13. Св. апостол Матфий

Св. апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был св. Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и добродетельной жизни. Воспитанный таким святым мужем, Матфий вел богоугодную жизнь и, подобно учителю своему, с нетерпением ожидал «утешения Израилева» (Лк.2:25). Христос явил Себя открыто миру, стал учить народ и творить чудеса, и Матфий последовал за Ним. Матфий веровал, что учение Христа – учение не человеческое, что чудеса Его – действие силы Божией, что Сам Он – великий посланник Божий. Видя внутренние движения Матфия, Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70-ти меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 верховных апостолов (Лк.10:1). Таким образом Матфий везде сопутствовал Господу, слушал божественное учение Его и видел Его дивные чудеса, был свидетелем славного служения Господа роду человеческому, начиная от крещения Его от Иоанна до дня вознесения на небо (Деян.1:21–23).

После вознесения Господа на небо Матфий был причислен к лику 12-ти апостолов, вместо отпадшего из числа их Иуды-предателя. Однажды, когда собрание верующих было особенно многолюдно, св. апостол Петр стал посреди учеников и обратился с такими словами к собранию верующих: Братия,– говорил он, – надобно было исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые наложили руки на Иисуса. Он был в числе нас, и ему; предназначено было проходить то же служение; но ему захотелось приобрести землю ценою, добытою неправдою, – и когда он упал вниз чревом, пролились все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так как земля та на отечественном их наречии названа «акелдама», что значит – «земля крови». Между тем, в книге псалмов, после заклятий: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем (Пс.68:26), написано еще: достоинство его да приимет другой (Пс.106:8). И так, надобно, чтобы один из бывших с нами во все то время, когда обращался с нами Господь Иисус, начиная с крещения Иоаннова до вознесения Его от нас, с нами вместе был свидетелем об Его Воскресении». Тогда поставили для избрания двоих апостолов из семидесяти – Иосифа и Матфия. Все верующие обратились с усердной молитвой к Господу. «Господи, сердцеведче всех, – молились они, – покажи, кого из этих двух избрал Ты принять жребий служения этого и апостольства, от которого отпал Иуда»… Бросили жребий, и выпал жребий Матфию. И был причислен он к лику одиннадцати апостолов (Деян.1:15–26). Это избрание вскоре утвердил Господь ниспосланием Духа Святого, нисшедшего на св. Матфия, как и на прочих 11 апостолов, и даровавшего ему равную с ними благодать.

Приняв дары Духа Святого, апостол Матфий стал проповедывать имя Христово. Сначала местом проповеди его была Иудея. Потом с проповедию евангелия был Матфий в Эфиопии. Здесь он претерпел много мучений за имя Христово. Его и били, и влачили по земле, и вешали, и строгали острым железом, и жгли на огне, – с радостью шел он на все эти муки и с мужеством переносил. После того св. Матфий проповедовал слово Божие в Македонии. Греки-идолопоклонники захотели испытать силу проповедуемой им веры. Они заставили Матфия выпить отраву, делающую выпившего ее слепым. Св. апостол выпил ее и, силой Божией, остался невредим. Между тем, до 250 человек язычников было отравлено той же отравой. Матфий возложил на них руки с призыванием имени Христова, и они все прозрели. Диавол не мог стерпеть этой победы над тонкой бесовской силой и начал внушать язычникам убить апостола. Дано было приказание взять под стражу св. Матфия, но его три дня искали, и не могли найти. Наконец он сам отдался в руки народу – тогда его связали и бросили в темницу. Здесь явились Матфию злые духи, яростно скрежеща на него зубами. В следующую же потом ночь явился ему Сам Господь, окруженный лучезарным небесным светом. Господь освободил Матфия от уз и отворил ему двери темницы. Тогда св. апостол снова открыто стал пред народом и безбоязненно проповедовал Слово Божие. Озлобленные язычники хотели тут же своими руками умертвить проповедника Христова. Земля внезапно разверзлась и поглотила дерзновенных. Оставшийся в живых народ, пораженный этим чудом, уверовал во Христа и крестился. После этого св. апостол Матфий вернулся опять в Иудею.

Ревностно проповедовал св. Матфий в Иудее, творил разные чудеса, исцелял слепых и хромых, очищал прокаженных, изгонял злых духов, воскрешал мертвых. Проповедь апостола и сопровождавшие ее дивные знамения многих израильтян привлекли ко Христу. Но многие же, ослепленные неверием, иудеи озлобились на апостола Христова. Они схватили его и привели в Иерусалим к первосвященнику Анану. Анан собрал совет иудейский и представил ему для допроса св. Матфия. Когда собрались все члены совета, первосвященник обратился с речью к собранию:

– И собрание это и вся вселенная знают, – начал первосвященник, – до какого бесславия дошел род наш. Но не сами мы причиною тому, а развращение некоторых людей, отпадших от нас, лихоимство римских правителей, их жестокое обращение с нами. Недостойны и воспоминания люди, вводившие у нас новые ереси, которыми прельщалось столько тысяч народа. Вы сами знаете, как они были убиты римскими воинами. С великим унижением для рода нашего погибли прельстители и прельщенные, – с ними погибла и память о них. Но восстал еще ересеначальник, больше их всех, Иисус Назарянин. Он называл Себя Сыном Божиим и Богом, изумлял всех волшебными знамениями и чудесами, привлек к Себе сердца многих, уничтожил исполнение Закона, но и Сам осужден был по закону, Им хулимому. Всякому из нас известно, что Бог дал закон Моисею, и закон этот соблюдали патриархи и пророки, которым Бог подавал силу совершать такие чудеса, каких не мог творить Иисус. Кто не знает, что Моисей говорил с Богом, как с человеком? Кому не известно, как Илия взят был на огненной колеснице в рай? Кто не слыхал, что мертвый, положенный на кости Елисея, воскрес, – и сколько чудес творили другие святые? Однако же ни один из них не дерзнул присвоить себе божескую честь или выдумывать новый закон, как осмелился Иисус. Пророки, научаемые Духом Святым, говорили смиренно, – Иисус говорил о Себе горделиво, бесчестными словами укорял князей и первосвященников, книжников и фарисеев называл лицемерами. Кто из пророков на это осмеливался? Но за гордость Свою Иисус обрел и достойный конец, должное воздание принял за дела Свои. О, если бы погибла с Ним и память о Нем, и никто бы не восстановлял учения Его! Но как больно для нас, когда Храм Божий, святой город, отеческие законы – под игом римлян, и никто не обращает внимания на участь нашу, никто не только не старается облегчить ее, но и не соболезнует о ней! Нас безвинно влекут в суд, и мы терпим; нас обольщают, и мы соглашаемся; нас грабят, и мы молчим. А галилеяне еще больше предают нас в руки римлян, не стыдясь налагать на нас и на род наш кровь Иисуса, будто бы безвинно нами осужденного. Пусть же лучше погибнет большое число галилеян, а не это святое место и не весь род наш истреблены будут римлянами. Из двух зол надобно выбирать легчайшее, если нельзя избавиться от обоих. И стоящий пред нами ученик Иисуса достоин смерти. Пусть только наперед подумает, – даем ему на это время, желая не погибели его, а исправления. Пусть выберет он что-либо одно: или последует Закону, Богом данному чрез Моисея, и останется жив, или пребудет христианином и умрет».

Так говорил первосвященник Анан; он надеялся, что Матфий одумается и оставит веру. Но св. апостол небоязненно отвечал: «О той вине, которую вы, братие, налагаете на меня, нет нужды много и говорить: что я – христианин, то не вина, но слава». – «Как же не вина? – воскликнул первосвященник. – Не вина – ни во что не ставить святый Закон, не почитать Бога, а слушать волшебные и пустые басни?» Матфий спокойно ответил: «Если выслушаете слова мои, то объясню вам, что проповедуемое нами – не басни и не волшебство, но самая истина, от века засвидетельствованная». Анан и все собрание выразили согласие выслушать апостола и ему позволено было говорить. Тогда св. Матфий начал приводить из Ветхого Завета те места, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Долго св. апостол изъяснял иудейскому собранию сказанное об Иисусе Христе в священных книгах еврейских. Наконец, первосвященник не вытерпел и с гневом воскликнул: «Так-то ты дерзаешь разорять закон? Разве не знаешь, что говорит писание?» и он привел место из 13 главы книги Второзакония, где заповедуется предать смерти ложных пророков, обольщающих ложными знамениями и чудесами и увлекающих от истинного Бога во след богов иных (Втор.13:1–5). Но св. Матфий восторженно отвечал: «Тот, о Ком мы говорим, не только пророк, но и Господь пророков, Сын Божий. Божество Его несомненно доказывается истинными Его знамениями, потому и я уверовал в Него и надеюсь всегда непоколебимо исповедовать Его».

Видя, что убеждения и споры ни к чему не ведут, первосвященник решился окончить допрос. «Если дано будет тебе, – обратился он к Матфию, – время для размышления, покаешься ты?» – «Я не отступлю от истины, которую обрел однажды, – твердо сказал апостол, – сердцем верую и исповедую устами, что Иисус Назарянин, Которого вы отвергли и предали на смерть, – истинный Сын Божий, равный Отцу, с Ним соестественный и предвечный, и смело говорю: я – раб Христов!» Первосвященник пришел в страшный гнев. Он не хотел более ни слова слышать и зажал уши, скрежеща зубами. «Богохульствует! богохульствует! – кричал он. – Пускай он услышит закон!» Тогда прочитано было из книги Левит место, где заповедано побивать камнями всякого хулителя имени Господня (Лев.24:15–16). «Ты сам свидетельствовал на себя, – обратился Анан к св. Матфию, – кровь твоя будет на главе твоей». После этого осудил св. апостола побить камнями.

Около Иерусалима было место, называемое Вефласкила, что значит «дом побиенных камнями». Здесь обыкновенно совершалась казнь осужденных на побиение камнями, – сюда привели и св. Матфия. По закону еврейскому нужно было, чтобы два свидетеля положили руки на голову осужденного, для засвидетельствования того, что он действительно хулит Бога, и первые бросили камни. Свидетели исполнили свою обязанность. Св. Матфий обратился к ним с просьбой, чтобы брошенные ими два первые камня положили с ним в гроб, в свидетельство страдания его за Христа. Потом весь народ стал бросать камни на Матфия, и он предал дух свой Богу. Когда св. апостол был уже мертв, ему отрубили голову секирой, чтобы показать, что как будто Матфий был противником римского правительства и снять с себя виновность в его смерти. Христиане с честью погребли тело мученика. Неизвестно, где оставались мощи св. Матфия, но честная глава его была в Константинополе, в храме апостолов, в. XIII в.

Память св. апостола Матфия совершается Церковью 9 августа.



Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс