Св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Св. Нина жила в IV в. по Рождестве Христовом. Она родилась в городе Каппадокии от воеводы Завулона и жены его Сусанны. Отец ее, человек благочестивый, захотел остаток жизни своей посвятить Богу и для этого отправился с женой и дочерью в Иерусалим, где в то время был патриархом родной брат его жены. Там Завулон, с согласия своей супруги, удалился в пустыню и в подвигах христианских окончил свою жизнь. Супруга его Сусанна осталась в Иерусалиме и, посвященная своим братом в сан диакониссы, была определена им для служения нищим и больным телом. Дочь же свою Нину Сусанна отдала для обучения одной благочестивой старушке, у которой Нина твердо усвоила правила веры и благочестия. Любимым чтением Нины было чтение книг Св. Писания. Читая евангельский рассказ о распятии Спасителя, она возымела сильное желание узнать, где находится тот хитон Господень, который достался по жребию одному из воинов, деливших одежду Иисуса Христа. Когда Нина обратилась с расспросами об этом к своей воспитательнице, та рассказала ей, что к северо-востоку от Иерусалима есть страна Иверская, а в ней находится город Мцхет, куда и был отослан хитон Спасителя воином, которому он достался по жребию, и что жители той страны живут в тьме языческого заблуждения и нечестия. Рассказ этот так глубоко запал в душу св. Нины, что она стала пламенно молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она сподобила ее видеть страну Иверскую, найти хитон Господень, сотканный руками Богоматери, и вместе с тем проповедать имя Христа неведающим Его, живущим в той стране людям. И вот однажды ночью Нина увидела Деву Марию, Которая сказала ей: «Иди в страну Иверскую и благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, Я же буду тебе покровительницею». Но Нина недоумела как она, немощная, может быть орудием столь великого служения. Тогда Пресвятая Богородица вручила ей крест, сложенный из виноградных ветвей, сказав: «Прими этот крест: он будет тебе крестом и ограждением против всех видимых и невидимых врагов, силою его утвердишь там спасительное знамение веры в возлюбленного Сына Моего, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины». Пробудившись от сна, св. Нина с удивлением увидела в своей руке чудесный крест; связав его своими волосами, она пошла к патриарху, дяде своему, и рассказала ему о бывшем ей видении. Блаженный патриарх, видя в этом явное изволение Божие, дал благословение юной девице идти на подвиг благовестия.

Найдя себе спутников, отправлявшихся из Иерусалима в Армению, Нина вместе с ними двинулась в путь. В Армении спутники ее остановились, а она уже одна пошла дальше и достигла, наконец, пределов Иверии. В это время жители страны собирались на торжество в честь своего языческого бога Армаза. Идол Армаза стоял на горе, недалеко от Мцхета. Туда прибыли царь иверский Мириам с царицей Ноной и со множеством народа. Св. Нина, пришедши туда вместе с другими, стала в стороне на тесном месте, с которого ей удобно было видеть все языческое торжество. Возмущенная языческими обрядами, она обратилась с пламенной молитвою к Богу, прося, чтобы Он рассеял истуканов и обратил ослепленных люден к истинному богопознанию. В то же мгновение с запада показалась черная туча и разразилась, с громом и молнией, страшным градом над идольским требищем. Царь и народ в ужасе разбежались. Идолы же были сокрушены в прах, стены капища разрушились и, вместе с сокрушенными идолами, снесены потоком дождя в реку Куру, так что не осталось и следа от идольского капища. На другой день царь с народом тщетно искали богов своих и, не найдя их, с ужасом говорили между собою, что, должно быть, какой-нибудь великий бог, который сильнее их великого бога Армаза, совершил такое истребление.

Между тем св. Нина вошла в город Мцхет, как странница, и, называя себя пленницей, подошла к царскому саду. Ей здесь повстречалась жена садовника, Анастасия, пригласила к себе и предложила жить у нее, так как она была бездетна и жила вдвоем с мужем. Садовник построил для чужеземки особую небольшую хижину в углу сада. Поставив в этой хижине врученный Богоматерью крест из виноградных ветвей, св. Нина поселилась там и проводила время в постоянных молитвах. Здесь же она совершила несколько чудес. Так, жена садовника, долгое время бывшая бесплодною, по молитвам св. Нины разрешилась от неплодства, и была после матерью немалого семейства. Потом у одной матери заболел ребенок и был близ смерти. Потерявшаяся от горя, мать, взяв его на руки, пошла по улицам города и к каждому обращалась о просьбой о помощи. Тогда св. Нина взяла ребенка к себе в хижину, положила на свою, устроенную из листьев, постель и возложила на больного крест из виноградных ветвей, и ребенок мгновенно выздоровел.

С этого же времени св. Нина начала открыто проповедовать Евангелие, призывая иверских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Приютившие Нину садовник с женою были первыми в Грузии уверовавшими во Христа. Благочестивая, праведная и целомудренная жизнь св. Нины привлекла к ней сердца всех знавших ее. Многие, особенно из еврейских жен, приходили к ней слушать новое учение о Царствии Божием и вечном спасении и тайно веровали во Христа. Так уверовали: Сидония, дочь иудейского первосвященника Авиофара, и еще шесть жен, а чрез некоторое время и сам Авиофар. Беседуя часто с проповедницею Христовою о событиях земной жизни Господа, Авиофар рассказывал ей о хитоне Спасителя то, что слышал сам от своих родителей и что передавалось в их роде от одного поколения к другому. Прадед Авиофара, Елиоз, живший в Мцхете в последние дни земной жизни Христа, был в Иерусалиме и присутствовал при распятии Господа. Благочестивая мать Елиоза, накануне пасхи иудейской, внезапно почувствовала в сердце своем как бы удары молота, вбивающего гвозди, и, воскликнув громким голосом, что предается ныне смерти Спаситель и Избавитель народа Израильского, тотчас же умерла. Между тем Елиоз, бывши при крестных страданиях Христа, приобрел хитон Его у римского воина, которому он достался по жребию и принес его потом домой. Сестра его Сидония по возвращении его рассказала о внезапной смерти матери и о предсмертных ее словах. Когда же Елиоз, подтвердив предчувствие матери о распятии Христовом, показал сестре хитон Господень, Синодия взяла хитон в руки, прижала его к груди своей и мгновенно упала мертвою. Все усилия вынуть хитон из рук умершей оставались тщетны. Через несколько дней Елиоз предал земле тело сестры своей вместе с хитоном Господним, и сделал это тайно, так что никто и потом не мог узнать, где находится место погребения Синодии. Некоторые предполагали только, что погребена она была в царском саду, там, где вырос никем не посаженный кедр, пользующийся особенным почитанием в народе. Выслушав этот рассказ, Нина стала ночью ходить молиться у этого кедра. Чудесные видения, бывшие тут св. Нине, уверили ее, что действительно место то святое 45

В то же время св. Нина не переставала проповедывать слово Божие. С ней вместе трудились в этом деле и ученики ее, особенно Сидония и отец ее – Авиофар. Случилось в то время, что разболелась царица Нона, и сколько врачи ни лечили ее, болезнь только усиливалась. Тогда царице сказали о Нине, и о том, что она исцеляет всякие болезни, и она немедленно послала за нею. Св. Нина, желая испытать смирение царицы, ответила посланным, что если царица хочет быть здоровою, то пусть сама придет к ней в хижину, где силою Христовою и получит исцеление. Царица послушалась и велела отнести себя в хижину Нины. Там, в присутствии множества народа, св. Нина велела положить больную на свою постель и, с горячею молитвою к Господу, возложила крест свой на голову, ноги и оба плеча царицы, сотворивши, таким образом, на ней крестом крестное знамение. Тотчас же Нона встала совершенно здоровой; она уверовала во Христа, а св. Нину приблизила к себе, сделав ее постоянной своей собеседницей.

Несмотря на такие благоприятные обстоятельства, вера христианская не могла еще беспрепятственно распространяться в Грузии. Царь иверский Мириам был сыном персидского царя и, имея тесные связи с персидским двором, боялся принятием христианской веры восстановить против себя Персию. В это же время, случилось, приехал из Персии к Мириаму один муж, близкий родственник персидского царя. Гость этот, живя у Мириама, сделался тяжко болен беснованием. Тогда Мириам, страшась гнева персидского царя, в случае смерти своего гостя, стал просить св. Нину исцелить больного. Когда же, по молитвам Нины, он сделался здоров, то уверовал во Христа и возвратился в страну свою христианином. Царь Мириам устрашился этого еще более, чем смерти своего родственника, потому что персидский царь был огнепоклонник и мог разгневаться за обращение своего родственника в христианскую веру. Под влиянием такого страха, Мириам задумал умертвить св. Нину и истребить всех христиан в своей земле. Однажды он отправился на охоту в лес, отстоявший от города в 20 верстах. Дорогой он стал говорить спутникам, что думает истребить всех исповедующих Христа, так как дозволением христианам проповедовать свою веру он навлекает на всю страну страшный гнев богов. Когда царь так говорил, вдруг ясный день превратился в непроглядную тьму и началась страшная буря, подобно той, какая была, когда сокрушен был идол Армаз. Блеск молний ослепил глаза царю; а страшный гром рассеял его спутников.

В отчаянии царь взывал к богам своим, но, не получая никакой помощи, наконец, восчувствовал над собою карающую руку истинного Бога. «Боже Нины! – воскликнул он, – развей мрак от глаз моих, и я исповедаю и прославлю имя Твое!» Тотчас же он прозрел, и буря утихла. Эта дивная сила одного имени Христова обратила царя на путь истины и спасения. Прямо с охоты он пошел к св. Нине. Упав к ногам ее он с сокрушенным сердцем слезно просил ее научить его и весь народ иверский вере христианской.

После этого св. Нина стала учить иверский народ Евангелию Христову, приготовляя людей ко святому крещению. В то же время Мириам отправил послов к Константину Великому, бывшему тогда императором, прося прислать в землю Иверскую епископов и священников для крещения народа. Царь же задумал до прихода священников построить храм Божий. Св. Нина указала ему для этого место в его саду, где стоял кедр. Дерево было срублено, а из ветвей его сделали для церкви шесть столпов. Эти столпы были поставлены на назначенные для них места; когда же стали ставить седьмой столп, сделанный из самого ствола кедра, то никак не могли его поднять. Царь в великом горе ушел с места постройки. Но когда наступила ночь, явился ангел и поставил столп на предназначавшееся для него место, и от столпа произошло сияние, осветившее весь город. От подножия столпа истекло благовонное миро, которым помазывались больные и исцелялись. Между тем возвратились посланные к царю Константину. С ними пришли архиепископ антиохийский, два священника и три диакона со всеми церковными принадлежностями для богослужения. Тогда Мириам разослал повеление ко всем правителям областей, чтобы все люди собрались в город Мцхет. Когда это царское повеление было исполнено, приступили к крещению иверской земли. Сначала приняли святое крещение Мириам с женою и детьми. Потом в реке Куре в одном месте архиепископ крестил военачальников и вельмож царских, а в другом два священника крестили весь народ иверский. После того священники ходили по окрестным городам и селениям и везде крестили народ. Таким образом, приняла святое крещение вся карталинская земля, кроме только кавказских горцев и евреев, из которых крестились лишь Авиофар со всем домом своим и другие 50 семейств, бывшие, по преданию, потомками разбойника Вараввы.

После этого св. Нина, избегая славы и почестей человеческих, удалилась из города Мцхета на гору в безвестные высоты реки Арагвы. Там молитвами и постом приготовляла она себя к новым трудам благовестия в сопредельных Карталинии странах. Найдя в горе пещеру, она поселилась там. Молитвой своей она источила из камня пещеры воду. Источник этот и до сих пор источает воду каплями, наподобие слезы, почему и называется в народе «слезным» источником. Прожив несколько времени в пещере, Нина, в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона, отправились на проповедь учения Христова к верховьям рек Арагвы и Иоры. Дикие горцы, смиряемые божественною силою евангельского слова и чудесными знамениями, являемыми по молитвам св. Нины, приняли веру Христову, сокрушили своих идолов и были крещены Иаковом. Оттуда св. проповедница отправилась, обращая ко Христу живших на пути язычников, в Кахетию. Здесь, около селения Бодби, она устроила себе новую хижину. Молясь дни и ночи пред святым крестом, Нина привлекла к себе внимание окрестных жителей. Они начали каждый день приходить к ней и слушали наставления ее о вере Христовой. Царица Кахетии, София, жившая в то время в Бодби, также пришла слушать святую проповедницу, и когда услыхала евангельское учение, не захотела уже возвратиться в дом свой. Вскоре царица приняла крещение от священника Иакова со всеми царедворцами своими и со множеством народа.

Наконец, настало время блаженной кончины святой благовестницы. Она была извещена свыше о приближении дня ее смерти и известила об этом царя Мириама письмом, прося его также прислать к ней архиепископа для приготовления ее, исходу в вечный путь. Мириам со всем своим двором и множеством народа поспешили к умирающей. Многочисленный народ, окружая одр больной Нины, орошал его обильными слезами, а многие больные, приникнув к одру, получали исцеление. Причастившись благоговейно из рук архиепископа святых Таин Тела и Крови Христовых и завещав погрести тело ее в той же тесной хижине, в которой она жила последнее время, св. Нина предала дух свой Господу. Царь Мириам, архиепископ и весь народ хотели перенести драгоценные останки ее в Мцхет и погрести их там около чудотворного столпа, но не могли никак сдвинуть гроб ее с избранного ей самой места. Над могилой подвижницы царь Мириам, а по смерти его сын его Бокур, выстроили храм, который остается и до настоящего времени. Тело св. Нины, скрытое по ее повелению под спудом, Господь сохранил нетленным, от гроба же ее были многие и непрестанные чудеса исцелений. Труды и подвиги св. Нины и совершаемые ею при жизни и по смерти знамения и чудеса побудили иверскую церковь, с благословения церкви антиохийской, причислить Нину к лику святых, наименовать ее равноапостольной просветительницей Грузии и установить в честь ее ежегодно праздник 14 января, в день блаженной кончины.

* * *

45

О хитоне Господнем известно, что он был найден при завоевании Грузии персидским шахом Аббасом. В 1626 году шах прислал найденный хитон в дар царю Михаилу Феодоровичу. Ныне он находится в Московском Успенском соборе, в новом ковчеге. В память перенесения хитона в Москву установлен особый праздник 10 июля.



Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с..

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс