№54, преосвященного Никандра, архиепископа Литовского, от 9 января 1906 года
1. Поместный Собор и его состав
Необходимость созвания Поместного Собора Всероссийской Церкви для рассмотрения и решения назревших вопросов церковно-общественной жизни в настоящее время признана всеми, для которых дороги интересы православия. В состав этого Собора, сообразно апостольскому учению о Церкви, как едином теле Христовом (Еф.1:22–23; Рим.7:4–5; 1Кор.12; и др.), и в согласии с учением святых отцев и учителей Церкви (Киприана, Златоуста и др.), а также и с практикой древней вселенской Церкви, должны войти – кроме епископов – представители белого духовенства и мирян, по свободному выбору, который мог бы быть произведен таким путем: приход избирает, подобно избранию церковных старост, по одному представителю в благочиннический совет, на котором засим от благочиния избирается один мирянин и одно духовное лицо в состав епархиального съезда; последний же избирает двух членов от епархии: одного от белого духовенства и другого от мирян в состав Всероссийского Поместного Собора. На том же епархиальном съезде должны быть изысканы и средства на проезд и содержание этих двух членов, которые вместе со своим архипастырем и явятся представителями от своей епархии на Всероссийском Поместном Соборе. Но этим выборным членам Собора предоставляется только совещательный голос, решающий же голос должен принадлежать епископам и их заместителям.
Для предварительной разработки и подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению Поместного Собора, неизбежно должна быть организована при Святейшем Синоде особая комиссия в составе архипастырей и представителей богословской науки, людей знания и опыта. Эта комиссия, разрабатывая и подготовляя к Собору подлежащие вопросы, должна находиться при Соборе и по открытии его действий – для предварительного рассмотрения таких вопросов, которые могли бы возникнуть уже во время Собора и за принятие которых к обсуждению высказалось бы не менее половины наличного состава членов Поместного Собора.
Честь открытия Поместного Собора должна принадлежать лицу, выбранному Святейшим Синодом и уполномоченному на это Высочайшей властью. Поместный Собор, по открытии своих действий, прежде всего избирает председателя из числа присутствующих на Соборе архипастырей, а затем приступает к рассмотрению подлежащих вопросов в порядке, установленном Святейшим Синодом, придерживаясь при сем обычных в делах подобного рода правил, т. е. рассматривая заранее приготовленные доклады и проекты, принимая или отвергая их, назначая комиссии или отделения для обсуждения тех или других вопросов и постановляя окончательные решения на общих собраниях по большинству голосов.
2. Разделение России на церковные округа
Первым и весьма существенным вопросом, подлежащим рассмотрению Поместного Собора, является намеченный предложением г. обер-прокурора вопрос о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов, с предоставлением им права созывать областные соборы и с передачей в их ведение из высшего церковного управления дел второстепенной важности.
В целях последовательного проведения в церковный строй начала соборности и для объединения деятельности отдельных епархий, сообразно местным окружным задачам и особенным условиям жизни и быта паствы, и, наконец, для большего удобства и скорости в рассмотрении дел второстепенной важности, вопрос этот следует решить в утвердительном смысле. Количество и территориальные размеры этих округов могут быть установлены только на предстоящем Поместном Соборе, где будут выслушаны голоса всех представителей русской Церкви; но, в частности, учреждение областной церковной автономии, т. е. окружной архиепископии или митрополии в Вильне представляется безусловно необходимым. Как уже было мною донесено Святейшему Синоду в представлении от 14 декабря минувшего года за № 2600, основанием для этого служат причины религиозно-исторические, этнографические, географические и бытовые. Население всего северо-западного края России целые века находилось под воздействием других вероисповеданий, главным образом под воздействием римо-католичества, что не могло не оставить на нем своего отпечатка, как бы сгладило в нем ту явно обнаруживающуюся преданность православной вере, какая наблюдается среди населения центральной России, и уменьшило его способность сопротивления чуждым иноверным влияниям. Население этого края – однородное белорусское, в которое вкраплены, по местам, в большей или меньшей мере инородцы. Разбросанное среди болот и лесов, население это обладает небольшой сравнительно площадью земли, особенно пахотной, отличается бедностью, забитостью, некультурностью и слабой способностью сопротивления разным влияниям, идущим в ущерб делу православия.
В настоящее время белорусское племя особенно нуждается в сильном покровительстве и защите со стороны церковной власти от происков фанатизи-рованного католичества, которое стремится во что бы то ни стало поглотить теперь эту часть русского коренного населения, приобщив ее к римской Церкви. По свидетельству православного духовенства на съездах, бывших в мае – июне прошедшего года в Вильне и в августе в Минске, в настоящее время заметна необычайно энергичная пропаганда католицизма среди белорусского населения, на основании ложно понятого Высочайшего манифеста 17 апреля 1905 года, путем насилия, угроз, застращиваний и обольщений. В своем протокольном постановлении съезд духовенства Литовской епархии изображает бедственное положение православия. «Страх и ужас объял православных, – говорится в 9 протоколе съезда духовенства Литовской епархии, – с тяжелой грустью приходят они к сознанию, что остается им одно: или переходить в католичество, или всю жизнь нести тяжелый крест мученичества».
В последнее время даже церкви православные подвергаются разрушению (например, Иоанно-Предтеченская, приписная к Спасо-Преображенской церкви в м. Сморгонях), на православные монастыри делаются наезды католиков целыми толпами (например, на Сурдегский мужской и Антолептский женский Ковенской губернии), православные монахини вследствие угроз и насилий должны покидать обители (например, Антолептского женского монастыря). То же или тому подобное происходит и в других белорусских епархиях. Белорусы, по своей мягкой духовной натуре, при слабом культурном развитии, не могут еще вполне сознательно противостоять натиску воинствующего католицизма. Православная вера, составляющая доселе душу и жизнь белоруса, может сохраниться в нем только тогда, если сама белорусская Церковь свободно разовьет из себя силы и делание, потребное для поддержания веры и для борьбы с католицизмом. Она не может надеяться на внешнюю защиту со стороны гражданской власти, как было доселе; церковные интересы Церковь отныне имеет сама защищать, но для сего ее нужно поставить в такие условия, которые помогли бы ей развить эти силы. Развитие же последних возможно только путем объединения церковной деятельности отдельных епархиальных епископов в крае чрез восстановление древней Литовской митрополии с митрополитом во главе или окружной архиепископии. Таким образом, восстановится добрый древний обычай иерархов христианской Церкви – делиться живым обменом мысли на периодически бывающих соборах (37-е пр. Апост.) под председательством старейшего из епископов – митрополита (34-е пр. Апост.). К сказанному следует присоединить и то, что исторически Западно-Русская Литовская митрополия была самостоятельной и развила в достаточной степени из себя внутренние силы для руководства и уклада церковной жизни в бывшем Литовско-Белорусском крае.
Что касается высказанного в предложении г. синодального обер-прокурора опасения, что учреждение в Западном крае митрополии может способствовать возрождению идей о культурной и политической обособленности западной окраины, то это опасение едва ли может приниматься во внимание в настоящее время, когда идея национального и религиозного обособления и объединения литовцев, поляков, латышей, евреев и т. п. осуществляются на деле, и приходится уже, таким образом, противопоставлять всему этому объединение всех православнорусов – жителей всех пяти епархий Северо-Западного края на почве религиозной. Это объединение, следует полагать, укрепит связь Северо-Западного края со всей остальной Русью православной и в то же время создаст более благоприятные, чем ныне, условия для борьбы с римо-католичеством под общим систематическим руководством областного представителя Церкви.
3. Епархиальное управление
Важнейшим органом епархиального управления должен быть епархиальный собор или съезд, периодически или по мере надобности созываемый епископом и действующий под его непосредственным председательством или же под председательством уполномоченного епископом лица. Епархиальный собор состоит из представителей клира и мирян, свободно избранных вышеуказанным способом («1. Состав Собора»). Епископом, при содействии состоящего при нем вспомогательного органа управления, предварительно намечаются главнейшие вопросы, подлежащие обсуждению на соборе, и разрабатывается программа его деятельности, о чем заблаговременно оповещается весь клир и народ. К участию в деятельности собора могут быть приглашены и другие лица, которые своими специальными познаниями или широким опытом жизни могут содействовать наилучшему разрешению тех или других вопросов. Обсуждению на епархиальном соборе подлежат все важнейшие вопросы веры и благочестия, церковной жизни, дисциплины, а также дела экономические в пределах епархии. Собор контролирует деятельность всех епархиальных учреждений и административных лиц: пресвитериата, имеющего заменить собой нынешнюю консисторию, духовно-учебных заведений, епархиального попечительства о бедных духовного звания, свечного завода, эмеритальной кассы и проч. Он же избирает на три года членов пресвитериата, административных лиц духовно-учебных заведений, председателя и членов правления свечного завода, председателя попечительства, а при обнаружении злоупотребления со стороны того или другого лица – и увольняет их до истечения срока на который они выбраны. Наконец, епархиальный собор производит всякого рода самообложения с доходов церквей на епархиальные нужды, а также избирает своих уполномоченных для участия на соборе митрополичьем и поместном. Вопросы на епархиальном соборе решаются большинством голосов с епископом во главе. Если же большинством голосов будет отвергнуто постановление, одобренное епископом, который в таких случаях останется на стороне меньшинства, то спорный вопрос переносится на разрешение митрополичьего собора.
Для постоянного содействия епископу в управлении делами епархии и производстве церковного суда епархиальный собор, по предложению епископа, избирает особый епархиальный совет или пресвитериат (взамен нынешней консистории) из лиц духовного звания в числе от 3 до 9, смотря по обширности епархии, сроком на три года. Пресвитериат должен объединить теперешние вспомогательные епархиальные учреждения, как-то: консисторию, училищный совет, попечительство о бедных духовного звания, эмеритальную кассу и свечной завод. Соответственно кругу своих дел, епархиальный совет должен иметь три особых отделения: строго церковное, училищное и хозяйственное. Во всех отделениях председательствует епископ или уполномоченный им заместитель из старейших и заслуженнейших протоиереев епархии. Ведению церковного отделения подлежат: а) попечение об умственном и нравственном образовании духовенства, б) надзор за благочинием духовенства и за его пастырскою деятельностью, в) наблюдение за богослужением и благочинием в церквах и монастырях, г) брачные споры, испытание кандидатов священства и прочие вопросы строго церковного служения. Училищное отделение ведает всеми школами, содержимыми на епархиальные средства, и имеет ближайший надзор за всеми духовно-учебными заведениями епархии. Хозяйственное отделение ведает всеми епархиальными суммами и епархиальным церковным имуществом. В пресвитериате могут быть и общие заседания с участием членов всех трех отделений по вопросам общецерковного характера или заслуживающим, по мнению епископа, особенно тщательного и всестороннего рассмотрения. На общем же собрании обсуждаются вопросы, подлежащие решению епархиального собора, и вырабатывается программа его занятий, а равно принимаются подготовительные меры для созвания этого собора.
Канцелярия пресвитериата для всех трех отделений должна быть одна, с одним секретарем во главе. В качестве исполнительного органа канцелярия могла бы остаться без коренных изменений в своем строе в теперешнем виде. Известные отрасли делопроизводства должны быть поручаемы состоящим на государственной службе столоначальникам или делопроизводителям. Светским же лицам поручается заведование казначейской частью, архивом и регистратурой. Начальником канцелярии во всех отношениях остается секретарь, руководствующийся, как и прочие чиновники, в своей деятельности указанными в общ. учрежд. губер. (т. 2, изд. 1892 г.) относительно делопроизводства законами, а также распоряжениями начальства. В видах большей авторитетности, следовало бы секретарскую должность замещать обязательно лицами с высшим богословским образованием, по назначению Святейшего Синода, по крайней мере в митрополичьих округах, тогда как прочие должностные лица канцелярии могли бы попрежнему утверждаться в должностях местными епископами. Предоставление занятий в канцелярии пресвитериата, в особенности с замещением штатных должностей, лицам духовного звания не вынуждается необходимостью, а в Северо-Западном крае с ограниченным числом священнослужителей в епархиальных городах, даже совершенно невозможно. К тому же светские чиновники имеют быть только исполнителями постановлений пресвитериата, не принимая непосредственного участия в церковном самоуправлении и в решении церковных вопросов. Противного канонам и практике древней Церкви в допущении светских чиновников к занятиям в духовных учреждениях ничего не усматривается, тем более что и Церковь по тесной связи с государством в отношении внешних дел будет подчиняться гражданским законам, с одной стороны, а с другой – и сама в правительственных учреждениях будет занимать известное положение в лице своих представителей.
Церковный суд с епархиальным управлением неразрывно соединяются в лице епископа, который есть единственный правомочный судья и высший управитель епархии. Наиболее существенной для упорядочения епархиального суда является потребность в образовании при пресвитериате двух или более должностей, смотря по объему епархии, духовных следователей из лиц в сане священника, по возможности с высшим богословским образованием и известных своей пастырской опытностью. По более важным проступкам суд должен происходить под председательством епископа, в присутствии обвиняемого, обвинителя и свидетелей. Лицам, недовольным судом своего епископа, должно быть предоставлено право перенесения дела на суд митрополичьего собора, а в некоторых случаях и на суд первенствующего святителя русской Церкви и его Синода.
4. Благоустройство прихода
Одной из самых существенных причин упадка современной церковной жизни является разобщение пастырей от пасомых. Вместо того, чтобы находиться в тесном взаимообщении и под сенью Церкви достигать высшей цели нашей жизни – вечного спасения, пасомые и пастыри далеко стоят в настоящее время друг от друга и нередко являются как бы чужими. К сожалению, связь между ними наблюдается часто только чисто формальная. Пастыри являются только совершителями богослужений и отправителями треб, но не духовными руководителями своих пасомых, знающими их религиозно-нравственное состояние и идущими на встречу к удовлетворению их духовных запросов. Пасомые, со своей стороны, равнодушно относятся к делам Церкви и, если обращаются к духовенству, то большей частью по побуждениям чисто внешним – за получением метрической выписи, предбрачных сведений или для совершения той или иной требы, необходимой по требованию гражданских законов. Такая ненормальность во взаимных отношениях пастырей и их пасомых, могущая сопровождаться крайне печальными последствиями для обеих сторон, может быть устранима только через обновление церковноприходской жизни путем реорганизации прихода. За приходом необходимо признать не только значение территориального округа, но и значение церковного союза с известными юридическими правами. Только чрез открытие более широкого доступа прихожанам к церковным делам возможно оживление церковной жизни. Участие прихожан в церковной жизни может носить самый разнообразный характер, какой имеет сама церковно-приходская жизнь, и обнимать ее стороны: религиозно-нравственную, просветительную, благотворительную и хозяйственную. Наиболее совершенным проявлением взаимной созидательной жизни и деятельности пастырей и пасомых могут служить общие церковно-приходские собрания. Эти собрания должны быть главным распорядительным органом управления данной церковной общины. На церковно-приходских собраниях рассматриваются и разрешаются все главнейшие вопросы местной церковно-приходской жизни и избираются члены церковного совета, который имеет служить исполнительным органом общих собраний. В состав совета должны входить, в качестве его председателя, приходский пастырь и в качестве членов прочие клирики, а также церковный староста и 12 лиц, выбранных на 3 года из прихожан, известных своим благочестием и преданностью Церкви. Совет управляет текущими делами Церкви, делает доклады общему собранию и приводит в исполнение постановления последнего по всем вопросам, присущим церковным общинам. В числе таких вопросов на первом месте должны стоять религиозно-нравственные. Члены совета обязаны заботиться о поддержании религиозно-нравственных начал в приходе как собственным примером, так и исправлением лиц порочных, подверженных тем или другим нравственным недугам; равным образом, к их обязанностям относится наблюдение за инославной, иноверной и сектантской пропагандой и охранение от нее православных чад Церкви. В храме Божием члены совета следят за соблюдением внешнего порядка и благочиния, особенно при раздаче освященной воды, вербы и проч.
В отношении просветительной деятельности, для общины открывается широкое поприще в смысле устройства различных школ, издания брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, продажи и распространения книг, молитвослов, ведения чтений и собеседований и т. п. Благотворительность общины должна простираться на всех сирых и неимущих и выражаться в устройстве богаделен, приютов, ясель и работных домов. Наконец, чисто хозяйственные функции общины имеют простираться на заведование приходскими капиталами и имуществом, но никак не церковными суммами, состоящими, согласно 41-му пр. Апост., в ведении епископа. Но члены совета не лишаются права контролировать церковные суммы, а также правильность и законность их расходования, с докладами о сем общему церковно-приходскому собранию. При таком расширении деятельности приходских общин, для вящей полноты их прав следует признать их за юридические лица с предоставлением им приобретать, отчуждать и укреплять за собой движимое и недвижимое имущество всеми порядками и способами, в законе таковым лицам усвоенными.
Что касается вопроса о предоставлении общине права избирать кандидатов на должности священноцерковнослужительские, то таковой должен быть решен в отрицательном смысле. Основание для выбора лиц духовного сана положено в Священном Писании. «Руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехом», – заповедал апостол Павел Тимофею (1Тим. 5:26). Ясно, что по этой заповеди избрание, как соединенное с нравственной ответственностью епископа, зависит от личного его усмотрения. Затем, 7 Вселенский Собор (пр. 3-е) признает избрание в священный сан, делаемое мирскими начальниками, недействительным, а Лаодикийский Собор (пр. 13-е) воспрещает имеющих произвестися во священство избирать сборищу народа. Практиковавшиеся в древней Церкви одобрения, дававшиеся прихожанами кандидатам в клир, с течением времени превратились в приходские выборы, но породили и злоупотребления, состоявшие, во-первых, в приобретении избирателей подкупом, на что указывал собору 1551 года царь Иван Васильевич, утверждая, что уличане брали с избираемых ими в причт большие деньги, и на что обратил также внимание Московский собор 1667 г., выразив, что церкви Божии корчемствовали, разумея под сим избрание к церквам тех, кто давал избирателям больше выгод; во-вторых – в посягательстве на существенную принадлежность святительской власти поставлять того, кого сам епископ признает достойным, на что указывал царь Иван Васильевич при том же случае, изъясняя, что поставленного по собственному усмотрению владыки, хотя бы был грамоте горазд и чувствен, уличане не принимали, и, в- третьих – во вторжении в причт людей несведущих, которые, по выражению собора 1667 г., ниже скоты пасти умеют, кольми паче людей (определение Святейшего Синода 1884 г. за № 1514).
Поэтому в настоящее время, когда имеется достаточное число подготовленных в духовно-учебных заведениях кандидатов на священноцерковнослужительские места, возвращаться к прежним осужденным историей временам всевозможных нестроений и злоупотреблений при выборах прихожанами названных кандидатов – в высшей степени нежелательно, а в Северо-Западном крае, ввиду исключительных особенностей местной религиозно-нравственной жизни, положительно невозможно.
5. Реформа духовно-учебных заведений
Ввиду последовавшего распоряжения Святейшего Синода от 26 ноября 1905 года, за № 6142, обсуждение следующего в порядке синодального определения вопроса об усовершении духовно-учебных школ передано в подлежащие педагогические собрания, подробные соображения которых об изменениях в уставах духовно-учебных заведений будут представлены к 1 февраля сего года вместе с моим отзывом по данному вопросу.
6. Приобретение Церковью собственности
Существующий в настоящее время порядок приобретения церквами, монастырями и архиерейскими домами недвижимого имущества через испрошение Высочайшего соизволения на укрепление оного за таковыми учреждениями, с введением проектируемых церковных преобразований, децентрализацией многих церковных дел и предоставлением большей самодеятельности местным церковным учреждениям, следовало бы уничтожить, предоставив местной епархиальной власти разрешать и утверждать все акты по приобретению всякого рода имущества путем пожертвования, дарения или покупки, в том предположении, что церковные учреждения и епархиальная власть, оберегающая церковные интересы и выгоды, не станут входить в невыгодные сделки по приобретению собственности, соединенные с ущербом для церквей и монастырей. Зато продажа и вообще отчуждение церковной собственности должны попрежнему быть обставлены более строгим контролем со стороны Святейшего Синода, который своей властью, не утруждая Государя Императора, может разрешать отчуждение церковных и монастырских имуществ, если признает сие целесообразным, или же отклонять об этом ходатайства, раз заметит, что они ведут не к пользе церковных учреждений.
К сему считаю долгом присовокупить, что и епархиальному духовенству, как сословию, было бы вполне благовременным предоставить права, как юридическому лицу, приобретать на свое имя, для собственных надобностей и на собственные средства, и укреплять за собой всякого рода недвижимые имущества для лучшего самообеспечения, в видах более благоуспешной и полезной пастырской деятельности.
7. Епархиальные съезды
Из сказанного в 3 главе относительно преобразования епархиального управления усматривается, что епархиальным съездам желательно дать другую постановку, чем они имеют в настоящее время. Из узкосословных учреждений с специально экономическими задачами, при коренном преобразовании церковного строя, съездам в соборном епархиальном управлении целесообразно было бы присвоить значение вспомогательного при епископе органа не только по вопросам экономическим, но и по религиозно-нравственным. Собираясь периодически или по мере надобности, съезды могут оказывать епископу существенную помощь в управлении епархией, в живых и непосредственных беседах знакомя архипастыря со всеми сторонами церковно-приходской жизни и получая от него непосредственные указания по возникающим вопросам в целях более плодотворной пастырской деятельности. Такой взаимный, живой обмен мыслей епископа с пастырями поставит их в близкие духовные отношения и предотвратит существующую ныне чисто формальную между ними связь, основывающуюся главным образом на бумажных донесениях и предписаниях. Если же к этому присовокупить, что на епархиальных съездах будут присутствовать и миряне в лице представителей общин, то, при восстановлении соборного управления в России, значение епархиальных съездов сильно увеличится и послужит одним из существеннейших факторов обновления и оживления пришедшей ныне в упадок церковной жизни.
8. Участие духовенства в общественных учреждениях
Участие Церкви в лице ее представителей, духовенства, в общественной жизни народа требуется самыми задачами и целями существования христианской Церкви на земле, определяется церковными канонами, осуществляется в жизни христианских государств.
Служа спасению и освящению человечества, его братскому объединению и нравственному усовершенствованию, Церковь необходимо должна воздействовать на все мирское, на формы общественной жизни и на внешние отношения людей между собой. Одним из необходимых условий такого воздействия является участие служителей Церкви в делах общественных и государственных. Это необходимо также еще и для представительства и защиты в государственных и общественных учреждениях интересов Церкви и духовенства. Церковные каноны, определяя степень, характер и форму участия клириков в мирских делах и запрещая им 6-м и 81-м правилами св. Апостол «принимати на себя мирския попечения», «вдаватися в народныя управления», разумеют под этими выражениями (как это очевидно из 83-го Апост.пр.,3-го и 4-го пр.Халк.Собора,19-го пр.Карф.,11-го пр. Двукратн. и др.) занятие, из корыстных целей, делами, несовместными с церковным служением, и принятие на себя мирских начальственных должностей, но никак не устранение клириков от общественной жизни народа.
История христианских государств показывает, что везде духовенство, наравне со всеми гражданами страны, имеет и осуществляет все гражданские права, из коих самое важное – право участвовать в народном управлении, в решении общественных и государственных дел, во всех представительных общественных и государственных учреждениях. Особенно это нужно сказать о византийском законодательстве, предоставлявшем, особенно представителям высшей церковной власти, широкое участие в общественных делах. У нас на Руси это право духовенства находило для себя яркое выражение в фактах участия не только высшей церковной власти, но и низшего белого духовенства в «государственной думе», и, в качестве выборных депутатов, на земских соборах. Это право признано актами 6 августа и 11 декабря 1905 года.
Таким образом, устранение духовенства от участия в представительных, общественных и государственных учреждениях явилось бы несправедливостью и могло бы повести к еще большему разъединению Церкви и общества.
9. Вопросы, не указанные в предложении г. обер-прокурора
Из настоятельных вопросов Северо-Западного края требуют безотлагательного рассмотрения и разрешения на Поместном Всероссийском Соборе следующие:
1) В видах предотвращения происходящих погромов церквей, монастырей и церковных школ, необходимо выработать меры к обузданию столь диких проявлений фанатизма католиков путем ли воздействия на них чрез высшее католическое духовенство, хотя бы для этого пришлось снестись с Римской курией, или чрез принятие иных репрессивных мер для ограждения в сем крае угнетаемого православия.
2) Необходимо законодательным путем решительно воспретить ксендзам открыто вести пропаганду и вообще заниматься миссионерскою деятельностью среди православных, так как только господствующая православная Церковь может пользоваться исключительным правом миссионерства в России, не отказывая, однако, тем из православных, которые сами добровольно захотели бы перейти в католичество, в праве приходить к ксендзам, которые обязаны не ранее присоединять их к католической Церкви, как основательно убедившись, что это присоединение – добровольное, а не результат запугивания, прельщения или насилия со стороны последователей католицизма, и когда принятые духовным начальством меры к увещанию оставаться в лоне православной Церкви оказались бы недейственными.
3) Для противодействия успехам католичества было бы в высшей степени желательно противопоставить ему твердый оплот православия в виде духовной академии в Вильне с кафедрами миссионерских предметов, где особое внимание уделялось бы изучению разностей православного и римско-католического вероисповедания, а также местных языков: польского и литовского. Учреждение академии в Вильне много облегчается тем, что здесь имеются вполне приспособленные для сего здания или в Свято-Троицком монастыре, где помещается в настоящее время духовная семинария, или в Андреевском духовном училище, в котором прежде помещалась римско-католическая академия. Училище же могло бы быть переведено в помещение, занимаемое в настоящее время женским училищем духовного ведомства, имеющим строить для себя новое здание. За устройство в Вильне духовной академии говорит и богатейшая, по количеству книжных сокровищ, публичная библиотека – первая после Императорской Публичной Библиотеки, и замечательное обилие в семинарской библиотеке всевозможных научных пособий и ученых трудов на иностранных, преимущественно латинском, языках. Кроме того, в Вильне имеется богатейший центральный архив с редкими письменными сокровищами, которыми можно было бы пользоваться для блага науки и Церкви и даже со временем принять их в ведение академии, как верной и надежной хранительницы столь замечательных памятников истории и письменности.