В. Малинин

Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания

Источник

Филофей – инок-писатель (1465 – 1542), который в силу обстоятельств и по личному почину обращается к великим князьям московским то с печалованием за опальных, то по существенным вопросам государственной и общественной жизни своего времени. Задача настоящего исследования – понять и объяснить личность Филофея и его литературную деятельность. В исследовании восемь частей. Первая посвящена выяснению данных биографии Филофея. Вторая – библиографии предмета. Третья – краткой истории и выяснению причин и условий возникновения и развития типа учительного инока в Древней Руси и судьбе этого типа в стенах Елеазарова монастыря.
В четвертой части речь идет об отличительных особенностях авторства и сочинений Филофея, связи этих особенностей с историческими условиями древнерусской образованности и литературы, о господствующей идее мировоззрения Филофея и его сочинений, и, как первоисточник и основа этой идеи, излагается библейское учение о Промысле Божием. Пятая часть посвящена исследованию посланий Филофея, в которых идея провиденциализма, как господствующая идея его посланий, раскрывается им в отношении к судьбам отдельных людей. В шестой части рассматриваются те послания Филофея, в которых та же идея раскрывается в связи с учением астрологов о влиянии звезд на судьбы мира, людей и царств. В седьмой части рассматриваются послания к князьям, где речь идет о всемирно-историческом значении русского государства и отношении государства к церкви. В восьмой части излагается взгляд Филофея на печалование как форму отношения церкви к государству. Подробное оглавление находится в начале книги.

Содержание

Введение. С. III–V.

Отдел I. — Житие преп. Евфросина, как источник начальной истории Елеазарова монастыря и жизни старца Филофея. Две редакции житья и взаимное их отношение. С. 1–25.

Особенности строя монастыря препод. Евфросина, как школа иночествования. С. 26–32.

Биографические сведения о Филофее. С. 32–43.

Школа и самообразование Филофея. С. 44–61.

Отдел II. — Библиография сочинений Филофея. С. 62–78.

Отдел III. — Старец Филофей в характеристике неизвестного автора заметки, как представитель русского книжного иночества и печаловника. С. 79–82.

Исторические условия и причины, вызвавшие и определившие отношение учительного подвижника к миру и служение его людям и родине. С. 82–113.

Данные из истории литературной деятельности в стенах Елеазарова монастыря и его иноков, предшественников Филофея. С.113–133.

Отдел IV. — Литературная деятельность Филофея была вызвана обстоятельствами. С. 134.

Слабость личного почина в произведениях письменности времени Филофея. С. 135–138.

Особенные условия и причины, литературные и политические, определившие религиозно-православное направление письменности эпохи Филофея и предшествующего времени. С. 138–145.

Господствующая идея произведений Филофея и библейское учение о Промысле Божием, как основа его воззрения на судьбы мира, царств и людей. С. 145–157.

Отдел V. — Три группы посланий Филофея. С. 158.

Послание к Мисюрю-Мунехину по случаю морового поветрия во Пскове. Псковский дьяк Михаил Григорьевич Мисюрь-Мунехин. С. 159–162.

Две редакции послания по случаю поветрия. С. 163–166.

Время его написания. С. 166–167.

Утешительное послание Филофея во Пскове к сущим в беде и время его написания. С. 167–170.

Утешительное послание к неизвестному опальному вельможе. С. 170–186.

Разбор утешительного послания во Пскове к сущим в беде. С. 186–211.

Разбор утешительного послания к неизвестному опальному вельможе. С. 211–220.

Разбор послания по случаю псковского морового поветрия. С. 221–238.

Отдел VI. — Послание к Мунехину о покорении разума Откровению. С. 239–247.

Послание к вельможе, в мире живущему. С. 248–255.

Послание Филофея к Мунехину против звездочетцев и латин.

Николай Немчин (Булев), врач, астролог и пропагандист соединения восточной и западной церкви. С. 255.

Время написания послания.

Разбор послания. С. 269–362.

Послание к Иоанну Акиндеевичу о злых днях и часах. С. 363–368.

Отдел VII. — Церковно-политическое учете Филофея. — Послания к вел. кн. Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. С. 369–382.

1) Всемирно-историческое значение Русского государства (богоизбранничество):

а) история идеи преемства царств. С. 383–442.

б) Усвоение её на Руси в применении к Русскому государству: Флорентийская уния и падение Византии. С. 443–496.

Действительное восприятие наследства Византии русским государством: регалии; Софья Палеолог. С. 496–522.

2) Внутренний строй богоизбранного царства: а) самодержавие (монархическое начало). С. 523–560.

б) Задачи самодержавной власти (теократия): α) отношение госу­дарства к церкви. С. 560–681.

Отдел VIII. β) Отношение церкви к государству (печалование). С. 682–750.

Заключение. С. 751–768.

Приложения.

I. Послание игумена Памфила о Купальской ночи в двух редакциях. С. 1–6.

II. Послание Филофея во Псков в беде сущим и утешитель­ное послание к опальному вельможе. С. 7–24.

III. Заметка неизвестного автора о Филофее. С. 25.

IV. Послание Филофея к Мунехину по случаю морового поветрия во Пскове в двух редакциях. С. 26–32.

V. Послание Филофея к Мунехину о покорении разума Откровению. С. 33–35.

VI. Послание Филофея к вельможе, в мире живущему. С. 36.

VII. Послание Филофея к Мунехину против звездочетцев и латин. С. 37–47.

VIII. Заметка при том же послании о поводе к его написанию. С. 48.

IX. Послание Филофея к великому князю Василию Ивановичу в двух редакциях. С. 49–56.

X. Послание Филофея к царю и великому князю Ивану Ва­сильевичу. С. 57–66.

XI. Послание в Царствующей град. С. 67–68.

XII. Путевая заметка о Цареграде. С. 69.

XIII. Путевая заметка о Египте. С. 70.

XIV. Слово св. Ефрема Сирина о Божиих судьбах. С. 71–75.

XV. Сказание неизвестного суздальца о Флорентийском соборе. С. 76–87.

XVI. Путевая заметка о Риме. С. 88.

XVII. Сказание Симеона суздальца: «Исидоров собор и хожение его». С. 89–101.

XVIII. Повесть Симеона суздальца о VIII (Флорентийском) соборе. С. 102–114.

XIX. Летописное сказание о том же соборе. С. 115–127.

XX. Трактат преп. Иосифа Волоцкого о неприкосновенности церковных и монастырских имуществ. С. 128–144.

***

Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания : Ист.-лит. исследование В. Малинина. - Киев : Тип. Киево-Печерск. Успенск. лавры, 1901. - 1029 с. разд. паг.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle