игумен Александр (Заркешев)

Источник

XIII. Положение православных в Иране в 1940–70-х годах

1. Прибытие в Иран иеромонаха Владимира (Малышева) в 1941 году

Уже с конца 30-х годов настоятель Свято-Николаевского храма в Тегеране архимандрит Виталий (Сергеев), которому в 1934 году исполнилось шестьдесят лет, начинает беспокоиться о том, что будет с приходом после его смерти. Так, в одном из своих посланий в Зарубежный Синод в 1936 году он пишет, что обосновавшийся в Пехлеви живоцерковник Пантелеймон Смелов, по имеющимся у него сведениям, ждёт случая, чтобы захватить и тегеранскую церковь в случае его (отца Виталия) смерти. В марте 1937 года Синод запросил у архимандрита Виталия сведения о возможности направления в Тегеран иеромонаха, который служил бы ему помощником, а в случае его смерти заменил бы в качестве настоятеля. Синод интересовало, сможет ли приход содержать ещё одного священника, оплатить путевые расходы, и как трудно получить у властей Ирана разрешение на его въезд в страну. Вероятно, хорошо всё обдумав и заручившись поддержкой церковного совета, отец Виталий дал своё согласие на приезд нового священника в Тегеран.

Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви 4 марта 1941 года иеромонах Владимир (Малышев) был назначен вторым священником в Тегеран, куда и прибыл 3 апреля 1941 года. К сожалению, автор не располагает точными сведениями о жизни отца Владимира. По воспоминаниям прихожан, он был военным врачом и в этом качестве участвовал в первой мировой войне. После революции вместе с женой, сыном и дочерью нашёл пристанище в Югославии, где произошла семейная трагедия. Его сын выразил желание жениться, но получив категорический отказ отца, покончил жизнь самоубийством. Потрясённые случившимся, родители приняли монашеский постриг. Отец Владимир проходил служение в Зарубежной Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, откуда был переведён в Тегеран. Прихожане отмечали, что служил он хорошо, «чётко и громко», при этом имел высокий рост и отменную выправку. Всегда ходил в сапогах. Был строгим, но справедливым, во всём любил порядок. Будучи по профессии врачом, бесплатно лечил бедных людей в Тегеране. Особенно часто отца Владимира можно было видеть в лагере поляков, которых во время войны перевозили через Иран из советских лагерей для военнопленных на Ближний Восток в армию генерала Андерса. Вообще он отличался энергичностью и настойчивостью. По мнению прихожан, именно его заслугой является возведение нового Свято-Николаевского собора в Тегеране, и, если бы не отец Владимир, храм не был бы построен в трудные годы второй мировой войны.

2. Строительство Свято – Николаевского собора в Тегеране (1944–1945 гг.)

С самого начала своего устроения Свято-Николаевский храм, размещённый в доме на улице Аромане, не мог вместить всех желающих помолиться, особенно по большим праздникам. На Пасху верующие заполняли весь двор и всю улицу, так что городские власти специально для поддержания порядка присылали полицейских. Необходимость постройки нового просторного храма была очевидна, но, как всегда, для осуществления задуманного не хватало средств. К началу 40-х годов XX века положение изменилось. Из числа прихожан была сформирована Организационная комиссия, которую утвердили местные власти. Этой комиссией 6 февраля 1941 года на северной окраине Тегерана, напротив Миссии США, был приобретён земельный участок за 210.000 риалов. Средства на постройку собирали всем миром. Так, на пасхальную заутреню 29 марта 1941 года были введены и проданы билеты. Но начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшие за ней события отодвинули постройку храма.

В довоенные годы Реза-шах Пехлеви симпатизировал Германии, в стране работало много немецких инженеров и техников, была большая немецкая колония и обширная разведывательная агентура. С началом войны агентурная деятельность немецкой разведки активизировалась. В приграничных с Советским Союзом северных районах Ирана создавались склады с оружием и взрывчаткой, формировались диверсионные группы. По воспоминаниям г-жи Гильдебрандт, супруг которой принял гражданство Германии, настроение немецкой колонии было приподнятым, ждали, что не сегодня – завтра в Тегеран войдут немецкие танки. 25 августа 1941 года, используя 6-ю статью советско-персидского договора от 1921 года, советские войска вошли на территорию Ирана. Одновременно с запада и юга в страну вступили английские войска. 16 сентября Реза-шах вынужден был подписать отречение от престола в пользу своего сына Мохаммеда Резы. Все немцы и их союзники в Иране были интернированы, а затем высланы в Австралию. 29 января 1942 года в Тегеране СССР, Англия и Иран подписали договор, по которому через Иран стали осуществляться поставки военно-технических грузов союзников из портов Персидского залива в Советский Союз. Одна из старейших прихожанок Свято-Николаевского прихода Анна Семёновна Мишнева, владеющая четырьмя иностранными языками, работала переводчиком в советском штабе военных перевозок на тегеранском железнодорожном вокзале.

С приходом советских войск в северный Иран большинство эмигрантов переместилось на юг, в английскую оккупационную зону, хотя многие русские офицеры Императорской армии обращались в советское посольство с просьбой послать их на фронт в качестве рядовых. В 1944 году в тегеранском аэропорту при посадке потерпел катастрофу советский военно-транспортный самолёт, который пилотировал старший лейтенант Илья Филиппович Афанасьев. Шесть человек экипажа и находившиеся на борту пассажиры погибли. Захоронены они были на русском православном кладбище в Тегеране. Прихожане храма вспоминают, что всего было пятнадцать гробов, над которыми горько плакали русские женщины, искренне жалевшие лёгших в чужую землю молодых русских парней.

Постепенно, к 1943 года жизнь в Тегеране более или менее нормализовалась. Прихожане русской общины снова занялись постройкой храма. Иеромонах Владимир усиленно собирал, где только мог, деньги на строительство. В марте 1943 году сумму в 20.000 риалов пожертвовал Н.И. Машуров, имевший ювелирный магазин на улице Лалезар. Большие суммы внесли Д.И. Кастелиди, имевший асфальтовый завод, и В.И. Полосатов, владелец ювелирного магазина «Омега». Крупные денежные вклады внесли и русские женщины А.В. Атабекова (Блур-Украинка) и Т.Р. Исаева. Последняя была замужем за богатым армянином, который жертвовал большие денежные суммы, как на строительство русской церкви, так и на возведение армянского храма на улице Кавам-Салтанэ (позднее улица Сталина), недалеко от центральных ворот советского посольства. Оба храма строились одновременно по проектам и под наблюдением русского архитектора Н.Л. Маркова, на личности которого стоит остановиться более подробно.

Николай Львович Марков

Николай Львович Марков родился в 1882 году в Тифлисе в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от уже упоминавшегося нами Марка Росса или Марка Толмача, посла Великого князя Иоанна III у Узун-Хасана141. Знаменитый «Кудеяр-Питирим» из русского фольклора – историческое лицо из рода Марковых. Отец Николая – Лев Львович Марков был директором Тифлисской гимназии. Его старший брат – Борис, инженер по профессии, работал на строительстве железной дороги Тавриз – Джульфа, и Николай, будучи гимназистом, приезжал к брату на каникулы в Персию. Видимо, уже юношей он полюбил эту древнюю страну, с которой будет связана вся его жизнь. В 1910 году Николай Марков закончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге и получил диплом художника-архитектора. В том же году поступил на Персидское отделение Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, которое окончил в 1914 году. С началом первой мировой войны Марков добровольцем пошёл на фронт и служил прапорщиком в Кавказской Армии. Был адъютантом генерала Баратова на Персидском фронте. Революцию встретил в звании капитана инженерных войск. После непродолжительного пребывания в Тифлисе вернулся в Тегеран и стал служить в Персидской казачьей дивизии, где дошёл до должности начальника штаба. Там он познакомился с Реза-ханом. После прихода к власти Резы Пехлеви Марков продолжал служить в Персидской армии, одновременно занимаясь архитектурой. Дослужился до звания генерала Иранской армии. По проектам Николая Львовича было построено несколько десятков зданий в Тегеране, среди которых – Министерство финансов, Военное министерство, Министерство юстиции, Главпочтамт, Итальянское посольство, Ассирийская церковь на улице Форсат, представительство фирмы «Зингер» и др. Следует отметить, что помимо христианских церквей, в Тегеране возведено семь мусульманских мечетей по проектам архитектора Маркова, наиболее известные – Фахрэт Доуле, Амин Доуле.

Н.Л. Марков был приверженцем исламской архитектуры и традиционных персидских методов строительства. Он отдавал предпочтение местному материалу – кирпичу, камню, черепице, штукатурке. Кирпич размером 20*20 см, который он особенно часто использовал в своих постройках, впоследствии получил название «Аджоре Маркови» – кирпич Маркова. Архитектурный стиль, созданный Марковым, абсолютно гармонировал с традиционной персидской архитектурой. Примером может служить здания старого муниципалитета, престижной школы Жанны д’Арк, Альборз-колледжа.

Умер Николай Львович Марков в 1957 году и похоронен на русском православном кладбище в Тегеране, рядом со своей супругой Верой Дмитриевной (1902–1929 гг.). Дочь Н.Л. Маркова – Татьяна – в настоящее время проживает в США.

21 августа 1944 года состоялась торжественная закладка храма, которую произвели архимандрит Виталий и иеромонах Владимир при большом стечении народа. При возведении фундамента прихожане бросали в основание церкви русские золотые монеты. Во многом благодаря усилиям архитектора Н.Л. Маркова строительство храма успешно продвигалось. 8 марта 1945 года были водружены кресты на купола храма. Был перенесён из молитвенного дома и установлен в новом храме иконостас Александро-Невской посольской церкви, что подчеркнуло преемственность православного храмостроительства в Тегеране. С восточной стороны одновременно с храмом был выстроен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника. Так как средств всё-таки не хватило, пришлось часть земельного участка продать и на вырученные деньги закончить строительство. 9 апреля 1945 года состоялось освящение нового Свято-Николаевского собора архимандритом Виталием в сослужении с иеромонахом Владимиром. В притворе храма 9 сентября 1953 года стараниями г-жи Смоляковой установлена мраморная доска с памятной надписью об этом событии:

Возведение нового православного храма в Тегеране стало венцом всей жизни архимандрита Виталия. После освящения церкви он больше не совершал богослужения, а сидя молился в алтаре. В 1946 году последний начальник Урмийской Духовной Миссии и многолетний настоятель Свято-Николаевского храма в Тегеране архимандрит Виталий (Сергеев) тихо и мирно скончался. Отец Виталий завершил свой жизненный путь в Иране, в стране, в которой он прослужил Господу около сорока лет. Иеромонах Владимир в присутствии многочисленных прихожан, съехавшихся со всей страны в Тегеран для прощания со своим любимым пастырем, совершил отпевание и погребение их почившего наставника. Похоронен архимандрит Виталий на русском православном кладбище в Тегеране, с правой стороны Свято-Троицкой церкви, рядом со своим многолетним соработником по Урмийской Миссии священником Сергием Бадаловым.

После кончины архимандрита Виталия настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране стал иеромонах Владимир (Малышев), возведённый Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви в сан архимандрита. Должность церковного старосты при нём исполнял инженер Чарнецкий. После его смерти ктитором храма становится Дмитрий Иванович Кастелиди, грек русского происхождения, имевший русскую жену Клавдию Карповну. Дмитрий Иванович брал подряды на строительство дорог, имел свой асфальтовый завод. Он был активным прихожанином и благотворителем храма. Дом г-н Кастелиди находился справа от Свято-Николаевского собора. Позднее, при правительстве Мосаддыка, произошла национализация Английской нефтяной компании, что повлекло за собой банковский кризис в стране. Дмитрий Иванович не смог выплатить денег своим рабочим и был объявлен банкротом. От пережитых потрясений Дмитрий Кастелиди скоропостижно скончался, а его дом с земельным участком был забран банком за долги. На месте дома г-на Кастелиди было построено новое здание банка «Рефахе Каргяран», которое можно видеть и сегодня, по соседству со Свято-Николаевским собором.

Следующими церковными старостами становятся инженер Безруков, затем Иван Ковалёв, бывший хорунжий Донского казачьего войска. Его жена, полька Елена Метуша, прекрасно вышивала, и её работы высоко ценили даже при шахском дворе.

Архимандрит Владимир при храме открыл классы по изучению русского языка и Закона Божия. Для молодёжи прихода устраивал летние лагеря, для чего недалеко от Зарганде снимался сад, где разбивались палатки. Вместе с детьми отец Владимир ходил в походы по горам, разучивал с ними песни и вёл поучительные беседы. После вывода советских войск из северного Ирана в 1947 году архимандрит Владимир выезжает в Пехлеви для окормления местной русской общины (до этого требовалось специальное разрешение советской комендатуры). Через отца Владимира православный приход в Пехлеви обратился к Тегеранскому приходу с просьбой помочь приобрести в собственность небольшой дом для церкви. В марте 1949 года на заседании приходского совета было постановлено помочь деньгами пехлевийской общине для приобретения участка земли с домом. 9 мая того же года в Пехлеви архимандрит Владимир освятил новый дом с церковью. В начале 1951 года архимандрит Владимир (Малышев) умер от рака, пережив своего предшественника на посту настоятеля Тегеранского храма всего на четыре года. Перед кончиной, в январе 1951 года, в Тегеран приехал его друг, иеромонах Серафим (Серов), который оставался при умирающем до конца и совершил все необходимые заупокойные обряды над усопшим собратом. Похоронен отец Владимир на русском православном кладбище в Тегеране, слева от Свято-Троицкой церкви.

3. Настоятели Тегеранского храма архимандрит Серафим (1951–1961 гг.) и архимандрит Викторин (1961–1970 гг.)

Иеромонах Серафим (Серов)

Новым настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране Зарубежный Синод назначил иеромонаха Серафима (Серова). К сожалению, автор не располагает сведениями о его жизни. Прихожане вспоминали, что до посвящения в сан отец Серафим был офицером и близким другом отца Владимира (Малышева). Все знавшие отца Серафима отмечают удивительную доброту и особую духовную чуткость этого священника. Он очень любил детей и они платили ему тем же. В январе 1951 года настоятеля Тегеранского прихода возводят в сан игумена, а в феврале 1952 года – в сан архимандрита. При отце Серафиме церковным старостой был золотых дел мастер Василий Иванович Полосатов, один из ревностных благотворителей храма. Его сын Леонид Васильевич Полосатов имел автомастерскую в Тегеране. Регентом храма был г-н Шишков, живший вместе с женой и детьми на первом этаже церковного дома и позднее также ставший церковным старостой. В это время в Иране активно действовало отделение Толстовского фонда, возглавляемое г-жой Самсоновой. Фонд снабжал русских эмигрантов американскими продуктовыми посылками, а также оказывал содействие в переселении на постоянное место жительство в США, для чего при фонде были открыты курсы английского языка. Многие русские прихожане с помощью Толстовского фонда покинули Иран.

Архимандриту Серафиму выпало пережить на приходе время смут и противостояний. Так, в начале 50-х годов русский эмигрант доктор Павел Левицкий поехал в Сирию, где от представителей Антиохийского Патриархата получил посвящение в сан священника. Вернувшись в Тегеран, Левицкий открыл в своей квартире домовую церковь Казанской иконы Божией Матери, в которой совершал богослужения и требы, т. е. создал параллельный русский приход. В самой общине при Свято-Николаевском соборе начинались раздоры и распри. Прихожане разделились на группировки, каждая из которых стремилась главенствовать в приходском совете. Противостояние нарастало, хотя отец Серафим до последнего не желая вмешиваться в приходской конфликт, надеялся, что любовь Божия вразумит втянутых в распрю. Попытки архимандрита Серафима примирить прихожан привели к тому, что в 1961 году по доносу двух членов приходского совета полиция арестовала священника как советского шпиона. Две русские женщины – Людмила Решетникова и Агриппина Перуанская, хорошо знавшие персидский язык, стали хлопотать об освобождении отца Серафима. Для этого они встретились с очень влиятельным шиитским священнослужителем Аятоллой Кашани. Последний знал Архимандрита Серафима лично, т. к. после землетрясения в г. Трут, священник вручил Аятолле Кашани деньги, собранные русским приходом в помощь пострадавшим. Через три дня отец Серафим был освобождён из-под ареста. Прихожанам архимандрит заявил, что не может оставаться на приходе, где постоянно идут распри и борьба, а хочет спокойного служения Богу. Вскоре отец Серафим покинул Иран.

Дальнейшее церковное служение архимандрита Серафима проходило в Израиле в Зарубежной Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где он провёл долгие годы. Похоронен архимандрит Серафим в Елеонском женском монастыре. Во время паломнической поездки по Святой земле в 1999 году автор был на его могиле и разговаривал с теми сёстрами обители, которые помнят чудесного батюшку Серафима.

В апреле 1961 года в Тегеран прибыл из США, из Ново-Коренной пустыни, новый настоятель Свято-Николаевского собора игумен Викторин (Любях). О жизни отца Викторина тоже сохранилось мало сведений. Известно, что родом он из Прибалтики, во время второй мировой войны был военным священником Русского корпуса на Балканах142. Рассказывал прихожанам, как его расстреляли партизаны Тито и, будучи раненым, ему удалось выбраться из могилы.

Прибыв на приход и сразу же взяв власть в свои руки, игумен Викторин быстро навёл порядок. Прихожане отмечали, что по характеру отец Викторин был энергичным, деловым человеком и имел довольно крутой нрав. На приходе игумен Викторин развернул бурную деятельность. В июне 1961 года была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалась свыше семидесяти детей. Созданная в Тегеране в 1930 году «Благотворительным обществом помощи русским беженцам» русская библиотека 18 мая 1962 года была передана во владение Свято-Николаевской церкви. В июне 1962 года настоятель Свято-Николаевского собора игумен Викторин (Любях) Зарубежным Синодом был возведён в сан архимандрита. В начале 60-х годов стараниями архимандрита Викторина был устроен русский старческий дом в Тегеране. На улице Арфа (ныне улица Рудаки) было приобретено здание с большой скидкой за 1.400.000 риалов у г-жи Вартанян, урождённой Грязновой, бывшей замужем за доктором-армянином. После большого ремонта в здание поселили всех русских престарелых людей, у которых не было средств на оплату собственного жилья. Армяне – выходцы из России г-да Арзуман и Миколян, имевшие в Тегеране собственные мясоперерабатывающие предприятия, бесплатно посылали русскому старческому дому колбасные изделия. Хозяйка респектабельного ресторана «Ксанду», отец которой в своё время был персидским консулом в России (русские в Тегеране называли её ласково «Зоренька»), ежедневно снабжала насельников богадельни бесплатными обедами.

В 1963 году на территории церкви началось строительство здания под церковно-приходскую школу и библиотеку. За ходом работ наблюдала Строительная комиссия, состоявшая из председателя А.В. Безрукова, архитектора А.М. Маркова (сына Н.Л. Маркова), инженеров Л.А. Малахова и Б.С. Чарнецкого. 1 августа 1965 года состоялось освящение нового здания школы и библиотеки.

е В начале своего пребывания в Иране архимандрит Викторин совершал богослужения в Пехлевийской церкви, но потом у него возникли недоразумения с местными прихожанами и он перестал ездить в Пехлви.

В бытность отца Викторина произошло одно знаменательное событие. В Тегеране жило много русских женщин, вышедших замуж за персов. По указу Зарубежного Синода таким женщинам был запрещён вход в церковь, что приводило к серьёзным конфликтам, оскорблениям и обидам. Ещё архимандрит Серафим хлопотал об отмене этого неразумного указа. При отце Викторине, наконец, было получено разрешение русским женщинам, имевшим супругами иранцев, посещать Свято-Николаевский храм. Число прихожан сразу же увеличилось.

Летом 1970 года архимандрит Викторин (Любях) покинул Иран и вернулся в США, где после тяжёлой и продолжительной болезни умер.

В первых числах нового 1971 года в Тегеран прибыл новый настоятель Свято-Николаевского собора священник Алексий Наумов. Прихожане отмечали его простоту и доступность. Пробыл в Иране отец Алексий, к сожалению, недолго. Сразу по прибытию новый настоятель был втянут в приходской конфликт. Несколько недовольных прихожан обвинили отца Алексия в том, что он советский шпион. Поводом послужил следующий случай. На русском православном кладбище хоронили не только представителей русской общины, но и советских граждан, скончавшихся в Тегеране. Отец Алексий встретился с советским консулом и попросил оказать содействие в предстоящем строительстве стены кладбища. Эта встреча была использована как доказательство «работы» священника на советскую разведку. В царствование шахиншаха Мохаммеда Резы Пехлеви такое обвинение могло привести к серьёзным последствиям, и поэтому в ноябре 1971 года священник Алексий Наумов вынужден был покинуть страну.

Летом 1972 года в Иран прилетел начальник Зарубежной Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний (Граббе), который одновременно являлся благочинным Ближнего Востока. Но пробыл он всего около месяца, в течение которого усердно собирал среди тегеранских прихожан денежные пожертвования на Иерусалимскую Миссию. По ходатайству отца Антония Свято-Николаевский храм в Тегеране получил от Зарубежного Синода статус собора. Ещё несколько раз архимандрит Антоний посещал Тегеран на большие праздники – Рождество и Пасху.

3. Прибытие в Тегеран протоиерея Сергия Черткова (1973–1977 гг.)

Следующим настоятелем Тегеранского храма назначается протоиерей Сергий Чертков. Родился он в Воронеже 17 марта 1908 года в знатной дворянской семье. В роду Чертковых были митрополиты, губернаторы и генералы. В Ростовской губернии Чертковы провели ветку железной дороги между Ростовом-на-Дону и Воронежем, основав станцию Чертково, которая дала название посёлку и району. После революции семья Чертковых разделила участь многих русских изгнанников. Будущий отец Сергий жил в Югославии. Во время второй мировой войны попал в концлагерь, где, чудом избежав смерти, дал обет служить Церкви и людям. В 1946 году Сергей Чертков добрался до Парижа и 15 марта 1947 года епископ Нафанаил (Львов) рукоположил его в диаконы. Первые десять лет своего служения он сопровождал Архиепископа Иоанна Шанхайского в его разъездах по Западноевропейской епархии. С 1966 г. протодиакон Сергий был администратором Зарубежной Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. После Шестидневной войны, 11 сентября 1968 года отец Сергий подписал договор с государством Израиль, в котором было заверено, что имущество ЗРДМ на Западном побережье и в Восточном Иерусалиме останется за Русской Зарубежной Церковью. В 1970 году митрополит Филарет (Вознесенский) рукоположил протодиакона Сергия в священники. В мае 1973 года протоиерей Сергий Чертков вместе с матушкой Анной Михайловной, урождённой Родзянко, внучкой последнего Председателя царской Думы, прибыл в Иран. Главным делом отца Сергия в Тегеране было строительство при Свято-Николаевском соборе старческого дома. Для приобретения соседнего с церковью земельного участка, когда-то принадлежавшего русскому храму, а затем в 1945 году проданному из-за недостатка средств на завершение строительства церкви, требовались значительные денежные вложения. Часть выручили от продажи старого старческого дома, часть собрали русские прихожане, а значительную часть пожертвовала супруга иранского шаха Фарах. Произошло это следующим образом. Протоиерея Сергия часто приглашали служить в расположенную поблизости от русского собора греческую церковь, где не было священника. Церковным старостой там была гречанка Элли Антониадис, которая когда-то училась в одном классе с будущей шахиней. Используя свою многолетнюю дружбу, она сообщила последней о бедственном положении русского старческого дома.

Летом 1977 года протоиерей Сергий Чертков покидает Тегеран и возвращается во Францию, где служит в Каннах и Монморанси. Последние годы чета Чертковых жила в старческом доме Толстовского фонда в США. В 1997 году умирает Анна Михайловна, а в 1999-м скончался протоиерей Сергий.

В 1978 году в Свято-Николаевский собор в Тегеране на праздник Святой Пасхи прилетел священник Виктор Магран в сопровождении благочинного Ближнего Востока Архимандрита Антония (Граббе). Видимо, у отца благочинного были планы оставить священника Виктора настоятелем в русском соборе, но последнему не понравился Тегеран, и оба священнослужителя по окончании праздников покинули Иран.

На Рождество 1979 года в Свято-Николаевский собор на короткое время прибыл из Торонто священник Димитрий, фамилию которого, к сожалению, прихожане не запомнили. Прибывший священник понравился тегеранским прихожанам приятной и искренней манерой служения, и они очень просили его остаться в Тегеране настоятелем русской церкви. Отец Димитрий ответил, что тоже был бы рад остаться, но у него на руках в Торонто находится престарелый отец, нуждающийся в уходе. После отъезда отца Димитрия русский православный приход в Тегеране надолго остаётся без священника.

* * *

Примечания

141

См. главу II.

142

Русский корпус – воинская часть, сформированная в 1941 году из русских эмигрантов в Югославии, воевала на стороне фашистской Германии против партизан Тито.


Источник: Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597-2001 гг) / Игумен Александр (Заркешев). – Санкт-Петербург, 2002. - 207, (1) c., ил., карт.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle