А.А. Федоров-Давыдов

Источник

Глава четырнадцатая. Крестовый поход Фридриха II

I. Начало похода

Фридрих II принял обет совершить Крестовый поход летом 1215 года со всем пылом юношеской легкомысленной души. Честолюбивые мечты не давали ему покою, в мыслях его носились воспоминания о Фридрихе I и Генрихе VI, по стопам которых ему страшно хотелось следовать. Главным образом его поддерживало и вдохновляло желание распространить свое могущество на Востоке. Но ему нельзя было в то время тотчас же приступить к выполнению своих планов в виду того, что положение его в Европе было не вполне прочно, и он мог потерять здесь свою власть и могущество, отлучившись на Восток со своей армией. В 1220 году его сын, Генрих, был избран его преемником, немецким королем, а сам он коронован императором. Тогда он увидел, что теперь наступило время, когда он может серьезно начать собирать крестовое ополчение для борьбы с исламом, потому что теперь германский престол был формально упрочен за его родом. В это-то время он и послал в Египет часть своего войска, которое, мы видели, высадилось в 1221 году в Дамиетте.

II. Политика папы

Со времени Иннокентия III папа и кардиналы привыкли смотреть на себя как на единственных, могущественных владык всего мира. Поэтому они боялись и ненавидели всякую светскую власть, которая почему-либо возвышалась и становилась могущественной. Фридрих II сначала не казался им таким лицом, и они всячески поддерживали его.

Но дарования Фридриха II, его удачи, ловкость возвысили его на немецком престоле, и такое быстрое возвышение не могло, конечно, понравиться владыке Римской церкви. Наоборот, в нем он видел себе соперника, который теснит его, который впоследствии будет угрожать духовному миру, и он готов был на всякие средства, чтобы каким бы то ни было образом унизить его.

Теперь собственно представлялся именно такой удобный случай.

Потеря Дамиетты Пелагием падала темным пятном на духовную власть Римской церкви. Чтобы сложить с себя этот тяжелый упрек, лучше всего было втянуть в это дело светскую власть. Фридрих II сам вызвался на это. Таким образом, папа мог одновременно и освободить себя от нареканий, и унизить Фридриха II. Вот почему папа Гонорий втайне обрадовался желанию Фридриха и всеми силами, хотя и не показывая явно вида, старался возможно больше разжечь самолюбивые и властолюбивые планы императора.

III. Неудачные приготовления к походу

В 1223 году, в марте император, папа, епископы Германии и Италии, а также приехавшие исключительно на этот случай из Сирии кардинал Пелагий, король Иоанн и иерусалимский патриарх собирались в Ферентино, в Кампаньи, и здесь Фридрих II вторично повторил свою присягу совершить Крестовый поход в Палестину.

Собрание постановило выступить в поход 24го июня 1225 года, то есть через два года. В это же время Фридрих II, овдовевший недавно, принял предложение обвенчаться с дочерью короля Иоанна Иерусалимского, Изабеллой, вместе с которой к Фридриху II переходило и Иерусалимское королевство. На два же года Крестовый поход был отложен ввиду вот каких причин. Фридрих II владел Сицилийским королевством, в котором уже два-три года происходило страшное восстание мусульман; нужно было усмирить их, прежде чем начинать Крестовый поход; во-вторых, эти два года требовались на то, чтобы собрать насколько можно больше участников крестового ополчения.

Благодаря уму и энергии, Фридрих II скоро подавил восстание мусульман, и первая причина была устранена. Но что касается сбора крестоносцев, то это не так-то легко было сделать теперь.

IV. Общее настроение

Все старания вызвать вновь одушевление верующих идти на освобождение Святого Города потерпели неудачу. На все письменные

увещания папы Гонория, на все проповеди его послов народ безмолвствовал, недоверчиво глядя на дело Крестовых походов. Ни Франция, ни Англия, которые в то время враждовали между собою, не откликнулись на это воззвание; только некоторые отдельные лица давали деньги на поддержку крестового ополчения. В Германии дело обстояло нисколько не лучше.

Проповедников слушали крайне равнодушно и свои личные дела предпочитали такому общественному делу, каким являлось крестовое ополчение. Кто был виноват в этом? Исследователи этого времени прямо-таки обвиняют папу и всю Римскую Церковь.

За все последнее время папа, опьяненный своим могуществом и властью, перешел границы своего властолюбия и этим заставил народ в отчаянии

остановиться на месте и взглянуть более равнодушным взглядом на общее положение дела. Христос проповедует любовь, всепрощение, бесконечную милость, а папа, наместник Христа, все время угрожает, налагает наказания, отлучение от церкви провинившихся. И стоило подобной мысли только раз овладеть мозгом человека, как уже сразу изменился взгляд на папу и на его власть. И чем дальше шло время, тем более распространялось всеобщее недоверие и равнодушие к делу.

V. Хлопоты Фридриха II

Фридрих II все же исполнял в точности свой обет, снаряжал богатый флот, привлекал крестоносцев и готов был выступить в поход. Но, как опытный военачальник, он ясно видел, что таких сил, какие были у него, слишком недостаточно, чтобы отправиться на Восток. К тому же, и здесь, дома, он не хотел сейчас же бросить все, предвидя впереди многие обстоятельства, которые могли принести существенную пользу его народу и целости государства. Ввиду этих соображений он и решил еще раз отложить начало Крестового похода. Он не знал только, как отнесется к его решению Римская Церковь с папой во главе.

VI. Недовольство папы

Вы видели только – что, каковы были взгляды папы на возвышение германского императора и с какой неприязнью вследствие этого мог он взглянуть на решение императора Фридриха II. Но в то время папа боролся с возмутившимися римлянами и сам находился в стесненных обстоятельствах. Поэтому он не решился слишком теснить Фридриха II и согласился заключить новый договор, по которому император во имя своего обета обязан был начать Крестовый поход с тысячью рыцарей и с флотом более ста кораблей в августе 1227 года, и в течение двух лет сила эта будет находиться в Святой Земле. Помимо этого, много и других обязательств было возложено на Фридриха II за то, что он так оттягивал выступление в поход. Но это требование тяжелой жертвы только все более обостряло отношения между папой и императором. Понимая из поступков папы, что последний хочет всячески насиловать его, Фридрих II, получив отсрочку, решил в течение этих двух лет до начала Крестового похода быстро достигнуть высшего величия и могущества.

Прежде всего, в том же году он отправил в Сирию флот за своей невестой, Изабеллой, и повенчался с ней, после чего предъявил свои права на Иерусалимское королевство. Он, конечно, имел законное право, тем не менее, этим поступком он восстановил против себя короля Иоанна, папу и все духовенство Римской Церкви.

Но планы Фридриха II не останавливались на этом. Он задумал захватить в свои руки долину реки По, в Ломбардии, ввести туда войско и подчинить своей власти могущественные города, которые управлялись совершенно свободно. Он начал с того, что предложил собрать совет в Ломбардии о Крестовом походе. Но ломбардцы поняли его замыслы и, в свою очередь, настолько стеснили его, что император не знал, как ему выпутаться из этой беды.

Только один папа Гонорий, сильно разгневанный против Фридриха II, кое-как помирил императора с ломбардцами. В том же году папа Гонорий умер, передав престол Григорию IX, восьмидесятилетнему старику.

Григорий IX был верный последователь Гонория III, ревностно мечтавший об утверждении власти духовенства над всем миром. В правление его и возгорелась давно подготовлявшаяся открытая борьба между папской властью и властью императора.

VII. Сборы к походу

Между тем Фридрих II успешно готовился к Крестовому походу. Во Франции, истощенной войнами, нашлось немного охотников вступить в ряды крестоносного ополчения, зато Англия, Италия и Германия выставили многочисленное войско.

Пилигримы в том же году прибыли на юг Италии, в Анулию, в Брандизи. Здесь не были готовы к приему такого многочисленного воинства. Ни кораблей, ни провианта не было в достаточном количестве. Голод и страшные жары, как всегда в таких случаях, произвели повальные болезни, от которых погибали тысячи крестоносцев, а другие тысячи, боясь заразы, возвращались на родину.

Только в сентябре начал Фридрих II отправлять сильный флот в Сирию под командой герцога Генриха Лимбургского, после чего поплыл следом за ними вместе с Людвигом Тюрингенским. Но дорогой они оба заразились болезнью и пристали к берегу, чтобы хотя немного поправиться; Людвиг вскоре умер, а Фридрих II стал медленно поправляться и потому волей-неволей должен был еще отсрочить Крестовый поход.

VIII. Вражда с папой

Фридрих II немедленно известил папу Григория IX, какая случайность остановила его на пути, но папа не внял его оправданиям. Он решил, что теперь настало самое удобное время нанести уничтожающий удар могуществу Фридриха II, и тотчас же произнес торжественное отлучение от церкви императора, о чем в окружном послании уведомил весь христианский мир. Но в этом послании он не постыдился оклеветать императора в потере Дамиетты, в повальной болезни войска в Бриндизи, в недоставлении войска на помощь крестоносцам, в притворной болезни, благодаря которой он откладывал Крестовый поход. Фридрих II шаг за шагом опровергнул в своем послании все возводимые на него обвинения; затем при помощи римского народа, который вообще относился враждебно к папе, вернул свои земли, которые прежние папы отобрали в свою пользу.

Папа Григорий, в гневе отлучив Фридриха II от церкви, даже запретил ему начинать Крестовый поход, прежде чем он не принесет покаяния церкви.

Но Фридрих не обратил на это внимания, быстро и деятельно стал собираться в поход и 28-го июня 1228 года отплыл в Сирию сам, напутствуемый раздраженными обвинениями папы Григория IX в том, что

он – служитель Магомета и идет в Сирию как хищник-"пират».

Эта рознь, эта ссора папы, главы духовного мира, с императором была неизбежна в силу того, что уже давно подготовлялось в народе неприязненное чувство против духовенства. Но жаль, что Фридрих II, отправляясь на Восток, покинул свою империю именно во время такой ссоры. Ему вследствие того пришлось вести одновременно две войны в Италии и в Сирии. Еще более жаль, что неосторожный папа Григорий IX так разжег свою опасную игру, добиваясь своего возвышения и унижения императора, что она должна была повлиять тяжело на Римскую Церковь. Папа связал руки Фридриху II в то время, когда он шел на освобождение Иерусалима; народ, который уже несколько охладел к Крестовым походам, теперь более свободно отрешался от мысли завоевания Святой Земли, потому что ясно видел личную борьбу, личные дела между папой и императором.

IX. Мечты Фридриха II

На Востоке в то время мусульмане не тревожили христиан, но у тех и без того дело не ладилось, благодаря междоусобицам в Армении, в Триполисе, в Антиохии, где все еще держался Боэмунд IV. На о. Кипре после короля Гуго остался малолетний Генрих I, за которого правил островом опекун, вельможа, Иоанн Гибелин; в иерусалимских городах и замках среди рыцарей царили вражда, зависть, насилие и вероломство.

Фридрих II решил разобраться во всей этой путаной истории и прочно утвердить свою власть на Востоке. Летом 1228 года он высадился на Кипре, удалил Иоанна Гибелина от опекунства и устроил правление по своему плану, а затем отплыл в Сирию.

Торжественный прием, оказанный ему в Акконе, крайне утешил его, и тут же он твердо решил вернуть Святой Город христианству, но вернуть не вооруженной силой, а помощью дипломатических переговоров.

X. Нелады у мусульман

После падения Дамиетты начались нескончаемые раздоры среди мусульман, – главным образом, конечно, между Алькамилом Египетским и Альмуаззамом Дамасским. Но они оба были крайне напуганы вестями о вооруженной силе Фридриха II, и это еще как будто сдерживало их. Альмуаззам разрушил многие укрепления в Сирии, чтобы затруднить высадку и поход европейцам, но Алькамил решил действовать путем хитрых и искусных переговоров. Он заранее отправил в Сицилию к Фридриху II послов, которые предложили ему выдать Святой Город с тем, чтобы Фридрих помог ему, Алькамилу, свергнуть Альмуаззама. Фридрих обрадовался этому и поспешил закрепить добрые отношения.

В 1227 году Альмуаззам умер, но вражда среди мусульман не кончилась. Альмуаззаму наследовал сын Анназир Дауд, у которого Алькамил отнял Иерусалим и часть Сирии и стал готовиться в поход против Дамаска.

Алькамил боялся, что Фридрих сойдется с Анназиром, и мысленно решил отдать за свое спокойствие Святой Город. В свою очередь, Фридрих обладал слишком незначительным войском, чтобы начинать открытую войну с мусульманами, и потому всеми силами старался о том, чтобы мирным путем овладеть Иерусалимским королевством и Святым Городом. Кроме того, против Фридриха II были крайне враждебно настроены в Сирии, благодаря его отлучению от церкви и резкой энергичной расправе его с правительством о. Кипра и союзными войсками. Некоторые отряды наотрез отказались подчиняться его распоряжениям, тем более, что папа Григорий IX прислал монахов-послов, которые запрещали это именем церковного владыки.

Но Алькамил пока все еще медлил вступать в окончательный договор с императором, рассчитывая на то, что последний слишком занят раздорами среди крестоносцев, а Анназир Дауд представлял теперь для него не слишком опасного противника.

Фридрих II решил, однако, как можно скорее окончить это дело. С большим трудом собрал он все войска, убедил их последовать за собою «во имя Бога и христианства» и пошел вдоль по берегу из Аккона в Иоппе. За зиму укрепления там были восстановлены, и в то же время Фридрих II закончил переговоры с Алькамилом; 11-го февраля 1229 г. договор о возвращении христианам Святого Города был подписан.

XI. Сущность договора

По договору вместе с Святым Городом к христианам переходили многие городки, Вифлеем, Назарет, местечки и поселки по дороге от Иерусалима к Аккону. Кроме того, все пленные должны были быть отпущены султаном. В свою очередь, Фридрих II обязался охранять султана от всех его врагов, даже христиан, и следить за тем, чтобы Антиохии и Триполису и всем северо-сирийским городам ниоткуда не приходила помощь подкрепления. Договор был заключен на 10лет.

Вы видите, что миролюбивым путем императору удалось совершить то, к чему так упорно, но тщетно стремились христиане в течение десятков лет, – Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, Филипп и Пелагий.

Мусульмане были поражены и на султана сыпались горькие упреки и осуждения. Но христиане были вне себя от радости, и прежнее былое религиозное чувство с новой силой охватило массы народа, который все дело приписывал императору Фридриху II.

XII. Недовольство папы

Иначе было встречено известие о переходе Иерусалима в руки христиан на Западе. Дело в том, что папа, а за ним и все духовенство вообще старались найти возможно более порицания действиям Фридриха II. Они открыто осуждали его за союз с мусульманами, за обещания даже помогать последним, за то, что император обязался следить, чтобы никакая помощь не приходила к Антиохии и северно-сирийским владениям.

Рыцарские ордена примыкали к партии папы и потому всячески вредили императору в его делах и не раз жестоко оскорбляли его.

Фридрих видел все это и понимал свое трудное положение. К тому же, в это время пришло известие, что папское войско напало на его владения в Южной Италии и подчиняет их своей власти. Медлить было нельзя. Надо было скорее закончить все дела в Палестине и вернуться домой.

XIII. Меры Фридриха II

Прежде всего Фридрих занял своими войсками освобожденный Иерусалим. Общее настроение христиан иерусалимских и крестоносцев доходило до восторга. Встречали друг друга как братья, обнимались, пели духовные песни и шли на поклонение Гробу Господнему. Фридрих торжественно надел королевскую корону; затем всенародно было прочтено полное описание всех препятствий, которые ставили императору духовные власти, хотя сам император старался всячески выгородить папу Григория IX. Но посол папы на следующий же день произнес интердикт на святые места. Тогда ярость охватила пилигримов против папы и его легатов. Надо было ожидать крупных междоусобиц; Фридриху нельзя было более оставаться здесь, и он спешно удалился в Аккон.

Теперь нужно было бы как можно тверже обеспечить перемирие с Алькамилом, чтобы Иерусалим снова не очутился во власти мусульман, но послы папы, наоборот, снова начали возбуждать восстание в Акконе против неверных, желая нарушить «ложный мир». Фридрих вооруженной силой заставил принять свои распоряжения и, уезжая в Европу, поставил верных и преданных ему людей для исполнения в Святой Земле его распоряжений, хотя в бессильной злобе монахи яростно проклинали повсюду всех приверженцев Фридриха II.

В июне Фридрих прибыл уже в Италию и высадился в Анулии.

XIV. Примирение с папой

Трудное дело предстояло ему здесь: надо было изгнать папское войско из своих владений и помириться с папой. Несколько раз Фридрих тщетно предлагал папе примирение, но папа отвергал это и старался еще более подкрепить свое войско. Фридрих оружием быстро изгнал папское войско и усмирил свои владения. Папской области грозила великая опасность, но Фридрих умно сдержал себя и снова предложил папе примирение с ним. На этот раз папа согласился, и в следующем году мир между папой и императором был заключен, и отлучение с императора снято.

После этого наступило счастливое время жизни Фридриха II. Перемирие с папой способствовало возвышению его могущества над Италией и Германией; помимо этого Фридрих поддерживал дружеские отношения с мусульманами, развивая богатую торговлю Европы с Азией и Африкой.

XV. Дела в Палестине

Вражда папы с императором и ошибки последнего принесли последствия для Святой Земли. После ухода Фридриха II положение христиан и особенно иерусалимцев сделалось крайне тяжелым. Иерусалим был окружен мусульманами. Сам Алькамил твердо держал слово, но отдельные отряды мусульман знать ничего не хотели о перемирии и беспрестанно тревожили христиан, то врываясь в Иерусалим, то избивая по дороге толпы паломников.

В то же время на сирийском побережье и на о.Кипре мало-помалу начались междоусобицы, готовые перейти в открытую войну. Дело в том, что Фридрих слишком резко вмешался в дела о.Кипра и сирийских городов и своими действиями крайне восстановил против себя сирийских христиан – дворян Кипра и Иерусалима. Одним из главных противников явился Иоанн Гибелин, опекун малолетнего Генриха I Кипрского. Он теперь только ждал удобного случая, чтобы свергнуть с правления ставленников Фридриха. Это вскоре удалось ему, и пять баронов-ставленников были низвергнуты.

Услышав о том, Фридрих и отправил войско в Палестину. Но о.Кипр не поддался вооруженной силе, и Гибелин удержал его за собой. Тогда маршал Ричард, начальник войска, явился в Аккон, предлагая идти против Гибелина, но сирийские христиане отказались, выражая ненависть свою к Фридриху. После нескольких кровопролитных войн императорское войско было разбито, и маршал скрылся в постыдном бегстве.

Прошло несколько лет, и снова между папой и Фридрихом отношения стали натянутыми. До сих пор еще кое-как, благодаря вмешательству папы, некоторые места Сирии были удержаны Фридрихом, и сын последнего, юный Конрад, был провозглашен наследником Иерусалима. Но после новых ссор папы с императором власть Германской империи на Востоке была почти уничтожена.

Крестовый поход, вернувший христианам Святой Город, в общем кончился крайне печально. Положение христиан в Палестине было стесненное, особенно в Иерусалиме. Поддержать их и отсрочить падение владычества христиан на Востоке могло только новое значительное крестоносное ополчение; но нескоро решилась Европа с прежним увлечением пойти на новые тяжкие жертвы на помощь Палестине, тем более, что папа Григорий IX за это время явно показал, насколько важнее ему возвышение папской власти, нежели участь Святой Земли. Благодаря этому обстоятельству Римская Церковь потеряла даже свое прежнее влияние на религиозное чувство своих духовных детей.

* * *

1

Иллюстрации см. в отсканированном оригинале pdf.


Источник: Крестовые походы : историческая хроника / А. А. Федоров-Давыдов. - Москва : АСТ, 2008. - 383 с. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-17-049210-7 (АСТ)

Комментарии для сайта Cackle