12. Св. апостол Иуда Иаковлев

Св. апостол Иуда происходил из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отец его был праведный Иосиф, с которым была потом обручена Пресвятая Дева Мария. Иосиф до обручения с будущей Матерью Господа был женат на Саломии, и имел от нее четырех сыновей и несколько дочерей. Один из сыновей его был Иуда, впоследствии ученик Христов. Христос, как сын Девы Марии, обрученной Иосифу, был как бы сыном его (Лк.3:23, 2:48; Мф.13:55), и сыновья Иосифа были как бы братьями Христа (Мф.13:55; ср. Ин.2:12, 7:3, 5, 10; Мк.3:31–32; Лк.8:19–20). Так Иуда считался самым близким родственником Господа. Сначала он не веровал, в Господа (Ин.7:5), но потом уверовал в Него и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов Иуда был также причтен к лику этих избранных учеников Христовых (Лк.6:16; Мк.3:18). Апостол Иуда имел несколько названий. Называли его Иуда Иаковлев(Лк.6:16; Деян.1:13), Леввей (Мф.10:3), Фаддей (Мк.3:18; Мф.10:3). Вот смысл этих названий. Название Иаковлев, т. е. брат Иакова, как и сам он называет себя в своем послании (Иуд.1:1), название это Иуда получил потому, что считал себя недостойным именоваться братом Господним, подобно тому, как именовался брат его Иаков (Гал.1:19). Это сознание своего недостоинства происходило в Иуде оттого, что он сначала согрешил пред Христом неверием и небратолюбием. Неизвестно, по какой причине; быть может, по зависти, которая так обыкновенна между близкими, Иуда вместе с братьями не веровал во Христа (Ин.7:5). К этому греху, во всяком случае – греху неведения, присоединился потом более тяжкий грех. Иосиф по возвращении из Египта, куда он удалялся с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом от ярости Ирода (Мф.2:13, 14), стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу. Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой Матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не разделял взглядов своих братьев и принял Христа в свою часть. Поэтому он после и назван был братом Господним. Иуда, сознав грехи свои против Христа, не осмеливался называться братом Господним», а получил название брата Иакова. Прозвание Леввей, данное апостолу Иуде, имеет три значения: «совокуплен», «сердечен», «львиный». Прилагая к Иуде это название, можно объяснить его так. Сознав прегрешения свои, соделанные против Христа, и познав, что Христос – истинный Мессия, Сын Божий, Иуда совокупился с Ним всем сердцем своим и с львиным мужеством подвизался за Христа. Данное еще апостолу Иуде название Фаддей значит: «хвалящий», «исповедующий», «молочные сосцы». Принимая во внимание значение слова «Фаддей», можно заключить, что Фаддеем назван потому, что, хваля и исповедуя Христа, Сына Божия, он, подобно женщине, питающей младенца молоком своей груди, питал апостольским учением младенцев по вере – христиан первоначальной Церкви. Можно думать, что об апостоле Иуде упоминается в книге Деяний апостольских, когда повествуется, что апостолы и пресвитеры со всею Церковию избрали из среды своей двух мужей – Иуду, называемого Варсавою, и Силу, и послали их на дело проповеди в Антиохию с Павлом и Варнавой (Деян.15:22). Если этот Иуда есть апостол Иуда из 12, то он, значит, имел и еще название Варсавы. Слово «Варсава» значит «сын обращения», потому что раскаялся в своих прегрешениях пред Господом и обратился к Нему с полной верой и любовью.

Грех неверия св. апостол Иуда загладил ревностью в вере. Ему горько было, что при жизни Христа было так мало верующих в Него, и пламенно желал, чтобы весь мир уверовал во Христа, познал Его как Истинного Бога. Во время прощальной беседы Господа с учениками, когда Он говорил, что не оставит их сиротами, придет к ним, что мир скоро не будет Его видеть, а они будут Его видеть, потому что они соблюдают заповеди Его и любят Его, почему они в Нем пребывают, апостол Иуда не выдержал и прервал речь Господа. Иуде показалось, что Христос в этих словах высказывает, что Ему перед одними только учениками надлежит явиться, как Мессии, что он не желает перед всеми явить Себя Мессией. – «Господи, – горячо воскликнул Иуда, – что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» В этих словах, правда, ясно видно, что Иуда не мог еще вполне отрешиться от ложного иудейского взгляда на Мессию как на земного Царя и Спасителя, но также ясно видна в них и горячая ревность апостола в вере во Христа (Ин.14:18–22). Эта ревность особенно выразилась на деле, в апостольских трудах св. Иуды, после вознесения Господа на небо. Он ревностно проповедовал Святое Евангелие сначала в пределах Палестины в Иудее, Галилее и Самарии. Потом он был с проповедью Слова Божия во многих городах Аравии, Сирии и Месопотамии. Обходя города Месопотамии, св. апостол Иуда пришел после всего в город Эдессу. Здесь раньше его был св. апостол Фаддей, из 70 меньших апостолов, который принес письмо Христа и Его нерукотворенный образ властителю эдесскому Авгарю и просветил город светом Евангелия. Св. апостол Иуда, придя в Эдесс, сделал здесь, чего не успел докончить св. Фаддей. Из Месопотамии Иуда был с проповедью в Персии. Отсюда он написал на греческом языке свое «Соборное послание» ко всем вообще верующим. Послание это, при всей краткости своей, исполнено назидательного учения и сильных мыслей. Главным побуждением к написанию послания было для апостола Иуды распространение между верующими превратных начал и нечестивых правил явившихся в то время лжеучителей. Описывая свойства этих лжеучителей и изображая ожидающий их суд Божий, апостол предостерегает христиан, чтобы они не увлекались их лестью и не уклонялись от чистоты веры Христовой. Со святым негодованием восстает апостол Христов и против всякого порока, а с другой стороны с сердечной заботливостию увещевает верующих сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуд.1:2121 .

Проходя различные страны и перенося везде труды и болезни, св. апостол Иуда пришел, наконец, в Армению. Ревностно проповедовал он здесь имя Христово, и множество неверующих привел ко Христу. Деятельность св. Иуды здесь была особенно ревностна и успешна, и потому армяне особенно чтут его и называют своим апостолом. В Армении св. апостол Иуда и запечатлел апостольское служение мученической смертью. Разгневанные на него за то, что, своей проповедью отвращает всех от идолопоклонства, идолослужители бросили его в темницу. Долго терзали св. апостола всякими муками, и он все мужественно переносил. Наконец, его возвели на гору Арарат, распяли на кресте и пронзили стрелами. Это было около 80 г. по Р.Х., 19 июня. В этот же день св. Церковь совершает празднество в честь св. апостола Иуды.

* * *

21

«Пособие к доброму чтению и слушанию Слова Божия» свящ. В. Смарагдова, стр. 112. «Св. Ист. Нов. зав.» прот. М. Богословского, стр. 325, и хрон. табл. стр. 8. «Рук. к изъясн. чт. Апост. посл. и Откр.» А. Иванова, стр. 87–88.


Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle