Источник

№ 39. Запись беседы Г.Г. Карпова с Б.Л. Черкесом о государственно-церковных отношениях в Чехословакии

г. Москва

16 мая 1949 г.

СЕКРЕТНО

16 мая в 13 часов дня мною был принят в Совете управделами экзархата Московской патриархии в Чехословакии Черкес Борис Леонтьевич, как это было условлено 13 мая156, по его просьбе.

Беседу с Черкесом я вел вместе с членом Совета Уткиным Г.Т.

Без вопросов с нашей стороны Черкес рассказал следующее:

1. Извинившись, что 13 мая он дал не совсем точные сведения о количестве церквей и священников, просил принять следующие уточненные сведения: в 1946 г. ко времени приезда экзарха Елевферия в Чехословакии был 41 православный приход, а в данное время имеется 111 приходов, а храмов 113, из них 42 вновь построенных (6 типовых церквей и 36 молитвенных домов), православных священников всего сейчас в Чехословакии 58.

2. Черкес рассказывал о своей работе в компартии в Чехословакии, где якобы был и секретарем, и парторганизатором первичных парторганизаций, работал даже в райкоме, в 1948 г. работал секретарем комиссии по чистке партии в одном из районов г. Праги, а в этом году вышел из партии как гражданин СССР, о чем якобы он советовался и в посольстве, а прежде всего в ЦК партии.

3. Черкес говорил с каким трудом был принят в Чехословакии для демонстрирования кинофильм о церковном совещании 1948 г. в Москве и что для показа в кинотеатрах из него сделали короткометражные вырезки, которые показывают в порядке хроники, а в целом фильм демонстрируется только в студии для специального показа.

4. Много рассказывал Черкес о положении в экзархате, о личной жизни экзарха и характеризовал ряд священников. Говоря об экзархе, он сказал, что в его личную жизнь он не вмешивается, но знает, что, когда при экзархе жил его зять (затем погибший при автомобильной катастрофе) Елевферий больше был связан с эмигрантами, чем сейчас. Это также было заметно и в бытность Шишкина в Праге, но и сейчас еще экзарх с некоторыми лицами связан, а это не нравится чехам. Он как бы отгораживается от них. Вообще же он экзарха характеризовал положительно, особенно в церковном отношении. Он говорил, что экзарх хорошо обеспечен, и вообще условия жизни у него хорошие. Он имеет знакомства, делает большие прогулки, живет сытно и т.д.

На мой вопрос, – не тяготится ли экзарх своим пребыванием в Чехословакии и верно ли, как мне говорил митрополит Николай, что экзарх хочет просить у патриарха перевода в Москву, – Черкес ответил, что это верно, такой разговор был, митрополит Елевферий может поднять этот вопрос и перед патриархом, но это неискренно, и, во всяком случае, он не тяготится своим пребыванием в Праге, а наоборот, условия жизни у него больше чем удовлетворительные.

Говоря о священниках, он рассказал, что среди них много есть коммунистов, так же как есть коммунисты и в римо-католической церкви (человек 36), а среди священников всех вероисповеданий, вероятно, найдется половина состоящих в компартии.

На вопрос Уткина Г.Т., – а разрешаются ли церковные обряды совершать коммунистам из числа светских лиц, – Черкес ответил: «Не препятствуется, в том числе и церковным бракам, рассматривая это как личное дело».

Он также сказал, что духовенство хотело бы скорее получить автокефалию для церкви, но кандидатов в епископы нет, а для получения автокефалии церковь должна иметь не менее 3-х епископов.

Говоря о русских священниках, он сказал об аресте священников Домуховского и Кудринского, а также то, что документы для проживания за границей, так называемый загранвид, получили только некоторые священники, а ожидают все.

5. Черкес вновь жаловался на плохую связь экзарха и его лично прежде всего с советским посольством, хотя уже в несколько другом плане, как это он рассказывал 13 мая, так, например: он уже не говорил о том, что у него совсем не берет документов сотрудник посольства Михаил Дмитриевич Фролов (в прошлой записи он был неправильно записан мною, как Дмитрий Фролов), а говорил, что Фролов не всегда принимает документы, но в то же время настойчиво просит делать переводы тех или других документов, вырезки из газет и т.д., что, по словам Черкеса, сейчас это ему трудно делать, так как это требует оплаты, а денег на это он от Управления делами не получает.

6. Черкес сказал, что сокращение с 1 января с.г. валютных ассигнований от Московской патриархии с 16 тыс. рублей до 11 тыс. рублей значительно затруднило деятельность церкви. Ассигнования, идущие от чехословацкого правительства, которые хотя и увеличились в этом году, не вносят что-либо нового в этот вопрос, так как правительственные ассигнования предусматривают содержание священников-чехословацких подданных и на Управление экзархата, его издательскую, благотворительную и др. деятельность не распространяются. Особенно он мотивировал это тем, что Московская патриархия в своих ассигнованиях не предусматривает содержание семинарии, а расходы на нее значительные, и потому он просил, чтобы Московская патриархия восстановила тот размер ассигнований, который был до 1-го января этого года.

Я рекомендовал, чтобы экзарх подал мотивированное заявление-ходатайство патриарху Алексию.

7. Черкес сказал, что в Словакии арестована дочь архимандрита Алексия Дехтярева (сейчас эвакуированного из Александрии в СССР) вместе со своим мужем, который был на какой-то руководящей должности в органах государственной безопасности в Словакии, но что эти сведения у него не совсем проверены и якобы получены со слов одной эмигрантки. Когда Черкес сказал, что он об этом рассказал патриарху Алексию, я сказал, что это он сделал поспешно.

Черкес рассказал об этом в связи с поставленным им вопросом о желательности направления архимандрита Алексия Дехтярева после известного отдыха в СССР на роль епископа в Словакию, где он якобы был и где он известен. Черкес говорил, что митрополиту надо иметь сейчас в Чехословакии епископа, управляющего словацкой епархией, а также 1–2 викарных [епископов], и что хотя он не ходатайствует, но видит только две возможности: или направить из СССР, что, по его мнению, лучше, и, в частности, он называет Алексия Дехтярева, архимандрита Исаакия Виноградова, которого, по его мнению, хорошо примут чехи, или кого-нибудь других из русских. Второй вариант он видит в посвящении в православные епископы некоторых католических священников, которые согласны перейти в православие в том случае, если они получат архиерейство сразу, и которые, по его словам, сейчас состоят в компартии, но если надо, – говорит Черкес, – они могут выйти из партии, если надо – их могут исключить. Других возможностей он не видит.

8. Он рассказал, что, по имеющимся у него сведениям, которые он получил от заведующего церковным отделом в Министерстве просвещения и культов Экарта, а тот, в свою очередь, знает это со слов министра юстиции Чепичка, что правительство якобы решило снять с производства 2000 рабочих для подготовки из них священников для чешско-словенской национальной церкви157, признав необходимость объединения римо-католической национальной церкви, с этой т.н. чешско-словенской национальной церковью, что, по мнению Черкеса, явно бесперспективно.

В прошлой записи моей беседы с Черкесом ссылка на то, что патриарх этой церкви Коварт158 – коммунист, ошибочна, так как коммунистом является не сам патриарх, а епископ Новак и многие другие.

9. Черкес сказал о том, что архимандрит Иннокентий (Григорьев), 80 лет, получивший разрешение на въезд в СССР по его просьбе и ходатайству митрополита Елевферия, под разными предлогами и, прежде всего, ссылками на болезнь затягивает свою поездку в СССР, безусловно, не желая ехать в СССР, а только для видимости своих отношений с Московским патриархом и не надеясь на разрешение ставил вопрос о въезде. «Нам нежелательно, – говорит Черкес, – его пребывание только потому, что он поддерживает связи, вредные для нас, в том числе с католиками, хотя он действительно физически очень расслабленный».

10. Черкес сказал, что неблагоприятные впечатления произвел за границей фельетон, помешенный в газете «Правда», «Саратовская купель», что это было как раз против всей их пропаганды о свободе совести и свободе вероисповеданий в СССР, что не только враги в лине католиков, экуменистов и т.д. подхватили это, но что даже сам экзарх митрополит Елевферий стал высказываться о новом курсе советского правительства по отношению к церкви в СССР. «Также неблагоприятно для нас было воспринято, – говорит Черкес, – решение Синода Русской церкви по вопросу о саратовском происшествии, помешенное в № 2 «Журнала Московской Патриархии»159.

11. Черкес высказался о желательности поездки на короткое время в Чехословакию патриарха Алексия или митрополита Николая, и что их поездка по некоторым городам была бы хорошо воспринята и чехословацким правительством. Черкес тут же сказал, что когда по этому вопросу они говорили с патриархом, то патриарх категорически высказался против поездки, но митрополит Николай не возражал, если этот вопрос будет поставлен, причем Черкес мотивировал как предлог для поездки – поездку митрополита Николая для лечения на чехословацких курортах, но обязательно в этом году.

12. Вообще, много повторяясь и этим затягивая разговор, к концу беседы Черкес снова вернулся к беседе о своем положении и добивался получения от меня ответа: какие вопросы нас интересуют, какие документы нам нужны, в каких сведениях мы заинтересованы, и удивлялся, почему мы его слушаем, не высказывая своего мнения и не отвечая на его вопросы160.

Поскольку у меня сложилось мнение, что Черкес просил у патриарха разрешения приехать в СССР исключительно из тех соображений, чтобы выяснить у меня вопрос о себе, и, видя необходимость консультирования по этому вопросу, я, ссылаясь на то, что я не предполагал, что беседа будет столь продолжительной (около 3-х часов), просил прервать беседу и перенести встречу на среду, 18 мая, в 1 час дня, когда я и дам ответы на поставленные им вопросы, а сейчас мне, мол, надо ехать.

Мое впечатление такое, что Черкес напуган международной обстановкой, боится событий и хочет перебраться в СССР, а прежде всего он нервничает в связи с разговорами о нем среди духовенства чешской епархии.

Создается также впечатление, что Черкес неправильно понимает роль Совета, и, допуская возможность проверки с его стороны, полагаю на основной вопрос Черкеса дать ответ, что, занимаясь осуществлением связи между патриархом Московским и советским правительством, по Чехословакии меня может интересовать только вопрос, как ведет себя митрополит Елевферий как представитель Русской церкви и как гражданин СССР, но церковь в целом, хотя она и во временной юрисдикции Московской патриархии, я рассматриваю как церковь национальную, поэтому в каком плане должна быть ее деятельность (сужаться или расширяться и за счет чего, и все другие вопросы) – есть компетенция не моя, а прежде всего правительства Чехословацкой республики, на территории которой находится церковь, и ни в какой мере я во внутренние дела, хотя бы и церковные, не вмешиваюсь.

По личному вопросу Черкеса я отвечу, что как поручений, указаний, так и советов с моей стороны ему ожидать не следует, и ни в какой информации по Чехословакии или по другим странам я не нуждаюсь. Кроме того, прошу не связывать вопрос о своем пребывании в церкви с интересами Совета, а отсюда и вывод – решение вопроса лично о себе, видимо, Вам надо принимать самому.

Вопрос о въезде в СССР, если Вами будет поднят, будет рассматриваться в установленном порядке.

(КАРПОВ)

АВП РФ. Ф. 0138, Оп. 30. П. 160. Д. 9. Л. 53–58. Заверенная копия.

* * *

156

См. док. № 38.

157

Так в тексте. Правильно: Коварж.

158

Так в тексте. Правильно: Коварж.

159

В феврале 1949 г. в газете «Правда» был опубликован фельетон «Саратовская купель» о прошедшем в г, Саратове молебне водосвятия и массовом купании веруюших в р. Волге, в котором участвовали до 30 тыс. горожан. Об этом сообщил Г.М. Маленкову министр госбезопасности СССР В.С. Абакумов. После опубликования фельетона Св. Синод РПЦ отменил существовавший веками обычай «хождения на Иордань».

160

В расширенном варианте записи беседы, хранящемся в фонде Совета по делам РПЦ, приведены следующие фрагменты, позволяющие охарактеризовать личность Б.Л. Черкеса и его отношения с митрополитом Елевферием:

«Больше всего Черкес говорил (и видно, что хвастливо) о своих различных связях, которые он характеризовал как политические связи, как необходимый источник информации, как контакт с известными кругами. Он говорил о связях с коммунистами, о связях среди духовенства чешско-словенской национальной церкви, с католиками-коммунистами и другими чехами, занимающими общественное положение, и свое положение в церкви он рассматривает как необходимость информировать советское посольство, не ограничиваясь кругом церковных вопросов. При этом он также оговорился, что для того, чтобы информация была достаточно полной, интересной, ему нужны деньги для угощений заинтересованных лиц и т.д.

Во все время беседы Черкес хотел подчеркнуть, что я, мол, руководствуюсь только тем, что я вам (представителям советской стороны) нужен как информатор, хотя я не имею прямых указаний, поручений и хотел бы вот сейчас от вас получить указания по своей дальнейшей работе и. прежде всего, я бы хотел получить ответ – оставаться мне в церкви в должности управляющего делами или выйти оттуда, а если оставаться, то что мне следует делать, так как я не собираюсь служить только интересам церкви, и лично меня это мало устраивает. Продолжая этот же разговор, Черкес сказал: «Если я в этой роли больше не нужен, и моя работа в экзархате для вас интереса не представляет или вы находите даже излишним мое пребывание в церкви, то в таком случае я настоятельно буду просить разрешить мне очередным транспортом эвакуироваться в СССР, где я буду жить и работать там, где мне укажут и где разрешат”.

«Я принимал гражданство СССР, – продолжал Черкес, – по своей инициативе, как русский, хотя и был чехословацким подданным, эмигрантом я себя не считал и не считаю, так как меня вывезли ребенком, потому я и имел паспорт чехословацкого подданного, но как только вышел Указ Верховного Совета СССР. я. как и ряд других, принял советское гражданство и прошу так же, как я это просил в прошлом году, ускорить рассмотрение вопроса о приеме в гражданство СССР моей жены, которая, хотя и чешка по национальности, но подданства не имеет и хочет жить только в Советском Союзе. Дочь свою, которую надо скоро учить, я хочу учить только в русской школе, но если на какое-то время мне надо оставаться в церкви или быть вам вообще полезным в Чехословакии, то я на известное время, но ненадолго согласен остаться”.

[..]

Я (запись сделана Г.Г. Карповым. – Сост.) Черкесу задал только два вопроса:

а) Получал ли он от кого-либо указания войти в церковь, или это была его личная инициатива, и был ли кто-либо заинтересован в его деятельности в церкви?

б) Как рассматривает экзарх митрополит Елевферий и духовенство его пребывание в экзархате и вообще в церкви, тогда как почти все они считают, что он по убеждению атеист?

Черкес ответил, что он не имел ни от кого указаний входить в корпорацию церкви и что это случилось как-то внезапно: за 4 дня до вступления советских войск в Прагу, вдень восстания, организованного коммунистами, он был одним из руководителей партизан в Праге, занимался строительством баррикад и был связан со священником Коломацким, с которым он и вошел в эту церковь, а вскоре с ним связался один из сотрудников советского посольства, позднее от которого он перешел на связь с И.Ф. Потоцким, и что последний его очень активно привлекал для целей информации.

На второй вопрос он ответил, что он пришел к убеждению, что как экзарх, так и многие священники считают его как человека, находящегося в управлении церкви по определенному поручению или компартии Чехословакии, или органов госбезопасности СССР» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1.Д. 579. Л. 136–137, 139–140).


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 2: 1949-1953. - 1222, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle