Переписка боярыни Ф. П. Морозовой с протопопом Аввакумом и его семьёй2503
Ф. П. Морозова – Аввакуму Батюшку Авакуму Петровичю2504.
Благочестивому и чадолюбивому моему, и свету душе моей, и радости моей неизреченой, батюшку Авакуму Петровичю грешная твоя и недостойная, и ленивая, и во гресех живущая, и нетерпеливая, всем человеком дасадница, и никому ничево добрава не сотворила.
Ведает Христос, Саздатель мой, хочетьца с ним быть, да как он, свет, подаст помощи, да надеюся, грешница, на святых атец и на ваши праведныя молитвы. Молю, милостивай мой, со слезами и прошю твоего благословения и молитвы, батюшка христолюбивой мой. Люта, люта мне, грешнице, в таких печалях!
А духовныя наши все розна стали, не много, которы правды во всем деръжатьца. Да не диво так, батюшка: время то пришло. Прости меня, Христа ради, а я всех пушьша согрешаю.
А дети твои не так живут, как ты: пошли за Федором ходить и у нево перенели высокоумья великое на себя2505, и гордость положили, и никово человека не поставили2506, и всех стали абманывать. Так их сьель: и дюшю, и тело! Так – а ане не атьстануть: не познали за грех, за нево умирають. Толко милостив Христос, за твои молитвы не аставить, вос, познаютьца2507. Люта мне, грешнице!
А я сама такава была: чаела себе всево добрава спасения, да немного Душю не потеряла. Лють сей человек! Так – а не покаеца.
Многа была писать, да нелъзя. И сам ты, свет мой, уразумел и мне говаривал, и я, грешница, мала слушела, у тебя жа молила: «Вели жить!»
А все то сотана виноват: ищет, как бы душю тмою поглатить. Да велико милосердие Божья и твоя малитва, и што меня Бог помиловал, што нет ево у нас! Многа тово писать, што и уму непостижно козней ево. Сотана лють, батюшка, а и горами качаеть, а нами ему не диво покачать; толка велика милосердие Божие.
Пиши, светь, детем своим горазда и запрети, чтобы им с ним не знатьца, и помолися за меня, штобы и меня бог избавил от него.
И тому Федору во всеми запрети, чтобы в пакаянии был. Толка тебя послушеть, станет каеца. Таки ведаешь, што милостив Христос. А што х тебе ни пишить, то все лош, прости меня Христа ради. Ну да, чю, послушеть ли тебя? Бога забыл и детей твоих всякому злу научил. За то та на меня твои дети и печалъни были. А я на них не дивую; и сами ани тому не ради: им он видица добрай человеки.
Прости меня, грешницу! Желея таки писала, со слезами.
Аввакум – Ф. П. Морозовой2508
...Я детям своим велю Феодора любить, доброй он человек; преже тебя я ево знаю и давно мне сын духовной. Такова то ты разумна: не смогши2509 с корову – да подойники о землю! Себя боло2510 тебе бить по роже той дурной, как и я себя чотками...
Аввакум – Ф. П. Морозовой2511
...Ивашко2512 мой моим говорил: «Я, де, никово не обманул; изволила б, де, пожаловала бы на тех людей сказать, ково я обманывал; сказали бы, де, по ея речам, восли2513 бы ково я обманули... пожаловала сказала... я, де, рад перед Богом и людьми прощатца; только, де, я тово не помню, ково б я обманул. Кручинитца, де, на нас за Феодора: как бы, де, я Феодора еретиком звал, так бы, де, меня и жаловала, и добрые, де, мы люди были».
И ты, миленькая, на них не сердитуй! Правду детина та говорит, что ты, сердитуя на Федора, и их не замечаешь. А я, су, им Феодора еретиком звать не велю, да не впадут в прави́льную вину2514, и ты только не престанешь – и ты за то постражешь.
Не хотела боло ты их изгонять тово, да не устояла на том. Ушто я согрешил пред Богом! Да пускай сугубо, бедные, терпять: и от чюжих, и от своих!
Я боло тово в тебе не чаял по словесем твоим. Говорила боло ты и по смерти моей их не покинуть, а ныне, вижи, и при живом – оплевала Выдаешь веть, каков тебе сын – таковы и мне дети, хотя бы оне и впрямь заплутали. И ты бы их духовна смиряла, а голодом не морила, а то нынеча, оставя себя, да людей смиряешь! Нутко, ты посмиряй себя, как я, бывало, всем себя велю домашним по трожды2515 ударить плетью, колико душ прилунится в дому моем; иное прилунится человек 20 и с 30, и все биют мя, а я молитвую. А то ты на небо то хочешь взыти, бьючи сама, а не бита быти!
Да што на тебя дивить! Иное тебя и людишка худые с умом тем смяли, притрапезные плуты, которые в словах проходят словеса Господня, а не в делех, а ты у них краснословия их слушаешь и искренних другов изгоняешь. Что Никон патриарх нас от царя оттеснил своим коварством, так то и те от вас наших вымыслом оттсняют, да в вашей плоти похвалятся. Бог их с нами разсудит, что оне на нашем основании своя гнилыя храмины созидают!
Как тебе дали двор и крестьян прибавили2516, и ты ко мне тогда писала: «Есть, чем, батюшко, жить; телеснова много дал Бог». А ныне в другой грамотке пишешь: «Оскудала, батюшко, поделитца с вами нечем». И я лише разсмеяхся твоему несогласию!
А все то у тебя притрапезники и душегубцы изгубляют, а истинным рабом Христовым и проливающим крови своя за Христа милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором. Да сказывал мне Федор, обещалася боло, де, ты давать от имения своего с клятвою пятую долю страждущим рабом Христовым, а ныне большо жаль стало, или тем отдаешь, которые пропивают на вине процеженном, на романее и на реньском, и на медах сладких, и изнуряют во одеждах мяхких.
Горе тебе, несмотрительно2517 живущей! Лише печосся о том, как бы дом строен2518, как славы нажить больше, как бы села и деревни стройны, а тово не знаешь, что утренний день принесет нам, – сия бо подобает творить и онех не оставлять.
Ну, полно мне тово говорить! Помирися с Федором, помирися з детьми моими – добро ти будет. Аще ли ни – то не хорошо будет.
Напрасно покидаешь и Марковну, Марковна – доброй человек, я ее знаю. Пожалуй, Бога ради, окупи ея долг-от, буде у тебя сойдется, да помоли брата своего и нашего друга, чтоб пожаловал о кормовой тое грамоте2519, пожаловал потружался... ставить...
Пожалуй, Бога ради, не отринь от себя детей моих духовных, Дмитрия попа с попадьею2520, а то слышу, что ты их изгоняешь.
Ф. П. Морозова – жене Аввакума Анастасии Марковне2521
Благочестивой и христолюбивой рабе Христове Настасье Марковне, з чады и снохою и со внучкою2522. Как вас Господь сохраняет в таких ваших печалех, а моему окаянству еще владыко Христос, по своей премногой милости и святых отец молитвами, терпит, до воли Божия жива и з чадом своим2523.
В таких своих суетах мирских и душевных печалях сокрушаюся, по вся дни и часы опасаюся; и мне и так тошно, а еще нынешния печали и вконець меня сокрушили, что такими святыми душами смутил один человек, егоже имя сами ведаете2524. Прежде сего мутил он мне на твоих детей всячески, каковы оне высокоумны и каковы непостоянны: «Нельзя, де, их тебе жаловать. И о том много вам писать, что не токмо с вами мутил, и со всеми Христовыми рабы, и всем домом моим мутил, и в том судит его Господь. А как я отказала ему, и он всем стал мутить на меня, и детям твоим, и всем оглашал, и поносил меня не делом2525, и так поносил, что невозможно не токмо писанию предать, но и словом изрещи невозможно. Не убояся он суда Божия, и не помянув смертнаго часа, и в том не постави ему Господь греха сего. Только ты, матушка, опасайся таковаго: лукав есть и зело злокознен. Истинно, несть в нем страха Божия, и вам бы отнють тому веры не нять2526, и ко мне попрежнему любовь иметь, и я к вам такожде всею душею всегда рада, и николи у меня ненависти не бывало; только мне то печално, что он и вашими душами возмутил. Дивлюся я твоим детям, что они с ним водилися, а козней ево не провидели. Уже мне, грешной, владыко Христос дал свое милосердие, святых отец молитвами, познати ево козни и пронырство; а дети твои и в то время с ним водилися, и я на то положила, вос2527 оне и не познали его. А на тебя, матушка, отнюдь у меня никакия досады нет, ни на дитей твоих; я вам вседушно рада. А деток своих, Марковна, уйми, чтобы оне с таким бездельником не водились. На ково оне меня же променяли! Дело ль то их, что им тому поверить да ложь ко отцу писать Аввакуму и к прочим!
Толь ваша, Иван стар да Прокофей, правда, что вы на меня пишете неправду, а тово льстеца, душевнаго супостата, правите2528! Наказаны и вы от Христа будете, что вы с ним сложилися да писали ложь. Буде вы от него не отстанете, то каков он сам наг ходил, таковых и вас нагих поставит пред Христом. Таков-то ваш учитель! Преж сего не любили, а ныне вы его возлюбили, да возмутили святых отец душами, а сущее вы его преже сего мало любили по делу.
А буде вы моих граматок не допустите к батюшку и прочтете, или батюшковы посмотрите, то уже под клятвою2529 будете, и вечно со мною не знатца вам2530. Откуду вы взяли то, что прочитать чужия грамотки? И ныне пришли ко мне грамотки просматриваны, батюшковы печати нет на них – вы прочитали. В котором правиле, взяли? Кто от духовных отцов или от детей духовных прочитает грамотки? Вы что льстите2531 меня? Кормилицею вы меня называете, а я вам какая кормилица? Христос вас питает.
И нам объявилась твоя неправда вся, как ты покрывал по сопостате моем душевном, и ложь написал ко отцу на меня и на матерь, на старицу Александру, и на Аксинью с братом2532. Как вы Бога не убоялися, на такую матерь вознегодовали за то, что бутто она мне на вас возмутила! Ей, напрасно! И бутто Анну она возненавидела и детей ея, а она о Анне беспрестани печется, и детей ея истинно любит. И не Анне ино2533 добра хочет, я сущее ее знаю, что ненависти нет у нее ни на ково, сущая она раба Христова, Трефильева ученица2534.
И вы сущии рабы Христовы были, как с ним не водилися; а теперь ево ученьем злоба та на вас. Затеваете на отца вы Трефилья, и на ево послушников хулу принесли – то не ужве зело в вас? Пускай я виновата, простите меня Бога ради, в чом я вам досадила.
Да послала я к тебе, матушка, пятнадцать рублев денег на твою на всякую нужу, а туды к батюшку послала восьми рублев: батюшку два рубли одному, да ему же на подел шесть рублев з братьею Христовою. И ты мне отпиши, дойдет ли к ним. А детям своим отнюдь не вели грамоток просматривать, и заповедь положи на них с клятвою, чтобы им отнюдь моих грамоток не прочитать и батюшковых. Ведает Христос, что я тебе, что рождьшей матери, рада. Помню твою духовную любовь, как ты меня посещала2535 и душу мою духовною пищею питала; сущая ты по-прежнему ко мне и я к тебе истинно же так по-прежнему рада. А дете твои сущия неприятели душевныя явилися мне, поверили такому лукавому мужу; всяких он бесовских козней наполнен. Аще вы не отстанете от него, то вечно погибнете и со мною не знайтеся!
Простите меня, грешную, матушка, ты да Иван и Прокофей, в слове, и в деле, и в помышлении, в чом я вас опечалила. А вы мне, Иван да Прокофей, зело опечалили и досадили, что вы на меня и на прочих так ко отцу написали; напрасно только бесу часть дали. Бог вас простит, вперет бы так не было.
Прости, мать моя возлюбленая, помолися за меня, грешницу, и за сына моево; молю твого благословения.
Отдать сея грамотки на Мезени протопоповай жене Аввакума Настасье или детем ее.
Послана денег двенадцать рублев матушке2536.
Ф. П. Морозова – Аввакуму2537
Отцу Аввакуму.
Христолюбивому и благочестивому великому отцу, священноиерею протопопу Аввакуму Петровичю многогрешная, недостойная, и не могу нарещи имени своего за премногое недостоинство, что в великом мятежи и в суете и в лености жизнь свою провожю. За умножение грехов моих отовсюду великая буря на душу мою, и я, грешница, не терпелива. Помолися, чадолюбивой милосердой мой отец, чтобы мне Владыко дал терпение и в покаянии бы меня застал и сына бы моего в христианстве застал и в покаянии. Молю и прошу со слезами у тебя, батюшко, попроси у Владыки обь моем сыне и подай благословение токо ему годно, свету, что иво сочетать законным браком, как ему время будет, и чтобы Владыко подал милость свою, чтобы дал супружницу ему благочестиву и нищелюбиву, и странноприимицу. И у всех умоли, кои есть тамо Христови раби, а имена Бог их ведаеть, да и ты, принеси ты молитву, отец мой милосердой, да и все бы раби Христовы милости бы просили о сем деле. Я, грешница, у всех у вас молю вашего благословения и молитвы, чтобы Бог подал сыну моему супружницу на спасение, да и мне, грешнице. Как Владыко тебе положит, батюшко, на разум, тобою подействует, где мне взять: из добрый ли породы или из обышныя? Который породою полутче2538 девицы, те похуже2539, а те девицы лутче, который породою похуже. И ты подай свое благословение, где бы меня Бог понудит. А нужды ради дело то въскоре становится. Опасаюся, где не любо, ано понудят.
Прости, свет души, мой батюшка, и благослови меня и сына моево, вскоре стала писала, и ты сам узнаеш, х чему писала.
* * *
В русской исторической памяти боярыня Ф. П. Морозова стала символом движения старообрядчества, широко всколыхнувшего русское общество накануне петровских преобразований, символом непокорства властям и глубокой веры (см.: Панченко А. М. Боярыня Морозова – символ и личность // Повесть о боярыне Морозовой / Подгот. текстов и исслед. А. И. Мазунина. Л., 1979. С. 3‒14). Своеобразие личности Ф. П. Морозовой и сила её характера ярко запечатлены в таких выдающихся литературных памятниках XVII в., как «Житие боярыни Морозовой» (см. с. 255‒284) и сочинениях протопопа Аввакума; отразились они и в её письмах, дошедших до нас лишь фрагментарно. Ф. П. Морозова была адресатом посланий многих деятелей раннего старообрядчества и, по-видимому, много писала сама; дом её накануне собора 1666‒1667 гг. был, по свидетельству Аввакума, одним из книжных центров, где создавались тексты в защиту старообрядческой доктрины. Случайно сохранившиеся «грамотки» самой Ф. П. Морозовой, адресованные Аввакуму и его семье, дополняют её облик реальными, земными чертами и знакомят современного читателя с образцами частной переписки XVII в. Публикуемые письма были найдены в 1911 г. при разборе полуистлевших бумаг Тайного приказа (личной канцелярии царя Алексея Михайловича) и тогда же изданы (см.: БарсковЯ. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912). Сохранились они очень плохо, от некоторых из них дошло только несколько фраз. Подлинники писем хранят следы внимательного чтения их приказными чиновниками: они содержат многочисленные подчёркивания или пометы (крестик в кружке) около встречающихся в тексте имён. Все Дошедшие письма Ф. П. Морозовой были написаны до её ареста, датируются 1669 г., адресованы в Пустозерск протопопу Аввакуму (он находился здесь с 12 декабря 1667 г.) или его семье на Мезень, где в Окладниковой слободке с осени 1664 г. жила сосланная жена Аввакума Анастасия Марковна с детьми, и сопровождаются «грамотками» Аввакума. Эта переписка, по-видимому часть мезенского архива семьи протопопа, попала в Тайный приказ после казней на Мезени в марте 1670 г. Письма Ф. П. Морозовой сохранились вместе с фрагментами ответных «грамоток» Аввакума и публикуются вместе как единый комплекс текстов; они заново выверены по подлинникам, хранящимся в РГАДА.
Письмо затрагивает ряд проблем, возникших в отношениях Ф. П. Морозовой с семьёй Аввакума в 1669 г. Как выясняется из писем, произошла крупная ссора боярыни с юродивым Федором, игравшим заметную роль в деятельности московских старообрядцев. Федор (Феодор) – один из активных приверженцев Аввакума, стал его «духовным сыном» в 1664 г., когда Аввакум возвращался – через Устюг – из сибирской ссылки в Москву. В Москве Федор подолгу жил в домах Аввакума и боярыни Морозовой, вместе с сыновьями Аввакума навещал его в заключении в Боровском Пафнутьеве монастыре в 1666 г. и др.; по-видимому, летом 1669 г. он перебрался к семье Аввакума на Мезень, участвовал в распространении его сочинений, осенью 1669 г. тайно ходил с Мезени в осаждённый Соловецкий монастырь с «грамотками» протопопа; казнён на Мезени в марте 1670 г. Суть конфликта Ф. П. Морозовой с Федором в 1669 г. не вполне ясна, но ссора приняла довольно крупные размеры: боярыня выгнала из своего дома не только Федора, но и поддерживавших его сыновей Аввакума. В письме ярко отражены обида Ф. П. Морозовой и ее стремление объяснить Аввакуму ситуацию, приведшую к ссоре. Печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, № 594.
чрезвычайно высокое мнение о себе.
уважили.
наконец познают, уразумеют.
Аввакум начал писать ответ сразу же – на обороте полученного им письма Ф. П. Морозовой; сохранился только фрагмент. Печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, № 594.
не сумев сладить.
ведь.
Это письмо Аввакума (сохранилось не полностью) представляет собой развёрнутый ответ на письмо Ф. П. Морозовой. С точки зрения Аввакума, причиной ссоры были интриги «худых людишек», «притрапезных плутов», живущих в доме Ф. П. Морозовой и «оттесняющих» от неё «наших» коварным «вымыслом». Датируется концом лета‒осенью 1669 г.; печатается по автографу: РГАДА, ф. 27, № 591. Письмо Аввакума написано на обороте полученного им письма Ф. П. Морозовой и Е. П. Урусовой (сохранилось лишь обращение: «Христолюбивому ... свету-душе моей батюшку Аввакуму Петровичю, многогрешная сестра твоя, болшая и меншая, и дети наши просим ... твоего благословения...» (РГАДА, ф. 7, № 590)).
Ивашко – старший сын протопопа Иван Аввакумович.
если.
да не нарушат церковных правил.
трижды.
Как тебе дали двор и крестьян прибавили... – По-видимому, речь идёт вотчинах, отобранных ранее, а затем возвращённых Ф. П. Морозовой 1 октября 1666 г. «упрощением» царицы Марии Ильиничны и «для всемирный радости», по случаю рождения царевича Ивана Алексеевича.
крепок.
неразумно.
...помоли брата своего и нашего друга... о кормовой тое грамоте... – Не исключено, что речь здесь идёт не о родных братьях Ф. П. Морозовой – Алексее и Федоре Соковниных, а о двоюродном её брате – боярине Ф. М. Ртищеве, влиятельном чиновнике в правительстве царя Алексея Михайловича (он был начальником Тайного приказа), принимавшем активное участие в налаживании отношений между царём и старообрядческой оппозицией (Аввакум вспоминал в «Житии» о благожелательном отношении к нему Ф. М. Ртищева и о его значительной реальной помощи, называя его «дружище наше старое»); кормовая грамота, о содействии в получении которой Аввакум просит Ф. П. Морозову, – царская грамота о выдаче узникам продовольствия (грамота, по-видимому, должна была обеспечить «кормом» семью Аввакума на Мезени). Из документов XVII в. известно, что к Ф. М. Ртищеву часто обращались с подобными просьбами.
...Дмитрия попа с попадьею... – См. с. 566.
«Грамотка» Ф. П. Морозовой семье Аввакума в Окладникову слободку вызвана предшествующим письмом Аввакуму и является объяснением позиции Ф. П. Морозовой в ссоре с Фёдором, ответом на обвинение его в скупости и своеволии. Однако Ф. П. Морозова не смогла выдержать взятой спокойной тональности на всем протяжении послания: в текст его врывается властный тон приказа. Датируется 1669 г.; подготовлено к изданию Н. С. Демковой и И. В. Сесейкиной по подлиннику: РГАДА, ф. 27, № 592; последняя фраза «грамотки» – просьба о прощении, молитве и благословении – автограф Ф. П. Морозовой.
...Настасье Марковне, з чады и снохою и со внучкою. – О составе семьи Аввакума на Мезени см. коммент. к с. 531; сноха – жена Ивана Неонила, внучка – дочь Ивана Марья.
...и з чадом своим. – Сын Ф. П. Морозовой Иван Глебович (годы жизни, очевидно, 1650‒1672).
...смутил один человек, егоже имя сами ведаете. – Речь идёт о том же Федоре юродивом.
несправедливо.
не держать.
вот.
оправдываете.
проклятием.
вас знать не захочу.
хвалите лживо.
...на меня и на матерь, на старицу Александру, и на Аксинью с братом. – Старица Александра Григорьевна (она же старица Меланья) пришла в Москву из Белева и долгое время жила в доме Ф. П. Морозовой; после тайного пострижения Ф. П. Морозовой в монахини, происшедшего, по-видимому, осенью 1670 г., стала её «духовной матерью»; здесь, однако, слово «матерь» может иметь отнюдь не терминологическое, а общеразговорное обозначение иноческого сана старицы; Аксинья – Ксения Ивановна, дворовая «женка» Ф. П. Морозовой.
только.
...Трефильева ученица. – Инок московского Симонова монастыря Трифилий – один из активных деятелей раннего старообрядчества в Москве, участвовавший в выработке начальной старообрядческой доктрины, казнён в Москве в конце 1666-х гг.
...ты меня посещала... – Не только Аввакум, но и Анастасия Марковна бывали в доме Ф. П. Морозовой для «духовной беседы».
Отдать сея грамотки... матушке. – Адрес и приписка о деньгах написаны снаружи сложенного в несколько раз письма.
Письмо посвящено весьма волнующей Ф. П. Морозову проблеме – женитьбе единственного сына и сохранения его вне влияния, подступающего со всех сторон «никонианского» мира. Ф. П. Морозова опасается «понуждения» со стороны в деле выбора невесты Ивану Глебовичу. Письмо лаконично и деловито, однако эмоциональность натуры Ф. П. Морозовой прорывается в её просьбе молиться о даровании ей «терпения». Письмо написано не позже осени 1669 г., так как ответ Аввакума (на обороте столбца) датируется 1669 г. Печатается по подлиннику: РГАДА, ф. 27, № 597; последняя фраза – просьба о благословении её сына – автограф Ф. П. Морозовой. Ответное письмо Аввакума см. выше, с. 212.
познатнее.
не так хороши