Источник

Русские монахи скита Каруля

Что означает слово «каруля»? Объяснение мы находим у Василия Барского: «На единой убо стене; зело навислой в море; древнии отцы устроиша верв, сверху камени привязан, на его концу привязавши кошницу, испущают колесцом древяным на низу, даже до моря, яже всегда день и нощь висит недалече, яко на полсажня от воды. Мимоходящие же кораблецы странныи и ладии монастырей различных, аще случатся тамо близу плысти, полагают в кошницу милостину: иннии хлеб, иннии сочиво или боб, иннии же инно что либо буди. По вечерни же, на всяк день един от ных зело жестоким путем нисходит даже до привязания верва верху высокого камени, и востягнув кошницу, взимает, благодарящи Бога, аще что обрящет, кошницу же праздну паки на низ повешает; аще же ни, паки возвращается к братии, без роптания, понеже суть обичны труждатися...»

Каруля считалась самым суровым местом на Афоне, и тем не менее в начале XX века там было около сорока насельников!

Центром Карули была Георгиевская келлия, построенная в глубокой древности. Спуска к морю от нее не было, она стояла на скале и с моря имела вид неизвестно как прилепившегося к стене ласточкина гнезда. Стена келлии тесно прижимается к скале, так что есть только узенький проход между зданием и скалой, который ведет в самый конец Карули. И тропинка эта ведет на Катунаки через келлию Даниэлев, как называют ее карульцы. В стене этого маленького проходца есть окошко в маленькую карульскую костницу, а снаружи фреска с изображением великомученика Георгия. Каждый пришедший на Карулю может поклониться здесь великомученику.

Келлия эта была возобновлена в XIX веке неким Стаматисом. Однажды он шел этой дорогой, великомученик явился ему и сказал по-гречески: «Стой! Куда идешь?» Великомученик был в одежде древних воинов, и спутать его с кем-нибудь не было возможности. Отсюда и его прозвище от слова «stamata» (остановись). Он был разбойником, но после этой встречи переменил свою жизнь: остановился здесь навсегда и возобновил келлию. Надпись на келлии указывает на то, что она была перестроена в 1811 году. Ранее обитель была ориентирована алтарем на восток, а после перестройки храма из-за недостатка места пришлось направить его на север или северо-восток.

По Барскому вокруг храма было три келлии, построенные «от неких добродетельных пустынножителей сербских». Но сам путешественник застал уже греков, «зело благоговейного жития». Сегодня в усыпальнице можно видеть главы схимонахов Варсонофия, Паисия, Зосимы, Иннокентия и схииеромонаха Никона.

Из жизнеописания старца Тихона, учеником которого был известный всему миру схимонах Паисий, мы узнаем, что он пятнадцать лет подвизался в пещере на Каруле и по воскресным дням ходил причащаться в келлию, которая была расположена над его пещерой. «Его пещера находилась у подножия той самой горы, где была келлия святого Георгия. Там подвизался один богомудрый старец, который и стал для Тихона духовным учителем».

В истории Карули очень известен иеромонах Никон, брат Василия Николаевича Штрандтмана – представителя России в Сербии фактически с 1914 г. до установления Югославии дипломатических отношений с Советским государством в 1940 г. Василий Николаевич начинал карьеру офицером. Родился будущий афонский монах 4 сентября 1875 года в городе Гродно. Крестным отцом его стал император Александр II. Отец, генерал-лейтенант Николай Карлович, был Царскосельским комендантом. В 1896 г. будущий монах закончил Пажеский корпус, был камер-пажом великой княгини Марии Павловны старшей. Служил в Лейб-гвардейском полку Её Величества, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, был ранен. Служил адъютантом великого князя Андрея Владимировича и кончил службу в чине полковника. Награжден золотым оружием за храбрость. Затем, как и большинство русских беженцев, оказался в Югославии. Там он принял постриг в одном из монастырей Сербии. Уже на Афоне постригся в великую схиму.

На короткое время схииеромонах Никон прибыл в Бельгию. Причина этой поездки неизвестна, но она наделала переполох среди соратников митрополита Евлогия (Георгиевского). Вот что архиепископ Александр (Немоловский) пишет митрополиту в письме от 2 июня 1933 года:

«Чтобы окончательно не потерять церковную общину в Антверпене, я назначил Бож. Литургию на день Св. Троицы, ибо в Антверпене поселился иеромонах Никон (Штрандтман), и нам необходимо спешить». Опасаться владыке было нечего: скоро «страшный» иеромонах навсегда покинул мир. Но в Антверпене у афонского монаха на долгие годы остались друзья, которые помнили его и навещали на Афоне. А вот что пишет о появлении о. Никона в Антверпене современный исследователь: «Итак, уже второй «карловацкий» священник прибыл в те майские дни 1933 г. в Антверпен, намного старше и опытнее молодого Иннокентия и к тому же заметная фигура: о. Никон (Η. Н. Штрандтман) (умер 1963) был в миру полковником Лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка и адъютантом одного из великих князей, участвовал еще в русско-японской войне, а его младший брат был последним царским послом в Сербии. О силе личности иеромонаха Никона и его возможном огромном влиянии на русских антверпенцев говорит и то, что вскоре он принял схиму на Афоне и лет 30 прожил там в пещере, высеченной в скале».

О. Никон свободно владел пятью языками: английским, немецким, французским, итальянским и испанским. Он поселился на Афоне не позднее конца 30-х гг. На Каруле сама местность делает человека затворником: кругом обрывы и пропасти, по которым можно передвигаться только с помощью верёвки.

О. Никон редко покидал Святую Гору. Один раз он совершил достаточно долгую поездку по Европе и Америке, побывал в Джорданвилле. С тех пор у него завязались с этим монастырем самые дружественные отношения. Он внимательно следил за изданиями монастыря, читал «Православный путь» и «Православную Русь». Он также ежегодно небольшое время проводил в Салониках, но последние годы безвыездно жил на Каруле, к высотам которой, по выражениям автора некролога в «Православной Руси», «питал особую нежную любовь, которую он отмечал в своих письмах, но даже в уединении, в глуши, он духовно ощущал ту безбожную отраву, которая распространяется по всему миру и, конечно, не оставляет без воздействия и Святую Гору». Он предчувствовал то время, когда ему придется покинуть свое пристанище, но до этого он, к счастью, не дожил. О. Никон прожил около 90 лет и отошёл ко Господу 20 сентября 1963 г.

Трудно себе представить, как можно было жить в таком возрасте на суровой Каруле, где в то время нельзя было рассчитывать на медицинскую помощь или просто найти медикаменты. Пост и молитва так угодны Богу и столь необходимы людям, что Всевышний продлевает дни своих служителей, нарушая этим законы природы. Чтобы оценить подвиг о. Никона и подобных ему отшельников, достаточно один раз побывать на Каруле. В самые жаркие месяцы камень там раскаляется на беспощадном солнце, и, кажется, нет спасения от жара ни днём, ни ночью. Уж не говоря о том, что подобные отшельники отрезаны не только от мира, но и от других афонских обителей. Крутые склоны, по которым передвигаться чрезвычайно трудно, не дают возможности часто нарушать уединение и любого способны сделать постником: по отвесным скалам не понесешь ничего лишнего.

Удивительно, что многие карульцы, среди которых были и русские, отличались долгожительством. Русский монах Нил, исихаст, прожил около ста лет и по преданию сам решил подправить Владыку, медлившего призвать своего раба. Сам приготовил себе могилу, с помощью молодого монаха сам забрался в неё и тут же предал дух своему Домовладыке. Схииеромонах Феодосий и его ученик Никодим также дожили до глубокой старости. Видимо, уже в старости умер и другой русский схииеромонах, самый загадочный карульский житель, в миру представитель высшего света – о. Парфений. После о. Парфения в этой келлии подвизался иеромонах Серафим, родом с Дальнего Востока, учеником которого был и о. Симеон, сербский монах.

Недолгое время жил в этой обители и архимандрит Софроний (Сахаров). Он родился около 1903 г. и юношей вместе со своими родителями бежал в Китай. Там он получил высшее инженерное образование, затем уехал в Сербию, где поступил в Мильков монастырь. Когда во время Второй мировой войны на обитель напали Титовские партизаны, он вместе с о. Антонием (Медведевым), впоследствии архиепископом Сан-Францисским, и о. Стефаном Карульским бежал из монастыря через окно. По воспоминаниям о. Стефана вдогонку им свистели пули. После бегства из обители о. Стефан прибыл на Афон, где поселился в келлии св. Саввы на Капсале, а затем уже переселился на Карулю. За два месяца до смерти о. Серафим обратился к доктору и осенью 1981 г. во время пребывания в женском Свято-Троицком монастыре в Ламии около г. Волос скончался. О. Серафим оставил несколько дневников, в которых записывал мысли о спасении.

Выдающимися насельниками Карули были также схииеромонах Феодосий (Харитонов) и его ученик схимонах Никодим (Мушкарин).

В 1962 г. на Каруле «подвизались семеро русских иноков: 2 иеромонаха, из которых одному 79 лет, а другому 62, оба служащие, 1 монах 78 лет, 1 монах 80 лет, 1 монах 58 лет, 1 монах 60 лет и еще один иеромонах самый молодой 48 лет».

Лит.: Троицкий П. Карульский иеромонах Парфений, Русская Каруля // URL: http:// www.isihazm.ru/index.php?id=384&sid=42&iid=1203; Аверкий (Таушев), архиеп. Святая Гора Афон и ее современное состояние (доклад Собору епископов Русской Православной Церкви 406

6643. Схииеромонах Израиль

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Каруле в конце XIX века.

Схимонах Денасий (Юшков): «Церковь посвящена имени св. великомученика и победоносца Георгия. В ней чистота и некоторое скромное благолепие, все стены увешаны различными иконами, присланными из России. Время основания этой церкви [на Каруле] не известно.

В шестидесятых и семидесятых годах XIX века при этой церкви подвизался русский старец, духовник всех тамошних аскетов-иноков схииеромонах Израиль с учениками: иеромонахом Ионой и монахом Исихием, выходцем из нашего Русского монастыря.

По случившимся некоторым преткновениям о. Израиль вышел отсюда и переселился в Андреевский скит. Настоятель скита, о. архимандрит Феодорит с совета старцев послал его «за послушание» в один из метохов скита на острове Тассо, для исполнения обязанности духовника при находящихся там собратьях. Здесь он и преставился мирно ко Господу. Жизнь его на Каруле была очень подвижническая.

Вскоре по уходе его скончался и оставшийся после него иеромонах Иона. Однажды этому о. Ионе случилась нужда с другими карульцами куда-то ехать на лодке. Пристани у них нет. Лодку с берега надо было вытаскивать в море. О. Иона, будучи крепкого телосложения, не дождавшись других помощников, один принялся вытаскивать ее в море и тут же почувствовал, что что-то порвалось у него внутри. Когда приехали потом в наш русский Пантелеимонов монастырь, о. Иона слег в больницу и здесь скончался о Господе»54.

6644. Схииеромонах Иона

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Каруле. Преставился в сентябре 1954 года.

6645. Схииеромонах Маркелл

Мирское имя не известно. Уроженец Харьковской губернии. Подвизался на Афоне на каливе на Каруле. Преставился в больнице Руссика 21 сентября 1936 года.

6646. Схииеромонах Савва

Мирское имя не известно. Уроженец Воронежской губернии, Новохоперского уезда, Троицкой волости. Жил на Каруле. Преставился 29 сентября 1896 года.

6647. Схииеромонах Парфений

Мирское имя не известно. Преставился в 60-х годах XX века.

Лит.: Троицкий П. В. Афонские встречи. М., 2002. С. 49; Воспоминания схимника Макария о карульских монахах // Русский Паломник. М. 2002. № 25. С. 12; Россия-Афон: тысячелетие духовного единства. Материалы междунар. научно-богословской конф. 1–4 октября, 2006 г. М.: ПСТГУ, 2008. С. 150.

6648. Схииеромонах Серафим

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Каруле, где преставился 20 октября 1981 года.

Писал духовные записки. Отдельные выписки из тетрадей о. Серафима были напечатаны в «Православном Пути» за 1984, 1985 и 1986 гг.

6649. Схииеромонах Венедикт

Мирское имя – Варсонофий Зиновьевич Зиновьев. Уроженец Костромской губернии, Чухломского уезда, села Михайловка. Жил на Каруле. Преставился в больнице Руссика 13 декабря 1899 года, от роду 39 лет.

6650. Схииеромонах Аркадий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Панфилов. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Георгиевской келлии на Каруле. Старец келлии.

Лит.: Троицкий П. В. Афонские встречи. М, 2002. С. 46.

6651. Иеромонах Венедикт

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Сергеев. Уроженец России. Жил на Каруле на келлии св. великомученика Георгия Великой Лавры. В 1918 году еще числился старцем келлии.

6652. Иеромонах Никон

Мирское имя – Н <...>, отчество – Николаевич, фамилия – Штрандтман. Уроженец России. Родился в 1873 году. Бывший полковник царской армии. Брат посла России в королевстве Югославия Василия Николаевича Штрандтмана. Жил на Каруле. Преставился 20 сентября 1963 года.

6653. Схимонах Дорофей

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Каруле. В 1927 году еще был жив.

Лит.: Маевский Вл. Афонские рассказы. Париж, 1950. С. 101, 104.

6654. Схимонах Георгий

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Каруле.

Схимонах Денасий (Юшков): «Тут [на Каруле] на глазах была удивительно прикрепленная к утесу, как ласточкино гнездо, маленькая каливочка. Вход в нее снизу; большая пещера служит сенями и кладовой старца. Тут живет (с 1889 года) уже лет десять болезненный старец о. Георгий, из отставных солдат. Он выглядит как бы невинным дитятей и даже будто одичалым, странным, задумчивым существом. Питается, как и все пустынники, сухарями, размоченными в воде, и кое-чем, если дадут в монастыре или кто привезет и положит в общую корзину, висящую на берегу над морем. Не знаю, откуда он достает себе воду, так как там источников нет, а у него не заметно ни цистерны, ни водопровода с крошечной крыши.

Немного лет прожил старец – воин Николаевских времен – отец Георгий, поболев немного, отошел в безвозвратную вечность.

Удивительную каливку отца Георгия устроил один выходец из нашего монастыря, монах Дисмас (он много лет уже живет в Кавсокаливском скиту, в самом верху его, в келлии с маленькой церковью в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи»55.

6655. Схимонах Лукиан

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил более 30 лет на Каруле.

Схимонах Денасий (Юшков): «Старец Лукиан преставился в начале XX века, имея от роду более 70 лет»56.

6656. Схимонах Иоиль

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Каруле. Постник и великий подвижник. В 1927 году еще был жив.

Лит.: Маевский Вл. Афонские рассказы. Париж, 1950. С. 104; Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. Материалы междунар. научно-богословской конф. 1–4 октября, 2006 г. М.: ПСТГУ, 2008. С. 151.

6657. Схимонах Никодим

Мирское имя – Никифор Исаевич Мушкарин. Крестьянин из Рязанской губернии, Сапожковского уезда, села Витуша. Имя матери – Иония. Родился в 1889 году. Рост средний, волосы русые, глаза серые. Поступил в Руссик 29 ноября 1919 года, пострижен в рясофор 30 марта 1922 года, в мантию – 8 марта 1924 года с именем Никанор. Послушание проходил на Крумице. Вышел из обители на Карулю 1 апреля 1926 года. Жил на Каруле в келлии св. Георгия, где был пострижен в схиму. Ученик знаменитого карульского старца Феодосия (Харитонова). Преставился в 1984 году.

В 1959 году писал письмо игумену Илиану (АРПМА. Док. № 3715). В 1941 году писал письма о. Василию (Кривошеину) (АРПМА. Док. № 560. Кон. № 23). См. его беседу об Иисусовой Молитве в книге «Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой» (Мюнхен, 1990. С. 73).

Лит.: Маевский Вл. Афонские рассказы. Париж, 1950. С. 100–104; Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. Материалы междунар. научно-богословской конф. 1–4 октября, 2006 г. М.: ПСТГУ, 2008. С. 151.

6658. Схимонах Никодим

Мирское имя – Николай Багряшев, отчество не известно. Уроженец России. Прибыл на Афон в 1875 году. Жил на Каруле. Преставился 21 апреля 1877 года.

6659. Схимонах Михей

Мирское имя – Моисей Федорович Белокопытов. Уроженец Тамбовской губернии и уезда, села Красногорская Криуша. Прибыл на Афон в 1898 году. Жил на каливе на Каруле. Преставился в больнице Руссика 10 декабря 1918 года.

6660. Схимонах Иона

Мирское имя – Михаил Буколов, отчество не известно. Мещанин из Рязанской губернии. Прибыл на Афон 1883 году. Жил на Каруле. Преставился 8 сентября 1891 года. На его паспорте есть отметка: «Авва Карульский».

6661. Схимонах Афанасий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Глушков. Уроженец России. Жил на каливе, на Каруле в первой половине XX века. В 1919 году еще был жив.

6662. Схимонах Исидор

Мирское имя – Иван Михайлович Голивкин. Уроженец Курской губернии, Старооскольского уезда. Жил на Каруле. Преставился в больнице Руссика 28 апреля 1899 года, от роду 70 лет.

6663. Схимонах Нил

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Злобин. Уроженец России. Подвизался на Афоне в начале XX века. Жил на Каруле. В 1942 году ему было 79 лет.

Россия – Афон: тысячелетие духовного единства: «В безводных лачугах жил монах Нил, который, выкопав себе могилу и совершая в ней свое молитвенное правило, был найден мертвым в молитвенной позе с четками в руке»57.

Архим. Херувим (Карамбелас): «Я побывал у многих аскетов, жизнь которых характеризовало одно общее свойство: они были настоящими монахами, настоящими аскетами. Среди них отец Нил – пожилой русский исихаст»58.

6664. Схимонах Иларион

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Колбаса. Уроженец Симбирской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Каруле.

6665. Схимонах Епифаний

Мирское имя – Евстафий Макритский; отчество не известно. Уроженец России. Пустынник; сначала жил на келлии св. Георгия на Керашах, у старца Вениамина; затем на каливе в Кавсокаливском скиту; у старца Максима; а потом на Каруле. В 1942 году ему было 92 года.

Схимонах Денасий (Юшков): «О. Евстафий принял великую схиму с именем Епифания и уже несколько лет подвизается в самой угрюмой местности, именуемой Каруля»59.

6666. Схимонах Андрей

Мирское имя – Андрей Николаевич Нефедов. Уроженец Тамбовской губернии и уезда, Александровской волости, деревни Тимофеевка. Жил на Каруле. Преставился в больнице Руссика 24 апреля 1903 года.

6667. Схимонах Пантелеимон

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Пархоменко. Уроженец России. Жил на каливе на Каруле в первой половине XX века. В 1919 году еще был жив.

6668. Схимонах Агапит

Мирское имя – Афанасий Капитонович Поздняков. Крестьянин из России. Жил на Каруле. Преставился в больнице Руссика 25 февраля 1928 года.

6669. Схимонах Арсений

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Семенов. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Каруле. В 1919 году еще был жив.

6670. Схимонах Маркелл

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Семенов. Крестьянин из Новгородской губернии, Старорусского уезда, Нивской волости, села Андроново. Жил на каливе старца Нила на Каруле. Преставился в больнице Руссика 9 декабря 1918 года.

6671. Схимонах Игнатий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Сиренко. Уроженец России. Жил на Каруле. Преставился в больнице Руссика 29 августа 1938 года.

6672. Схимонах Пахомий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Скрипченко. Уроженец Херсонской губернии. Жил на каливе на Каруле, последние три года прожил в обители. Преставился в больнице Руссика 12 марта 1939 года.

Из дневника иеромонаха Флегонта (Лебедева): «Великий подвижник»60.

6673. Схимонах Иосиф

Мирское имя – Александр Петрович Харламов. Уроженец Донской области. Прибыл на Афон в 1874 году. Жил на Каруле.

Лит.: Троицкий П. В. Афонские ветречи. М., 2002. С. 56.

6674. Схимонах Феодосий

Мирское имя – Федор Григорьевич Черняев. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на каливе старца Никона (Абакумова), около Андреевского скита, где был пострижен в мантию с именем Павел, затем на Каруле, на келлии Рождества Христова Великой Лавры, где был пострижен в схиму. Старец келлии.

Схимонах Денасий (Юшков): «От каливки о. Георгия [на Каруле] я спустился опять по цепям и канатам к другой каливке, отца Феодосия.

Отец Феодосий тотчас же предложил мне русское угощение, приготовил самовар, наложил чая, поставил чашки, положил сухарей белых и черных. Все это тесно было расположено на крошечном столике. В это время пришел к нему снизу о. Иосиф, бывший старший ученик о. Израиля. Хозяин пригласил и соседа, и меня садиться за стол. По обыкновению русских было прочитано: «Пресвятая Троице... Слава и ныне».

Когда наступил вечер о. Феодосий предложил в полное мое распоряжение данную мне комнату, а сам остался в своей молитвенной»»61.

6675. Схимонах Митрофан

Мирское имя – Дмитрий Софонович Чернышев. Мещанин из города Ново-Николаевск Оренбургской губернии. Прибыл на Афон в 1896 году. Жил на Каруле. Преставился 2 сентября 1896 года, от роду 65 лет.

6676. Схимонах Симеон

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Ширгнин. Уроженец России. Жил на каливе, на Каруле в первой половине XX века. В 1919 году еще был жив.

6677. Монах X

Мирское имя – Тимофей Думнов, отчество не известно. Отставной унтер-офицер. Прибыл на Афон в 1874 году. Жил на Каруле.

6678. Монах Леонтий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Демин. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Каруле.

6679. Монах Афанасий

Мирское имя – Николай Иванович Иванов. Крестьянин из Казанской губернии, Ядринского уезда, Шуматской волости, села Старое Шуматово. Прибыл на Афон в 1910 году. Жил на собственной каливе, на Каруле. Пострижен в рясофор с именем Николай, в мантию. Преставился в больнице Руссика 16 августа 1916 года.

6680. Монах Павел

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Крисуя. Уроженец России. Жил на каливе, на Каруле в первой половине XX века. В 1919 году еще был жив.

6681. Монах Иоанн

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Лопарев. Уроженец России. Жил на каливе, на Каруле в первой половине XX века. В 1919 году еще был жив.

6682. Монах Афанасий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Москаленко. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Каруле, у старца Феофана.

6683. Монах Герасим

Мирское имя – Гордей Романов, отчество не известно. Крестьянин из Пензенской губернии. Жил на каливе на Каруле, а в последние годы жизни – на Старом Руссике. Преставился в больнице Руссика 12 октября 1924 года.

6684. Монах Антоний

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Сигарев. Уроженец России. Жил на Каруле на келлии Иверской иконы Божией Матери. В 1919 году еще числился старцем келлии.

6685. Монах Игнатий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Сыч. Уроженец России. Жил на каливе на Каруле в первой половине XX века. В 1919 году еще был жив.

Бессарабо-молдавский скит Лаку

Скит Лаку62 (по-гречески Lakkoskiti означает «скит в ущелье», Lakkos означает дикое ущелье) является одной из самых старых румынских монашеских обителей на Святой Горе Афон. Храм Скита в честь Св. Влмч. Димитрия Мироточивого.

В системе афонских монашеских обителей этот скит зависит от Монастыря Святого Павла, одного из 20-ти больших монастырей, которые традиционно управляют Святой Горой. Лаку является идиоритмическим (особножительным) скитом, организованным по типу древней Лавры и состоящим из множества келлий, разбросанных на расстоянии 2-х квадратных километров. Келлии вместе с главной церковью составляют скит.

Об истории сей исихастской обители известно не так уж много. Основана она в X веке, но согласно традиции, здесь существовала монашеская обитель еще в VIII веке. И ее история связана с иконой Божией Матери VIII века под названием Антифонитриа-Лаку, которая сейчас находится в Монастыре Св. Павла и была перенесена сюда из обители расположенной в ущелье Лаку. В первой половине XIV веке здесь проживали сербские монахи, ведя строгий аскетический образ жизни. Они получили эту территорию от Протата Святой Горы. Со временем она перешла в собственность Монастыря Св. Павла.

Во времена турецкого владычества над Афоном сюда начали пребывать румынские монахи из Трансильвании, Молдавского Княжества и Бессарабии. Самой старой из сохранившихся келий скита является келлия Св. Николая. Тут сохранилась ктиторская надпись 1606 г. По неизвестным пока причинам в какое-то время скит опустел. Он был возобновлен в 1754 году и в нем поселились монахи из Молдавии, но скитские права получил более 50 лет тому назад (то есть около 1704 г.). По некоторым сведениям, он был возобновлен монахами из монастырей Неамц, Кэлдэрушань, Черника и нескольких монастырей из Бессарабии. По другим сведениям, скит был возобновлен молдавскими иеромонахами Даниилом и Николаем в 1760 г. В этом же году была возведена и церковь. В XVIII веке в скиту Лаку было более 30 келий в которых проживало особножительно около 80 монахов. В XIX веке скит вновь был возобновлен бессарабскими монахами Николаем и Иустином. После 1830 г. скит переживает большой расцвет. В 1849 г. молдавский монах Иаков строит небольшую кладбищенскую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (по другим источникам в честь Успения). Б 1860 г. строится водяная мельница; а в 1899; на месте старой деревянной церкви во имя Св. Влмч. Димитрия, начинается строительство большой (главной) каменной церкви в афонском стиле, которое длится с 1900 по 1904 гг. До 1904 г. к церкви пристраивается притвор и колокольня. Иконостас сооружен из белого и серого мрамора. Примерно в это же время был построен и архондарик предназначенный для паломников. В начале XX века вокруг церкви образовался целый комплекс из 24 келий и калив в которых подвизались более 120 монахов. По другим сведениям, в 1905 г. в румынском скиту Лаку было 68 монахов которые проживали в 25 келлиях с 9 церквами. Среди них были и русские монахи, но их число было небольшим.

Насельники скита выплачивали ежегодно монастырю Св. Павла по одной золотой монете с человека и имели право брать из монастырского леса дрова на отопление и для рукоделия и более не для чего. Монахи были обязаны бесплатно работать неделю в пользу монастыря в течение года. Служба проводилась ежедневно и устав был строго общежительный.

В результате Первой Балканской Войны, в ноябре 1912 г. когда греческая армия заняла полуостров Халкидики и ввела военное положение, румынские дипломаты усилили свои действия по улучшению ситуации румынских монахов на Афоне. Для этого были проведены переговоры с российскими, австрийскими и греческими дипломатами. В этом же году румынские монахи афониты выдвинули проект о своих правах в котором просили возвести Румынский скит Продрому в ранг монастыря, келлию Кукувино что на Провате – в скит со своим представителем в Св. Киноте, а скит Лаку чтобы тоже имел своего представителя в Киноте.

После определенного периода упадка по причине отсутствия насельников, начиная с 90-х гг. XX века скит Св. Димитрия-Лаку обрел новую жизнь. Сегодня он переживает не только духовный, но и материальный расцвет. В последние годы были заново отреставрированы главная и кладбищенская церкви, архондарик и полностью реконструированы старые келлии от которых остались только руины.

6686. Схииеромонах Леонтий

Мирское имя не известно. Уроженец России. 22-летним поступил в монастырь Калдорашани около Бухареста, где прожил 16 лет, потом поехал на Афон и поселился в молдавском скиту Лак, где прожил 35 лет до самой смерти. Преставился 25 мая 1876 года.

Лит.: Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. Джорданвилл, 1988. С. 35.

6687. Схимонах Иустин

Мирское имя не известно. Уроженец Бессарабской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Покровской келлии, в скиту Лак. Старец келлии.

6688. Схимонах Виктор

Мирское имя – Василий Дмитриевич Балан. Крестьянин из Бессарабской губернии, Сорокского уезда, Власкоутской волости, села Черница. Жил на Успенской келлии скита Лак, у старца Кесария. Преставился в больнице Руссика 7 августа 1918 года.

6689. Схимонах Виссарион

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Евфимичан. Уроженец Бессарабской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. великомученика Георгия скита Лак. Старец келлии.

6690. Схимонах Афанасий

Мирское имя – Александр Николаевич Мустяца. Крестьянин из Бессарабской губернии; Оргеевского уезда, села Пялунг. Прибыл на Афон в 1879 году. Жил на келлии в скиту Лак. Преставился 1 сентября 1891 года.

6691. Схимонах Софроний

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Чобан. Уроженец Бессарабской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил в скиту Лак.

6692. Монах Николай

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Кояльник. Уроженец России. Жил в скиту Лак, на келлии Николая Чудотворца Святопавловского монастыря, которую приобрел в 1882 году, но перед войной 1914 года поехал в Россию и оставался там почти 2 года, а монастырь, на основании слуха, что он не вернется, продал его келлию. По возвращении на Афон о. Николай остался без келлии.

6693. Монах Евфимий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Мовило. Уроженец Бессарабской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Покровской келлии около скита Лак.

6694. Монах Леонтий

Мирское имя – Мелетий Иванович Реус. Уроженец села Мырзак Оргеевского уезда Бессарабской губернии. Родился в 1842 году. Прибыл на Афон в 1880 году. Жил в скиту Лак.

6695. Монах Илиодор

Мирское имя – Илья Русов, отчество не известно. Уроженец Бессарабской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил сначала на Керашах, затем в скиту Лак.

6696. Монах Сергий

Мирское имя – Симеон Иорданович Соболь-Бурдей. Крестьянин из Бессарабской губернии, Оргеевского уезда, села Брович. Прибыл на Афон в 1874 году. Жил на Успенской келлии, в скиту Лак.

6697. Монах Исидор

Мирское имя – Иван Николаевич Стахий. Уроженец Бессарабской губернии. Прибыл на Афон в 1889 году. Жил в скиту Лак.

6698. Монах Нектарий

Мирское имя – Николай Георгиевич Стахий. Уроженец Кишиневской губернии и уезда, волости Костещ, села Демерсаро. Жил в скиту Лак. Преставился в больнице Руссика 4 июня 1906 года.

Бессарабо-молдавская обитель Усекновения главы Иоанна Предтечи

На Провате, рядом с обителью Иоанна Богослова, была расположена обитель св. Иоанна Предтечи. Из обеих обителей был замечательный вид на громадные вершины и ущелья. Келлия находилась в часе пути от моря и в трех часах от Великой Лавры.

Келлия была устроена давно, но возобновлена в 1874 г. В этом году ее приобрел от румынского подданного, монаха Дионисия, иеромонах Феодорит (Ходорожа). После него настоятельствовал иеромонах Антоний. По счету третьим настоятелем обители был монах Иларион, уроженец Бессарабской губернии, Оргеевскаго уезда. Прибыв на Афон в 1879 г., он поступил в эту обитель, и после смерти иеромонаха Антония был назначен настоятелем.

В небольшом, но хорошем храме находились две старинных иконы, изображающие св. Николая Чудотворца и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. По иконам можно было судить, что обитель существовала несколько сотен лет. В притворе храма находилась библиотека, в которой хранилось до пятисот книг, церковных и богословских.

В ризнице хранилось сделанное покойным возобновителем келии о. Феодоритом Евангелие в позолоченном окладе. Крышки серебряные, на верхней изображены 4 евангелиста и Воскресение Господне, а на нижней – Крещение Господне. Изображения были позолочены.

Земли у келлии имелось немного, и часть ее была разработана.

Постройки обители состояли из четырех корпусов. Главный был в два этажа. Наверху – кельи, архондарик и храм, по бокам – два больших балкона, откуда открывался чудный вид, внизу – трапезная, кухня и кладовые. Рядом с главным корпусом был расположен трехэтажный дом; внизу находились кладовые для хозяйственных принадлежностей, а два верхних этажа занимали братские келлии. Слева, шагах в 10–15, стоял большой двухэтажный корпус, где было устроено несколько келий для братии и помещение для паломников. Справа был корпус, в котором размещались различные обительские мастерские.

К 1913 г. в келлии было до 20 братий и 3 священнослужителя.

Лит.: Павловский А. А. Спутник русского паломника по Св. Горе Афону. М., 1905. С. 127128; Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. Ч. II. С. 76–78; Павловский А. А. Привет со Святой Горы Афонской. В память 300-летия царствования Дома Романовых. Путеводитель по Афону. Афон: Издание Братства русских обителей на Афоне, 1913. С. 152.

6699. Иеромонах Феодорит

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Ходорожа. В 1874 году приобрел на собственные средства келлию св. Иоанна Предтечи. Был первым настоятелем.

6700. Иеромонах Антоний

Мирское имя не известно. Второй настоятель Предтеченской келлии.

6701. Монах Илларион

Мирское имя не известно. Уроженец Бессарабской губернии; Оргеевскаго уезда. Прибыв на Афон в 1879 году, поступил на келлию св. Иоанна Предтечи, и после смерти иеромонаха Антония был назначен настоятелем.

6702. Монах Патрикий

Мирское имя – Петр Васильевич Валак. Крестьянин из Бессарабской губернии, Оргеевского уезда, Кобыльской волости, села того же. Жил на келлии Усекновения Главы Иоанна Предтечи Великой Лавры, у старца Илариона. Преставился в больнице Руссика 6 ноября 1918 года.

Русская обитель Покрова Пресвятой Богородицы

На пути от Крестовской келлии на Кераши едва заметно ютилась под природным навесом горы малая келлия с домашней при ней церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 60-х годов XIX века на ней жил русский старец схимонах Макарий; после смерти которого в 1890 году старцем стал схимонах Иона; а затем настоятельствовал схимонах Иаков.

Дальнейшая судьба келлии неизвестна. На данный момент в этой келлии живут греческие монахи.

Лит.: Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1905. Вып. 9. С. 248.

6703. Схимонах Макарий

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы. Преставился в 1890 году.

6704. Схимонах Иона

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

Схимонах Денасий (Юшков): «Здесь подвизался лет сорок русский схимонах Макарий. Отец Макарий скончался около 1890 года. Теперь тут безмолвнически и в великой скудности подвизается русский же средних лет схимонах Иона»63.

6705. Схимонах Иаков

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы. Был третьим по счету настоятелем келлии.

6706. Схимонах Серафим

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Гулымнов. Уроженец Пензенской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на каливе возле келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

6707. Схимонах Антоний

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Дмитриев.

Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

6708. Монах Антоний

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Асауленко. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы, у старца Иакова.

6709. Монах Акакий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Белоглазов. Крестьянин из Тамбовской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на каливе отца Панкратия, около келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

6710. Монах Иов

Мирское имя – Иван Егорович Владыкин. Уроженец России. Прибыл на Афон в 1882 году. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

6711. Монах Александр

Мирское имя не известно, отчество – Яковлевич, фамилия – Иноземцев. Крестьянин из Пензенской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на каливе старца Аврамия возле келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

6712. Монах Максим

Мирское имя не известно; отчество – Филиппович, фамилия – Пересыпкин. Уроженец Самарской губернии. Брат монаха Алексия. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на каливе старца Петра возле келлии Покрова Пресвятой Богородицы. Пострижен в рясофор с именем Андрей, в мантию.

6713. Монах Алексий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Петик. Крестьянин из России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на собственной каливе возле келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

6714. Схимонах Игнатий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Баев. Уроженец Бессарабской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на каливе старца Алексия (Петика).

6715. Монах Иоанн

Мирское имя не известно, отчество –Алексеевич, фамилия – Пилков. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

6716. Монах Алексий

Мирское имя не известно, отчество – Николаевич, фамилия – Семенов. Уроженец Тульской губернии. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

6717. Монах Гавриил

Мирское имя – Гавриил Ткаченков, отчество не известно. Уроженец Курской губернии. Прибыл на Афон в 1899 году. Жил на келлии Покрова Пресвятой Богородицы, у старца Иакова.

6718. Послушник Евтихий

Мирское имя – Евтихий Требунских, отчество не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на каливе старцев Михаила и Серафима, возле келлии Покрова Пресвятой Богородицы.

Русская обитель Святой Троицы

Подробная история обители Святой Троицы Великолаврского монастыря нам не известна. В начале XX в., вплоть до 1919 г., в ней настоятельствовал русский иеромонах Феофан, а с 1919 г. старцем числился иеромонах Христофор, по происхождению грек. На данный момент в этой келлии живут греческие монахи.

6719. Иеромонах Феофан

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на Троицкой келлии Великой Лавры. В 1919 году числился старцем келлии.

6720. Схимонах Афанасий

Мирское имя – Автоном Филиппович Гирля. Крестьянин из Херсонской губернии, Елисаветградского уезда, Новоархангельской волости, села того же. Прибыл на Афон в 1905 году. Пустынник, сначала жил на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора, затем на каливе на территории Великой Лавры. Преставился в больнице Руссика 28 декабря 1922 года.

6721. Схимонах Иосиф

Мирское имя – Иван Иванович Гришкин. Крестьянин из Симбирской губернии, Ардатовского уезда, Наченальской волости, села Хлыстовка. Прибыл на Афон в 1894 году. Жил на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора. Преставился в больнице Руссика 15 марта 1921 года.

6722. Схимонах Гермоген

Мирское имя – Георгий Алексеевич Козюков. Крестьянин из России. Пустынник, жил на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора. Преставился в больнице Руссика 3 апреля 1923 года.

6723. Схимонах Евгений

Мирское имя – Евфимий Петрович Очаков. Крестьянин из Нижегородской губернии, Лукояновского уезда, Протасовской волости, села того же. Жил на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора, а последние три года жил в обители. Преставился в больнице Руссика 12 июня 1919 года.

6724. Схимонах Трифон

Мирское имя – Тимофей Егорович Стенин. Крестьянин из Самарской губернии, Бузулукского уезда, Марковской волости, села Новотоцкая. Жил на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора. Преставился в больнице Андреевского скита 18 февраля 1917 года в возрасте 65 лет и был погребен на скитском кладбище.

6725. Схимонах Петр

Мирское имя – Петр Иванович Чибасов. Мещанин из города Семипалатинск. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Сначала жил на Капсале, на Благовещенской келлии Пантократорского монастыря, у старца Пантелеимона (Полищука), где был пострижен в мантию с именем Павел, затем на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора, где был пострижен в схиму. Преставился в больнице Руссика 14 мая 1919 года.

6726. Монах Иона

Мирское имя – Иван Иванович Кожухарь. Мещанин из города Кишинев Бессарабской губернии. Пустынник, сначала жил на келлии св. Космы и Дамиана Есфигменского монастыря, затем на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора. Преставился в больнице Руссика 11 апреля 1920 года.

6727. Монах Илия

Мирское имя – Иван Петров, отчество не известно. Уроженец Пензенской губернии, Инсарского уезда, Майданской волости, села Кулдым. Жил на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора. Преставился в больнице Андреевского скита 3 февраля 1919 года в возрасте 58 лет и был погребен на скитском кладбище.

6728. Монах Серафим

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Солдаткин. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Троицкой келлии Великой Лавры, у старца Христофора.

Русская обитель Рождества Пресвятой Богородицы

Подробная история обители Рождества Божией Матери Великолаврского монастыря неизвестна, единственное сообщение о ней дает А. А. Павловский в своих отчетах, где он сообщает, что в 1919 г. старцем келлии был некий русский монах Евгений.

6729. Схимонах Иона

Мирское имя – Ипатий Бирюков, отчество не известно. Уроженец Харьковской губернии, Волочанского уезда, села Николаевское. Жил на келлии Рождества Пресвятой Богородицы Великой Лавры. Преставился в больнице Андреевского скита 26 июля 1895 года в возрасте 42 лет и был погребен на скитском кладбище.

6730. Монах Евгений

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Рождества Пресвятой Богородицы Великой Лавры. В 1919 году числился старцем келлии.

Русские келлиоты и кавиоты из разных обителей Великой Лавры

На территории монастыря Великая Лавра, в разных келлиях и каливах жили многие русские монахи. В архиве Руссика сохранились краткие данные о некоторых из них.

6731· Иеромонах Антоний

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии Иверской иконы Божьей Матери, Великой Лавры. В 1919 году числился старцем келлии.

6732. Схимонах Павел

Мирское имя – Петр Антоневич Калинин. Крестьянин из Тамбовской губернии, Моршанского уезда, Никольской волости, села Александровка. Жил на каливе старца Аврамия, возле Горбатого Моста, на территории Великой Лавры. Преставился в больнице Руссика 13 мая 1918 года.

6733. Схимонах Владимир

Мирское имя – Василий Васильевич Леонов. Казак из Донской области, Второго Донского округа, станицы Калитвянская. Прибыл на Афон в 1895 году. Жил на Чифлике, на территории Великой Лавры, у старца Гавриила. Преставился в больнице Руссика 17 сентября 1922 года.

6734. Схимонах Илия

Мирское имя – Иван Семенович Пастенков. Крестьянин из Екатеринославской губернии, Бахмутского уезда и волости, села Покровское. Жил на собственной келлии св. Иннокентия и прп. Давида Солунского, на территории Великой Лавры. Преставился в больнице Руссика 14 мая 1915 года.

6735. Схимонах Серафим

Мирское имя – Евфимий Павлович Редька. Крестьянин из Черниговской губернии, Борзненского уезда, Комаровской волости, села Берестовец. Прибыл на Афон в 1900 году. Жил на каливе на территории Великой Лавры. Преставился в больнице Руссика 26 марта 1917 года.

6736. Монах Иннокентий

Мирское имя не известно. Уроженец России. Жил на келлии иконы Божьей матери «В скорбях и печалях Утешение» Великой Лавры. В 1919 году числился старцем келлии.

6737. Монах Игнатий

Мирское имя и отчество не известны, фамилия – Кочубей. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на Чифлике, на территории Великой Лавры, у старца Гавриила.

6738. Монах Митрофан

Мирское имя – Михаил Лунев, отчество не известно. Уроженец России. Подвизался на Афоне в конце XIX – начале XX века. Жил на келлии св. Афанасия Великого Великой Лавры, у старца Исихия.

6739. Монах Модест

Мирское имя – Михаил Кучук, отчество не известно. Уроженец Херсонской губернии. Прибыл на Афон в 1887 году. Жил на келлии св. пророка Илии на Провате, у старца Спиридона.

* * *

54

Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1910. Вып. 4. С. 250.

55

Там же. С. 375.

56

Там же. С. 156.

57

Россия – Афон: тысячелетие духовного единства. Материалы междунар. научно-богословской конф. 1–4 октября, 2006 г. М.: ПСТГУ, 2008. С. 151.

58

Херувим (Карамбелас), архим. Из удела Божьей Матери. Киев, 1998. С. 113.

59

Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1902. Вып. 6. С. 370.

60

АРПМА. Оп.13. Д.1. Док. № 212. С.701.

61

Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям // Душеполезный собеседник. М., 1910. Вып. 6. С. 375.

62

Историю скита составил Александр Магола

63

Там же.


Источник: Монахологии Русских обителей на Афоне. - Святая Гора Афон: Изд. Русского Св.-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2016. - 755 с. (Русский Афон XIX-XX веков; Т. 3).

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle