С.К. Севастьянова

Источник

Приложение 3. Переписка патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1653 – 1656гг. (Московский период)

Тексты

Ниже публикуются 6 писем патриарха Никона царю Алексею Михайловичу, составленные в 1653 –1656 гг. Издаваемые тексты хранятся в РГАДА, в фонде «Подлинные царские письма» (ф. 142, on. 1). В XIX в. эти тексты неоднократно издавались. Сравнение изданий с оригиналами выявило неточности в передаче подлинников, что объясняет необходимость нового издания текстов.

Письма публикуются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Издаваемые рукописи, как правило, плохой сохранности; при публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «де» – день, «Москов.» – Московский и т. п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри (<...>) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: текст утрачен из-за механических повреждений бумаги; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. Мной не отмечаются случаи употребления издателями -ѣ- на месте -е-; не различаются: окончания прилагательных -ие (-ия) (типа: многие – многия), -ой (-ей, -ый) (типа: грешный – грешной), -ым (-им) (типа: безпомощный – безпомощним), существительных -ем (-ям) (типа: государем –- государям), суффикс -енн- (-ен-), окончания дат. п. ед. ч. -овичу (-овичю) в отчествах Михайлович и Алексеевич, окончания существительных в род. п. ед. ч. типа: света – свету; прилагательных -ого (-ово), -ого (-аго); суффикс -енн- (-ен-), варианты написания приставки низ- (нис-) перед глухим согласным, -у (-ю) после шипящих в корне и в окончании существительных (типа: царевичу – царевичю, чудотворцу – чюдотворцу), варианты написания слов типа: Росия – Россия, Русии – Руссии, всеа – всея, Владимир – Владимер, дватцати – двадцати, смиреный – смиренный, воистину – воистинну, субота – суббота, сопостаты – супостаты, воскресенье – воскресение, меньше – меньши, черный – чорный, какой – кокой, Татиана – Татияна, отиде – отиди, Григория – Григориа. Звездочкой (*) отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях.

1. Письмо патриарха Никона о пребывании во Владимире (27 января 1653 г.)

РГАДА, ф. 142, on. 1, д. 383. Автограф. Бумага с филигранью «Дом под крестом, обвитым змеей» типа: Дианова, Костюхина 1980, №539 (1649), 540(1653).

Текст изд. в XIX в. дважды: Письма 1848, 302 (№383); Аполлос 1859, 150 – 151. В подстрочном комментарии указаны разночтения по двум изданиям, которые обозначены следующим образом: П (Письма 1848) и А (Аполлос 1859).

1562, аСпасово слово воистину непогрешно, якоже глаголет1563: *«По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудете1564»*, *«аще заповеди Моя соблюдете»*, ибо воистину любовь не весть достояния лиц разсуждати, еже о богатстве1565 и нищете, еже о благородии и злородии, еже о высокоумии и скудости, ежеБ о разстоянии мест качества и количества; ибо любовь востину подобна есть солнечной1566 просвещениюВ, во вся концы земля1567 достизающу, воистину1568 не погреша, изреку: любви начало и бытие и конец – Христово пришествие. Зде имать в сем словеси много о любви повествование1569, якоже приклад разума разсудити, возводя1570 на многия образы за скудость моего времяни1571 и за неначаемую1572 радость сие написа, яко случай ми показа.

Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руси и великой государыне царице и *великой княгине Марии1573 Ильичне1574* и *государыням благоверным царевнам*. Богомолец ваш, государев, грешной Никон патриарх Бога моля1575 о вашем, государеве1576, многолетном здоровье и о душевном спасении, благодарствене поклоняюсь за милость вашу и любовь к нам.Г

А я, богомолец ваш, и *Стефан поп* еще жывы генваря в 271577й де[нь] в 71578-й час1579·д <в>1580 отчине во граде Владимере, в <Рожественском монастыре>. < После божественыя литоргии>.

Писал своею грешною рукою.

Примечания

«По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудяте»... – Ср.: Ин. 13:35.

...«аще заповеди Моя соблюдете»... – Ср.: Ин. 15:10.

...великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская (1625 – 03.03.1669) – царица, первая жена царя Алексея Михайловича. Повенчана с царем 16 января 1648 г. Родила 13 детей, из которых трое умерли при ее жизни.

...государыням благоверным царевнам. – В 1653 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны было две дочери – Евдокия (родилась в феврале 1650 г.) и Марфа (родилась в августе 1652 г.); царевич Дмитрий, родившийся в октябре 1649 г., скончался в двухлетнем возрасте, в октябре 1651 г.

...Стефан поп... – Возможно, это первый игумен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, назначенный патриархом Никоном в 1656 г. – Леонид 1876, 9, 126.

аНа обороте столбца запись об адресате Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. БДалее в ркп. зачеркнуто о разстоя. В В ркп. слово испр. из какого-то другого, неразборчиво. Г Далее в ркп. зачеркнуто какое-то слово, неразборчиво. ДДалее в ркп. оторвана бумага.

2. Письмо патриарха Никона о чудесном явлении огненного столпа в Иверском монастыре (27 февраля 1654 г.)

РГАДА, ф. 142, on. 1, д. 384. Столбец из двух сставов. Автограф. Бумага с филигранью «Орел одноглавый» типа: Дианова, Костюхина 1980, №1106 (1653, 1654).

Текст изд. в XIX в. дважды: Письма 1848, 302 – 303 (№384); Аполлос 1859, 142 – 144. Разночтения указаны по обеим публикациям.

(л. 1)1581аО великое Божие дарование, тезоименитая безпомощним помощь!

Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович Москов[ский] и1582 всея Великия и Малыя Росии. Прият1583 твое честное послание, и прежде почтения благодарил Бога и целовах1584 и,1585и прочол1586, и мняхся от преизлишния радости, яко летати, и летание, яко к вам, великим государем, обаче по чювству естества. Но1587·г се невозможно1588. Паки превратив1589 свой помысле, и благодарив Бога, и молив з1590 братьею о вашем, государеве1591·Д, многодетном здоровье, ие душевном спасении, и о всемирном строении. Посем хощу вам, великим государем, дивно нечто Богом содеянное вкратце исповедати. И не неверуйте, Господа ради, не1592буди ми1593 на Бога лгати.

Прежде нашего пришествия в ваше, государево1594, богомолье, *в новой монастырь Пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священномученика и исповедника Филиппа митрополита*, от четвертка против пятка в нощи в третий час бысть над1595ж монастырем тем1596·3 знамение страшно: столп огнен1597 явися от земли до небеси, и оттого огненаго столпа окрест свет облиста велик зело версты по три и по пяти, и по десяти, и по дватцати и боле, яко во дне светитися всему. Мнози по деревням от необычнаго того света в страх впали, а которые деревни поблиску версты по три // (л. 2) и по четыре, от которых монастырь во дни видеть, и те паче дневнаго света1598 в манастыри, церковь и иные1599 храмины и здание видели. И сие1600 до зде. А1601 о иных добрых, егда узрю ваши, государевы, пресветлые очи. сам исповедаю. Хотел бы воистину и аз, смиреный, *с Петром, и Иоанном, и Яковом* присно глаголати: добро есть нам зде быти, и1602 сени сотворены есть, обаче, не глумяся, истину о себе исповедую, за вашу, государеву, великую милость не смел о сем дерзнути, аще не вы, государи1603, о сем благоволите.

А еже1604 о казанском архимандрите, буди, великий государь, по словеси твоему, и о келаре прикажу.

А1605 саки1606 вели, государь, оценить, а свыше цены милостию, как тебя1607, государя, Бог просветит, а добро милость.

*А о колоколе, благодаря Бога, радуюся, а звонит*, твое бо есть, великаго государя.

А вестовой1608 перевод чол, и чаять1609 так.

*А Богдана, государь, никако на такую дорость1610 не учил*, ведает *Афонасей Ивановичь Матюшкин1611*: при нем я Богдану приказал.

Великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии, *и великая государыня, благоверная царица и великая княгиня Мария Ильична1612, и благоверный государь царевичь и великий князь Алексей Алексеевичь, и благоверныя государыни царевны Ирина Михайловна, Анна Михайловна, Татьяна Михайловна, Евдокея Алексеевна, Марфа Алексеевна!* Богомолец ваш, Никон, грешной, Бога моля, челом бью.

Примечания

а На обороте столбца две пометы: запись об адресате К великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии и запись о курьере Отпущен *Федор Ртищев* февраля в 27-й де[нь] в час 3 дня. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. Б-В В ркп. слова между строк. ВИспр. мной, в ркп. почол. Г Испр. мной, в ркп. На. Д В ркп. слово между строк. еДалее в ркп. оторвана бумага. ж Испр. мной, в ркп. на. 3 Испр. по А, в ркп. те.

Л. 1 ...в новой монастырь Пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священномученика и исповедника Филиппа митрополита... – Иверский Валдайский монастырь основан патриархом Никоном в 1653 г. По «Слову благополезну» о создании Иверского монастыря, вошедшему в состав изданного в монастырской типографии сборника «Рай мысленный», 3 июля 1653 г. «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», будучи на всенощной службе в Успенском соборе, патриарх Никон принял окончательное решение о строительстве монастыря на Валдае, на месте, мимо которого новгородским митрополитом он ездил к Москве – Никон 1658 – 1659, 52, 53 об.

Л. 2...с Петром, и Иоаннам, и Яковам... – По-видимому, здесь описка автора; должны быть перечислены имена святых, частицы чьих мощей Никон перенес в Иверский монастырь в феврале 1654 г. – московских митрополитов Петра и Ионы (а не Иоанна) и блаженного Иакова Боровичского. Эго событие сам патриарх Никон красочно описал в «Сказании» об Иверском монастыре из сборника «Рай мысленный» – Никон 1658 – 1659, 62 – 63.

А о колоколе, благодаря Бога, радуюся, а звонить... – Возможно, патриарх Никон имеет в виду колокол «Никон» 35 пудов, вылитый в 1654 г. с портретом патриарха – Силин 1901, 44.

А Богдана, государь... не учил... – По-видимому, речь идет о Богдане Матвеевиче Хитрово, окольничем и боярине. Б.М. Хитрово в разных чиновных должностях упоминается в боярских книгах XVII в.: как стряпчий – в 1636 г.; как комнатный стольник у крюка – в 1640 г.; как окольничий и оружейничий – с 1658 г.; как боярин и дворянин – с 1668 г. – Указатель 1853, 436; Правящая элита, 319, 326, 327, 445, 448. В 1651 – 1670 гг. Б.М. Хитрово поочередно был главой нескольких приказов: Земского, Ствольного, Новой чети, Челобитного, Большого Дворца, Оружейной палаты, Серебряной палаты, Судного Дворцового, Золотой палаты, Костромской чети и Денежного сбора – Богоявленский 1946, 307. Б.М. Хитрово был одним из самых доверенных людей царя Алексея Михайловича. 23 декабря 1653 г. через Хитрово государь пожаловал новгородскому митрополиту Никону 600 р. – РГАДА, ф. 236, оп. 1, д. 10, л. 2; Временник 1852, 5. По окончании морового поветрия в 1654 г. Б.М. Хитрово писал патриарху Никону о московских слухах о Никоне и недовольствах им – Письмо 1848, 303; ДАИ 3, 508 – 511. 29 ноября 1657 г. после литургии в Успенском соборе перед образом Спаса «Златая Риза» патриарх Никон совершил напутственный молебен перед отъездом окольничего Б.М. Хитрово с товарищами в Черкассы для усмирения начавшейся там смуты от набегов крымских татар – Голубцов 1908, 289; Николаевский 1888, 25. Поведение окольничего Хитрово, ударившего палкой патриаршего человека, стряпчего князя Дмитрия Мещерского, во время торжественного приема в царском дворце грузинского царевича Теймураза, стало причиной гнева патриарха Никона, который вскоре после этого события оставил патриаршую кафедру. В послании царю в декабре 1661 г. патриарх Никон обяснил свой уход неудовлетворением царем его жалобы на избиение князя Мещерского окольничим Богданом Хитрово – Гиббенет 2, 505 – 518. Из Ферапонтова монастыря патриарх Никон послал Алексею Михайловичу изветную челобитную, в которой сообщил государево «слово и дело» на окольничего Б.М. Хитрово: по сведениям от прибывших к Никону монахов Палладия и Памвы, Богдан намеревался чародейством завоевать расположение царя – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 29а, 30, 59а – 60, 64а, 65 – 67.

...Афонаснй Иванович Матюшкин... – Матюшкин Афанасий Иванович упоминается в боярских книгах как стольник и московский ловчий в 1658 г. и 1666 г., как думный дворянин и московский ловчий в 1672 г. – Указатель 1853, 257. В 1676 г. А.И. Матюшкин был воеводой на Двине – Барсуков 1902, 66. В 1654 г. он возглавлял Ствольный приказ, а в 1654 – 1664 гг. Конюшенный – Богоявленский 1946, 273. В феврале 1660 г. при подготовке к собору по «делу» Никона – у А.И. Матюшкина была отобрана сказка о его беседах с патриархом Никоном – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140, ч. 1, л. 106; Дело 12 – 18 (№5); Гиббенет 1, 178.

...и великая государыня, благоверная царица... Марфа Алексеевна! – О Марии Ильиничне Милославской, первой супруге царя Алексея Михайловича, см. примечание к первому письму. Дальше перечислены три сестры царя Алексея Михайловича: Ирина Михайловна, Татьяна Михайловна и Анна Михайловна, а также дети царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской: второй сын Алексей Алексеевич (1654 – 14.01.1670), первая дочь Евдокия Алексеевна (февраль 1650 – март 1712) и вторая дочь Марфа Алексеевна (август 1652 – июль 1707). Из этих царских детей наибольшую известность, благодаря своим деяниям, получили царевич Алексей Алексеевич и царевна Марфа Алексеевна. Царевич получил хорошее образование и в 1666 – 1670 гг. был кандидатом на польский трон, 1 сентября 1667 г. был объявлен наследником русского престола; после неожиданной смерти царевича его именем воспользовался Степан Разин, который говорил, будто царевич бежал от жестокостей царя и бояр. Царевна Марфа помогала своей сестре царевне Софье (сентябрь 1657 – июль 1704) в подготовке восстания стрельцов и после следствия в 1698 г. была сослана в Успенский девичий монастырь в Александровской слободе, где пострижена под именем Маргариты.

Л. 2 об. ...Федор Ртищев... – Федор Михайлович Ртищев упоминается в боярских книгах с 1658 г. как стольник и окольничий – Указатель 1853, 359. В 1649 – 1655 гг. он заведовал Царской Мастерской палатой; в 1656 – 1664 гг. приказом Большого Дворца; в 1658г. приказом Тайных дел; в 1659г. и 1662г. Лифляндским приказом – Богоявленский 1946, 292. Ф.М. Ртищев – человек известный и влиятельный в XVII в. Будучи придворным советником царя Алексея Михайловича, он разделял реформаторские идеи так называемого «кружка ревнителей благочестия», взгляды которого одно время были близки и Никону в бытность его архимандритом московского Ново-Спасского монастыря и новгородским митрополитом. Есть мнение, что по совету окольничего Федора Михайловича Ртищева и царского духовника Стефана Вонифатьева, поддерживавших с Киевом контакты, в 1649 г. в Москву прибыли ученые-старцы из Киевской братской школы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий в сопровождении старца Феофосия, доверенного человека киевского митрополита Сильвестра Коссова – Румянцева 1999, 297. Патриарх Никон часто встречался с Ф.М. Ртищевым; 29 июля 1656 г. в Крестовой палате он пожаловал Ф.М. Ртищеву 5 р. – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 38, л. 581. Известно и о том, что приезжавший в Москву в апреле 1658 г. игумен лубенского Мгарского монастыря Виктор Загоровский встречался с патриархом Никоном, Ф.М. Ртищевым и Б.М. Хитрово, которые поручили игумену сообщить по возвращении домой об отношении гетмана Ивана Выговского к московскому правительству – Козловский 1906, 48. После оставления Никоном патриар- шей кафедры и удаления в Воскресенский монастырь отношения его с Ф.М. Ртищевым расстроились. 17 мая 1659 г. Никон говорил дьяку Дементию Башмакову, что ему стало известно, будто Крутицкий митрополит, белое и черное духовенство собиралось навестить его, Никона, на Светлой неделе и докладывали об этом царю, однако окольничий Ф.М. Ртищев «говорил митрополиту и властям, чтобы из них никто ко мне без указа великого государя не ездил» – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 65а – 69; Гиббенет 1, 38, 168 – 173; Козловский 1906, 95. Но в ноябре 1663 г., находясь в Воскресенском монастыре, патриарх Никон просил Ф.М. Ртищева доложить одну из его челобитных царю; свою просьбу Никон изложил в письме к Ртищеву, в котором напомнил об обещании окольничего помогать во всех монастырских нуждах – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 87 – 88, 645 – 646; Макарий 1996, 229 – 230.

3. Письмо патриарха Никона о проезде ночью через Можайск (2 февраля 1655 г.)

РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 385. Автограф. Бумага с филигранью «Рыба» типа: Дианова, Костюхина 1980, № 1178 (1640 – 1664); видна часть обводки на знаке.

Текст изд. в XIX в. дважды: Письма 1848, 303 (№385); Аполлос 1859, 148 – 149. Разночтения указаны по обеим публикациям.

1613 ,аВеликий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Великия и Малыя Росии самодержец. Богомолец ваш, смиреный Никон патриарх, Бога моля о вашем, государеве, душевном спасении и о телесном здравии и о еже в путном шествии благостроении и иже на сопостаты победе и одолении свыше1614 низпослатися, государыне благоверной царице и великой княгине Марии Ильичне1615 и государю благоверному царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государыням благоверным *царевнам великим и меньшим* общее благословение во благопоспешьство1616 путнаго шествия, и всем сущим с вами, великими государи, благословение.

Аще ли изволите, государи, про мене, смиренаго своего богомольца? Февраля во 2-й де[нь] во 2–й час1617 дня приволокся в Кубенское жив. Мимо Можайска ехал посреди ночи. *В город к Николе Чюдотворцу помолитися* не добился, только было лише ворота выломить1618 и мошно1619 было, только не похотел, а инако нельзе попасть,1620а до дни1621 дожидаться было1622 долго.

Здравии будете и в пути благопоспешнии, нам и всем людем приидите1623 утешнии1624.

Примечания

...царевнам великим и меньшим... – К 1655 г. в царской семье было уже трое дочерей: «великими» патриарх Никон называет девочек немладенческого возраста – Евдокию, родившуюся в феврале 1650 г., и Марфу, родившуюся в августе 1652 г.; «меньшая» – это новорожденная Анна, которая появилась на свет в январе 1655 г., однако прожила недолго: скончалась в мае 1659 г.

В город к Николе Чюдотворцу помолитися...Патриарх Никон не попал в городе Можайске в соборный храм во имя святителя Николая, который существовал уже в 1303 г., где находилось древнейшее изображение образа Николы Можайского. Это редкое резное изображение мирликийского архиепископа. Своей славой чудотворный образ был обязан помощи святителя городу во время нашествия татар. По преданию, когда враги задумали напасть на город, явилось необычайное знамение: святитель Николай стоял на воздухе над собором; в одной руке он держал меч, в другой – изображение обнесенного стеной храма. Со временем храм и меч в руках святителя Николая приобрели символический смысл: храм – это вселенская Церковь (ведь Никола угодник – вселенский учитель и защитник от арианской ереси), а меч выражал идею заступничества и покровительства всем угнетенным и обиженным. Св. Никола Можайский вопринимался как образ защитника Церкви и православия. Перед образом святителя молились великие князья и цари московские. С начала XV в. известны и копии с Николы Можайского: одна из них помещена в Москве на Никольских воротах Кремля. Сегодня резной деревянный образ Николы Можайского из Николаевского собора города Можайска сохранился и находится в коллекции Третьяковской галереи – Воинов 1872, 408 – 412; Петров 1902, 137 – 145; Еремина 1997, 391 – 395.

аНа обороте столбца запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя Росии самодержцу. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати

4.Письмо патриарха Никона о прибытии в Москву после морового поветрия

(3 февраля 1655 г.)

РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 386. Столбец из трех сставов. Автограф. Бумага с филигранью «Голова шута»; знак не идентифицирутся в альбомах: по обрезу видны три шара.

Письмо изд. трижды: Письма 1848, 304; Аполлос 1859, 144 – 145; Буслаев 1861, 1115 – 1118 (№LXXXVIII). Разночтения указаны по двум публикациям; издание 1861 г. полностью повторяет издание 1848 г.

(л. 1)1625, аВеликий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Великия и Малыя Росии! Богомолец ваше, смиреный и грешный Никон патриарх, Бога моля о вашем, государеве, душевном спасении и телесном здравии и о всех полезных, о еже низпослатися свыше, и на сопостаты победа и одоление. //

(л. 2) По отшествии от вас, государей, приволокся во царьствующий1626 град Москву февраля в 3-й день часа за два до света, в суботу. Ох! Увы! Зрения неполезнаго и плача достойнаго! Непрестанно смотря, плакал, плакал1627 пустоты московския пути и домов1628: идеже преже соборы многии1629 и утеснение – тамо никоково, великия пути в малу стезю *и потлачены*, дороги покрыты снеги и никем суть и следими, разве1630от пес1631. Ох! Ох!16321633Иеремия плачевный1634, тому1635 разве уплакати таковыя и толикое зло и запустения1636! Ей, ей, пиянства на ся1637 издавна и омрачения не помню, якоже ныне изумехся1638 от пустоты1639, обаче мало возвеселихся в Воскресение о пришествии останков христьян1640 *во святую соборную апостольскую церковь* И (л. 3) ко святей литоргии малым чим меньши, яко и преже, или за радость навидение нас1641 во святей службе, яко и недра церковныя не вместиша и двор против полн1642 был, а еже о дворовой пустоте не мошно утешитися, онех же писати, ей, не свем1643 , Б что.

Здравии будите на многия лета.

Писал по литоргии в 6–й час дни.

В хоромех ваших везде кадил, сыскав ладану чорного росного и еще есть его много, а вельми полезен.

*Антиохийский патриарх оживися1644 и Сербский*: старыми язвами есть болят. Только от них не вредятся с ними живущии.

В Чюдове монастыре в воскресение скорою смертию умер, только по сыску и по досмотру от грыжы, а не тою болезнью1645. И то бывает и над многими.

Примечания

Л. 2 ...и потлачены... – утоптаны, от польск. роtluс; по Ф. Буслаеву, должно быть «ни потлачены» – Буслаев 1861, 1118.

...во святую соборную апостольскую церковь... – Успенский собор Московского Кремля.

Л. 3 Антиохийский патриарх оживися и Сербский... – Антиохийский патриарх Макарий прибыл в Москву 2 февраля 1655 г. – Каптерев 1, 151. Макарий выехал из Москвы 25 марта 1656 г. (Николаевский 1882, 761, 768), однако 9 апреля из-за ссоры патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем в связи с решением патриарха совершал лишь одно освящение воды в праздник Богоявления – накануне (П. Алеппский 4, 166 – 167, 169; Николаевский 1882, 761), Макарий был возвращен в Москву, где пробыл еще до конца мая, когда окончательно покинул столицу (П. Алеппский 4, 182). Сербский патриарх Гавриил (Раич) приехал в русскую столицу «на вечное житье» 28 мая 1654 г. (АЮЗР 8, 383 (№ 44); Белокуров 1882а, 32 – 33) и остался в Москве, несмотря на начавшуюся эпидемию. Патриарх Никон благословил его рукополагать священников и диаконов (Николаевский 1882, 752). Сербский патриарх скончался в 1659 г. (Успенский 1998, 643).

В Чюдове монастыре... – Чудов-Алексеевский-Архангело-Михайловский монастырь в Москве, в Кремле. На месте монастыря в XIV в. находился конюшенный двор, подаренный ханом Джанибеком митрополиту Алексию, исцелившему от болезни ханшу Тайболу. В ознаменование этого события святитель Алексий в 1365 г. на месте двора построил монастырь с церковью во имя Чуда архистратига Михаила – Зверинский 2, 407 (№1357).

а На обороте первого столбца (л. 1 об.) запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексию Михайловичу всея Великия и Малыя Росии самодержцу. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати.

5.Письмо патриарха Никона с просьбой о помиловании Романа Боборыкина

(сентябрь 1656 г.)

РГАДА , ф. 142, он. 1, д. 387. Автограф. Бумага с филигранью «Голова шуга» типа: Дианова 1997, №304 (1656).

Письмо изд. дважды: Письма 1848, 304 (№ 387); Аполлос 1859, 149 – 150.

1646, аМилостивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии! *Милостив буди Роману Бабарыкину* и нам. Изволь ево, великий государь, на поруки выкинуть.

Богомолец ваш, государев, смиреный Никон патриарх в Чашникове селе *князь Ивана Алексеевича Воротынского* обретаюсь за 2 часа.

Здрав буди, святый царю, и благочестен со всеми своими!

Примечания

Милостив буди Роману Бабарыкину... – Роман Федорович Боборыкин упоминается в боярских книгах как стольник в 1627 – 1658 гг., как дворянин московский в 1668 г., как дворянин, сопровождающий в походах царицу Наталию Кирилловну, в 1676 г. и 1677 г.; скончался около 1682 г. – Указатель 1853, 34. С 1642 г. до 28 октября 1644 г. возглавлял Холопий приказ – Богоявленский 1946, 205. В 1631 г. Р.Ф. Боборыкин был воеводой в Шацке, в 1636 – 1638 гг. в Тамбове, в 1644 г. в Яблонове, в 1647 г. в Козлове, в 1655 г. в Белой, в 1656 г. в Куконосе – Барсуков 1902, 25, 106, 119, 225, 275, 279; Невзорова 2002, 112 – 116.

...князь Ивана Алексеевича Воротынского... – Иван Алексеевич Воротынский упоминается в боярских книгах как стольник и боярин с 1658 г. – Указатель 1853, 82.

а На обороте столбца запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловнчю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати.

6.Письмо патриарха Никона о кончине инока Саватия (16 декабря 1656 г.)

РГАДА, ф. 142, оп. 1, д. 388. Автограф. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, №304(1656).

Письмо изд. дважды: Письма 1848, 305 (№ 388); Аполлос 1859, 147 – 148. Разночтения указаны по обеим публикациям.

1647,а Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Мапыя и Белыя Росии самодержцу, и государыне благоверной царице и великой княгине Марии Ильичне1648, и государю благоверному царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государыне благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне благоверной царевне и великой княжне Татияне Михайловне, и государыне благоверной царевне и великой княжне Евдокее Алексеевне, и государыне благоверной царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, и государыне благоверной царевне и великой княжне Анне Алексеевне. Богомолец ваш, смиреный Никон патриарх, за вашу, государеву, милостьБ и посещение дому Пресвятыя Богородицы своего, государева, богомолья и нас, богомольца своего, чрез *стольника вашего Григория Васильевича Ляпунова* сугубо и трегубо Бога молю и премного челом бью.

Здравствуйте, государи, своего богомолья Пресвятыя Богородицы Иверскаго монастыря с новосоруженою1649 и освященою церковию на многия лета и со всеми православными християны!

*Инок Саватей, что был ваш духовник*,1650ко Господу1651 отьиде ноября 11-й день. Писано декабря в 16-й день.

Примечания

...стольника вашего Григория Васильевича Ляпунова... – Г.В. Ляпунов упоминается в боярских книгах как стольник с 1658 г. – Указатель 1853, 249. В 1692 г. он был воеводой в Переяславле-Рязанском – Бурсуков 1902, 175.

Инок Саватей, что был ваш духовник... – Инок Саватий – монашеское имя Стефана Вонифатьева, протопопа Благовещенского собора и духовника царя Алексея Михайловича.

Есть мнение, что Стефан стоял во главе так называемого «Кружка ревнителей благочестия», в который входили Никон, архимандрит Ново-Спасского монастыря, протопоп Казанского собора (в Москве) Иван Неронов и провинциальные настоятели храмов протопопы (в основном с Волги) – Аввакум из Юрьева Поволжского, Даниил из Костромы, Логгин из Мурома. Они стремились поднять падающий престиж церкви введением строгого церковного правопорядка и решить насущные проблемы русской жизни, опираясь на восстановление основ христианского вероучения и нравственности. Кроме того, они признавали необходимость исправления церковных книг и изменения обрядов на основе решений Стоглавого собора 1551 г. и старых рукописей. Алексей Михайлович поддерживал «ревнителей благочестия». Реформаторские идеи кружка разделяли и некоторые из придворных советников царя (например, Федор Михайлович Ртищев). С деятельностью кружка связано восстановление обычая церковной проповеди, введение единогласного пения во время церковной службы, пропаганда идей Иоанна Златоуста и выдающегося русского публициста XVI в. Ермолая-Еразма – Каптерев 1887, 106; Преображенский 1904, 16 – 19; Козловский 1906, 84 – 86; Кореневский 1912, 21 – 23; Румянцева 1975, 178 – 189; Гринберг 1983, 148 – 149; Демкова 1989, 634 – 635; Румянцева 1998, 473 – 476; Творогов 2001, 161. Известно, что в начале 1650-х гг. Вонифатьев осуществлял нерковный контроль над деятельностью Печатного двора – Каптерев 1, 52; Сиромаха 1999, 21.

С царским духовником Никон сохранял дружеские отношения и находился в переписке. В росписи книг и писем, взятых при обыске у игумена Феоктиста в Вятке, значится «отписка преосвященного Никона митрополита новгородскаго к духовнику Стефану Нифанлевичу, ево руки, на трех столбцах» – Материалы 1, 331 – 332; Каптерев I, 108. 28 февраля 1652 г. обшита мехом горностая шапка для церковного служения, которую митрополит Никон поднес Стефану Вонифатьеву – Временник 1852, 32.

Есть мнение, что именно голос Стефана Вонифатьева сыграл решающую роль в избрании кандидатуры новгородского митрополита Никона патриархом. В Житии протопоп Аввакум вспоминал, что за неделю до возвращения в Москву Никона с мощами свт. Филиппа он (Аввакум) и митрополит Казанский и Свияжский Корнилий подали царю челобитную, в которой просили его поставить в патриархи царского духовника Стефана Вонифатьева: «Он же не восхотел сам и указал на Никона-митрополита». Челобитная эта до нас не дошла – Демкова и др. 1975, 22, 235.

В 1653 г. Стефан Вонифатьев основал Зосимо-Савватиевскую пустынь в Москве у Красного холма – Строев 1844, 247; Ромодановская 1998, 500. Несмотря на конфликт, случившийся в июле на церковном соборе между патриархом Никоном и Иваном Нероновым в присутствии Стефана (все они были членами кружка «ревнителей благочестия»), Стефан не прерывал дружеских отношений с Никоном, но ему пришлось оставить должность царского духовника и принял монашество с именем Савватия – Румянцева 1986, 33; Румянцева 1996, 124. По другим сведениям, Стефан постригся в Покровском монастыре «на убогих домех» в Москве, который построил в 1655 г. на средства царя – Каптерев 1, 132. Погребен в Покровском монастыре в Москве – Румянцева 1975, 188; Ромодановская 1998, 500 – 501.

а Перед текстом нарисован четвероконечный крест с буквами IС ХС вверху и НИ-КА внизу, с изображением Голгофы и орудий страстей. На обороте столбца запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Перед пометой изображен крест, подобный вышеописанному. Сохранились вдавленное место от печати круглой формы и остатки красной восковой печати. БСлово между строк.

* * *

1562

В П письмо имеет название 1653. Января 27. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу с уведомлением о своем здоровье и пребывании во Владимире.

1563

глаголят А.

1564

пребудяте А.

1565

богатстве П, А.

1566

солнечну П; солнечному А.

1567

земли А.

1568

воистинну П. А.

1569

повествованоА.

1570

Воззвать А.

1571

времениА.

1572

ниначаемуюА.

1573

Марье А.

1574

Ильиничне А.

1575

молю А.

1576

государстве А.

1577

26 А.

1578

6 А.

1579

часу А.

1580

Есть в А.

1581

В П письмо имеет название 1654, февраля 27. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу о бывшем в Иверском монастыре явлении и о разных делах.

1582

Нет А.

1583

Принял А.

1584

целовал А.

1585

На П.

1586

вовможно А.

1587

превратити А.

1588

с А.

1589

государева А.

1590

будем А.

1591

будем А.

1592

государское А.

1593

на П.

1594

ге П

1595

на П.

1596

на П.

1597

огнем А.

1598

вета П

1599

другия А.

1600

сии А.

1601

И А.

1602

Нет А.

1603

государь А.

1604

ежь П;

1605

яже А.

1606

Ясаки А.

1607

тебе А.

1608

всетовой А.

1609

чаял А.

1610

дуростьП

1611

МатюшкинА.

1612

Ильинична А.

1613

В П письмо имеет название 1655. 2 февраля. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу о проезде ночью через Можайск и о прибытии в село Кубенское.

1614

съвышеА.

1615

Ильиничне А.

1616

благопоспешство А.

1617

часа А.

1618

выломать А.

1619

мощно П. можно А.

1620

должно А.

1621

должно А.

1622

Нет А.

1623

прожити А.

1624

утешно А.

1625

В П и Б письмо имеет одинаковое название 1655. Февраля 4. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу о своем прибытии в Москву и об опустении столицы от моровой язвы.

1626

царствующий А.

1627

Нет А.

1628

долов А.

1629

многими А. отпеть А.

1630

Нет А.

1631

отпеть А.

1632

изумехомА.

1633

Иеромонасии плачевнии А.

1634

Иеромонасии плачевнии А.

1635

чемуА.

1636

запустениеА.

1637

сияА

1638

изумехомА.

1639

простоты А.

1640

хрестьян П; христиан А.

1641

вас А.

1642

полон А.

1643

све А.

1644

оживился А.

1645

болезные П.

1646

В П письмо имеет название 16561658. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу с прошением об отдаче на поруки Романа Боборыкина.

1647

В П письмо имеет название 1655 или 1656. Декабря 16. Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу и всему царскому семейству с благодарнослю за милость, оказанную новосооруженной церкви в Иверском монастыре и с уведомлением о смерти инока Савватия, духовника государя.

1648

Ильиничне А.

1649

новосооруженною А.

1650

к Богу П.

1651

к Богу П.


Источник: Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / С. К. Севастьянова ; Российская Акад. наук, Сибирское отд-ние, Ин-т филологии. - Москва: Индрик, 2007. - 776 с.

Комментарии для сайта Cackle