Деяние 38
Присутствовал 331 член Собора.
Председатель: архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий), а после перерыва некоторое время председательствовал архиеп.
Антоний (Храповицкий).
Повестка дня
Москва, суббота, 11/24 ноября 1917 г. 10.35–15.40.
Источники: Деяния III. С. 145–188.
1. Текущие дела.
2. Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме “О церковном проповедничестве” (продолжение).
3. Доклад Отдела о правовом и имущественном положении духовенства “О разделе местных средств содержания православного духовенства”. Докладчик свящ. Н. Т. Карташев.
2. Секретарь зачитывает текст обращения о недопущении насилия по отношению к арестованным юнкерам.
2а. Секретарь зачитывает заявление 32 членов Собора о причислении к лику святых святителя Астраханского Иосифа, убитого сподвижниками Степана Разина.
3. Собор утверждает постановление Соборного Совета о причислении святителя к лику святых с оставлением его мощей под спудом.
4–5. Собор передает в Синод для исполнения доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме о совершении богослужения с пением “аллилуйя” в определенные дни Рождественского, Успенского и Петрова постов.
6. Секретарь зачитывает заявление 42 членов Собора с предложением сосредоточиться на наиболее существенных вопросах (высшее и епархиальное управление, приход, все касающееся Патриарха), чтобы в случае неожиданного прекращения работы Собора успеть принять решения по этим вопросам, и предложенный Соборным Советом порядок работ на ближайшее время.
7. Митр. Арсений (Стадницкий) просит присутствующих “иметь уважение к слову и не множить словес”28.
8. Собор утверждает постановление Соборного Совета.
9. Архиеп. Антоний (Храповицкий) выступает по докладу “О церковном проповедничестве”: “Вопрос о том, что важнее в пастырской деятельности, должен быть оставлен. А нужно ясно и твердо установить, что проповедь – одна из важнейших обязанностей каждого священника”29.
10–13. Собор ограничивает время выступлений 10 минутами.
14–15. К. К. Мирович выступает по порядку голосования.
16. А. И. Надеждин выступает с внеочередным заявлением и предлагает выяснить, совершало ли московское духовенство церковное погребение погибших юнкеров.
17–55. После дискуссии, в которой приняли участие Д. А. Несмеянов, В. Я. Бахметьев, прот. Е. И. Бекаревич, А. Г. Куляшев, прот. С. И. Шлеев, архиеп. Антоний (Храповицкий), П. П. Кудрявцев, Ф. Г. Зибарев, Н. Д. Кузнецов, свящ. В. Н. Егоров, Г. И. Титов, Д. А. Олсуфьев, протопр. Д. А. Любимов, свящ. И. А. Артоболевский, В. К. Недельский и архиеп. Евлогий (Георгиевский), Собор принимает статью 1 {=1} доклада “О церковном проповедничестве”.
56–57. 12.35–13.25 – перерыв. Заседание возобновилось под председательством архиеп. Антония (Храповицкого).
58–60. В. К. Недельский зачитывает, а Собор принимает в редакции Отдела статью 2 {=2} доклада, в которой указывается, кто именно может проповедовать за богослужением.
61–75. После дискуссии, в которой приняли участие В. К. Недельский, Г. И. Комиссаров, Ф. М. Мищенко, В. З. Завитневич и архиеп. Евлогий (Георгиевский), Собор принимает статью 3 {=3}, которая допускает проповедь на местных языках и диалектах.
76–87. После дискуссии, в которой приняли участие В. К. Недельский, архим. Вениамин (Федченков), прот. К. М. Аггеев и архиеп. Евлогий (Георгиевский), Собор принимает в редакции Отдела статью 4 {=4}, которая предусматривает организацию благовестнических братств.
88–90. Собор принимает в редакции Отдела статью 5 {=5}, посвященную вопросам организации благовестнических братств.
91–93. Собор принимает в редакции Отдела статью 6 {=6} о проповедях в дни торжеств престольных праздников.
94–96. Собор принимает в редакции Отдела статью 7 {=7}, посвященную руководству делом церковного проповедничества.
97. С 14.30 председательствует архиеп. Арсений (Стадницкий).
98. Прот. Н. П. Добронравов сообщает, что к нему обратился представитель студенческого комитета по организации похорон убитых во время уличных боев. Эти похороны будут церковными. Комитет хотел бы, чтобы литургия была совершена архиерейским чином.
9630. Архиеп. Арсений (Стадницкий) говорит о том, что Церковь молится обо всех убитых: “От Соборного Совета должно быть сообщено военно-революционному комитету о том, что Церковь считает своим долгом совершить моление о тех, которые погребены без церковного отпевания. Конечно, неизвестно, что ответит на это комитет, но сношение с ним будет сделано”31.
97–118. В дискуссии об отпевании убитых юнкеров и погребенных у кремлевской стены большевиков приняли участие прот. К. М. Аггеев, Б. А. Бялыницкий-Бируля, Д. А. Олсуфьев, архиеп. Антоний (Храповицкий), П. И. Астров, митр. Платон (Рождественский), архим. Владимир, архиеп. Димитрий (Абашидзе), П. П. Кудрявцев, И. М. Громогласов, Е. Н. Трубецкой, Д. И. Волков.
Из выступления Д. А. Олсуфьева: “Ни в одном благоустроенном городе, в видах хотя бы только санитарных, не дозволят хоронить в центре города. Но тут есть и нечто другое. Я обращаю внимание на то, что Красная площадь имеет особое значение и историческое и церковное. Это – церковная ограда. <...> Вот это естественное чувство должен был бы выразить Собор, выразить скорбь о том, что многие православные люди уклоняются от исполнения церковных обрядов, и выразить резкое осуждение, – все равно, было ли отпевание, или его не было, – по поводу того, что место похорон является явным кощунством по отношению к Московским святыням”32.
Из выступления архиеп. Антония (Храповицкого): “По моему мнению, безучастное отношение Церкви к убитым большевикам неуместно. Среди них большая часть были люди верующие. Митрополит Платон (Рождественский) говорил, что большевики предлагали членам Собора идти к неверующим юнкерам, а “мы, говорили они, – люди верующие”. Может быть, юноши вели себя благородно, все же лишать христианского погребения и большевиков нельзя. Где было больше неверующих – среди юношей или большевиков, – мы не знаем. Молиться надо за тех и других. Моление за убиенных в обоих лагерях следует совершить одновременно, если большевики тоже выразят о сем желание”33.
Из выступления Е. Н. Трубецкого: “Молиться нужно за всех, но когда идет речь о публичной молитве, нужно позаботиться, чтобы молитва не была насилием по отношению к тем, над кем она совершается, и по отношению к их родственникам и не имела характера демонстрации. Относительно студентов сомнений нет, и мы должны ответить положительно на их призыв. Что касается большевиков, то нужно узнать, как отнесутся к молитве на могилах их ближние – желают они нашей молитвы или нет. Над могилой Л. Толстого молитва была бы насилием”34.
119–121. С. Н. Булгаков зачитывает проект обращения Собора к народу в связи с поруганием святынь Кремля, и Собор принимает этот проект.
122–128. После дискуссии, в которой приняли участие прот. А. А. Хотовицкий и архиеп. Антоний (Храповицкий), Собор поручает митрополиту Платону (Рождественскому) выяснить, было ли совершено над жертвами междоусобной брани, похороненными на Красной площади, отпевание.
129–136. После дискуссии, в которой приняли участие иером. Алексий (Соловьев), митр. Платон (Рождественский), свящ. И. А. Артоболевский, было решено принять участие в отпевании юнкеров, которое состоится в храме Большого Вознесения.
137. Заседание закрыто в 15.40.
* * *
Примечания
С. 149.
С. 150.
Нумерация сбита в источнике.
С. 177.
С. 178.
С. 179.
С. 182.
