Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания
Филофей – инок-писатель (1465 – 1542), который в силу обстоятельств и по личному почину обращается к великим князьям московским то с печалованием за опальных, то по существенным вопросам государственной и общественной жизни своего времени. Задача настоящего исследования – понять и объяснить личность Филофея и его литературную деятельность. В исследовании восемь частей. Первая посвящена выяснению данных биографии Филофея. Вторая – библиографии предмета. Третья – краткой истории и выяснению причин и условий возникновения и развития типа учительного инока в Древней Руси и судьбе этого типа в стенах Елеазарова монастыря.
В четвертой части речь идет об отличительных особенностях авторства и сочинений Филофея, связи этих особенностей с историческими условиями древнерусской образованности и литературы, о господствующей идее мировоззрения Филофея и его сочинений, и, как первоисточник и основа этой идеи, излагается библейское учение о Промысле Божием. Пятая часть посвящена исследованию посланий Филофея, в которых идея провиденциализма, как господствующая идея его посланий, раскрывается им в отношении к судьбам отдельных людей. В шестой части рассматриваются те послания Филофея, в которых та же идея раскрывается в связи с учением астрологов о влиянии звезд на судьбы мира, людей и царств. В седьмой части рассматриваются послания к князьям, где речь идет о всемирно-историческом значении русского государства и отношении государства к церкви. В восьмой части излагается взгляд Филофея на печалование как форму отношения церкви к государству. Подробное оглавление находится в начале книги.
Содержание
Введение. С. III–V.
Отдел I. — Житие преп. Евфросина, как источник начальной истории Елеазарова монастыря и жизни старца Филофея. Две редакции житья и взаимное их отношение. С. 1–25.
Особенности строя монастыря препод. Евфросина, как школа иночествования. С. 26–32.
Биографические сведения о Филофее. С. 32–43.
Школа и самообразование Филофея. С. 44–61.
Отдел II. — Библиография сочинений Филофея. С. 62–78.
Отдел III. — Старец Филофей в характеристике неизвестного автора заметки, как представитель русского книжного иночества и печаловника. С. 79–82.
Исторические условия и причины, вызвавшие и определившие отношение учительного подвижника к миру и служение его людям и родине. С. 82–113.
Данные из истории литературной деятельности в стенах Елеазарова монастыря и его иноков, предшественников Филофея. С.113–133.
Отдел IV. — Литературная деятельность Филофея была вызвана обстоятельствами. С. 134.
Слабость личного почина в произведениях письменности времени Филофея. С. 135–138.
Особенные условия и причины, литературные и политические, определившие религиозно-православное направление письменности эпохи Филофея и предшествующего времени. С. 138–145.
Господствующая идея произведений Филофея и библейское учение о Промысле Божием, как основа его воззрения на судьбы мира, царств и людей. С. 145–157.
Отдел V. — Три группы посланий Филофея. С. 158.
Послание к Мисюрю-Мунехину по случаю морового поветрия во Пскове. Псковский дьяк Михаил Григорьевич Мисюрь-Мунехин. С. 159–162.
Две редакции послания по случаю поветрия. С. 163–166.
Время его написания. С. 166–167.
Утешительное послание Филофея во Пскове к сущим в беде и время его написания. С. 167–170.
Утешительное послание к неизвестному опальному вельможе. С. 170–186.
Разбор утешительного послания во Пскове к сущим в беде. С. 186–211.
Разбор утешительного послания к неизвестному опальному вельможе. С. 211–220.
Разбор послания по случаю псковского морового поветрия. С. 221–238.
Отдел VI. — Послание к Мунехину о покорении разума Откровению. С. 239–247.
Послание к вельможе, в мире живущему. С. 248–255.
Послание Филофея к Мунехину против звездочетцев и латин.
Николай Немчин (Булев), врач, астролог и пропагандист соединения восточной и западной церкви. С. 255.
Время написания послания.
Разбор послания. С. 269–362.
Послание к Иоанну Акиндеевичу о злых днях и часах. С. 363–368.
Отдел VII. — Церковно-политическое учете Филофея. — Послания к вел. кн. Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. С. 369–382.
1) Всемирно-историческое значение Русского государства (богоизбранничество):
а) история идеи преемства царств. С. 383–442.
б) Усвоение её на Руси в применении к Русскому государству: Флорентийская уния и падение Византии. С. 443–496.
Действительное восприятие наследства Византии русским государством: регалии; Софья Палеолог. С. 496–522.
2) Внутренний строй богоизбранного царства: а) самодержавие (монархическое начало). С. 523–560.
б) Задачи самодержавной власти (теократия): α) отношение государства к церкви. С. 560–681.
Отдел VIII. β) Отношение церкви к государству (печалование). С. 682–750.
Заключение. С. 751–768.
Приложения.
I. Послание игумена Памфила о Купальской ночи в двух редакциях. С. 1–6.
II. Послание Филофея во Псков в беде сущим и утешительное послание к опальному вельможе. С. 7–24.
III. Заметка неизвестного автора о Филофее. С. 25.
IV. Послание Филофея к Мунехину по случаю морового поветрия во Пскове в двух редакциях. С. 26–32.
V. Послание Филофея к Мунехину о покорении разума Откровению. С. 33–35.
VI. Послание Филофея к вельможе, в мире живущему. С. 36.
VII. Послание Филофея к Мунехину против звездочетцев и латин. С. 37–47.
VIII. Заметка при том же послании о поводе к его написанию. С. 48.
IX. Послание Филофея к великому князю Василию Ивановичу в двух редакциях. С. 49–56.
X. Послание Филофея к царю и великому князю Ивану Васильевичу. С. 57–66.
XI. Послание в Царствующей град. С. 67–68.
XII. Путевая заметка о Цареграде. С. 69.
XIII. Путевая заметка о Египте. С. 70.
XIV. Слово св. Ефрема Сирина о Божиих судьбах. С. 71–75.
XV. Сказание неизвестного суздальца о Флорентийском соборе. С. 76–87.
XVI. Путевая заметка о Риме. С. 88.
XVII. Сказание Симеона суздальца: «Исидоров собор и хожение его». С. 89–101.
XVIII. Повесть Симеона суздальца о VIII (Флорентийском) соборе. С. 102–114.
XIX. Летописное сказание о том же соборе. С. 115–127.
XX. Трактат преп. Иосифа Волоцкого о неприкосновенности церковных и монастырских имуществ. С. 128–144.
***
Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru