Евграф Иванович Смирнов

История христианской Церкви

Издание 2-е, исправленное

Содержание

Введение в науку

§ 1. Понятие о Церкви и ее истории

§ 2. Предмет церковной истории и составные части

§ 3. Источники и пособия

§ 4. Разделение церковной истории на периоды

Период первый. От первого распространения христианской Церкви во время апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом (34–313 гг.) § 5. Характер этого периода §6. Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви § 7. Распространение Церкви при святых апостолах. Сошествие Святого Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме § 8. Враждебное отношение представителей иудейства к проповеди апостольской; рассеяние верующих из Иерусалима и распространение Евангелия между иудеями и самарянами в Палестине и Сирии; обращение Савла § 9. Основание христианской Церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии § 10. Решение вопроса о принятии в Церковь язычников на Апостольском соборе § 11. Святой Павел – апостол язычников и его апостольские труды § 12. Дальнейшие благовестнические труды апостола Петра, Иакова, Иоанна и прочих апостолов § 13. Общий взгляд на распространение Церкви Христовой в век апостольский и причины ее быстрого распространения § 14. Распространение Церкви после апостолов во II и III веках в Европе, Африке и Азии § 15. Гонение на Церковь Христову со стороны иудеев § 16. Причины гонений со стороны язычников § 17. Гонения на христиан со стороны языческих императоров в I веке § 18. Гонение на христиан со стороны языческого правительства в первой половине II века § 19. Гонение на христиан при Марке Аврелии и последующих императорах до Гелиогабала (161–219 гг.) § 20. Положение христиан со времени Гелиогабала до Декия Траяна (218–249 гг.) § 21. Гонение на христиан при Декии Траяне и последующих императорах до Диоклетиана § 22. Гонение на христиан в начале IV столетия при Диоклетиане и других императорах (до 313 г.) § 23. Эдикт Константина Великого в пользу христиан § 24. Нападения на христиан со стороны языческих ученых и философов § 25. Нападения неоплатоников на христиан § 26. Христианские апологеты Глава II. Учение церкви § 27. Источники вероучения Церкви новозаветной § 28. Канон священных книг и Священное Предание § 29. Краткое изложение церковного учения в символах § 30. Частные догматы, раскрывавшиеся Святой Церковью Глава III. Ереси и секты § 31. Происхождение ересей и лжеучений § 32. Еретики иудействующие § 33. Гностицизм § 34. Манихейство § 35. Ересь антитринитариев § 36. Монтанизм § 37. Хилиазм Глава IV. Богословская письменность и наука § 38. Мужи апостольские, их жизнь и творения § 39. Богословская наука после апостольского времени Глава V. Устройство и управление Церкви § 40. Клир и миряне § 41. Чрезвычайные дарования и служения в век апостольский § 42. Степени постоянной иерархии § 43. Неиерархические церковные должности § 44. Избрание и посвящение духовных лиц § 45. Положение клира в первые века § 46. Кафедры епископов и епископское управление § 47. Взаимные отношения между Церквами и их предстоятелями-епископами § 48. Первенствующее положение некоторых епископских кафедр Sedes apostolicae § 49. Церковные узаконения Глава VI. Богослужение, благочиние и христианская жизнь § 50. Характер новозаветного богослужения и его составные части § 51. Священные места § 52. Священные времена § 53. Споры о времени празднования Пасхи § 54. Совершение таинств § 55. Споры о крещении еретиков § 56. Церковная дисциплина; расколы против нее § 57. Святость и чистота жизни христиан первых веков § 58. Христианские обычаи Период второй. От торжества Церкви над язычеством при Константине Великом до окончательного отпадения Западной Церкви от Восточной и устроения Церкви Русской (313–1054 гг.). § 1. Характер этого периода Глава I. Внешнее состояние Церкви § 2. Положение Церкви Христовой при Константине Великом и его сыновьях § 3. Положение Церкви при Юлиане Отступнике § 4. Положение Церкви при последующих императорах и окончательное падение язычества в Греко-Римской империи § 5. Распространение Церкви вне пределов Римской империи В Африке В Азии В Европе § 6. Усилия ученых язычников защитить падающее язычество; опровержения их со стороны христиан § 7. Бедствия Церкви Глава II Учение Церкви, определенное и утвержденное на Вселенских и Поместных соборах по поводу различных ересей § 8. Общий взгляд на характер ересей IV и последующих веков § 9. Ересь Ария и Первый Вселенский собор § 10. Продолжение арианской ереси после Никейского собора § 11. Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут § 12. Второй Вселенский собор и окончательное поражение арианства со всеми его отраслями § 13. Ересь пелагианская § 14. Ересь Нестория и Третий Вселенский собор § 15. История несторианства после собора § 16. Ересь Евтихия, или монофизитов, и Четвертый Вселенский собор § 17. Продолжение монофизитской ереси после собора § 18. Попечение Юстиниана I о мире Церкви; спор о трех главах и Пятый Вселенский собор § 19. Упорство монофизитов и монофизитские секты § 20. Ересь мюнофелитов и Шестой Вселенский собор § 21. Ересь иконоборческая и Седьмой Вселенский собор § 22. Продолжение иконоборческой ереси после собора § 23. Filioque § 24. Евхиты (мессалиане) § 25. Ересь павликиан Глава III. Духовное просвещение и богословская наука § 26. Общий взгляд на состояние духовного просвещения во второй период § 27. Главные богословские школы и направления на Востоке в IV и V веках § 28. Духовное просвещение в IV и V веках на Западе § 29. Состояние духовного просвещения в VI-VIII веках как на Востоке, так и на Западе § 30. Состояние духовного просвещения на Востоке в IX и X веках § 31. Состояние духовного просвещения на Западе в IX и X веках Глава IV. Внутреннее устройство и управление Церкви § 32. Взаимные отношения между Церковью и государством в IV-XI веках § 33. Церковная иерархия § 34. Умножение церковных должностей § 35. Церковное управление – епископское, митрополичье и патриаршее § 36. Возвышение Константинопольского патриарха § 37. Вселенское соборное управление и церковное законодательство § 38. Папские притязания на главенство в Церкви и история папства Глава V. § 39. Общие замечания о богослужении § 40. Места общественного богослужения, их устройство и принадлежности § 41. Богослужебные времена, праздники и посты § 42. Богослужебные действия и обряды § 43. Особенности, допущенные Западной Церковью в богослужении § 44. Церковная дисциплина касательно покаяния и раскол донатистов § 45. Христианская жизнь вообще § 46. Жизнь монашеская на Востоке § 47. Монашество на Западе § 48. Христианская жизнь в Церкви Западной в IX-XI веках Глава VI. § 49. Причины, подготовившие разделение Церквей § 50. Начало разделения § 51. Окончательное разделение Церквей в половине XI века Период третий. От окончательного разделения Церквей до падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала реформации на Западе (1517 г.). § 1. Характер этого периода А. История Церкви Православно-Кафолической (1054–1453 гг.) Глава I. § 2. Окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе §3. Сокращение пределов Греко-Восточной Церкви § 4. Попытки к соединению Церквей Глава II. Иерархия и церковное управление § 5. Управление патриаршее § 6. Отношение императоров к патриархам. Замечательнейшие из патриархов этого времени § 7. Имущества церквей. Содержание духовенства Глава III. Состояние духовного просвещения и ереси § 8. Состояние просвещения при Комнинах и Палеологах § 9. Замечательные церковные писатели в век Комнинов (1050–1250) § 10. Замечательнейшие писатели в век Палеологов (1250–1450) § 11. Ересь богомильская § 12. Споры варлаамитов и паламитов Глава IV. Богослужение и христианская жизнь § 13. Состояние богослужения § 14. Состояние христианской жизни Б. История Римской Церкви (1054–1517 гг.) Глава I. Распространение Римской Церкви § 15. Миссионерская деятельность латинян Глава II. Папство и монашество § 16. Борьба пап с государями за независимость в церковных делах § 17. Борьба пап с государями за преобладание в делах светских § 18. Постепенный упадок папского могущества § 19. Попытки к ограничению папской власти в церковных делах § 20. Западное монашество в XI-XV веках Глава III. Богослужение и жизнь § 21. Новые уклонения Рима в богослужении от порядка Вселенской Церкви § 22. Состояние нравственно-религиозной жизни в Римской Церкви Глава IV. Учение, ереси и секты § 23. Главные богословские направления на Западе: схоластика и мистика § 24. Новые догматы в Римской Церкви § 25. Секты в Римской Церкви в XI-XV веках Глава V. Подготовление реформации § 26. Общее недовольство Римской Церковью и стремление к ее преобразованию § 27. Виклиф, Гус и Савонарола Период четвертый. От падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала реформации на Западе (1517 § 1. Характер этого периода А. История Церкви Православно-Кафолической от взятия Константинополя турками до настоящего времени Глава I. Внешнее состояние Церкви под игом турецким § 2. Взятие Константинополя турками и падение Византийской империи § 3. Отношение турецкого правительства к Церкви при Магомете II (1451–1481 гг.) § 4. Отношение турецкого правительства к Церкви при преемниках Магомета до конца XVI столетия § 5. Отношение турецкого правительства к Церкви в XVII и XVIII веках § 6. Отношение турецкого правительства к Церкви в XIX столетии § 7. Борьба греков за религиозную и политическую независимость § 8. Основание самостоятельной Эллинской Церкви § 9. Постоянное участие России в облегчении бедственной судьбы восточных христиан Глава II. Иерархия и церковное управление § 10. Права, власть и важное значение Константинопольского патриарха § 11. Искательство многими патриаршего престола и гибельные следствия сего искательства § 12. Замечательнейшие патриархи от Геннадия до Самуила I (1453–1764 гг.) § 13. Патриарх Самуил I (1764–1780 гг.) и произведенная им реформа в патриаршем управлении § 14. Состояние иерархии после Самуила I § 15. Современное состояние константинопольской иерархии § 16. Способы содержания Константинопольской патриархии и духовенства § 17. Состояние иерархии в патриархатах Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском Глава III. Духовное просвещение § 18. Состояние просвещения § 19. Духовно-учебные заведения в Греко-Восточной Церкви в настоящее время § 20. Ограждение Православия от латинской пропаганды § 21. Попытки латинян к завладению святыми местами в Палестине § 22. Новейшие попытки пап в пользу унии § 23. Ограждение Православия от протестантства § 24. Попытка Англиканской церкви к соединению с Православной § 25. Соборы, ограждавшие Православие от латинян и протестантов § 26. Замечательнейшие писатели Греко-Восточной Церкви Глава IV Богослужение и христианская жизнь § 27. Состояние богослужения § 28. Состояние христианской жизни Глава V. Историческое обозрение и настоящее состояние Православных Славянских Церквей § 29. Состояние Церкви в Болгарии § 30. Состояние Церкви в королевстве Сербском § 31. Православная Церковь в Боснии и Герцеговине § 32. Православная Церковь в Черногории § 33. Православная Церковь у славян в австро-венгерских владениях Б. История Церкви Римской и других христианских обществ на западе от начала реформации до настоящего времени Глава I. Реформаторские движения в Германии и основание лютеранского общества § 34. Реформация в Германии до Шпейерского сейма 1526 года § 35. История Реформации в Германии до Вестфальского мира (1658 г.) § 36. Распространение лютеранства в других странах Европы Глава II Реформаторское движение в швейцарии и основание реформатского или кальвинского общества § 37. Ульрих Цвингли и его учение § 38. Кальвин; его учение и реформа § 39. Распространение кальвинского учения в других странах § 40. Протестантские секты до Вестфальского мира Глава III Реформаторские движения в Англии и основание Англиканской Церкви § 41. Церковные нововведения Генриха VIII и основание Англиканской епископальной Церкви при Эдуарде VI и Елисавете Глава IV Римская Церковь в борьбе с протестантством § 42. Тридентский собор § 43. Орден иезуитов и другие ордена Вторая эпоха – от Вестфальского мира до начала XX в. Глава I. § 44. Взаимные отношения между католиками и протестантами § 45. Протестантские миссии между язычниками и библейские общества § 46. Внутреннее разъединение в протестантских обществах § 47. Новые протестантские секты Глава II Состояние Римской Церкви § 48. Папство и католические государства в их взаимных отношениях § 49. Различные религиозные направления в Римской Церкви § 50. Новые догматы в Римской Церкви  

 

Книга Е. И. Смирнова «История Христианской Церкви» была удостоена Святейшим Синодом полной премии Высокопреосвященнейшего Макария и одобрена в качестве учебника для духовных семинарий. Это сочинение много раз переиздавалось. Оно широко известно современному читателю.

В предлагаемой публикации монографии, воспроизводящей десятое издание (1915 г.), уточнены имена и даты в соответствии с данными современной церковно-исторической науки, а также внесены небольшие стилистические исправления.

Введение в науку
§ 1. Понятие о Церкви и ее истории

Христианская Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество людей, соединенных между собою одною верою в Него, как Бога Искупителя, одним богооткровенным учением, одним богослужением и таинствами, под управлением и руководством богоустановленной иерархии, для достижения нравственного совершенства и спасения. Как общество людей, явившееся в мире в определенное время, существовавшее в продолжение многих веков при постоянной смене своих членов, имевших разнообразное влияние на ход и развитие ее жизни и, наконец, существующее в настоящее время, Церковь необходимо должна иметь и имеет свою историю. История Церкви обнимает собою все перемены и события, совершившиеся в ней от основания ее до настоящего времени. Как наука она есть изображение в систематическом порядке связи и последовательности жизни Церкви во всех ее проявлениях.

§ 2. Предмет церковной истории и составные части

Из предыдущего видно, что предмет церковной истории есть Церковь как религиозное общество, состоящее из людей. Таким образом, предметом истории служит только человеческий элемент Церкви как подлежащий изменяемости; все же божественное – составляющее сущность и основу Церкви, например, вероучение, таинства и прочее как вечное и неизменяемое, – не подлежит истории само в себе, хотя, становясь предметом разнообразного понимания людей, и оно становится предметом исторического изучения. Стороны, с которых должна быть рассматриваема Церковь как предмет исторической науки, указываются самою ее жизнью. Жизнь Церкви проявляется с двух сторон – внешней и внутренней. Так, мы видим, Церковь распространяется или сокращается в своих пределах и стоит в разное время в известных отношениях к другим человеческим обществам. Это внешняя сторона. С другой стороны, мы видим, Церковь заботится о сохранении и уяснении своего вероучения, хотя при этом встречает препятствия со стороны некоторых своих членов, отступающих от господствующего вероучения и составляющих ереси и расколы; совершает богослужение и таинства при тех или других обрядах; управляется иерархией и, наконец, стремится достигнуть главной цели своего существования – нравственного усовершенствования и спасения своих членов. Все это составляет внутреннюю сторону жизни Церкви. Отсюда и наука церковной истории должна изображать историческую жизнь Церкви с внешней и внутренней стороны, а именно: 1) как распространялась или сокращалась Церковь и в каком отношении она находилась к другим обществам; 2) как сохранялось и уяснялось в ней учение веры, какие возникали ереси и расколы; 3) в каком виде находилось богослужение и совершение таинств; 4) как действовала церковная иерархия и 5) в какой мере достигалась членами Церкви ее главная цель – нравственное усовершенствование и спасение.

§ 3. Источники и пособия

Источники церковной истории двух родов: немые и словесные, или письменные. К первым принадлежат: церковные здания, иконы и разного рода изображения, сосуды и тому подобное. Ко вторым относятся: Священное Писание, акты, определения и правила соборов, символы, литургии, послания соборов, церквей и епископов, творения отцов Церкви, жития святых, сказания современников о событиях церковных и тому подобное. Письменные источники в разное время соединены в сборники и изданы в свет, по крайней мере большая часть. Пособиями при изучении церковно-исторических памятников служат: знание правил критики, филология, география, хронология и всемирная гражданская история. Пособиями при изучении церковной истории как науки в учебных заведениях могут служить церковно-исторические труды, начиная с «Церковной истории» Евсевия, епископа Кесарийского († около 340 г.), отца церковной истории, и кончая новейшими произведениями церковно-исторической, особенно германской, литературы.

§ 4. Разделение церковной истории на периоды

История Церкви как наука должна быть стройным, органическим развитием всех сторон своего предмета. Поэтому необходимо, чтобы каждая сторона церковной жизни изображалась в ней в непрерывном порядке и последовательности. Но так как между всеми сторонами церковной жизни существует тесная историческая связь, то нельзя каждую из них рассматривать особо чрез все века; с другой стороны, рассматривать все стороны церковной жизни совокупно в каждом веке также неудобно, потому что есть такого рода события, начало которых в одном веке, а продолжение в другом и даже в третьем веке, отчего может потеряться связь в изложении. Более удобным признается в ученой церковно-исторической литературе разделение церковной истории в ее изложении на периоды, сообразно характеристическим особенностям жизни Церкви в известный промежуток времени. Таким образом, история Церкви может быть разделена на четыре периода: первый период – период по преимуществу внешнего распространения Церкви Христовой, от времен апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом (34–313 гг.); второй период период по преимуществу внутреннего благоустройства Церкви, от торжества Церкви над язычеством при Константине Великом до окончательного отпадения Западной Церкви от Восточной и устройства Церкви Русской (313–1054 гг.); третий период от окончательного разделения Церквей и устройства Церкви Русской до падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала Реформации на Западе (1517 г.), характеризуемый со стороны Восточной Церкви неизменным соблюдением древнего вселенского учения и благоустройства, а со стороны Западной – постепенным уклонением от сего учения и благоустройства; четвертый, наконец, период от падения Византийской империи на Востоке и начала Реформации на Западе до настоящего времени – для Восточной Церкви период бедственной жизни под игом мусульман, а для Западной – период распадения ее на новые религиозные общества.

История Русской Церкви как составляющая отдельную науку будет занесена в настоящий курс общей истории христианской Церкви только своим началом и окончательным устройством, дабы можно было видеть ее место в общей церковной истории.


Источник: История Христианской Церкви / Е.И. Смирнов. - Изд. 2-е, испр. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. - 767 с. ISBN 978-5-90-3102-02-0

Комментарии для сайта Cackle