№72, преосвященного Димитрия, архиепископа Казанского, от 9 февраля 1906 года
Предположения Казанского епархиального начальства по вопросу о реформе церковного суда
Необходимость преобразования церковного суда в русской Церкви давно сознана, и высшей властью церковною и гражданскою предпринимались меры к усовершению его, но им не суждено было осуществиться. Было бы слишком долго, да и излишне, излагать все недостатки церковного суда, а равно и мероприятия к его реорганизации, ибо это хорошо известно. Занимавшаяся разработкой данного вопроса комиссия, под моим председательством, подробно и тщательно обсудив современное состояние церковного суда и все то, что доселе предпринималось к его преобразованию, полагала бы такую организацию церковного суда.
Об устройстве духовных судов
Глава 1. Общие правила
1. Духовный суд в русской Церкви производится: благочинническим советом – в пределах благочиния, епархиальным судом – в целой епархии, судебным отделением Св. Синода и общим собранием Св. Синода – во всей русской Церкви.
Примечание. Епархиальному архиерею лично принадлежит право дисциплинарного суда и взыскания в пределах, указанных в 155 ст. Устава духовных консисторий.
2. Все перечисленные духовно-судебные установления производят суд коллегиально. Следствия по делам, подсудным епархиальному суду, производятся духовными следователями, а по прочим – духовными лицами, особо назначенными Св. Синодом.
3. При духовно-судебных установлениях состоят канцелярии для письмоводства.
Глава 2. Совет благочинного
1. Низшую инстанцию духовного суда составляет совет благочинного. Ему подсудны дела, за которые виновные подлежат замечаниям, выговорам и денежным штрафам без внесения судимости в послужной список (подробности указаны в отделе об епархиальном управлении).
2. Совет благочинного состоит, под председательством благочинного, из двух его помощников и члена-судьи, избираемых духовенством благочиннического округа на три года и утверждаемых в должности епархиальным архиереем.
3. Совет благочинного по делам судебным созывается, по приглашению благочинного, не менее одного раза в месяц.
Глава 3. Епархиальный суд
1. В каждой епархии, отдельно от консистории, учреждается епархиальный суд.
2. Епархиальный суд состоит из коллегии пресвитеров под председательством епархиального архиерея. Фактически, однако же, председательские права и обязанности поручаются архиереем его местоблюстителю из лиц пресвитерского сана.
3. Присутствие епархиального суда должно состоять из председателя и трех членов.
4. Члены епархиального суда избираются епархиальным съездом депутатов духовенства и по представлению епархиального архиерея утверждаются в должности Св. Синодом.
5. В члены епархиального суда избираются состоящие в епархии лица пресвитерского сана, по преимуществу с высшим богословским образованием, прослужившие в должности священника не менее десяти лет или в должности судебного следователя не менее трех лет.
6. Служба члена епархиального суда бессрочна. В случае нужды она может быть совмещаема с обязанностями приходского священника.
7. В случае крайней необходимости может быть организовано на время заседание епархиального суда и в другом месте, кроме епархиального города.
8. В случае болезни или отсутствия местоблюстителя епархиального архиерея по епархиальному суду председательство в заседании суда переходит к старшему по службе члену суда. В случае недостатка в членах суда может быть командирован на время епархиальным архиереем для участия в заседаниях суда один из священников епархиального города.
Глава 4. Судебное отделение при Святейшем Синоде
1. При Святейшем Синоде состоит судебное отделение оного для рассмотрения и решения апелляций и протестов на решения епархиальных судов и для решения дел, касающихся лиц архиерейского сана.
2. Судебное отделение при Св. Синоде состоит из епархиальных архиереев, вызываемых Св. Синодом, с Высочайшего соизволения, на два года, под председательством одного из постоянных членов Св. Синода.
3. Присутствие судебного отделения Св. Синода для решения дел должно состоять не менее как из трех членов, считая в том числе и председателя.
4. Для рассмотрения дел по жалобам на приговоры судебного отделения Св. Синода, постановленные оным в качестве первой инстанции, и для суда над членами и присутствующими Св. Синода составляется общее собрание членов Св. Синода и судебного отделения оного, под председательством первенствующего члена Св. Синода.
Глава 5. О канцеляриях духовно-судебных установлений
1. Канцелярия епархиального суда состоит из секретаря по назначению председателя суда и из необходимого числа писцов по найму.
2. Канцелярия судебного отделения при Св. Синоде состоит под ведением обер-секретаря с необходимым количеством помощников и писцов, назначаемых председателем отделения.
Глава 6. О внутреннем устройстве духовно-судебных установлений
1. Наблюдение за аккуратностью и правильностью делопроизводства в каждом духовно-судебном месте и охранение порядка в заседаниях суда возлагаются на председателя.
2. Заседания духовных судов разделяются на распорядительные и судебные.
3. Судебные заседания для решения дел происходят публично. Право входа в публичное заседание суда дается по усмотрению председателя посредством выдачи именного билета. Случаи, в которых к сим заседаниям не должны быть допускаемы лица посторонние, определяются в законе.
4. Каждое решение духовного суда, состоявшееся в публичном заседании, может быть напечатано и обсуждаемо на основании общих постановлений о печати.
5. Члены судебного отделения при Св. Синоде имеют ежегодно три месяца вакантного времени.
Глава 7. О наказах и отчетах
1. Правила, относящиеся до внутреннего распорядка в духовно-судебных местах, определяются самими судебными установлениями в наказах, утверждаемых судебным отделением при Св. Синоде.
2. Отчеты о движении дел в духовно-судебных местах представляются по инстанциям: благочинническим советам – в епархиальный суд, а последним – в судебное отделение при Св. Синоде.
3. Отчеты духовно-судебных установлений могут быть публикуемы в печати.
Глава 8. О правах и преимуществах лиц, принадлежащих к составу духовно-судебных установлений и об ответственности их
1. Члены духовно-судебных установлений и судебные следователи получают содержание по особому положению.
2. Духовные следователи и члены духовно-судебных установлений не могут быть ни увольняемы без прошения не только от должности судебной, но и от должности священнослужительской, ни переводимы из одной местности или прихода в другие. Временное устранение от должности допускается только в случае предания их суду, а совершенному удалению или отрешению от должности они подвергаются не иначе, как по приговорам суда.
Глава 9. О надзоре за духовно-судебными установлениями
• 1. Надзор за духовно-судебными установлениями принадлежит высшим в порядке подчиненности судебным местам, а именно: судебному отделению Св. Синода – за епархиальными судами, а епархиальному суду – за благочинническими советами.
О судопроизводстве в духовных судах
Главными отличительными особенностями уголовного процесса по судебным уставам 1864 года служат: 1) непосредственность оценки уголовных доказательств, 2) гласность производства, 3) равноправность сторон на суде и
4) отмена теории формальных доказательств. Все эти начала нового процесса легко и удобно могут быть перенесены и в судопроизводство духовных судов. Непосредственность оценки уголовных доказательств требует, чтобы стороны и свидетели лично присутствовали на суде и давали свои показания прямо пред судом без всякого посредства, чтобы суд по личным впечатлениям непосредственно мог составить себе убеждение в виновности или невиновности подсудимого. Это имеет своим необходимым последствием разделение следствия на два момента: следствие предварительное и следствие судебное в собственном смысле, производимое в заседании суда. Предварительное следствие есть действие, подготовительное к судебному следствию. Оно имеет целью собрать фактические данные для разрешения вопроса о предании суду заподозренного, а также собрать и хранить до суда все те доказательства, которые необходимы для всестороннего обсуждения дела.
Насчет публичности и гласности можно заметить, что нет надобности доводить ее до крайности. Гласность имеет значение обеспечения правильного и беспристрастного ведения дела на суде. Значит, для целей обеспечения правосудия достаточно того, чтобы на суде были посторонние люди, которые могли бы поведать публике о неправильном ведении дела, если бы был подан к тому какой-либо повод, а вовсе не требуется, чтобы присутствие суда обращалось в место театральных зрелищ. Известное ограничение доступа для посторонних в залу заседания духовного суда желательно в видах сохранения порядка во время заседания суда и в видах ограждения провинившихся духовных лиц от излишнего позора и злорадного издевательства над ними нескромной толпы. В этих видах и проектируется в отделе об организации духовно-епархиального суда правило, чтобы посторонняя публика допускалась в зал заседания епархиального суда не иначе как по билетам, выдаваемым по усмотрению председателя суда.
Ввиду несомнительности вопроса о применимости к духовному суду начал уголовного процесса, принятого в судебных уставах 1864 года, мы ограничиваемся в данном случае изложенными немногими замечаниями и не будем развивать желаемый порядок судопроизводства в параграфах устава. Подобный опыт уже был сделан в свое время проф. Лавровым. Этот проект можно принять с небольшими исправлениями в частностях.
О церковных наказаниях
Принимая во внимание церковные правила и практику, а также и все соображения, высказываемые по сему вопросу сведущими людьми, мы считаем целесообразным предложить следующую лестницу наказаний для духовных лиц, налагаемых по приговору церковного суда:
1) Выговор с внесением в послужной список.
2) Денежное взыскание до 50 руб.
3) Перемещение от приходской церкви к бесприходной.
4) Удаление от места с правом приискания другого места.
5) Вычет из времени службы, дающей право на получение наград, пенсий и знаков отличий беспорочной службы, от полугода до года (Улож. о нак. 68).
6) Заключение в монастыре во исполнение приговора уголовного суда.
7) Временное запрещение священнослужения до трех месяцев, без отрешения от места, с проживанием в монастыре.
8) Временное запрещение священнослужения до 6 месяцев, с отрешением от места, с правом временного занятия должности псаломщика по усмотрению епархиального архиерея.
9) Запрещение священнослужения навсегда, с правом снятия сана и выхода из духовного звания.
10) Лишение сана с правом оставаться по доброй воле в духовном звании на низших должностях или в монастыре на послушании – с надеждой пострижения в монашество в случае исправления.
11) Лишение священного сана с обязательным исключением из Духовного Ведомства.
12) Отлучение от Церкви лиц, которые, по лишении священного сана, остаются в неисправлении или не покорятся приговору церковного суда (Апост.5-е, 28-е, 51-е, 58-е, 59-е).
13) Псаломщик подвергается тем же мерам наказания, что и священник и диакон, со следующим различием: вместо временного запрещения священно-служения (ст. 7 и 8), псаломщик посылается в монастырь в клиросное послушание или в черную работу; вместо лишения сана, исключается из Духовного Ведомства.
Упомянутые выше меры взыскания применяются к разным видам проступков и преступлений следующим образом:
Отлучению от Церкви подлежат те духовные лица, которые, по лишении священного сана, остаются в неисправлении или заявят непокорство церковному суду (Апост.5-е, 28-е, 51-е, 58-е, 59-е).
Лишению священного сана с обязательным исключением из Духовного Ведомства подвергаются священнослужители, которые обличены в уголовных преступлениях и присуждены к такому наказанию уголовным судом (Уст. коне. 177), или которые обличены в нарушении целомудрия или святости брака (Уст. коне. 185).
Лишению священного сана, с предоставлением права оставаться по желанию в Духовном Ведомстве на низших степенях или в монастырском послушании, подлежит священнослужитель, бьющий кого-либо рукой или орудием в церкви во время богослужения, или произведший в церкви словами или действиями соблазн или замешательство, от которого последовала остановка богослужения, или дерзнувший совершать божественную литургию в нетрезвом виде, или совершивший другое тяжкое грехопадение, нетерпимое в духовном сане (Уст. кон. 179, 180, 181). В случае если эти лица не окажут исправления по оставлении в Духовном Ведомстве, то они исключаются из Духовного Ведомства и отсылаются в местное губернское правление с подробным объяснением вины, за которую лишены священнослужительского сана (Уст. о пред, и пр. пр. 179).
Священнослужитель, оказавший неприличными словами или действиями неуважение к храму Божию и освященным вещам онаго, подвергается запрещению священнослужения на три месяца без лишения места, с прохождением епитимии в монастыре, а при повторении подобного проступка лишается священнослужения навсегда, с правом выхода из Духовного Ведомства (Уст. коне. 182).
Священнослужитель, дерзнувший совершать в церкви или вне оной в священном облачении богослужение (кроме литургии) или требоисправление в нетрезвом виде, в первый раз отрешается от места с правом приискания другого места, во второй раз подвергается запрещению священнослужения до трех месяцев с прохождением епитимии в монастыре, в третий раз подлежит запрещению священнослужения навсегда, с правом оставаться в Духовном Ведомстве на низших степенях, и в монастыре на послушании, или же, по желанию, выйти из Духовного Ведомства (Уст. коне. 181).
Священник, по нерадению об исправлении своей обязанности допустивший умереть младенцу без св. крещения или больному без просимого им напутствования таинствами, подлежит переводу из приходской церкви к бесприходной (Уст. коне. 143). Священнослужитель, уличенный в вымогательстве платы за требоисправление, в первый раз присуждается к годичному вычету из срока на пенсию, а при повторении того же проступка отрешается от места, с правом по прошествии трех месяцев искать места у церкви бесприходной. Причетник за то же преступление в первый раз отрешается от места с прохождением клиросного послушания в монастыре до трех месяцев, а при повторении того же проступка исключается из духовного звания.
Священнослужитель, обличенный в причинении кому-либо вне церкви оскорбления неприличными словами, подвергается денежному взысканию в пользу сирот Духовного Ведомства до 50 рублей, а учинивший оскорбление тяжкое отрешается от должности на три месяца с правом занять в это время место псаломщика. Церковные причетники за причинение обиды словами подвергаются денежному взысканию или епитимии в монастыре, смотря по обстоятельствам, а за причинение тяжкой обиды – наложению епитимии в монастыре или исключению из духовного звания (Уст. коне. 186).
Священнослужитель, замеченный в склонности к нетрезвой жизни, подвергается в первый раз запрещению священнослужения на три месяца, с правом исправлять обязанности псаломщика; во второй раз – отрешению от места с запрещением священнослужения впредь до исправления, с правом исправлять должность псаломщика. Если же и после сего он не окажет исправления и будет продолжать вести нетрезвую жизнь, соблазнительную для прихожан, то вместе с лишением сана исключается из Духовного Ведомства. Причетники, следствием обнаруженные в нетрезвости, в первый раз посылаются в монастырь на послушания и труды, а во второй или третий – исключаются из духовного звания и передаются в распоряжение губернского правления (Уст. коне. 187; Уст. о пред, и пр.пр. 178, 179).
Священнослужители и причетники за повенчание незаконных браков, если они не употребили должных мер предосторожности, наказываются в первый раз выговором с внесением в послужной список, во второй раз – денежным взысканием не свыше 50 руб., в третий раз – вычетом от шести до двенадцати месяцев из срока службы на пенсию.
Военный священник за повенчание браков лиц, не принадлежащих к приходам военных церквей (Инстр. протопр. 1890 г. ст. 44), также приходский священник, повенчавший брак прихожан другого прихода без согласия их приходского священника, наказываются денежным взысканием не свыше 50 рублей с внесением в послужной список.
Священнослужители и причетники, которые, по жалобам прихожан, оказываются виновными в неисправности по совершению богослужения и треб и в немиролюбии, удаляются от места, с предоставлением им права поступить в другой приход или к бесприходной церкви (Уст. коне. 191).
За неисправное ведение книг приходо-расходных, метрических, обыскных и исповедных росписей, вообще – приходских документов, священнослужители и причетники наказываются выговором или денежным штрафом не свыше 50 руб., смотря по степени неисправности. Впрочем, неоднократно замеченная в сем неисправность, соединенная с явным нерадением или неблагонамеренностью, подвергает виновных более строгим мерам взыскания (Уст. коне.192:193).
За неисправное ведение годичной отчетности по церкви и приходу пред епархиальным начальством, если эта неисправность не есть дело случая или явление единичное, члены причта, особенно настоятель церкви, штрафуются выговором или денежным взысканием.
Немиролюбие, сутяжничество с членами церкви или с прихожанами со стороны священника, диакона или псаломщика наказывается, смотря по обстоятельствам дела и степени виновности, выговором, денежным штрафом или предложением перейти на другое место.
Самовольная отлучка без паспорта благочинного или епархиального начальства наказывается выговором или денежным штрафом.
Сознательное и демонстративное неисполнение распоряжений благочинного или епархиального начальства наказывается, смотря по обстоятельствам дела и важности вины, выговором, денежным штрафом или устранением от места.
Неблагопокорливость, непочтительность и дерзкое отношение к начальству ближайшему и епархиальному наказывается, смотря по важности вины, выговором, денежным штрафом или удалением от места.
Злословие, злонамеренно распускаемое про начальство епархиальное открыто на словах или путем печати, наказывается денежным штрафом или удалением от места, а в случае повторения проступка – временным запрещением священнослужения.
Неблаговидное свободомыслие по вопросам веры, церковной дисциплины и общественного строя, обнаруженное в проповеди, публичной речи или путем печати, наказывается, смотря по обстоятельствам дела и важности вины, выговором, денежным штрафом, удалением от места, а при повторении проступка – удалением от должности с временным запрещением священнослужения.
В случаях, которые не означены в сем уставе, надлежит применяться к указанной выше постепенности взысканий, а в тех случаях, которые упоминаются в церковных правилах или в Своде Законов Российской империи, следует руководствоваться церковными правилами и Сводом, в особых же случаях – испрашивать разрешения Св. Синода (Уст. коне. 195).
Заштатные священнослужители и причетники в поведении своем подлежат общему порядку надзора и суда (Уст. коне. 79).
Монашествующие за проступки, подходящие под вышеизложенные статьи, наказываются по тем же правилам: иеромонах и иеродиакон – как священник и диакон, а монах и послушник – как причетник. Кроме того, монахи, занимающие в монастыре какую-нибудь почетную должность, например, настоятеля, казначея и пр., могут наказываться лишением этой должности, а простой монах – лишением права избрания в таковую должность. Может быть употребляем в виде меры исправительного наказания и перевод монаха из одного монастыря в другой, но только в случае возникновения каких-либо неудовольствий между этим монахом и остальною монашескою братией, которые трудно прекратить другим способом. Может быть употребляем вычет из жалованья. По проступкам, подлежащим внутренней монастырской дисциплине, монахи подвергаются мерам исправления, указанным в монастырских уставах, в завещаниях для инока, преданных св. Василием Великим во второй части Кормчей, в Номоканоне при В. Требнике и в Духовном Регламенте (Уст. коне. 196).
Церковный суд при наложении церковных наказаний должен иметь в виду, кроме важности проступка или преступления, еще общие правила о вменении преступлений и об обстоятельствах, увеличивающих или уменьшающих вину и наказание, изложенных в Уложении о наказаниях (ст. 90–135). Особенное внимание должен обращать церковный суд на нравственное состояние судимого духовного лица, на степень его раскаяния, на то, который раз он судится, на то, не подвергался ли он прежде суда административным взысканиям. Искреннее сознание в грехе и сожаление о его совершении должно высоко цениться на суде, как обстоятельство, смягчающее вину и наказание, особенно когда грехопадение совершено лицом безукоризненного поведения при каких-либо особых обстоятельствах и носит случайный характер. В подобном случае суду надобно предоставить право оказывать полное снисхождение, по правилу: «Хвалится милость на суде». В случаях же обратного характера, в случаях неисправимости и нравственной потерянности, церковный суд принимает меры строгости, чтобы избавить церковный клир от совершенно негодных членов, позорящих его и приносящих существенный вред церковной пастве. Также по всей строгости должны быть наказываемы случаи горделивого самомнения, упорного неповиновения распоряжениям власти и недостойного интриганства.
Кроме мер взыскания, налагаемых по суду, существуют еще взыскания за преступления и проступки по службе, налагаемые в административном порядке. Одни из них налагаются по распоряжению непосредственного начальства виновного; это именно – замечания и выговоры без внесения в послужной список. Другие назначаются по распоряжению начальства, от которого зависит назначение к должности, занимаемой виновником: это – вычет из жалованья, перемещение с высшей должности на низшую, удаление от должности и арест до семи дней (Улож. о нак. 69 и прим.). Это право принадлежит и церковному начальству. Первые два наказания – замечание и выговор – могут быть налагаемы на духовных лиц благочинным (Инстр. благ. 49) и благочинническим советом, а прочие – в известной мере епархиальным архиереем. Между прочим, Уставом духовных консисторий предоставлено епархиальному архиерею право увольнять за штат священнослужителей и церковных причетников в случаях достоверно дознанной неспособности их к дальнейшему прохождению службы по преклонной старости или болезням (Уст. коне. 78). Епархиальному архиерею предоставляется право переводить духовных лиц с одного места на другое по просьбе об этом со стороны прихожан вследствие их неудовольствия на кого-либо из членов причта (Уст. коне. 191), а также и в других случаях необходимости принять эту меру, особенно в целях миссионерских, или в случае возведения священника на высшую степень, например протоиерея. Это широкое полномочие может нередко подать повод к злоупотреблениям со стороны епархиальных преосвященных. Св. Синод предостерегает епархиальных преосвященных от подобных злоупотреблений, обязывая их в годичных отчетах об управлении епархиями упоминать о числе священников, перемещенных в продолжении года без собственных их прошений (Журнал. Прис. по д. пр. дух. 28 марта 1869 г. 5). Но и эта слабая гарантия против возможных злоупотреблений со стороны епархиальных архиереев упомянутым правом парализована позднейшим указом Св. Синода (21 декабря 1892 г., п. 6, г), дозволившим епархиальным архиереям переводить неисправных духовных лиц из приходов, зараженных сектантством, с лишением их права жаловаться на такие перемещения. Это распоряжение должно быть уничтожено в целях правосудия и защиты могущих пострадать невинно от поспешных распоряжений епархиальной власти. Устав духовных консисторий предоставляет также епархиальному архиерею право или даже вменяет в обязанность устранять от священнослужения духовных лиц, подпавших следствию и суду в тяжких преступлениях (Уст. дух. коне. 159). Наконец, епархиальный архиерей может по непосредственному своему суду в указанных случаях наложить на духовное лицо епитимию (даже запрещение священнослужения) до двух недель с прохождением ее на месте службы или в архиерейском доме (Уст. коне. 155). Все эти административные полномочия должны быть сохранены за епархиальным архиереем (с указанными ограничениями) и после реформы епархиального суда.
Взыскания, наложенные на духовных лиц в административном порядке, не вносятся в послужной список виновных. Замечания и выговоры и денежные штрафы благочинных и благочиннических советов вносятся в особую кондуитную книгу, находящуюся в ведении благочинного, а административные взыскания епархиальной власти, не исключая и выговоров, вносятся также в кондуитную книгу, находящуюся в консистории. Сведения об административных взысканиях органов епархиального управления приводятся на справку или конфиденциально принимаются во внимание в потребных случаях епархиальной жизни. Сведения эти принимаются во внимание и в случае суда над лицами, подвергавшимися административным взысканиям, для оценки нравственного облика судимого лица.