С.В. Рождественский

Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках

Источник

Содержание

Предисловие

Очерк 1. Вопросы народного просвещения в XVIII столетии до времени Екатерины II Глава 1. Задачи и формы профессионально-сословного образования Глава 2. Вопросы общего образования в публицистике Глава 3. Вопросы общего образования в законодательстве Глава 4. Учреждение Московского Университета и планы И.И. Шувалова Очерк 2. Проекты учебных реформ в царствование императрицы Екатерины II до учреждения Комиссии о народных училищах (1782 г.) Глава 1. История проектов 1760‒1770-х годов Глава 2. Принципы новой системы просвещения Глава 3. Типы и система общеобразовательных и профессиональных школ Глава 4. Условия осуществления новой системы народного просвещения Очерк 3. Коммиссия о учреждении народных училищ Глава 1. Система народных училищ по Уставу 1786 года Глава 2. Единообразие учебной системы Глава 3. Последние проекты И.И. Шувалова. План университетов 1787 года Приложения I. Проект o учреждении в России Академии Политики для пользы государственных канцелярий II. Доношение о славяно-латинских школах III. Записка о коллегиях IV. Указы о цыфирных школах V. Мемориал барона Нирода о школах VI. Из проектов барона Любераса о коллегиях VII. Записка о высшем военном образовании графа П.И. Шувалова VIII. Записка И.Г. Зульцера о школах для России, 1773 г.  

 
Предисловие

Законодательством начала царствования Александра I впервые осуществлена была в России полная система народного просвещения, выделенная в особую отрасль государственного управления. Изобразить возникновение и постепенное развитие в течение XVIII века вопроса о создании системы просвещения, как планомерной, органической совокупности средств образования общего и профессионального, низшего, среднего и высшего – такова тема настоящего труда.

Изучаемый вопрос во всей своей сложности был поставлен и разработан проектами учебных реформ первого десятилетия царствования Екатерины II. Исследование истории этих проектов, намеченных ими принципов новой учебной системы, различных типов школ, общеобразовательных и профессиональных, эту систему образующих, и условий ее осуществления составляет центральную часть нашего труда (очерк второй).

Ряд вопросов, систематически разработанных проектами 1760‒1770-х годов, был затронут и более или менее отчетливо выяснен уже в первой половине XVIII века. Остановиться на происхождении и судьбе отдельных вопросов профессионального и общего образования, в их взаимной связи, в ту эпоху необходимо было для того, чтобы показать реальные условия, какие должно было встретить практическое осуществление широких планов новой учебной системы времени Екатерины II (очерк первый).

Очерк третий, посвященный Комиссии об учреждении народных училищ, имеет целью осветить деятельность этой Комиссии с той стороны, которая доселе была сравнительно слабо затронута в исторической литературе, именно со стороны ее отношения к проблеме создания полной системы народного просвещения. Составленный Комиссией в 1787 году План университетов был последним моментом в развитии этой проблемы. От заведения первых профессиональных школ эпохи преобразований Петра Великого до Плана университетов 1787 года политика народного просвещения совершила некоторый законченный круг развития. Так определяется объем и связь отдельных очерков, составляющих содержание настоящего труда.

Важнейшие архивные материалы, собранные автором для этого труда, изданы отдельной книгой под заглавием «Материалы для истории учебных реформ в России в ХVІІІ‒XIX веках» (СПб. 1910)1. Общий обзор этих материалов сделан в статьях, напечатанных в «Журнале Министерства Народного Просвещения»:

1) «Проекты учебных реформ в царствование Императрицы Екатерины II до учреждения Комиссии о народных училищах» (1907 г., декабрь; 1908 г., февраль и май)

2) «Из истории учебных реформ Императрицы Екатерины II» (1909 г., март, июнь). В настоящем исследовании эти статьи появляются в переработанном и дополненном виде.

Оканчивая свой труд, автор выражает глубокую благодарность всем, кто помогал ему в работе добрым советом и указанием, нужной книгой, архивной или библиографической справкой.

* * *

Примечания

1

В приложениях к тексту настоящего исследования цитируются под кратким заглавием «Материалы».


Источник: Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках / С.В. Рождественский. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1912-. / Т. 1. - 1912. - X, 680, 48 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle