№ 84. Из записи беседы первого секретаря посольства СССР в Польше Е.И. Длужинского с членом Политбюро ЦК ПОРП Я. Берманом об очередном заседании смешанной комиссии представителей правительства и католического епископата327
г. Варшава
28 сентября 1949 г.
СОВ. СЕКРЕТНО
[…]328
*2. 23 сентября с.г. состоялась очередная встреча правительственной комиссии с комиссией католического епископата. На этой встрече члены правительственной комиссии в резкой форме выступили против продолжающихся нелояльных выступлений руководства католическим костелом. Эти выступления были основаны на полученном нами письме примаса Вышинского, адресованном ксендзам*329, преподающим религию в школах. Вышинский в этом письме указывает, что в стране создано якобы такое положение, что преподаватели религии должны вопреки их совести вести преподавание в духе, угодном демократическому правительству, и призывает их преподавать религию так, как им подсказывает их совесть и Священное писание. Члены комиссии епископата оказались в неловком положении и пытались объяснить, что письмо Вышинского не может быть рассматриваемо как письмо главы католической церкви в Польше, и поэтому оно адресовано преподавателям религии, находящимся на территории Гнезненской и Варшавской епархий.
Как стало известно, епископ Яблжиковский пригрозил ксендзу Беляю снятием с работы в его парафин и переводом на другое место с понижением только за то, что он участвовал на съезде комбатантов и на приеме у президента Берута330. Эти данные были использованы на указанном совещании комиссии и расценены как антиправительственный акт епископата. Епископы Клепач и Хороманьский сделали заявление, что никаких репрессий по отношению к Беляю не может быть и не будет применено и что произошло какое-то недоразумение.
*Правительственная комиссия сформулировала свои условия, на которых могут быть проведены дальнейшие переговоры, однако никаких письменных документов об этих условиях епископату вручено не было.
Основным условием дальнейших переговоров должна быть безусловная поддержка епископатом политики и проводимых мероприятий правительства, активные выступления епископата на защиту интересов Народной Польши и ее современных границ, признание епископатом директив Ватикана только религиозного характера*331. Правительственная комиссия также сообщила на этом совещании, что правительство, со своей стороны, не намерено делать каких-либо дальнейших ограничений в преподавании религии в школах, религиозных манифестациях и других вопросах, в сравнении с тем, что имеется на сегодняшний день.
Члены комиссии епископата приняли к сведению заявление правительственной комиссии.
Следующая встреча назначена на 30 сентября, на которой предполагается избрать специальную комиссию для выработки условий соглашения.
27 сентября было получено письмо кардинала Сапеги и примаса Вышинского с протестом против принятых польским правительством декретов от 5 и 18 августа332. Судя по тому, что это письмо датировано 21 сентября с.г. и подписано в Ясной Гуре, дает основание предполагать, что это письмо явилось результатом проведенного совещания епископов в монастыре в Ясной Гуре под Ченстоховой.
Правительство не намерено, как заявил Берман, давать какого-либо ответа на указанное письмо.
По вопросу дальнейшего хода переговоров с католическим костелом решено посоветоваться с Москвой и, по-видимому, в ближайшие дни тов. Берут это сделает333.
[…]334
АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 138. Л. 36–39. Заверенная копия.
Полностью документ опубл.: Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1953 гг. Т. 2. 1949–1953 гг. Москва; Новосибирск, 1998. С. 225–227.
* * *
Разослано И.В. Сталину, В.М. Молотову, Г.М. Маленкову, Л.П. Берии, А. И. Микояну, Л.М. Кагановичу, Н А. Булганину.
Опушен текст о повестке дня предстоящего пленума ЦК ПОРП (22–24 октября), проведении месячника польско-советской дружбы, перспективах сотрудничества СССР и Польши в сфере здравоохранения, аресте в Праге американского гражданина Н. Фильда и др.
Здесь и далее текст, отмеченный *–*, отчеркнут по левому полю вертикальной линией.
1–2 сентября 1949 г. в Варшаве состоялся съезд представителей организаций, объединявших борцов с оружием в руках за независимость Польши (комбатантов), в котором приняли участие 45 капелланов. На съезде был создан Союз борцов за свободу и демократию и при нем комиссия ксендзов. Делегацию членов этой комиссии принял президент Б, Берут. Съезд комбатантов и прием у Берута положили начало движению ксендзов-патриотов, представлявших в основном низшее духовенство, выступавшее по разным причинам за сотрудничество с властью. В польской научной литературе приводятся сведения о том, что это движение контролировалось службой госбезопасности и для вербовки участников применялись шантаж и подкуп (Garlicki А. В. Bierut. Warszawa, 1994. S. 73; Paczkowski A. Pol wieku dziejow Polski. Warszawa, 1995. S. 276).
Здесь и далее текст, отмеченный *–*, отчеркнут по левому полю вертикальной линией.
Декрет от 5 августа 1945 г. о защите свободы совести и вероисповеданий предполагал строгое наказание за нарушение его статей вплоть до тюремного заключения сроком до 5 лет. 18 августа 1949 г. Совет министров принял декрет, зафиксировавший изменения в законе 11 марта 1932 г. о собраниях. Речь шла об усилении контроля со стороны общественной администрации и госбезопасности за религиозными собраниями и культовыми процессиями. Поводом явились трагические события, связанные с «люблинским чудом». См. док. № 70.
28 сентября Б. Берут в обращении к И. В. Сталину просил разрешения приехать в Москву «посоветоваться» по ряду вопросов, в том числе о «дальнейших отношениях с католической церковью и ...целесообразности временного соглашения с нею» (Восточная Европа в документах российских архивов. 1944–1953 гг. Т. 2. 1949–1953 гг. Москва; Новосибирск, 1998. С. 230)..
Опушен текст о повестке дня предстоящего пленума ЦК ПОРП (22–24 октября), проведении месячника польско-советской дружбы, перспективах сотрудничества СССР и Польши в сфере здравоохранения, аресте в Праге американского гражданина Н. Фильда и др