Евхаристия в субботу и воскресенье
В то время, когда у монахов-пустынников не было своих церквей, они ходили, когда могли, на литургию в ближайший от них храм. Когда же они построили свои церкви и служили уже там, есть все основания полагать, что они сохранили общее правило служить литургию два раза в неделю – по субботам и воскресеньям. Как отмечает церковный историк Сократ, обычай совершать Святые Тайны по субботам присутствует во всех Церквях кроме Римской и Александрийской. Затем он добавляет, что египтяне, которые живут по соседству с александрийцами, как и жители Фиваиды, тем не менее следуют этому обычаю, но с одной особенностью – Евхаристия у них совершается вечером, после трапезы1034.
Пахомианские источники ясно указывают на то, что обычай служить литургию в субботу и воскресенье существовал в монастырях Пахомия Великого. В Тавенниси Пахомий вместе с монахами ходил в деревенскую церковь по субботам и воскресеньям. После строительства отдельной церкви для монахов они, не имея у себя священника, ходили в деревенский храм в субботу вечером, тогда как деревенский священник приходил к ним служить в воскресенье утром1035.
Мы располагаем многочисленными свидетельствами того, что в монашеских центрах Нижнего Египта в конце IV века также служили две литургии – в субботу и воскресенье1036. Строго говоря, в источниках не говорится об этом прямо, но там четко указано, что монахи собирались в субботу и воскресенье. К тому же мы знаем, что повсюду в Египте, кроме Александрии, Евхаристия совершалась в оба эти дня. Так, Созомен пишет, что монахи участвуют в Святых Тайнах в первый и последний день недели1037.
Сократ уточняет, что в районе Александрии субботняя литургия совершалась вечером. У монахов аввы Аполлона ежедневную литургию служили в девятом часу1038. Как обстояло дело в Скиту, надежных сведений нет. Согласно Иоанну Кассиану, она должна была совершаться в субботу утром. В «Собеседовании аввы Пиамуна» сообщается, что Пафнутий, удаленный по ложному обвинению от церковного общения, по субботам и воскресеньям с самого утра приходил в церковь, но не для того, чтобы причаститься Святых Тайн, а для того, чтобы пасть ниц перед дверьми1039. Конечно, данный обычай в течение IV века мог и изменяться, но если литургию служили по субботам после совместной трапезы, это могло происходить только во второй половине дня.
Отшельники, одетые в свои лучшие хитоны1040, встречались по субботам в церкви для совместной трапезы, которая заканчивалась совместной литургией. Иногда им приходилось идти пешком значительное расстояние. Руфин пишет, что некоторые подвижники из Келлий жили на расстоянии трех-четырех миль от церкви1041, но в Скиту кельи некоторых пустынников были, вероятно, расположены гораздо дальше. Авва Пафнутий, например, жил в пяти милях от церкви1042. Авва Арсений, как явствует из одной апофтегмы, жил на расстоянии тридцати двух миль1043 – в таком случае было довольно сложно пройти оба конца по два раза за два дня. Если кельи находились не слишком далеко, то монахи вполне могли возвратиться в келью в субботу вечером и снова прийти в церковь в воскресенье утром1044. Но большая их часть, вероятно, оставалась там до утра и проводила всю ночь в молитвах.
* * *
Сократ Схоластик. Церковная история, V, 22 (PG 67, 636 В).
Veilleux A. La vie de saint Pachôme… P. 230–231.
A 805; Eth 13, 79; 14, 33; Иоанн Кассиан. Установления, 3, 2; 5, 26; Установления, 3, 1; История монахов, 20, 7; Лавсаик, 7, 5.
Созомен. Церковная история, III, 14 (PG 67, 1072 С); VI, 31 (PG 67, 1388 В).
История монахов, 8, 51.
Иоанн Кассиан. Собеседования, 18, 15.
А 926.
Руфин. История монахов, 22 (PL 21, 444); ср. История монахов, 20, 8.
Иоанн Кассиан. Собеседования, 3, 1.
А 59 (=Арсений, 20. Достопамятные сказания. С. 20).
Eth 14, 33.