Источник

Жизнь, сокровенная со Христом в Боге

Цель нашей земной жизни есть решительное отложение ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облечение в нового, созданного по Богу, – в правде, преподобии и истине, – постепенное очищение от всякой скверны плоти и духа, и стяжание чистого сердца, зрящего Бога, – отложение излишнего житейского попечения, и пребывание в Едином Боге. Короче сказать: цель наша – жизнь в Боге.

Жизнь в Боге обнимается и выражается двумя способами: это – а) воссоединение с Богом, и б) пребывание в Боге.

А. Воссоединение с Богом

Желающему воссоединиться с Богом, прежде всего, необходимо прийти ко Иисусу Христу, – уверовать в Него, чтобы чрез Него, как Посредника между Богом и человеком, и от Него взойти к Богу: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, сказал Спаситель наш (Ин.14:16).

Здесь обязательные для нас чувства и расположения – одни на пути сочетания с Господом Иисусом Христом; а другие – на пути восхождения от Иисуса Христа к Богу Отцу, – действием Святого Духа.

I. Сочетание с Господом Иисусом Христом

Сердечное сочетание с Иисусом Христом совершается посредством веры. Зачинается вера в сердце человека в тот момент, когда человек сознает свою бедность и познает богатство Иисуса Христа. Зародившаяся вера переносит богатство Христово на бедность человека, и таким образом сочетавает сердце его с Господом. Отсюда следует то, что –

Первая обязанность и первое дело христианина состоит в том, чтобы всеми возможными мерами узнать и сердцем восчувствовать свою бедность и свое окаянство;

Вторая обязанность и дело его – узнать и постепенно – более и более усовершаться в познании неизследимого богатства Господа нашего Иисуса Христа (Еф.3:18):

Третья христианская обязанности и дело – всячески возращать, согревать и питать в себе веру в Господа-Спасителя.

Когда в одном и том же духе встретятся – и познание своей бедности и познание богатства Спасителева; тогда они естественно сочетаваются между собою, как две сродные стихии, и срастворяются, как вода с сухою землею. Вследствие такого сочетания, как небесная дщерь, рождается Вера в Господа Спасителя. Как в химическом сродстве, один элемент входит в другой и является нечто новое; так и элементы указанного познания своей бедности и Христова богатства срастворяются взаимно и рождают святую Веру.

Вера есть внутреннейшее в нас благодатное действие. Этим действием на наше ничтожество и бедность переносятся и нам усвояются – сила и богатство Христовы; а от этого перенесения и усвоения совершается в нас новая тварь.

Как совершается эта новая тварь? Наш дух сочетавается со Христом; от этого сочетания и рождается в нас новый человек. Вера этого нового человека признает и видит Господа единственным источником своего облаженствования; и человек сей всем сердцем исчезает в Господе, объемлет Его любовию, живет Им одним и для Него одного. Первый голос и первый символ живой и сердечной Веры: Господь мой и Бог мой!

Сия вера поддерживается потом – приобщением Святых Таинств и пламенною молитвою. Таинства и молитва суть в этом деле как бы горнило, из которого христианин каждый раз выходит обновленным.

II. Восхождение к Богу Отцу

Сочетавшийся с Господом Иисусом Христом, новый человек получает возможность, с дерзновением, восходить к Богу Отцу и покланяться Ему духом и истиною. Для сего требуются следующие чувства и расположения:

1. Надежда на спасение и самоотвержение. Когда человек действительно сочетался со Христом, – тогда он чувствует и сознает себя находящимся в области спасаемых от Бога, – чувствует и сознает, что он рожден благодатию Божиею во упование живо; и это упование составляет для него твердую и благонадежную котву души – безопасный и крепкий якорь (Евр.6:19). Условием же надежды на спасение служит самоотвержение – такая добродетель, которая не допускает своеволия и не дает покоя телу, – всегда идет наперекор самоугодию греховному.

2. Мир с Богом и всегдашнее – беспрерывное покаяние. Мир сей познается тогда, когда христианин ощущает в себе благоволение Божие и сознает отнятие гнева Его, и видит изменения гнева на милость, вследствие чего является у него – веселовоззрение на небо: оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом (Рим.5:1). Но пребывать в мире с Богом нельзя без постоянного – непрерывного покаяния, то есть: сознания своей виновности, нечистоты помыслов, взглядов, слов, соблазнов и проч., сознания своей безответности пред Богом, – нельзя без всегдашней покаянной молитвы о помиловании, до тех пор, пока ощутится полное умирение духа, которое возможно только тогда, когда сердце наше не зазрит нам (1Ин.3:21).

3. Ощущение любви Отчей от Бога, или усыновления Богу, которое требует усиленной деятельности ради Его. Вследствие живого союза с Господом Иисусом Христом и воображения Его в себе, истинно верующий стал благодатным сыном Богу Отцу, Который, с отеческою любовию обращается к христианам, как Отец к детям. Такой неизреченный дар Божий вызывает из сердца нашего сознание и чувство отеческой любви Божией к нам и нашего сыновства Богу; а – вместе с сим – возбуждает в нас обязанность – напрягаться возбудить, питать и хранить это сознание и чувство – навсегда (Рим.8:14–16; Кол.3:26–27; Гал.4:5–6; 1Ин.3:1). Сознавая и чувствуя себя Божиим, искренним, ближним, сыном, христианин должен и действовать не иначе, как Сын Божий, от лица Божия, по распоряжениям и намерениям Божиим, ради чести славы дома Его – во вне, ради благосостояния – внутри. Одним словом: должен стоять за Господа Бога и за дом Его до крови, ради своего Ему благодатного родства. Здесь исходное начало всей деятельности христианина. Оттого у него должна быть неудержимая ревность о благе всего христианского.

Б. Пребывание в Боге

Сочетавшийся с Господом Иисусом Христом и стяжавший живую, сердечную веру, – потом исполненный упования на спасение с самоотвержением, мира с Богом при непрерывном покаянии, сыновней любви Божией, ревнующей о славе Божией, христианин живет и действует спасительно – во Славу Божию, и таким образом восходит к Богу Отцу и должен всегда пребывать в Боге.

Что же такое пребывание к Боге? В чем оно состоит и каких требует от нас чувств и расположений?

Триединый Бог есть – а) бесконечный в своих совершенствах, б) Творец и Промыслитель, и в) Совершитель всего; поэтому, в отношении к Нему, чтобы всегда пребывать в Нем, должно соблюдать три класса особых чувств и расположений.

1. Чувства и расположения, вытекающие из сознания беспредельных совершенств Божиих.

а) Беспредельный Бог непостижим в Своем бытии, в Своих совершенствах и в Своих действиях. Не имея возможности – ясно понимать величие Божие и говорить о нем, человек может только, в молчании и как бы замирании жизни, изумляться от Него.

б) Бог бесконечно велик. Изумляясь пред величием Божиим, при сознании своего ничтожества, проникайся благоговейным, страхом и трепетом, и падай пред Ним в уничижении.

в) Бог всесовершен. С радостию и восхищением восхваляй и славословь Его, – взывай: «Коль славен Господь Бог наш!» Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?!

г) Бог везде есть, все знает, все видит и все исполняет. Ходи пред Богом. Хождение пред Богом, в благоугождении Ему, есть настроение духа – жить и действовать пред очами Божиими: ходи предо Мною и будь непорочен, сказал Сам Бог Моисею (Быт.17:1).

Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом, по преимуществу, обнимают собою жизнь в Боге, для которой необходимо отрешиться от всякой привязанности.

2. Чувства и расположения к Богу, вытекающие из понятия о Нем, как Творце и Промыслителе.

а) Бог есть Творец и Промыслитель твой: ты весь Его собственность. Итак, покоряйся Ему, как Владыке жизни твоей, в чувстве всесторонней зависимости от Него: о нем бо живем, движемся и есмы (Деян.17:28). Обуздай плоть, отрешись от забот, уединись; и оживет у тебя, родное нашему духу, чувство зависимости от Владыки нашего.

б) Бог есть Творец и Промыслитель твой: все твое от Него тебе дано и дается. Итак, благодари Бога за все: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе Господе нашем (1Фес.5:18). Терпи, благодушествуй, будь доволен всем, посылаемым от Бога, всегда говори: «Слава Богу за все!»

в) Бог есть Творец и Промыслитель твой: все, что будет с тобою, от Бога будет. Итак, насчет судьбы твоей, откажись от своей воли и желаний её, предайся воле Божией, и все надежды твои возложи на Господа, и несомненно проси Его помощи: ибо Сам Он обетовал: «что ни попросят верующие, – получат» (Мф.21:22; Мк.11:24).

3. Чувства и расположения, вытекающие из понятия о Боге, как Совершителе всяческих.

Верующий, несомненно, знает, что будет конец мира, всемирный суд, блаженство и муки вечные. Этим он обязывается:

а) Ожидать второго пришествия Господня, вместе с кончиною сего мира. Верь же сему, и будь готов к Сретению Его на всякий день и час, ибо не знает, когда именно приидет. Приготовляйся ко исходу и молись: да приидет царствие твое!

б) помни смерть и будь готов к ней также на всякий день и час, ибо она приходит и внезапно. Ожидание смерти должно быть у тебя непрестанное, несомненное и бодренное.

в) После смерти последует суд, и – или рай, или ад, – сия последняя твоя. Помни же это непрестанно: может быть, все сие будет сей час – во мгновение ока. И – в чем застанет тебя смерть, таким и на суд явишься.

г) Если истинная жизнь не здесь, а там; то живи на земле, как странник, как на чужой стороне: не прилепляйся сердцем ни к чему земному и временному, – стремись к своему вечному жилищу. Так, обращаясь к последнему концу всего, истинный христианин ждет Господа, готовится к смерти, помнит последняя и живет на земле, как странник.

Короче, все сказанное можно выразить так: 1) христианин восходит к Богу познанием своего окаянства и заслуг Господа, возрождая в себе веру в Него. Из этой веры он приемлет упование спасения и дает самоотвержение, – приемлет мир с Богом и дает покаяние, – приемлет чувство Отчей любви и дает ревность – действовать по воле Божией, во Славу Божию. 2) Христианин живет в Боге: восшедши к Богу и утвердившись в Нем, он ходит пред лицем Его, в благоугождении и горячности духа, – хвалебно радуется о Нем, как существе всесовершеннейшем, – благоговейно падает пред Его безграничным величеством и в изумлении погружается в Его непостижимой беспредельности. 3) Христианин пребывает в Божественном порядке: чувствуя, что он весь Божий, покорствует Богу, в сознании полной зависимости от Него; сознавая, что все его есть Божие, он благодарит за то, благодушествует, терпит, довольствуется; веруя, что и все будущее от Бога же, он предается Богу, успокоивается в Нем и надеясь, молится; уверенный, что будет конец всему, он ожидает его, готовится к смерти, помнит последняя и держит себя странником на земле.

Очевидно, что главная здесь – жизнь в Боге; восхождение же к Богу и пребывание в порядке Его суть средства к достижению сей последней цели, как бы два столпа, на коих утверждается жизнь в Боге, сокрытая со Христом. Но в целом устроении сей жизни все здесь сказанное необходимо. Все, значит, необходимо довести до полного сознания, до глубины чувства и осуществить на деле. В этом и вся главная задача жизни истинно-христианской. (Составлено по мыслям Е. Феофана).

Христе, Спасителю мой, да будет живот мой сокровен с Тобою в Боге на веки!


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle