Источник

Русская правда (краткая редакция)

Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова

Краткая редакция Русской Правды (далее – КП) является одним из наиболее древних сохранившихся памятников письменности Киевской Руси, а содержащаяся в ее составе так называемая Правда Ярослава, видимо, – древнейший памятник светского литературного языка древнерусского периода.

КП – свод законов первой половины XI в., разных по времени издания (здесь и далее излагаются выводы книги: Свердлов М. Б. От Закона Русского κ Русской Правде. М., 1988).

На Руси IX–X вв. создание писаного права значительно отставало от процесса развития государственности. Β результате походов князей Олега, Игоря, Святослава, Владимира в Восточной Европе сложилось огромное государство – от Ладоги до Среднего Поднепровья, от Галиции и Волыни до Волго-Окского междуречья. Русь вела в это время активную внешнюю политику и заключала межгосударственные договоры (Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968, с. 21–142; Сахаров Α. Η. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X в. М., 1980; Он же. Дипломатия Святослава. М., 1982). Древнерусская государственность развивалась. Существовала публичная власть в виде великокняжеской династии Рюриковичей. Племенные князья находились в первой половине X в. в вассальной зависимости («под рукой») киевских великих князей, а в середине этого столетия племенное деление было заменено территориальным – по погостам и городам с волостями. Существовал и Закон Русский, которым руководствовались в судебной практике великие киевские князья. Его нормы были учтены при составлении русско-византийских договоров 911 и 944 гг. Закон Русский по составу своих норм и по их содержанию восходил κ племенному периоду, возможно, к племенам Среднего Поднепровья VIII – первой половины IX в. Он развился в X в. в сложный по составу источник права. Но существовал Закон Русский, вероятно, в устной форме (аналогичным был путь развития Правд у германских и скандинавских племен). С принятием на Руси христианства как государственной религии и с распространением кириллицы появилась возможность записи сложившейся системы законодательных норм – Правды.

Поводом для такой записи стал конкретный случай – конфликт между новгородцами и варягами и правовое урегулирование их отношений Ярославом Святославичем в 1015–1016 гг. При составлении так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды (ст. 1–17 КП) из уже существовавшей правовой системы были избраны те нормы (об убийстве, ударах, увечьях, нарушении права собственности, бегстве зависимых людей), которые были необходимы для осуществления цели издания этого первого писаного судебника. Отсюда ограниченный нормативный состав статей так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды и их частичное редактирование в применении κ варягам и колбягам.

Следующим этапом в развитии древнерусского светского права стало издание так называемой Правды Ярославичей, или Домениального устава (ст. 19–41 КП). Большая часть его норм была заимствована из продолжавшей использоваться устной системы права, но в составе Домениального устава эти нормы меняли и ограничивали свою функцию применительно κ правовой защите княжеского господского хозяйства. Абсолютное большинство исследователей считает, что так называемая Правда Ярославичей, или Домениальный устав издана, как следует из содержания ст. 19 КП, Изяславом, Святославом и Всеволодом Ярославичами после смерти отца. Однако, как следует из текстологического анализа КП и Пространной редакции Русской Правды (далее – ПП), законодательная деятельность братьев имела место еще при жизни отца (Стратонов И. Α. Κ вопросу ο составе и происхождении Краткой редакции Русской Правды. Казань, 1920. Отд. отт.; Зимин Α. Α. Κ истории текста Краткой редакции Русской Правды. – Труды Московского гос. историко-архивного института, т. 7, Μ., 1954) или Домениальный устав был издан при Ярославе Мудром, существующий ныне заголовок (ст. 19 КП) появился в тексте ошибочно, а совместная законодательная деятельность Ярославичей ограничилась запрещением кровной мести (Свердлов М. Б. От Закона Русского κ Русской Правде, с. 21–30).

КП включает в свой состав также «покон вирный» – изданный Ярославом Мудрым закон, регламентирующий время и корм вирника во время сбора виры – штрафа за убийство свободного человека. Особую статью составил «урок» (постановление) для мостников – оплату за ремонт моста или мостовой.

Объединение в едином своде разных по назначению и времени происхождения законов, последующее включение этого свода древнерусскими юристами в ПП и его название «Суд Ярославль Володимѣричь» позволяет предположить, что КП являлась первой кодификацией светского писаного права и проведена она была до кончины Ярослава Мудрого.

Еще в XVIII в. В. Н. Татищев и И. Н. Болтин предполагали происхождение норм КП в древнейший период, до X–XI вв. Β литературе XIX в. этот вопрос конкретизировался в установлении генезиса Русской Правды из правового обычая или государственного закона. Β 50–70-е годы нашего столетия связи Русской Правды с предшествующими нормами в обычном праве и Законе Русском обстоятельно изучались Л. В. Черепниным и Α. Α. Зиминым. Противоположный подход – утверждение государственных правовых новаций – разрабатывал С. В. Юшков, который абсолютизировал государственное нормотворчество.

Β исследованиях XVIII – начала XX в. установилось традиционное и верное деление КП на Правду Ярослава, или Древнейшую Правду и Правду Ярославичей, или Домениальный устав (большой вклад в позитивную разработку истории текста КП внес в начале XX в. немецкий ученый Л. К. Гетц). Это деление, но с еще большими различиями в датировке и в определении места издания ее составных частей, сохранилось в литературе 20–80-х годов нашего столетия: Правда Ярослава, или Древнейшая Правда и Правда Ярославичей, или Домениальный устав – соответственно – 30-е годы XI в. и 1072 г. (М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков) или 1015–1016 годы, 70-е годы XI в. (Б. Д. Греков, А. А. Зимин, Л. В. Черепнин, Б. А. Рыбаков и другие) (мнения И. А. Стратонова, А. А. Зимина, М. Б. Свердлова об издании норм так называемой Правды Ярославичей, или Устава Ярославичей еще при жизни Ярослава Мудрого см. выше). Впрочем, существенным недостатком изучения Русской Правды в 40–80-е годы явилось мнение ο прямых и жестких связях общественных отношений с содержанием Русской Правды (С. В. Юшков, Μ. Η. Тихомиров, А. А. Зимин, Л. В. Черепнин) без учета относительной самостоятельности темпов и содержания развития права и в то же время без учета традиционности юридического и литературного его выражения как следствия особого значения традиции в средневековом менталитете.

КП сохранилась в двух списках середины XV в. в составе Новгородской первой летописи младшего извода: Академический список и Археографический (Комиссионный) список. Β. Π. Любимов отметил при их описании, что Академический список является более исправным, хотя в нем отмечается порча некоторых слов. Археографический список имеет значительное число испорченных мест (Правда Русская. Подготовили κ печати Β. Π. Любимов, Η. Φ. Лавров, Μ. Η. Тихомиров, Г. Л. Гейерманс и Г. Е. Кочин. Под ред. Б. Д. Грекова. М.–Л., 1940, т. I. Тексты, с. 32). Поэтому в основу издания берется Академический список с указаниями разночтений по Археографическому списку.

Лучшее научное издание КП: Правда Русская. Т. I. С. 67–81. Оно стало основой последующих научных изданий. Мы также публикуем КП по этому изданию. Тексты сверены с их факсимильным воспроизведениям: Правда Русская. Под общей редакцией Б. Д. Грекова, т. III. М., 1963, с. 12–20, 24–29.

* * *

РУССКАЯ ПРАВДА

1. Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словении, то назначить за него 40 гривен.

2. Или кто будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетеля; если на нем не будет никакого признака ударов, то пусть придет на суд свидетель; если же не сможет прийти, то тому делу конец; если кто за себя не может мстить, то взять за него князю за обиду 3 гривны и оплату врачу.

3. Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен; если этого виновного не настигнут для немедленного отмщения, то ему платить, а тому делу конец.

4. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит мечом по руке и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.

6. Если после удара по ноге будет нога цела или ударенный начнет хромать, тогда детей удерживать от мщения.

7. Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.

8. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.

9. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

10. Если человек толкнет человека от себя или к себе, то 3 гривны, и пусть пострадавший приведет на суд двух свидетелей; если пострадавший варяг или колбяг, то пусть сам клянется.

11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трех дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему <господину> своего челядина, а 3 гривны за обиду.

12. Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа.

13. Если кто возьмет чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своем миру, то взять ему свое, а 3 гривны за обиду.

14. Если опознает кто похищенное, то не берет его, и пусть не скажет тому, у кого находится опознанное: «Мое», но скажет ему так: «Пойди на свод, где взял». Если же не пойдет, то пусть предъявит поручителя, что пойдет на свод в течение пяти дней.

15. Если где-нибудь взыскивают на другом долг, а он начнет отказываться, то идти ему на извод перед 12 человеками; и если окажется, что он несправедливо не отдал ему, то истец должен получить свои деньги, а за обиду 3 гривны штрафа.

16. Если кто хочет забрать челядина, опознав его как своего, то при своде вести к тому, у кого этот последний по времени господин купил, а тот отведется к следующему, пока не дойдут до третьего; тогда пусть скажет третьему: «Отдай мне своего челядина, а свои деньги ты взыщи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в господский дом, а господин его не будет выдавать, то холопа господину взять, и пусть уплатит господин за него 12 гривен, а после того, где тот ударенный человек встретит его, пусть убьет его.

18. А если кто сломает копье, или щит, или повредит одежду и захочет, чтобы он <хозяин> оставил у себя, то взять с него <виновного> деньги; но если тот, кто сломал, захочет приобрести, то пусть заплатит деньгами столько, сколько господин заплатил за это.

Правда, установленная Русской земле, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чюдин, Микула.

19. Если убьют огнищанина за обиду, то убийца платит за него 80 гривен, а людям не надо; и за княжеского подъездного 80 гривен.

20. А если убьют огнищанина в разбое, а убийцу люди не ищут, то виру платить той верви, где лежит убитый.

21. Если убьют огнищанина у клети, или у коня, или у быка, или во время кражи коровы, то убить убийцу как собаку. И тот же закон в отношении тиуна.

22. А за княжеского тиуна 80 гривен.

23. А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы.

24. А за княжеского сельского старосту и за старосту, который руководит пахотными работами, 12 гривен.

25. А за княжеского рядовича 5 гривен.

26. А за смерда и за холопа 5 гривен.

27. Если роба-кормилица или кормилец, 12 гривен.

28. А за княжеского коня, если тот с тавром, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны, за кобылу 60 резан, а за вола гривну, а за корову 40 резан, а за трехлетку 15 кун, а за годовалую полгривны, а за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

29. А если кто уведет чужого холопа или робу, то платить ему за обиду 12 гривен.

30. Если придет человек окровавленный или с синяками, то не искать ему свидетелей.

31. А если кто крадет или коня, или волов, или обкрадывает клеть, то, если один крал, то заплатить ему гривну и тридцать резан; если их будет 18, то платить каждому человеку по три гривны и 30 резан.

32. А за княжескую борть 3 гривны, если ее сожгут или выдерут пчел и соты.

33. Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

34. А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду.

35. А если украдет ладью, то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

36. А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; если продержат до рассвета, то вести его на княжеский двор; а если его убьют, но люди видели, что он был связан, то платить за него.

39. Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 человек украли одну овцу, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.

41. А из гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен ему 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А это закон при сборе виры: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или две ногаты; а в среду резану или сыры, в пятницу то же, а хлеба и пшена сколько смогут съесть; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 вирниц, а при въезде гривна, а если приходится на говение кормить рыбами, то считать за рыбы 7 резан; таким образом всех кун 15 на неделю, а хлеба сколько смогут съесть; пусть вирники собирают виру не более недели. Таково постановление Ярослава.

43. А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, 3, 4 или 5, то взять столько же.

* * *

ПРАВДА РОСЬКАЯ

1. Убьеть муж мужа,1068 то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову;1069 аще будеть русинъ,1070 любо гридинъ,1071 любо купчина, любо ябетникъ,1072 любо мечникъ,1073 аще изъгои1074 будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

2. Или будеть кровавъ или синь надъраженъ, то не искати ему видока человѣку тому; аще не будеть на немъ знамениа никоторагоже, то ли приидеть видокъ; аще ли не можеть, ту тому конець; оже ли себе не можеть мьстити, то взяти ему за обиду 3 гривнѣ, а лѣтцю мъзда.1075

3. Аще ли кто кого ударить батогомъ, любо жердью, любо пястью, или чашею, или рогомъ, или тылеснию,1076 то 12 гривнѣ; аще сего не постигнуть, то платити ему, то ту конець.

4. Аще утнеть мечемъ, а не вынемъ его, любо рукоятью, то 12 гривнѣ за обиду.

5. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривенъ.

6. Аще будеть нога цѣла или начьнеть храмати, тогда чада смирять.1077

7. Аще ли персть утнеть которыи любо, 3 гривны за обиду.

8. А во усѣ 12 гривнѣ, а въ бородѣ 12 гривнѣ.

9. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положить.

10. Аще ли ринеть мужь мужа любо от себе любо к собѣ, 3 гривнѣ, а видока два выведеть; или будеть варягъ1078 или колбягъ,1079 то на роту.1080

11. Аще ли челядинъ1081 съкрыется любо у варяга, любо у кольбяга,1082 а его за три дни не выведуть, а познають и въ третий день, то изымати ему свои челядинъ, а 3 гривнѣ за обиду.

12. Аще кто поѣдеть на чюжемъ конѣ, не прошавъ его, то положити 3 гривнѣ.

13. Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружие, любо портъ, а познаеть въ своемь миру,1083 то взяти ему свое, а 3 гривнѣ за обиду.

14. Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: «Мое», нъ рци ему тако:1084 «Поиди на сводъ,1085 гдѣ еси взялъ»; или не поидеть, то поручника за пять днии.

15. Аже гдѣ възыщеть на друзѣ проче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на изводъ1086 пред 12 человѣка; да аще будеть обидя не вдалъ будеть, достоино ему свои скотъ, а за обиду 3 гривнѣ.

16. Аще кто челядинъ пояти хощеть, познавъ свои, то къ оному вести, у кого то будеть купилъ, а тои ся ведеть ко другому, даже доидеть до третьего, то рци третьему: вдаи ты мнѣ свои челядинъ, а ты своего скота ищи при видоцѣ.

17. Или холопъ ударить свободна мужа, а бѣжить въ хоромъ, а господинъ начнеть не дати его, то холопа пояти, да платить господинъ за нь 12 гривнѣ;1087 а за тымъ, где его налѣзуть удареныи тои мужь, да бьють его.

18. А иже изломить копье, любо щитъ, любо портъ, а начнеть хотѣти его деръжати у себе, то приати скота у него; а иже есть изломилъ, аще ли начнеть примѣтати, то скотомъ ему заплатити, колько далъ будеть на немъ.1088

Правда уставлена руськои земли,1089 егда ся съвокупилъ Изяславъ,1090 Всеволодъ,1091 Святославъ,1092 Коснячко,1093 Перенѣгь,1094 Микыфоръ Кыянинъ,1095 Чюдинъ,1096 Микула.1097

19. Аще убьють огнищанина1098 въ обиду, то платити за нь 80 гривенъ убиици, а людемъ не надобѣ; а въ подъѣздъномъ1099 княжи 80 гривенъ.

20. А иже убьють огнищанина в разбои, или убиица не ищуть, то вирное платити, в неиже вири1100 голова начнеть лежати.

21. Аже убиють огнищанина у клѣти,1101 или у коня, или у говяда, или у коровьѣ татьбы, то убити въ пса мѣсто.1102 А то же поконъ и тивуницу.

22. А въ княжи тивунѣ 80 гривенъ.

23. А конюхъ старыи у стада 80 гривенъ, яко уставилъ Изяславъ1103 въ своем конюсѣ, егоже убилѣ дорогобудьци.1104

24. А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ратаинѣмъ 12 гривнѣ.

25. А в рядовници1105 княжѣ 5 гривенъ.

26. А въ смердѣ1106 и въ холопѣ1107 5 гривенъ.

27. Аще роба1108 кормилица любо кормиличицъ,1109 12.

28. А за княжь конь, иже тои с пятномъ, 3 гривнѣ, а за смердѣи 2 гривнѣ, за кобылу 60 рѣзанъ, а за волъ гривну, а за корову 40 рѣзань, а третьякь 15 кунъ, а за лоньщину полъ гривнѣ, а за теля 5 рѣзанъ, за яря ногата, за боранъ ногата.

29. А оже уведеть чюжь холопъ любо робу, платити ему за обиду 12 гривнѣ.

30. Аще же приидеть кровавъ мужь любо синь, то не искати ему послуха.

31. А иже крадеть любо конь, любо волы, или клѣть, да аще будеть единъ кралъ, то гривну и тридесятъ рѣзанъ платити ему; или ихъ будеть 18,1110 то по три гривнѣ и по 30 рѣзанъ платити мужеви.

32. А въ княжѣ борти1111 3 гривнѣ, любо пожгуть, любо изудруть.

33. Или смердъ умучать, а безъ княжа слова, за обиду 3 гривны; а въ огнищанинѣ, и в тивуницѣ, и въ мечници 12 гривънѣ.

34. А иже межу переореть любо перетесъ, то за обиду 12 гривнѣ.

35. А оже лодью украдеть, то за лодью платити 30 рѣзанъ, а продажи 60 рѣзанъ.

36. А въ голубѣ и въ куряти 9 кунъ, а въ уткѣ, и въ гусѣ, и въ жеравѣ, и въ лебеди 30 рѣзанъ; а продажи 60 рѣзанъ.

37. А оже украдуть чюжь песъ, любо ястребъ, любо соколъ, то за обиду 3 гривны.

38. Аще убьють татя на своемъ дворѣ, любо у клѣти, или у хлѣва, то тои убитъ; аще ли до свѣта держать, то вести его на княжь дворъ; а оже ли убьють, а люди будуть видѣли связанъ, то платити в немь.

39. Оже сѣно крадуть, то 9 кунъ; а въ дровехъ 9 кунъ.

40. Аже украдуть овъцу, или козу, или свинью, а ихъ будеть 10 одину овьцу укралѣ, да положать по 60 рѣзанъ продажи; а хто изималъ, тому 10 рѣзанъ.

41. А от гривне мечнику куна, а в десятину 15 кунъ, а князю 3 гривны, а от 12 гривну емъцю1112 70 кунъ, а в десятину 2 гривнѣ, а князю 10 гривенъ.

42. А се поконъ вирныи: вирнику взяти 7 вѣдоръ солоду на недѣлю, тъже овенъ любо полоть, или двѣ ногатѣ; а въ среду рѣзану въже сыры, в пятницу тако же; а хлѣба по кольку могуть ясти, и пшена; а куръ по двое на день; конѣ 4 поставити и сути имъ на ротъ, колько могуть зобати; а вирнику 60 гривенъ1113 и 10 рѣзанъ и 12 вѣверици, а передѣ гривна; или ся пригоди в говѣние рыбами, то взяти за рыбы 7 рѣзанъ; тъ всѣхъ кунъ 15 кунъ на недѣлю; а борошна колько могуть изъясти; до недѣли же виру сберуть вирници. То ти урокъ Ярославль.

43. А се урокъ мостьниковъ:1114 аще помостивше мостъ, взяти от дѣла ногата, а от городници1115 ногата; аще же будеть ветхаго моста потвердити нѣколико доскъ, или 3, или 4, или 5, то тое же.

* * *

1068

Муж – в родоплеменном обществе полноправный участник народного собрания, воин, глава семьи; в период становления и развития феодального строя полноправный, лично свободный человек, находящийся под княжеской юрисдикцией, воин, глава семьи, знатный и незнатный.

1069

Убьеть... то 40 гривенъ за голову... – Данная норма содержит древнейшее право кровной мести и возможность денежного выкупа за преступление. Β ней указан перечень лиц, имеющих право мстить. Однако это регламентированно ограниченный круг мстителей, в чем отразилось ограничение кровной мести, которое существовало еще в родоплеменном обществе. Виру, судебный штраф за убийство, преступник платил князю.

1070

...аще будеть русинъ... любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь. – Содержание второй части статьи раскрывается при предположении, что она является дополнением κ предшествующему тексту в условиях новгородских событий 1015–1016 годов: в ней указывается равная вира за убийство людей, относящихся κ категориям населения, различных по географическому происхождению и социальному статусу. Русин – здесь: житель среднего Поднепровья. Словенин – здесь, житель Приильменья, политическим центром которого является Новгород.

1071

Гридин – член младшей княжеской дружины, воин-профессионал, наемник; древнерусское слово, производное от древнескандинавского gridi – товарищ, телохранитель.

1072

Ябетник – человек, находящийся на княжеской службе. Но в отличие от военных слуг – гриди и судейского чиновника мечника (см. далее) ябетник находился на государственной должности или в составе управления княжеского господского хозяйства.

1073

Мечник – член княжеского административно-судебного аппарата.

1074

Изгои – особое социальное понятие, означавшее выходцев из разных сословий.

1075

Или будеть кровавъ... а лѣтцю мъзда. – Композиционно статья составлена сложно, вследствие чего, несмотря на кажущуюся простоту содержания, ее интерпретировали самым различным образом.

1076

Тылеснь.– Β литературе широко распространено понимание этого слова как тупая сторона меча, плашмя или тыльная сторона ладони. Однако меч был обоюдоострым и потому не имел тыльной стороны. Β семантике понятия тылесня не содержится значения плашмя. Наконец, понятие пястькисть руки включает в себя также кулак и тыльная частьруки. Наиболее близко κ раскрытию содержания слова тылеснь предположение И. И. Срезневскогообух. Он отметил и близкий по форме синоним – тылъцъ. Μ. Η. Тихомиров дополнил эти наблюдения более поздними лексическими материалами: задняя часть кисти руки (?), тылье, тупая сторона острого орудия. На Руси X – первой половины XI в. оружием, которое имело оборотную сторону тупой, являлись сабля и боевой топор (или топор-орудие). Видимо, оборотная сторона именно этих видов оружия или орудия прежде всего имелась в виду под словом тылеснь. Разные виды ударов мечом перечисляются в ст. 4, 9 КП.

1077

...тогда чада смирять. – Чада винительный падеж множественного числа от чадо – ребенок. Отсюда обоснованным является мнение, что чада смирять – удерживать детей от мщения, примирять.

1078

Варяг – название на Руси IX–XI вв. преимущественно скандинавских воинов и купцов. Наемные отряды варягов являлись частью княжеской дружины и русского войска.

1079

Колбяг – вероятно, название человека, относящегося κ финно-угорскому населению северо-запада Руси и южнофинским народам, видимо, член купеческого союза, но по общественному положению колбяг находился ниже варяга.

1080

Рота – клятва, в данном случае – судебная.

1081

Челядин – зависимый человек, относящийся κ челяди, широкой по социальному значению общественной категории, куда входили люди разных форм зависимости, включая рабов. Именно таким широким значением понятия челядь объясняется отсутствие в Русской Правде указания штрафа за убийство челядина.

1082

...любо у варяга, любо у кольбяга... – Указание именно этих этнических групп свидетельствует ο целенаправленном отборе и редактировании норм так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды как следствие новгородских событий 1015–1016 годов. Отсюда становится понятным, почему не названы в качестве укрывателей русин и словенин.

1083

...въ своемь миру... – Среди многочисленных мнений ο содержании этих слов предпочтительно мнение Γ. Ε. Кочина, который исходил из первоначально широкого значения выражения свой мир как своя община, противополагаемая другим городским и сельским общинам (Правда Русская. Учебное пособие. М.–Л., 1940, с. 42). Видимо, во второй половине XI – начале XII в. понятие мир стало относиться лишь κ сельским общинам, в связи с чем при редактировании текста КП во время подготовки ПП оно было заменено словом город.

1084

...не рци ему: «Мое», нъ рци ему тако... – Β раннесредневековый период, когда письменность отсутствовала или была распространена ограниченно, особое значение имели словесно-обрядовые процедуры. Β юридической функции они представляли собой легко запоминаемые правовые клише, словесно-обрядовое исполнение которых при свидетелях и без них обеспечивало исполнение устной сделки и ее подтверждение в случае необходимости судебными решениями.

1085

Свод – судебно-следственная процедура по выявлению участников сделок в связи с краденой вещью или зависимым человеком для установления первоначального правонарушителя-похитителя.

1086

Извод – судебное расследование, включавшее показания свидетелей.

1087

...то холопа пояти, да платить господинъ за нь 12 гривнѣ... – Возможен разный перевод этой фразы со значительно различающимся юридическим содержанием·. 1) «то холопа арестовать и господин должен заплатить за него 12 гривен», 2) «то холопа (господину) взять и пусть уплатит господин за него 12 гривен». Эта двойственность в понимании текста была снята древнерусскими юристами при подготовке Пространной редакции Русской Правды, где юридическая норма была отредактирована в ст. 65 во втором значении без возможиых иных толкований: «а господин его не выдасть, то платити за нь господину 12 гривен».

1088

Α иже изломить копье... колко далъ будеть на немъ. – Давно было отмечено, что эта норма была заимствована из Закона Судного людем. Она была отредактирована и добавлена κ тексту так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды, видимо, небольшое время спустя после ее издания.

1089

Правда уставлена руськои земли... – Β литературе преобладает мнение, что данный заголовок начинает так называемую Правду Ярославичей, или Домениальный устав, который был издан братьями после смерти Ярослава Мудрого. Однако текстологический анализ И. А. Стратонова и А. А. Зимина показал, что текст статей 19–41 КП относится ко времени Ярослава (но связан с законодательной деятельностью Ярославичей). Развивая эти наблюдения. М. Б. Свердлов предположил, что 1) текст статей 19–41 КП имел заголовок «Правда уставлена руськой земли», 2) он был издан при Ярославе Мудром и представлял собой Домениальный устав, 3) имена Ярославичей и их мужей появились в заголовке в результате неудачного более позднего редактирования (Свердлов М. Б. От Закона Русского κ Русской Правде. М., 1988, с. 84–101).

1090

Изяслав – Изяслав Ярославич (1024–1078), третий сын Ярослава Мудрого, ко времени смерти отца в 1054 г. старший из сыновей, оставшихся в живых, туровский князь (до 1054), киевский князь в 1054–1068, 1069–1073, 1077–1078 гг.

1091

Всеволод – Всеволод Ярославич (1033–1093), пятый сын Ярослава Мудрого, в 1054–1073 гг. переяславский князь, правил также Ростово-Суздальской и Белозерской землями, в 1073–1077 гг. князь черниговский и других земель, в 1077, 1078–1093 гг. – киевский князь.

1092

Святослав – Святослав Ярославич (1027–1076), четвертый сын Ярослава Мудрого, до 1054 г. правил во Владимиро-Волынской земле, в 1054–1073 гг. – князь черниговский и других земель, в 1073–1076 гг. – киевский князь.

1093

Коснячко – в киевское княжение Изяслава Ярославича упоминается в 1068 г. как воевода, владел в Киеве двором в верхней части города, где находились наиболее важные церкви, дворы князей и знати.

1094

Перенег – как отметил М. Н. Тихомиров, имя Перенег неизвестно, но в Ипатьевской летописи под 6721 (1213) годом упоминается уменьшительная форма имени – Перенѣжько. Поэтому он с полным основанием, как ранее в Академическом издании Русской Правды и в подготовленном на его основе Учебном пособии, разделяет имена Коснячко и Перенег (Тихомиров Μ. Η. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953, с. 80).

1095

Никифор (Микыфор) Киевлянин – ο его деятельности в источниках не сообщается, но упоминается двор Никифора в Киеве. Этот двор находился на Старокиевской горе и был, видимо, значительным по размерам. Он служил ориентиром в рассказе Повести временных лет при изложении топографии Киева середины X в. Таким образом, подтверждается знатное положение Никифора Киевлянина.

1096

Чюдин – занимал видное общественное положение, имел в Киеве двор на месте прежнего княжеского двора времен княгини Ольги. Β 1072 г. в великое княжение Изяслава Ярославича он «держал» Вышгород, то есть был княжеским посадником или тиуном (во времена княгини Ольги и, видимо, позднее Вышгород входил в состав княжеского господского хозяйства – домена). Β 1068 г. упоминается брат Чудина Тукы среди приближенных мужей Изяслава Ярославича. Известен сын Чудина Иванко. Таким образом, имя Чудин хорошо известно и понимание его как указание прозвища при последующем имени Микула ошибочно.

1097

Микула – лицо, достоверно не идентифицируемое.

1098

Огнищанин – управляющий хозяйством княжеского двора.

1099

Подъездной – наиболее убедительно мнение Б. Д. Грекова, производившего этот социальный термин от слова подъезд – право приезда для получения податей, подати (на примере права епископа на подати в XV–XVI вв.); отсюда подъездной – сборщик податей.

1100

...вири...– Сохранившиеся два списка КП содержат здесь ошибочные чтения; при составлении ПП кодификаторы пользовались исправным списком КП, поэтому там содержится ясная по литературному выражению норма: «то виревную платити, в чьеи же верви голова лежить» (ст. 3 ПП, Троицкий I список). Вервь – соседская община (об общине в Древней Русн, источники и литературу см.: Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983, с. 90–105).

1101

Клеть – амбар или часть дома, где хранились продукты.

1102

Аже убиють огнищанина... то убити въ пса мѣсто. – Β литературе широко распространено мнение, согласно которому огнищанин убит во время воровства. Лишь немногие исследователи, А. Е. Пресняков, Н. П. Павлов-Сильванский, Б. А. Романов, еще в начале XX столетия отметили противоположное содержание статьи: огнищанин убит во время защиты княжеского хозяйства. Такое понимание статьи представляется верным.

1103

Изяслав – Изяслав Ярославич.

1104

...Изяславъ... въ своем конюсѣ... убилѣ дорогобудьци. – Дорогобужцы – жители города Дорогобужа на реке Горыни, притоке реки Припять на Волыни. Какой имеется в виду исторический факт – неизвестно.

1105

Рядович – зависимый человек по ряду-договору, сохраняющий частично права лично свободного. Есть мнения ο содержании понятия рядович как рядовой или холоп, но они не представляются доказанными.

1106

Смерд – в данной статье имеется в виду человек, относящийся κ феодально зависимому сельскому населению, частично сохраняющему права лично свободного. Β социальную категорию смердов входило также лично свободное сельское население. Широкое по содержанию понятие смерды было заменено на Руси XIV–XV вв. новым – крестьяне. Среди многочисленных других мнений преобладают гипотезы ο смердах как только ο свободном или только зависимом населении, но эти мнения представляются менее обоснованными.

1107

Холоп – лично зависимый человек, социально-экономический и правовой статус которого определялся холопством, особой формой личной крепости при феодальном строе. Β литературе широко распространено мнение, что холопы – это рабы.

1108

Роба – лексический атавизм, относящийся лишь κ лично зависимым женского пола. Κ мужчинам такой формы зависимосги относилось лишь слово холоп. Термин раб использовался в Древней Руси лишь в церковно-славянской лексике. Такое изживание основного понятия, относящегося κ патриархальному рабству, подчеркиваемое словом роба, свидетельствует об отражении в социальной лексике смены древних отношений патриархального рабства новыми – феодальными.

1109

Кормилец – дядька-воспитатель.

1110

...или ихъ будеть 18... – Β ст. 40 КП количество соучастников названо 10. На этом основании еще И. Ф. Г. Эверс обоснованно предположил, что вместо буквенного обозначения числительного «и і», то есть 18, надо читать «и і» – то есть «и 10». Ошибка появилась в результате подведения буквы И под титло, вследствие чего она стала читаться как цифра 8. Число 10 является общим обозначением множественности. Позднее в ст. 41 ПП эта цифра была заменена соответствующим описательным выражением: «будеть ли ихъ много».

1111

Борть – улей в дупле или колоде.

1112

Емец – вероятно, название административно-судебной должности, исполнение которой заключалось во взимании податей и судебных штрафов. Текст статьи, видимо, испорчен, поскольку из гривны выплатить князю штраф в три гривны невозможно. Наиболее обоснован расчет Β. Л. Янина, который исходит из симметричности конструкции обеих частей ст. 41 КП. Продажа состояла в обоих случаях из штрафа в пользу князя и десятины. Десятина была равна 1/5 княжеской доли и 1/6 продажи. Штрафы в пользу мечника и емца выплачивались сверх продажи. По мнению В. Л. Янина, расчет штрафов, взимаемых мечником, исходил не из одной гривны, а из 90 кун, тогда как указание одной куны мечнику тоже ошибочно – первоначальной цифрой в протографе была 21 гривна (Янин В. Л. Археологический комментарий κ Русской Правде. – Новгородский сборник: 50 лет раскопок Новгорода. М., 1982, с. 144–145).

1113

...вирнику 60 гривенъ... – Β тексте, вероятно, описка; в аналогичной ст. 9 ПП вирнику указана выплата в 8 гривен. Вирник – сборщик виры.

1114

Мостник – строитель мостов и мостовых.

1115

...от городници... – Городня – секция настила моста, мостовой, секция конструкции вала, городской стены.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 4: XII век. - 1997. - 685, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle