Источник

№ 116. Доклад управляющего пелами экзархата Московсой патриархии в Чехословакии Б.Л. Черкеса о беседе с экспертом по церковно-политическим вопросам Министерсва информации В. Экартом о ситуации в Словакии534

г. Прага

20 мая 1947г.

СЕКРЕТНО

19-го с. м., после состоявшегося чая по случаю годовщины прибытья экзарха Елевферия присутствующий на торжестве г-н Экарт535 сообщил в совершенно секретном порядке, что проживающий в Восточной Словакии униатский епископ Павел Гойдич, выступая с докладом, употребил выражения, на основании которых может быть привлечен к судебной ответственности. Надо полагать, что епископ Павел примыкает по политическим убеждениям к ярко реакционным кругам Словакии536 и, пользуясь тем, что *после осуждения к смерти бывшего президента Словацкого государства священника Тисо537 царит сильное недовольство чехословацким режимом, выступил резко против единения словаков и чехов538.

По словам г-на Экарта, имеются все возможности для привлечения униатского епископа к полной ответственности. Информируя нас об этом, г-н Экарт дал понять, *что говорит не только по поручению министра информации539, но и кого-то высшего. Полагаю, что идет речь, очевидно, о председателе здешней коммунистической партии премьер-министре ЧСР Готвальде. Задача г-на Экарта заключалась в том, чтобы нас подробно информировать о положении дел и выяснить нашу охоту и возможности к занятию пошатнувшихся позиций униатов540.

По его словам, правительство (левая часть) начнет только в том случае серьезно заниматься этим делом, поскольку будет иметь уверенность, что православная церковь сумеет не только занять освобожденные позиции, но и перейдет в наступление с целью получить решающее влияние на населенье Словакии*.

Для привлеченья к судебной ответственности по существующим законам и договорам необходимо получить формальное согласие Ватикана. Для этого нужно, чтобы Министерство юстиции через Министерство иностранных дел, обратилось к папе Римскому с ходатайством о выдаче епископа Павла к ответственности. Надо предполагать, что все это займет примерно шесть месяцев.

От нас требуется прежде всего, чтобы мы немедленно обдумали предложенье, уяснили все наши возможности и, только имея полную уверенность в своей силе и способности воспользоваться создавшейся ситуацией, дали свое согласие.

Для того чтобы дать решение по этому вопросу, необходимо ближе объяснить *положение в Словакии: чехословацкое правительство в течение первых двух лет после освобождения старалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь словаков541, предполагая, что они оценят это и действительно откажутся от мысли о самостоятельном государстве. Но реакционные словацкие круги, имеющие громаднейшее влияние, видели в этом только слабость правительства и поэтому после выборов в парламент стремятся убедить народ в невозможности общего сожительства*.

Все распоряжения центрального правительства плохо исполняются местными автономными властями, и таким образом оно принуждено искать пути к закреплению своего влияния, не прибегая к прямому насилию. Ввиду того что партия словацких демократов, сфанатизированная католиками, является самой реакционной, стремится правительство ограничить влияние католического священства на массы верующих словаков542 и поэтому желало бы энергично поддержать православие.

План, очевидно, таков, чтобы, использовав формальную опрометчивость епископа Гойдича, нанести генеральный удар униатам, а потом, закрепивши за православием позиции, перейти к наступлению против католицизма.

Снова повторяю, что план привлечения православной церкви к работе может быть осуществлен только тогда, поскольку правительство будет видеть нашу готовность и нашу способность принять участие в борьбе.

Для подготовки тщательного плана необходимо изучить обстановку на местах, составить списки приходов, священников и влиятельных лиц среди униатов, подготовить наши кадры и только потом, после привлечения епископа Павла к ответственности, приступить по намеченному плану к работе.

* Весьма нужным является личная консультация с ответственными работниками Совета по делам Русской православной церкви, т.к. примем ли участие в борьбе против католиков, необходимо провести тщательную подготовку для достиженья полного успеха. К сожаленью, располагаем сравнительно коротким сроком для выполнения задачи, но при наличии технических средств и кадров можно с успехом приступить к работе543.

Б. Черкес

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 273. Л. 34–36. Подлинник.

* * *

Примечания

534

Адресат доклада Б. Черкеса не установлен. Скорее всего, он был представлен экзарху Московской патриархии Елевферию и затем направлен в Совет по делам Русской православной церкви.

535

О В. Экарте см. док. № 81.

536

О политической эволюции греко-католического епископа П. Гойдича в 1939–1946 гг. см. комм. 5 к док. № 78.

537

19 марта 1947 г. Народный суд вынес смертный приговор Й. Тисо как главе словацкого государства, активно сотрудничавшего с фашистской Германией. В Словакии в марте–апреле 1947 г. развернулась широкая кампания за пересмотр этого приговора и отмену смертной казни Тисо. В ней участвовали широкие слои словацкого населения, в первую очередь верующие. Руководство органов госбезопасности с тревогой сообщало в Прагу об усилении античешских, и антикоммунистических настроений, а также о росте антисемитизма во всех районах Словакии. Католический клир попытался использовать ситуацию для того, чтобы перевести дело Тисо в «религиозную» плоскость, развивая с этой целью активную пропаганду, сообщалось в одном из донесений в Прагу. П. Гойдич во время этой кампании отказал словацким католическим епископам в просьбе быть посредником в переговорах с Прагой. Президент страны Э. Бенеш, несмотря на оказанное на него давление как со стороны словацких политиков, так и со стороны Ватикана, не пошел на пересмотр приговора Народного суда. В апреле 1947 г. Й. Тисо был казнен.

538

Текст, отмеченный здесь и далее *–*, подчеркнут кем-то из членов Совета по делам РПЦ карандашом.

539

Речь идет о коммунисте В. Копецком, одном из наиболее радикально настроенных политиков в руководстве КПЧ.

540

По всей вероятности, имела место исходившая от наиболее радикальной части коммунистического руководства попытка зондажа возможности использовать православную церковь, а через нее и «советский фактор», в развернувшейся после парламентских выборов 1946 г. борьбе против Демократической партии, опиравшейся на католические круги словацкого населения.

541

После освобождения Словакии вся законодательная и исполнительная власть перешла в руки словацких национальных органов – Словацкого национального совета (СНС) (в нем на паритетных началах были представлены две политические партии – КПС и Демократическая) и правительства – Корпуса уполномоченных. Только их указы и распоряжения принимались к исполнению на территории Словакии. Указы президента Э. Бенеша и распоряжения центральных министерств не имели здесь силы вплоть до второй половины 1946 г. В соответствии с достигнутыми в Москве договоренностями, закрепленными в Программе Национального фронта чехов и словаков (Кошицкая программа), отношения двух народов должны были базироваться на принципе «равный с равным». Фактически в 1945 – первой половине 1946 г. складывалась федеративная (конфедеративная) модель послевоенного государства двух народов. Однако после победы Демократической партии на парламентских выборах в Словакии в 1946 г. (за «демократов» отдали свои голоса 62% словацких избирателей) такая модель по инициативе коммунистов и при поддержке других партий Чешского национального фронта была пересмотрена. Центральные министерства получили право прямого действия в Словакии. Корпус уполномоченных подчинялся правительству в Праге, а его члены назначались по согласованию с центральным правительством. Тем самым ограничивались возможности Демократической партии для маневрирования, поскольку новая модель межнациональных отношений ставила «демократов» под контроль центрального правительства, руководимого К. Готвальдом, в котором прочными позициями обладали коммунисты (См. подробнее: Rychlik J. Cesi a slovaci ve XX stoleti. Cesko-slovenske vstahy. 1945–1992. Bratislava, 1998. S. 49).

542

Накануне парламентских выборов руководство Демократической партии, состоявшее из евангеликов, заключило так называемое Апрельское соглашение с представителями католических политических кругов, которое гарантировало им в случае победы распределение мест в государственных органах власти в соответствии 2:1, а в местных органах – 7:3. Победу «демократов» на выборах пражская партийно-государственная элита расценила как прорыв словацкого политического католицизма к власти. В Словакию была направлена комиссия Министерства внутренних дел во главе с коммунистом В. Носеком. Выводы комиссии, как следует из материалов, поступивших в ЦК ВКП(б), были следующими:

«Комиссия Министерства внутренних дел приходит к выводу, что обстановка в Словакии чрезвычайно серьезна и что отношения, которые созревали в направлении консолидации и укрепления чехословацкого государства, были прерваны предвыборной агитацией Демократической партии, в которой глинковцы настолько влиятельны, что даже те руководители Демократической партии, которые стоят за объединенную республику, не смогли им противостоять.

Эта агитация, в которой использовались старые глинковские лозунги за самостоятельность словацкого государства и обещания освобождения Тисо и его министров, нашла отклик и поддержку в массе бывших глинковцев.

Продолжение подобной агитации может привести к неприятным последствиям. Глинковцы, пользуясь поддержкой иностранной реакции, надеются на проведение плебисцита и отторжение Словакии от единой республики.

Представители западной ориентации надеются также на выгодные англо-американские займы и другую всестороннюю помощь и уверены в том, что после оказания такой помощи Словацкое государство могло бы жить самостоятельно.

Создавшееся положение в Словакии требует немедленного принятия серьезных мер к прекращению деятельности глинковского крыла Демократической партии со всеми ее разновидностями.

Комиссия Министерства внутренних дел предлагает:

1. Перегруппировать чехословацкую армию так, чтобы большинство словацкой армии и офицеров были переведены в Чехию и Моравию и рассредоточены по всем полкам.

2. Провести тщательную проверку словацких офицеров, подпрапорщиков и унтер-офицеров, которые служили в армии Тисо и тех, которые принимали участие в войне против СССР, работали как инструктора и командиры глинковской гвардии, а также всех коллаборантов, и немедленно устранить их из армии.

3. Немедленно удалить из корпуса национальной безопасности всех бывших глинковцев и всех тех, кто был принят в полицию после 1 октября 1938 г. за персональные заслуги перед глинковцами.

4. Пополнить корпус национальной безопасности подготовленными и надежными партизанами, которые воевали за единое Чехословацкое государство.

5. Провести детальную чистку корпуса офицеров и подпрапорщиков в армии и национальной безопасности во всем государственном аппарате.

6. Подчинить Министерству внутренних дел весь аппарат национальной безопасности.

7. Провести тщательную чистку в народных судах.

8. Принять меры против различных тисовско-туковских коллаборантов. Задержать всех депутатов бывшего словацкого парламента, которые 14 марта 1939 года голосовали за отторжение Словакии.

9. Выявить и принять меры против всех тех, кто принимал активное участие в работе по слиянию других партий с глинковской партией в октябре 1938 г. и совместно с глинковцами создал возможность событий 14 и 15 марта 1939 года.

10. Вынудить Демократическую партию к перерегистрации своих членов и к исключению из партии всех глинковских гардистов, в первую очередь ее командиров и начальников, всех руководителей и активных членов бывшей глинковской народной партии, а также всех тех, кто сотрудничал с немцами.

11. Просить Ватикан о переводе на пенсию епископов, провинившихся в сотрудничестве с тисовско-туковским режимом и которым преступления будут прощены только по решению центрального правительства, чтобы не разбирать дела в народном суде. Из епископов оставить только ЧАРСКОГО.

12. Привлекать к ответственности, на основании закона, священников всех рангов, которые совершили преступления против республики и на основании декрета президента подлежат суду, а также тех, которые в предвыборной борьбе незаконно проводили агитацию.

В заключение комиссия указывает, что в предвыборной борьбе в Словакии пришли в движение те силы, которые уже один раз бросили республику в самый тяжелый момент, а потом через полгода ее разбили. Центральное правительство должно сделать все, чтобы укрепить в Словакии авторитет президента и центрального правительства и тем самым усилить те слои населения Словакии, которые стоят за единое Чехословацкое государство (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 45. Л. 43–45).

543

Составители не располагают какими-либо свидетельствами о проведенных в соответствии с предложениями Б. Черкеса консультациях в Совете по делам РПЦ. Развитие событий в Словакии во второй половине 1947 г. выявило решающую роль политического, а не конфессионального фактора в ослаблении позиций Демократической партии.


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации ; Редкол.: Т.В. Волокитина (отв. ред.) [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 1: 1944-1948. - 886, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle