Источник

Что такое жизнь и как должно жить!

(Размышление в день рождения)

День рождения каждого человека знаменателен, по слову Спасителя, тем, яко родися человек в мир (Ин.16:21), и в рождении его выразилось определение Божие о нем, – важен потому, что с этого дня начинается и, значит, зависит целая: жизнь. Поэтому, если когда, то особенно в день рождения, благовременно и естественно возникают в серьезном уме «вопросы жизни». Кто и для чего нам дал жизнь? Какое благо заключается в самом нашем бытии, в рождении нашем для жизни? Какой закон нашего бытия и какая цель нашей жизни? К чему мы должны стремиться в жизни и как вести свою жизнь? Неизбежно должно установить истинный взгляд на жизнь понять смысл и цель жизни. Иначе нельзя разумно жить не только по Божьему, но и по-человечески. А не такая жизнь – не жизнь.

Бытие, собственно, принадлежит Единому Самосушему Богу: Он един есть сый и не быть не может. Вне Его и без Него – одно ничтожество, и все, что имеет бытие, от Него и Им существует. Вся Тем Быша, и без Него ничто же бысть, еже бысть (Ин.1:3). И мы сами по себе – ничто; и если существуем и пользуемся благом бытия, то это лишь по тому, что бесконечно Благий Бог благоволил соделать нас причастниками счастия бытия, даровав нам изначала бытие и сохраняя нашу жизнь Своим промыслом обо всем сущем от Него: о Нем, единственно о Нем, мы живем и движемся, и есмы (Деян.17:28).

Итак, жизнь наша и самое бытие наше есть дар Божий, – дар для нас неоценимый. Остановим внимание на самих себе, чтобы оценить, как должно, этот бесценный дар Божий нам – наше бытие и жизнь. Углубясь в свою чудную природу, сознаем свое внутреннее, взглянем на свое внешнее. – Сколько великих даров, сил и способностей дано Всещедрым Жизнедателем в нашем бытии духовном! Каждый из сих даров, безмерно возвышает нас над всеми существами окружающего нас мира, в котором мы рождаемся и живем. – Дар разума делает нас способными познавать все существующее и, по мере познания владычествовать над всем на земле, обращать все в свою пользу и благо, наблюдать все несчетное разнообразие предметов и существ на поверхности земли, проникать в сокрытую жизнь горных недр и глубин морских, с математической точностью определять величину, расстояние, взаимное положение и законы движения звездного мира, вращающегося в беспредельных пространствах вселенной, – возноситься мыслию в мир пренебесный, созерцать очами разума духовный разумный мир Ангелов, окружающих самый престол Вседержителя и Творца видимым же всем и невидимым. И что еще? Разумом, которым одарил Отец духов и светов наш дух, мы способны познавать не только беспредельный мир Его творений в его настоящем, прошедшем и отчасти даже в будущем, но восходить на высоту познания самого невидимого существа – Бога Творца, в Его отношении к миру и человечеству и отношения к Нему мира человеческого. – Божий дар сердца дает нам силу переживать самые разнообразные, возвышенные и нежные чувствования, оживляющие нашу жизнь и бытие, и столь же разнообразные радостные и сладостные ощущения бытия. – Дар свободы нашей воли, по которой мы возвышаемся в своей жизни и деятельности над самыми необходимыми законами природы, и не как рабы, но добровольно, сознательно и разумно подчиняемся законам нравственного мира, – дар нашей нравственной свободы так свят и дорог, что Сам Господь не нарушает нашей свободы. Какой чудный Божий дар в нашей жизни – способность души нашей воспринимать и напечатлевать, как бы воссоздавать внутри нас все предметы и вещи мира внешнего, и из своих образцов – творить как бы второй мир, нередко в лучшем виде, чем действительный, – создавать во вне: в образе, в слове, в звуке, по образцам и законам высшей красоты и совершенства, отпечатленным и прирожденным в нашем разумном духе Творцом его! Не дивный ли дар Божий нам – память души, которая хранит, как бы в некоторой сокровищнице, все богатство и разнообразие пережитых нами мыслей, чувствований, желаний, стремлений, действий, как нерукотворенный, неписанный памятник всей истории нашей жизни, который мы, в случае нужды можем ясно читать своим сознанием? Наконец, в глубине нашего духа положен высший всех даров Божиих, – как во Святая Святых кивот завета Господня, Святыня нашей нравственной жизни – закон совести, нерукотворенные скрижали заповедей Божиих, пред чем мы невольно благовеем, как пред высшим законом, судом и мздовоздаянием. Совесть – дар Божий, глас Божий, возбуждающий наши – и разум, и сердце и волю к жизни Богоугодной, Богоподобной, Богосообразной. По всему этому человек в своем бытии и жизни не украшен ли славнейшим и честнейшим всех даров Божиих – Образом Самого Творца Бога, сияющим в каждой силе нашего духовного бытия? Сколько Творческой щедродательности явлено и в чудном устройстве нашего телесного состава! Сколько превосходно наше тело пред составом всех, даже высших животных, по своему благообразию, по совершенству своих чувствующих органов, даже по своей крепости и долговечности! Взор наш способен к высшим наслаждениям красотами природы и искусства, слух – к упоению гармонией бесконечного разнообразия звуков. Чело и лицо наши, устремляемые горе, общий вид нашего тела – являют в человеке существо высшей природы – небесного происхождения, образ владыки, царя природы. Поистине тело наше – благолепная храмина Богоподобного духа, не только нашего духа, но и храм Духа Божия, духа Христова, храм Духа Святого (1Кор.6:15, 19).

Если столько даровано нам Богом в бытии и жизни нашей, не должны ли мы и пользоваться бытием и жизнию нашей, как драгоценнейшим даром Божиим, с постоянным живейшим благодарением Жизнеподателя, не злоупотреблять ни одним мгновением жизни, но всю жизнь всецело посвящать на то и вести так, чего и как хочет Бог, – Владыка жизни нашей, чтобы не унижен был великий дар Божий, не оскорблен и не прогневан Вышний Жизнедавец.

Да! настоящая жизнь наша на земле – дар Божий; но такой, который дается нам здесь не навсегда и не для безотчетного обладания им. Каждому из нас Самим Подателем жизни назначено неведомое для нас, но определенное время жизни на земле. Для чего же мы призваны в настоящую жизнь, для чего же мы поставлены зрителями постоянной смены и борьбы жизни со смертию? Для того ли все приходит и – преходит в нас и вокруг нас, чтобы, безотчетно простирая взоры к будущему, мы видели только, как оно изменяет нашим чаяниям и уносится безвозвратно в бездну прошедшего?

Остановимся вдумчивою мыслию у самого исхода жизни внутренней, – у глубокого и таинственного родника её – души нашей, и мы увидим, что жизнь временная дарована нам Подателем жизни для высшей цели. Все что, нас окружает, постоянно проходит, собственное наше тело изменяется так, что в каждое мгновение оно уже не таково, каким было прежде; но при всех переменах – внешних и внутренних, – мы сознаем себя ныне тем же, чем были вчера и прежде, чувствуем в себе нечто постоянное и неизменное. – Вся природа не переходит определенные раз навсегда степени совершенства; но мы постоянно стремимся к новому и высшему совершенству. Эта наша личная неизменяемость и стремление к бесконечному совершенствованию – вот вещий голос духа, который внушает каждому, что настоящая наша жизнь есть только приготовление к вечности, путь нашего странствования и шествия в небесное наше отечество. Ибо все мы, по слову Апостола, странники и пришельцы, не имущие зде пребывающего града, но грядущаго взыскующие (Евр.11:13–14). Любвеобильный Отец наш небесный, даровавший нам бытие и жизнь, хочет сделать нас еще причастниками вечной славы Своей, привести нас к вечному и неразрывному союзу с Собою, и для того продолжает нашу временную на земле жизнь, чтобы мы приуготовляли себя к постепенному восходу в то блаженное пакибытие, которое куплено для нас драгоценною кровию Единородного Сына Божия, по богатству любви Отца всех, изливаемой Духом Святым в сердца наши (Рим.5:5), (Гал.4:6).

Итак, каждая минута нашей временной жизни должна быть мерилом нашего совершенства духовного. Все, что нас окружает, чем мы одарены и пользуемся, по милости Божией, должно быть только средством и пособием к возрастанию внутренняго, потаенного сердца человека (1Пет.3:4). Пусть каждый, кто вступил уже в жизнь общественную, вспомнит время своего воспитания к этой жизни: оно подобие нашего воспитания для вечности. У нас были учителя, книги, товарищи, беседы; теперь одно удалилось от нас, от другого мы сами удалились. Остались только мы сами, с тою степенью внутреннего совершенства, которой достигли в продолжение своего образования. Точно так и вся наша настоящая жизнь, весь мир земной есть время и место нашего приготовления и образования для вечности. Все, что служит нам здесь, что удовлетворяет наши потребности временные, все оставит нас у нашего гроба; только дух бессмертный, со своими свойствами и делами, как древний Божий Пророк, прейдет Иордан смерти и вознесется к Богу, иже даде его!

Теперь обратимся все и каждый к протекшей своей жизни и посмотрим: как пользовались мы этим неоценимым даром Божиим? Обладая им, как основанием и условием всех благ, насколько успели мы приготовиться к небесному, вечному своему призванию и назначению? В мире все исполняет свое назначение. Земля со всеми своими обитателями вращается вокруг своего средоточия – Солнца. И у нас есть вечное солнце Правды, и в нашей душе действует Божественная сила, влекущая нас к духовному средоточию всех разумных существ – Отцу духов: как же мы повиновались ей в течение нашей жизни, которая и дана нам со всеми её силами и дарами, чтобы посвятить ее на служение Богу, для славы Божией, чтобы жить по Божьему, в Боге и для Бога?!

Что значит жить по Божьему? Значит, действовать и жить сообразно Богом созданной природе нашей, – нашему назначению, – значит постоянно совершенствовать Богом данные в бытии нашем силы и способности. Просвещать разум светом знания, наипаче светом Божественного откровения, воспитать сердце ко всякому благому и высокому чувствованию, наполнять воображение только прекрасными, чистыми, святыми образами, хранить в памяти только доброе и полезное, утвердить волю в неуклонном исполнении воли Божией, приобрести навык ко всему святому, прояснить в совести сознание нравственного закона, как заповеди Божией, и всегда повиноваться ее голосу. Так, совершенствуя Богом дарованные силы жизни душевной, должно заботиться и о совершенстве телесном: совершенствовать взор, язык, голос, руку, чтобы они были способными орудиями духовной деятельности, особенно же соблюдать тело в нравственной чистоте и освящать его члены и действия упражнением в трудах и подвигах благочестия. – Что значит жить для славы Божией, для Бога? Чего требует Слово Божие, когда говорит устами Св. Апостола: прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия? (1Кор.6:20) Значит, всецело посвятить служению Господу всякую силу и способность души и тела, бытие которых есть дар Божий: разум посвятить Богу разумов, сколь возможно чаще занимаясь Богомыслием, – посвятить сердце создавшему на едине сердца человеческие (Пс.32:15), всегда обращая всю любовь и все чувства к Богу – приносить волю в жертву Богу, всецело предаваясь в волю Божию; наконец, посвятить и тело со всеми его членами Богу, на прославление Бога, отверзая уста преимущественно на славословие имени Божия, слух – на внимательное слышание Слова Божия, Божественных песнопений, назидательных поучений и бесед, – руки и ноги делая орудиями правды (Рим.6:13), как члены Христовы (1Кор.6:15), воздевая их на молитву, простирая на подаяние милостыни «ради Христа», упражняя в трудах и занятиях Богоугодных, – посвятить все тело Господу, соблюдая его от всякой плотской нечистоты, как храм Духа Святого.

Если все это мы оставляем без внимания и исполнения, в течение нашей жизни, то она для нас была даром, напрасно данным, и в тоже время даром, не только погибшим для нас, но и погибельным. Не будем обманывать себя, что дела нашей жизни также проходят, как проходит время. Нет: каждый поступок, каждая мысль и даже слова начертываются неизгладимо на нашей душе и составляют наше духовное существование. И наступит, наконец, для всех и каждого последний час времени, последний оный день, как говорит Слово Божие (2Тим.4:8), когда мы должны будем предстать на суд Господа веков и времен, и дать – во всех днях и в каждом мгновении нашей жизни – отчет, следствием которого будет праведный и грозный приговор Суда Божия о нашей настоящей жизни – на всю нескончаемую вечность. Да, горькая для одних и утешительная для других, эта истина непреложна, что срочное время настоящей жизни рано или поздно кончится; но жив Бог и вечно жива будет душа наша (1Цар.25:26). Умрём мы; но по смерти временной для нас откроется новая, нескончаемая, уже вечная жизнь. Итак, здесь на земле жизнь – не для праздности и удовольствий, но – время трудов, лишений, самоотверженных подвигов; а там за неведомой чертой – воздаяние правды за дела настоящей жизни!

Поймем же цену и величие дара Божия – самого бытия нашего, цену, смысл и цель жизни, и перестанем легко относиться «к вопросам и задачам жизни»; но постараемся быть достойными этого бесценного дара Божия, достойными жизни, посвящая ее всецело во славу Вышнего Жизнедателя – Бога.

К крайнему сожалению и прискорбию, с этой точки зрения, столь высокой и возвышающей достоинство и благо жизни, совсем перестали смотреть на жизнь многие из людей современной жизни. Ныне многие думают, что жизнь есть дар неразумной природы, и «дар напрасный, бесцельный, дар случайный». Увы! Отсюда-то, от такой мрачной философии жизни – в современном человечестве эта ложь, извращающая истину и правду жизни, – эта пошлость жизни без идеалов, без основ и устоев нравственных, без сознания и чувства долга, которого требует жизнь, без стремления ко всему Святому и Высокому в жизни: а за этою пошлостию, как тень за телом, следует эта пустота и тоска жизни, тягость самого бытия, которая гнетет и давит современного человека, порождая в нем то отчаяние жизни, которое чаще и чаще, в наше печальное время, налагает на себя руку самоубийственную, из-за недовольства своим бытием, с безбожным на устах уже замершим проклятием с самого дня своего рождения. Не это ли ныне «последнее слово» философии жизни, так называемый – пессимизм? Это – ужасное знамение нашего времени, которому подобие можно найти только в последние предсмертные дни языческого, нравственно изболевшего и духовно разложившегося, и умиравшего в отчаянии, без веры в Бога и Им дарованную жизнь, не христианского мира! Нет. Надо отречься, как от сатанинского, от этого ужасающего, по истине человеко-самоубийственного взгляда на жизнь, и усвоить, проникнуться всем существом своим христианским понятием о жизни, как величайшем и неоценимом даре Божием, как совокупности многих великих даров, основании и условии всех даров и благодеяний Жизнедавца и Владыки жизни – Бога живого.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle