пер. Г.А. Тароняна

Источник

43. Аврелий Августин (блаженный) (354–430 гг. н. э.)

христианский писатель (писавший на латинском языке), один из значительных отцов Церкви, епископ города Гиппон (в Северной Африке). Среди его многочисленных сочинений выделяются «Исповедь» и «О граде Божьем» (в 22 книгах), который противопоставляется граду земному.

О граде Божьем

VIII, 9

(Рассматривая различные роды теологии, Августин приходит к выводу, что ближе всего к христианству учение Платона)

9. О той философии, которая ближе подходит к истине христианской веры

Итак, какие бы философы ни держались вышеизложенного мнения о высшем и истинном Боге, что он есть создатель всего сотворенного, свет, благодаря которому все познается, благо, ради которого все делается, что это от него у нас начало нашей природы, истина учения, счастье жизни, будь то платоники, (...) будь то италики, (...), будь то те и у других народов, которые считаются мудрецами или философами, атлантийцы, ливийцы, египтяне, инды, персы, халдеи, скифы, галлы, испанцы и другие, которые увидели это и стали учить этому, всех их мы предпочитаем прочим и признаем их более близкими к нам. (...)

X, 32

32. . О всеобщем пути к спасению души, который Порфирий, ища плохо, не нашел, и который открыла только христианская благодать

(...) А когда Порфирий к концу первой книги «О возвращении души» говорит, что еще не принято в одно какое-нибудь учение то, что содержало бы в себе всеобщий путь к спасению души, будь то философией истиннейшей какой-нибудь или нравственным учением индов, или (...), то он, несомненно, тем самым признает, что некий путь существует, но еще не стал известен ему. (...) Когда же он присовокупляет «или нравственным учением индов, или (...)», то яснейшим образом свидетельствует, что ни в том, чему он научился у индов, ни в том, чему у халдеев, не содержится этот всеобщий путь к спасению души (...)

XIV, 17

О наготе первых людей, которую после греха они нашли позорной и постыдной

(...) И в тенистых пустынях Индии, хотя некие люди занимаются философией нагими, отчего называются гимнософистами, однако они носят на детородных членах покровы, каковых у них нет на остальных членах тела. (...)

XV, 20

(О дальнейшем развитии града небесного и града земного. К граду земному принадлежат и те, которые, уклонившись от веры в Бога как в высшее благо, создали различные учения, – они живут по человеку, а не по Богу. По поводу воздержания гимнософистов от рождения детей Августин замечает, что это не благо, если делается не в соответствии с верой в высшее благо, которое есть Бог)

(...) И гимнософисты индов, которые, говорят, нагими занимаются философией в пустынях Индии, суть его633 граждане, и они воздерживаются от рождения детей. (...)

* * *

633

Т. е. града земного.


Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия) / Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, [4] с. : табл.

Комментарии для сайта Cackle