пер. Г.А. Тароняна

Источник

47. Прокопий Кесарийский (ок. 500–ок. 565 гг. н. э.)

грек из Кесарии в Палестине; выдающийся византийский историк, а также ритор, философ, юрист, при Юстиниане I. Автор исторических произведений (на греческом языке): 1) «О войнах» (Юстиниана), в 8 книгах: I–II книги – «О войне с персами»; III–IV – «О войне с вандалами» (в Северной Африке); V–VIII – «О войне с готами» (в Италии); в книге VIII – пестрая история; Прокопий сопровождал полководца Велисария во всех этих войнах и принимал участие в них; 2) «О постройках императора Юстиниана», в 6 книгах; 3) «Тайная история» (разоблачительный памфлет против Юстиниана, которого в остальных своих произведениях непомерно восхваляет)

а) О войне с персами

I, 19, 23–26

(В начале главы 19 говорится о том, что Юстиниан задумал заключить союз с эфиопами, т. е. авксумитами, и гомеритами для войны с Персией. Эти переговоры велись в течение 530–531 гг. В связи с этим Прокопий дает географическое описание этого региона)

(23) Суда́, однако, все, сколько их есть у индов и в этом море667, построены не так, как корабли у всех других: они не обмазываются ни смолой, ни чем бы то ни было другим, и даже доски не железом, проходящим насквозь между ними, скреплены, а петлями какими-то связаны. (24) Причина же – не скалы какие-то, будто бы находящиеся там и притягивающие к себе железо, как многие и думают (доказательство: с римскими кораблями, плывущими из Элы в это море, хоть они и со многими железными скрепами, никогда не случалось такого), а в том, что и у индов, и у эфиопов нет ни железных, ни каких-нибудь других приспособлений для этих целей. (25) И даже покупать у римлян ничего этого они не могут, так как законом все это в точных выражениях запрещено всем. (26) Кара уличенному – смерть668. (...)

I, 20, 9 и 11–12

(9) А тогда царь Юстиниан, когда у эфиопов царствовал еще Геллистеей, а у гомеритов Эсимифей, отправил к ним послом Юлиана с просьбой к обоим, по единоверию, присоединиться к римлянам, ведущим войну с персами, с тем чтобы эфиопы, покупая метаксу у индов и продавая ее римлянам, сами стали хозяевами больших денег, римлянам же от этого только та была бы выгода, что они, конечно, больше не будут вынуждены переводить свои собственные деньги к врагам (это метакса, из которой обычно изготовляют одежду, которую в старину эллины называли мидийской, а сейчас называют серской), а гомериты чтобы (...) вторглись в землю персов. (...) (11) Так вот, и тот и другой, пообещав исполнить просьбу, отпустил посла, но ни тот ни другой из них не исполнил обещанного. (12) Дело в том, что и эфиопам невозможно было покупать метаксу у индов, так как персидские торговцы, всегда находясь у самих стоянок, куда как раз на первую остановку причаливают корабли индов, поскольку они живут на сопредельной земле, обычно покупают все товары, и гомериты решили, что тяжело (...) идти на более воинственных людей. (...)

II, 25, 1–3

(1) Дувий – это местность одна, прекрасная вообще, и в особенности – с отменно целебными воздухом и водой, а от Феодосиополя находится в восьми днях пути. (2) И равнины там есть проезжие, а многочисленнейшие деревни густонаселеннейшие расположены в непосредственной близости друг к другу, и много торговцев по занятию живет в них. (3) Дело в том, что привозящие туда товары и от индов, и от соседних иверов, и от всех, можно сказать, персидских народов, и от некоторых римских, заключают сделки друг с другом. (...)

б) О войне с готами

IV, 17, 1–8

(Выше речь шла о некоторых событиях после заключения Юстинианом в 552 г. перемирия с персами на пять лет, ценой огромного выкупа)

(1) В это время несколько монахов, вернувшись из земли индов и узнав, что царь Юстиниан серьезно озабочен тем, как бы римлянам больше не покупать метаксу у персов, явившись к царю, обещали так устроить дело с метаксой, что римляне больше не будут делать эту покупку у персов, своих врагов, или у какого бы то ни было другого народа: (2) они говорили, что долгое время пробыли в земле, большей частью находящейся за669 народами индов, которая называется Серинда, и таким образом им доподлинно известно, каким же способом возможно, чтобы метакса производилась на земле римлян. (3) Дотошнейшим образом вникавшему в дело царю и спрашивавшему, истинно ли их слово, монахи говорили, что метаксы мастера – это какие-то черви, а учительница у них, причем понуждающая беспрерывно работать, – природа; (4) но перевезти этих червей сюда живыми невозможно, а их порождение – вполне доступно и легко; порождение же их – несметные яички каждого. (5) Эти яички, после того как спустя много времени после их нарождения люди покроют навозом и довольное время продержат таким образом в тепле, превращаются в живые существа. (6) Сказавших все это царь, пообещав одарить их великими дарами, побуждает подтвердить слово делом. (7) А они, снова побывав в Серинде, и яички перевезли в Византий, и, добившись указанным выше способом превращения их в червей, кормят их листьями шелковицы, и с этого времени они ввели производство впредь метаксы на земле римлян. (8) Итак, в то время дела с войной у римлян и персов и с метаксой обстояли, в общем, так. (...)

в) О постройках императора Юстиниана

VI, 1, 6

(Перед этим говорится о присоединении Юстинианом всей Ливии к Римской империи. После этого говорится о том, что правая часть от Нила называется Азией, а левая – Ливией, обсуждается вопрос о границе между Европой и Азией вообще)

(...) Река Нил, текущая от индов в Египет, разделяет ту землю надвое вплоть до моря670. (...)

* * *

667

...в этом море... –в Эритрейском море, о котором говорится выше.

668

См. указатель: Маниолы.

669

За (или «выше», «над») – ὑπέρ. По другому чтению – ᾗπερ. «где много народов индов».

670

См. указ.: Индия и Нил, 2.


Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия) / Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, [4] с. : табл.

Комментарии для сайта Cackle