Источник

Приветствие игумена Великой Ватопедской обители архимандрита Ефрема (Кутсу)

Связи, рожденные духовным единством, и общность во Христе между Святой Горой и Россией длятся в течение последнего тысячелетия. Носителями и связующими звеньями этого единства были главным образом русские святогорские монахи.

В числе первых должно упомянуть преподобного Антония Эсфигменского, основателя знаменитой Киевской Лавры, который жил в начале XI в. на Святой Горе и стал основоположником русского монашества. Затем – святого Киприана Цамблака, и ныне мы празднуем 600-летнюю годовщину со дня его кончины. Святой Киприан пришел на Святую Гору юношей, затем стал митрополитом Киевским и внес огромный вклад в сохранение единства Русской Церкви в XIV в. Вспомним преподобного Нила Сорского, главного созидателя исихастского монашеского духа в России в XV в., который жил на Святой Горе в течение целых 20 лет, святого Максима Ватопедского, который, по нашему мнению, является ярчайшим звеном в цепи просветителей русского народа. В этом году мы празднуем 450 лет со времени его преставления и 10 лет со времени обретения его мощей. Нельзя забыть и преподобного Паисия Величковского, который сообщил новый импульс русскому монашеству в XVIII в., дав ему в виде залога Святоотеческое Предание.

И в XX в. выделяются великие личности, имевшие огромное значение для монашества и жизни Церкви: преподобный Силуан Афонский и его ученик блаженный старец Софроний. Наш монастырь организует особую Международную научную конференцию, посвященную старцу Софронию, которая состоится в Афинах в октябре 2007 г., цель которой – глубоко и всесторонне приблизиться к его богатому наследию. Когда старец Софроний удалился со Святой Горы и отправился во Францию, он состоял в братстве Ватопедского скита Святого Андрея, так что наш монастырь по праву берет на себя заботы по проведению этой конференции.

Русские святогорские святые испытали обоюдное духовное влияние с двух сторон – как со стороны России, так и Святой Горы. Их естественное Отечество – Россия. Она принесла их как дар Христу и Пресвятой Его Матери, дабы они возросли духовно и достигли состояния святости в Саду Пресвятой Девы. Благодаря своему личному общению с Богом, своему обожению они стали истинными и горячими молитвенниками перед Ним о русском народе. Неисповедимыми судьбами Божиими они или остаются до конца своей жизни на Святой Горе, или возвращаются в Россию, где возжигают горение подлинного святогорского духа, основывая монастыри, становясь старцами и духовниками христоименитой полноты народа Божия.

В наши дни нам очевидна сильная связь Святой Горы с духовностью современной России, которая устанавливается благодаря паломническим поездкам на Гору русских монахов и их связям с живым святогорским преданием, а также благодаря переводам сочинений древних и особенно новейших святогорских старцев, таких как старца Иосифа Исихаста и старца Паисия. Русская Церковь, которая была гонима в течение целых 70 лет, обретает свой путь, свое шествие к спасению и обожению своих членов через обретение гармонии со святоотеческим преданием, переживаемым на Святой Горе неким исключительным и неповторимым образом.

Давайте обратимся с молитвами ко всем русским святым святогорцам, чтобы они стали посланниками, ходатаями ко Христу о спасении мира, о единстве православных народов и особенно о единстве между русским и греческим народами. В современную эпоху, когда через глобализацию низводятся и релятивизируются ценности и нравственные устои во исполнение целей тех, кто «управляет вселенной», а отчуждение и разделение Православия является главной целью желающих установить религиозное, культурное и политическое нивелирование всех народов земли, нам необходимы молитвы этих святых ради нашего спасения и опытного приобретения духовного единства во Христе.


Источник: Россия – Афон: тысячелетие духовного единства : материалы международной научно-богословской конференции, Москва, 1–4 октября 2006 / [науч. ред. И. С. Чичуров]. – Москва : Изд-во ПСТГУ, 2008. – 474, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle