Василии III в 1527 г. была построена каменная церковь во имя Георгия, не сохранившаяся до наших дней.

400

...в пустыню... рекомую Игнатьеву, ко своим родителем... – В Вологодском Спасо-Игнатьевском Ломовском монастыре были погребены родители Ивана Неронова.

401

здесь: возмущение, негодование, беспокойство.

402

с суровым наказом.

403

прекословят, бунтуют.

404

...отец Саватий преставися... – Возможно, речь здесь идёт о Стефане Вонифатьеве (в монашестве Савватии), умершем в Москве в 1656 г.

405

...Скрыжаль духовную... – Книга, только что изданная (30 июля 1656 г.) по распоряжению Никона (переведена с греческого Епифанием Славинецким и Арсением Греком), содержала описание греческих церковных обрядов и оправдывала никоновские новшества; в ней было помещено послание константинопольского патриарха Паисия, признавшего ересью несогласие Павла Коломенского и Ивана Неронова с реформой и требовавшего извержения их из Церкви (Скрижаль. М., 1656. Л. 713).

406

на пороге.

407

окончании.

408

всегда.

409

предварительно поразмыслить.

410

...порочной чернец Арсеней... – Арсений Грек (см. коммент. к с. 100).

411

...троецкой старец Арсений Суханов... посылан был... и в прочия государства. – Келарь Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов (1610‒1688) дважды в период подготовки церковной реформы по поручению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа ездил на православный Восток для изучения греческого церковного чина и за греческими книгами: в 1649‒1650 гг. – на Афон; в 1651‒1653 гг. – в Константинополь, Иерусалим, Египет и др.

412

примера.

413

принимают, и, если видят, что он делает.

414

дерьма (от «тимение» – грязь, кал) приготовив (переносное значение).

415

за него.

416

...Покровскаго монастыря, что на убогих дому... – Монастырь в 5-ти вёрстах от Москвы у Покровской заставы был основан в 1634 г. царём Михаилом Федоровичем в память об отце патриархе Филарете, умершем в день Покрова, на земле, где хоронили убогих безымянных бедняков. При царе Алексее Михайловиче был «карманным», т. е. существующим на личные (карманные) средства государя. В 1680 г. был приписан к Заиконоспасскому монастырю.

417

бегом.

418

...до государева царева пришествия с его государевы службы... – Царь Алексей Михайлович вернулся в Москву из похода под Ригу 17 января 1657 г.

419

высокий помост для выхода государя.

420

час.

421

...черниговскаго протопопа Михаила проклял... – Речь идёт о церковном проклятии Никоном Михаила Рогова, черниговского протопопа, допустившего опечатки при издании Кирилловой книги (1644).

422

Святых Даров.

423

Генваря в 13 день... – Здесь и далее речь идёт уже о событиях 1658 г.

424

Во 166-м году... старец Григорий приехал к Москве... – Т. е. в том же 1658 г., без точной даты.

425

доносчик.

426

...у архиепископа резанскаго Илариона... – Иларион (ум. 6 июня 1673 г.), архиепископ Рязанский с 1657 г., с 1669 г. – первый рязанский митрополит. Влиятельный церковный иерарх, жестокий гонитель старообрядцев. Нижегородец по происхождению, земляк и даже друг Аввакума (см. с. 102 и коммент. к ней), он был священником в селе Лысково, затем после принятия монашества – игуменом Макарьевского Желтоводского монастыря (1649‒1656); в период начавшейся царской опалы на патриарха Никона, а затем ухода Никона с патриаршего престола (10 июля 1658 г.) Иларион становится советником царя по церковным вопросам, принимает активное участие в церковном соборе 1666‒1667 гг. и суде над старообрядцами.

427

...к Феодору Михайловичу Ртищеву... – См. коммент. к с. 88.

428

спустился на ступеньку.

429

не испытывая, не допрашивая.

430

освобождены.

431

...четвериш аллилуйя... Ефросин Псковъский... – См. коммент. к с. 67.

432

разыскивая.

433

еду.

434

не отказывайся, т. е.

435

...Афанасий... при мори детей крести, еще младенец... а Афанасий Афонский... игуменом поставлен... – Здесь упоминаются византийские святые Афанасий Александрийский (298‒373) и Афанасий Афонский (ум. в 980 г.), жития которых были известны в славянских переводах.

436

клянясь.

437

дубинками.

438

...к митрополиту Питириму... – Речь идёт о событиях, произошедших уже после ухода Никона с патриаршества. Питирим митрополит Сарский и Подонский (по месту резиденции – Крутицкий) с 1655 г., хиротонисан из архимандритов Новоспасского монастыря, исполнял обязанности управляющего делами при патриархе. Отступился от Никона после его опалы. Менее года занимал патриарший престол (с июля 1672 г. по апрель 1673 г.), полностью подчинившись воле царя.

439

в неурочный час.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 17: XVII век / [под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко]. - 2013. - 660 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle