Источник

№ 171. Докладная записка С.К. Болышева К.Е. Ворошилову о пребывании делегации РПЦ в Албании и Югославии и положении в Албанской и Сербской православных церквах742

г. Москва

20 мая 1948 г.

СЕКРЕТНО

СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР

товарищу ВОРОШИЛОВУ К.Е.

Совет докладывает, что с разрешения Совета министров СССР от 5.IV–1948 г. № 3944-рс патриархом Алексием 14-го апреля с.г. была направлена в Албанию с ответным визитом церковная делегация в составе: епископа Мукачевского и Ужгородского Нестора (Сидорук Г.М.) и священников Михаила Зернова, Петра Филонова.

Делегация прибыла в Албанию 15 апреля и была встречена духовенством во главе с архиепископом Христофором и представителями Министерств иностранных дел и юстиции.

Во время пребывания в Албании с 15 по 23 апреля с.г. делегация приняла участие в посвящении в епископы г. Корчи приезжавшего в январе с.г. в г. Москву во главе албанской церковной делегации архимандрита Пашко Водица.

Благодаря этому акту, глава церкви архиепископ Христофор имеет возможность возобновить работу Синода Албанской православной церкви, который прекратил свою деятельность из-за отсутствия епископов.

Поездка с новопоставленным епископом Паисием (Пашко Водица) в г. Корчу показала, что в церковных советах до сих пор состоят лица, симпатизирующие грекам и Греческой церкви, чувствуется влияние и некоторое преклонение перед Америкой, в которой бывали отдельные священнослужители, как протоиерей Василий Марко. При встречах с делегатами духовенство и верующие интересовались не только положением религии и духовенства, но и другими вопросами жизни в СССР.

За все время пребывания в Албании делегация встречала выражение самой радушной симпатии со стороны албанского населения. Албанцы заявляли, что русские относятся к ним, в отличие от других высокомерных иностранцев, как к своим, как к равным, по-братски. Некоторые добавляли, что если бы русские привозили еще и свои товары, то никакие враждебные Албании силы не могли бы поколебать советско-албанской дружбы.

Общее впечатление от албанской церковной жизни благоприятное для Московской патриархии, хотя, конечно, имеются оппозиционные элементы, но они не очень влиятельны.

Среди албанской молодежи большая тяга в СССР, куда многие хотят ехать учиться. В свою очередь, архиепископ Христофор просил принять от Албанской церкви студентов в духовные учебные заведения патриархии.

Сам архиепископ Христофор также говорил о своем желании поехать на совещание в Москву, но выразил опасение, что правительство не пустит его.

19-го апреля делегацию принял глава албанского правительства генерал-полковник Энвер Ходжа и выразил полное удовлетворение дружбой Русской и Албанской православных церквей, что должно способствовать укреплению дружбы с великим другом Албании – Советским Союзом743.

В ответной речи епископ Нестор благодарил за теплый сердечный прием и отметил незыблемость дружбы русского и албанского народов, боровшихся вместе против фашистов и продолжающих ныне борьбу за мир и благоденствие народов.

Таким образом, поставленная перед делегацией задача ответного визита – участие в посвящении в епископы архимандрита Пашко Водица и закрепление дружественных связей с Албанской православной церковью – была выполнена.

Посвящение в епископы Пашко Водица открывает возможности дальнейшему укреплению связей и влияния Русской православной церкви для вытеснения греков – агентуры Америки и Англии – из Албанской православной церкви.

Помимо визита в Албанию, глава делегации епископ Нестор имел личное поручение патриарха Алексия навестить на обратном пути в Белграде патриарха Сербской православной церкви Гавриила.

В Югославии делегация из-за задержки с самолетом пробыла с 23 по 27 апреля, проживая в здании патриархии.

Из бесед патриарха Гавриила с епископом Нестором и из письма протоиерея И. Сокаль от 26.IV. с.г., пересланного с епископом Нестором патриарху Алексию, положение в патриархии Сербской православной церкви характеризуется как изменившееся к лучшему. На это изменение оказала влияние созданная правительством Вероисповедная комиссия во главе с генералом Джуричем – адъютантом маршала Тито, которая установила контакт с патриархом Гавриилом и дала возможность правительству быть в курсе настроений как самого патриарха, так и его окружения, и в нужные моменты оказывать ему содействие и поддержку.

Непосредственный контакт Комиссии с патриархом позволил оттеснить приставленного к нему со стороны реакции митрополита Скоплянского Иосифа, который следит за каждым шагом патриарха и, проживая в здании патриархии, лишает патриарха возможности вести разговоры в его отсутствии. Так было и при беседе патриарха с епископом Нестором, во время которой митрополит Иосиф дважды заходил в кабинет.

По вопросу о своем приезде на московское совещание патриарх Гавриил заявил, что, если ему позволит здоровье, он приедет сам, в противном случае пришлет делегацию.

Митрополит Иосиф, ненавидя новый демократический строй Югославии, объединяет вокруг себя шовинистически настроенные круги торговцев, городских ремесленников, не желающих кооперирования, пытается руководить Сербской церковью. Митрополит Иосиф дважды принимал приезжавшего Гибралтарского епископа. Посещения этого епископа и других американо-английских агентов каждый раз имеют своим следствием ухудшение отношений к Московской патриархии и сторонникам новой демократии.

Осведомленный о враждебной деятельности митрополита Иосифа, Дамаскиноса и др., им сочувствующих, патриарх вместе с Вероисповедной комиссией намерен изолировать митрополита Иосифа и освободить его от Скоплянской кафедры на предстоящем в мае Архиерейском соборе. Этим будет положен конец всем препятствиям, которые ставятся реакцией через митрополита Иосифа на пути к созданию нормальных взаимоотношений церкви с правительством.

Решение вопроса о поездке в Москву патриарх откладывает до Собора.

Общее впечатление от пребывания в Белграде таково, что там выражение симпатий к Московской патриархии более сдержанное, чем в Албании.

Доставленная епископом Нестором информация о внутрицерковной обстановке в Сербской церкви свидетельствует о полезности подобных поездок, закрепляющих связь между церквами и способствующих усилению влияния Русской церкви.

Зам. Председателя Совета

по делам Русской православной церкви

при Совете министров СССР

(БЕЛЫШЕВ)

ГА РФ. Ф. 6991. Oп. 1. Д. 289. Л. 187–190. Копия.

* * *

Примечания

742

См. док. №№ 150,158,161,172.

743

В отчете делегации Московской патриархии, представленном в Совет по делам Рпц, так воспроизводилась атмосфера общения с албанским руководителем: «Ласковый, сердечный прием и присылка в номер гостиницы радиоприемника для пользования» (ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 417. Л. 47).


Источник: Власть и церковь в Восточной Европе : 1944-1953 : Документы российских архивов : В 2 т. / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Федеральное арх. агентство, Гос. арх. Российской Федерации, Российский гос. арх. социально-политической истории, Арх. Президента Российской Федерации ; Редкол.: Т.В. Волокитина (отв. ред.) [и др.]. - Москва : РОССПЭН, 2009. / Т. 1: 1944-1948. - 886, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle