преподобный Иустин (Попович), Челийский

Со всеми святыми

Предисловие к «Житиям Святых»

До пришествия в наш земной мир Христа Спасителя мы, люди, ведали лишь смерть, и смерть ведала лишь нас. Все человеческое было охвачено смертью, пленено и побеждено ею.

Смерть была нам ближе, чем мы сами, реальнее нас самих, могущественнее, значительно могущественнее всякого человека, взятого в отдельности, и могущественнее всех людей вместе. Земля была чудовищной темницей смерти, а мы – ее пленниками, ее бессильными рабами (Евр. 2:15). Лишь с пришествием спасителя, Христа Богочеловека, «Явилась жизнь», «Явилась вечная жизнь» отчаявшимся смертным, несчастным рабам смерти (1Ин. 1:2). Живя в общении со Христом Спасителем, мы уже живем, уже здесь живем вечной жизнью (1Ин. 1:3). По нашему собственному опыту мы знаем, что Иисус Христос – это «истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20); что Он явился в мир, чтобы показать нам истинного Бога и в Нем – вечную жизнь (1Ин. 5:11). Истинное и подлинное человеколюбие заключается исключительно в следующем: «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Ин. 4:9), а в Нем – жизнь вечную. «Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин. 5:12) и целиком пребывает в смерти.

Наша единственная истинная жизнь – это жизнь в единственном истинном Боге, Господе Иисусе Христе, потому что она абсолютно вечная и сильнее смерти. Ибо как можно назвать жизнью то, что запятнано смертью и завершается смертью? Когда в мед подмешан яд, он перестает быть медом, становится целиком и полностью ядом; точно так же и жизнь, завершающаяся смертью, уже не есть жизнь.

Для людей Христа Богочеловека любовь не знает ни границ, ни конца. Для обретения жизни вечной, которая в Нем, и для того, чтобы прожить ее, нам не нужны ни культура, ни слава, ни богатство и ничего из того, что можно не иметь; ибо от нас требуется лишь одно единственное, чем мы должны обладать – это вера в Господа Иисуса Христа; потому что Он, единый Человеколюбец, принес человеческому роду чудесную весть: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:16). Из всего человеческого рода Один только Христос, единый истинный Бог, дает человеку то, что ни один из ангелов, ни один из людей не могут ему дать; Он один мог авторитетно возгласить: «Аминь! Аминь! Глаголю вам, верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47) и уже здесь, в этом мире «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Вера во Христа соединяет человека с вечным Богом, его душа исполняется вечной жизнью в меру его веры, и он понимает и чувствует себя тогда вечным; и это чувство усиливается по мере того, как он живет в этой вере, которая постепенно освящает его душу, сердце, совесть, все его существо божественной силой благодати. Освящение человеческой природы прогрессирует в сответствии с верой; чем святее становится человек, тем более сильным и живым становится его чувство собственного бессмертия. В подлинной реальности истинная жизнь человека начинается верой во Христа, такой верой, которая отдает Господу всю душу, все сердце, весь дух, все силы, которые Господь освящает, преображает. Этим освящением, преображением и обожением Господь ниспосылает человеку силу Своей божественной благодати, которая придает ему всесильное чувство своего личного бессмертия и вечности. На самом деле наша жизнь есть жизнь лишь в той мере, в которой она проживается во Христе. В какой мере она проживается во Христе? Это обнаруживается в ее святости. Чем святее жизнь, тем она бессмертнее и вечнее.

Со смертью происходит обратное. Что такое смерть? Смерть это «совершенный» грех (Иак. 1:15). «Совершенный» грех – это разлучение с Богом, в котором только и существуют жизнь и источник жизни. Божественная и евангельская истина заключается в следующем: святость – это жизнь, грех – это смерть; вера – это жизнь, безверие – смерть; благочестие – это жизнь, безбожие – это смерть. Смерть – это разлучение с Богом, возвращение к Богу – это жизнь в Боге. Вот что такое вера: вера – это возвращение души от смерти к жизни, это воскресение души: «Он был мертв и вернулся к жизни» (Лк. 15:24). Это воскресение души из мертвых человек переживает сначала со Христом Богочеловеком и постоянно переживает его в святой Церкви, в которой Богочеловек присутствует полностью, отдает Себя всем верующим в святых таинствах и в святых добродетелях. Там, где Он пребывает, уже нет смерти; там человек переходит от смерти к жизни; там он уже живет жизнью вечной. С воскресением Христа «мы празднуем смерть смерти и начало вечной жизни» (Пасхальный канон). Истинная жизнь на земле начинается с Воскресения Спасителя: это жизнь, которая не кончается смертью. Без Воскресения Христова человеческая жизнь всего лишь медленная агония, неизбежно завершающаяся смертью. Такая жизнь стала возможной на земле благодаря Воскресению Христа Богочеловека. Она бессмертна, потому что свята. Как в грехе присутствует смерть, так в святости присутствует бессмертие. Своей верой в воскресшего Христа человек переживает самое значительное чудо своего существования – переход от смерти к бессмертию, от преходящего к вечному, от ада к раю. Только в этом случае человек обретает свое подлинное вечное бытие: «Он был потерянным и стал обретенным», «он был мертв и он вернулся к жизни» (Лк. 15:24).

Кто такие христиане? Христиане – это христофоры, носители Христа и, следовательно, носители и граждане вечной жизни в соответствии с мерой их веры и их святости, которая является плодом веры. Святые – это самые совершенные христиане, ибо в высшей степени просвятились аскезой веры в вечно живущего и воскресшего Господа Иисуса. Они поистине единственные и подлинные бессмертные люди из всего рода человеческого, ибо всем своим существом живут Воскресшим Христом, и никакая смерть не властна над ними. Вся их жизнь от Христа и, таким образом, это жизнь во Христе; их мысль – это мысль во Христе; их чувства – это чувства во Христе. То, что принадлежит им, сначала принадлежит Христу, а затем уже им. Если это их душа, она сначала принадлежит Христу, а потом им. Они не принадлежат самим себе, но все и во всем Христу (Кол. 3:11).

Именно поэтому «Жития святых» есть не что иное, как жизнь Христа Спасителя, повторенная в большей или меньшей степени, тем или иным образом в каждом святом; или, точнее, это жизнь Христа, продолженная в святых; это жизнь Воплощенного Бога Слова, Иисуса Богочеловека, ставшего Человеком, чтобы в качестве Человека дать и сообщить нам Свою божественную жизнь, чтобы освятить, обессмертить и увековечить Своей божественной жизнью нашу человеческую жизнь на земле. «Освящающий и освящаемый, все – от Единого» (Евр. 2:11). Все это стало возможным и осуществимым для рода человеческого через Христа Богочеловека с тех пор, как Он соделался Человеком и стал «причастным плоти и крови», т.е. стал причастным нашей человеческой природе, нашим Братом по плоти и крови (Евр. 2:14). Став Человеком, оставаясь Богом, Богочеловек жил святой, безукоризненной жизнью на земле и Своей жизнью, смертью, воскресением победил диавола и силу смерти. Таким образом, Он дал и непрестанно дает всем верующим в Него силу Своей благодати, дабы и они могли побеждать диавола, всякую смерть, всякое искушение (Евр. 2:14). Эта Богочеловеческая жизнь вся пребывает в этом Богочеловеческом Теле Христа – Церкви. Все, что имеет отношение к этой жизни, всегда идет от Христа, Который есть Жизнь (Ин. 14:6), бесконечная Жизнь, вечная и божественная сила которой избавляет от всякой смерти и побеждает все смерти.

Это хорошо сказано в истинном Евангелии истинного Господа: «Я есмь Воскресение и Жизнь» (Ин. 11:25). Великий Господь, который целиком есть «Воскресение и Жизнь», живет всем Своим Существом в Своей Церкви в качестве Божественно-человеческой реальности; поэтому и нет конца продолжительности этой реальности. Будучи сопричастной Христу (Еф. 3:6), жизнь каждого христианина непрерывно продолжается во вся веки, и если он христианин, то потому, что живет как органическая клетка Богочеловеческой жизнью самого Тела Христова.

Что такое христианин? Христианин тот, кто живет Христом и во Христе. Божественная заповедь Евангелия Христова гласит: «Поступайте достойно Бога» (Кол. 1:10), иными словами, живите достойно Бога, который соделался Человеком и который целиком остался в Своей Церкви, живущей Им и являющейся вечной. Живя «достойно Бога», живя по Евангелию Христову, естественно следовать за евангельской заповедью «Живите достойно благовествования Христова» (Флп. 1:27).

Жизнь по Евангелию, святая жизнь, это естественная и нормальная жизнь для христиан. Эта чудесная весть, эта заповедь звучит во всем Евангелии Нового Завета. Наше призвание заключается в нашем полном освящении души и тела (ср. 1Фес. 5:22). И это не чудо, а правило, природа и логика евангельской веры. Заповедь Божественного Евангелия ясная и четкая: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет. 1:15), что означает, будьте святы, как Христос, Святой, принявший плоть и соделавшийся Человеком, который показал на Себе святую и абсолютную жизнь и в качестве такового заповедал людям: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет. 1:16).

Лишь Он один имеет право повелевать нам это, ибо, став Чселовеком, Он отдает как Святой от Себя Самого все те божественные силы, которые необходимы человеку, чтобы «жить в благочестии» (2Пет. 1:3). И христиане, духовно связанные в благодати и через веру с Господом Иисусом Христом, получают от Него божественные силы для того, чтобы жить святой жизнью.

Живя во Христе, святые творят дело Христово; через Него они становятся не только могущими, но и всемогущими: «Я все могу во Христе, укрепляющем меня» (Флп. 4:13). Так слово Истины становится реальностью, ибо верующие в Него будут творить Его дела и даже более значительные: «Истинно, истинно говорю вам, верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). И действительно, разве не исцеляла больных тень апостола Павла? Разве не передвинул гору святой Марк Афинский единым своим словом? Когда Бог соделался Человеком, божественная жизнь стала жизнью человека, сила Божья стала силой человека, а правда Божья стала правдой человеческой: все, что принадлежит Богу, было отдано человеку.

Что такое «Деяния апостолов»? Это дела Христа, сделанные святыми апостолами силою Христовой, живущей в них и направляемой ими. Что такое жизнь святых апостолов? Это жизнь, прожитая Христом, передаваемая в Церкви всем верующим, которые следуют за Ним, и продолжаемая ими непрерывно благодаря святым таинствам и святым добродетелям.

Что такое житие святых? Не что иное, как разновидность продолжения деяний апостолов. В этих житиях мы обнаруживаем то же самое Евангелие, ту же Жизнь, ту же Истину, ту же Правду, ту же Любовь, ту же Веру, ту же Вечность, ту же «Силу, идущую Свыше», Того же Бога и Господа; ибо «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8): Тот же для всех людей, на все века, раздающий те же божественные силы всем, кто верует в Него. Эта непрерывность, все эти животворящие силы, пребывающие и продолжающиеся в Церкви Христовой сквозь века, из поколения в поколение, составляют живое и священное Предание. Это священное Предание непрерывно передается всем христианам, в которых, благодаря святым таинствам и святым добродетелям, силою благодати живет Сам Христос, целиком присутствующий в Своей Церкви, которая является Его полнотой: «Полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Христос Богочеловек есть совершеннейшая Полнота Божества, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Христианам надлежит через святые таинства и святые добродетели исполняться «всей полнотой Божией» (Еф. 3:19). «Жития святых» как раз и являют эти существа, исполненные Христом Богом, эти христоносные существа, в которых хранится и через которых передается священное Предание жизни в Благодати, хранимой и передаваемой их святыми и евангельскими поступками. «Жития святых» есть ни что иное, как собрание евангельских и божественных истин, переносимое в нашу человеческую жизнь Благодатью и аскезами. Не существует евангельской истины, которая не могла бы быть преобразована в жизнь. Все эти истины были даны Христом с одной-единственной целью: чтобы сделаться нашей жизнью, нашей радостью. И все святые живут этими божественными истинами, которые находятся в центре их жизни и являются самой сутью их существа. «Жития святых» – это доказательство и свидетельство того, что мы выходцы с неба, ибо мы принадлежим не этому миру, а другому. Человек есть истинный человек лишь в Боге; если мы живем на земле, то только благодаря небу, ибо «наше жительство – на небесах» (Флп. 3:20); наше цель – стать небесными, вскормленными «небесным хлебом, снисшедшим с небес на землю» (Ин. 6:33). Ибо этот Хлеб Небесный спустился на землю, чтобы накормить нас божественной и вечной истиной, милостью, правдой и любовью через Божественную Евхаристию и ради жизни нашей в Едином и Истинном Господе и Боге Иисусе Христе (Ин. 6:50). Иными словами, наше призвание – это исполняться Христом Богочеловеком, Его животворящей божественной силой, быть во Христе и стать со Христом. Если ты усердствуешь в этом направлении, ты уже на небесах, хотя еще ходишь по земле; ты уже целиком в Боге, хотя ты еще заключен в пределы человеческой природы.

«Жития святых» – это священные свидетели чудотворной силы Господа Иисуса Христа, истинные свидетельства продолженных в веках деяний апостолов. Святые – это не что иное, как святые свидетели, точно так же, как апостолы были просто – свидетелями. Свидетели кого? Свидетели Христа Богочеловека, распятого, воскресшего, вознесшегося на небеса, вечно живого. Они – свидетели Евангелия спасения, которое продолжает составляться их евангельскими и святыми делами непрерывно, из поколения в поколение. Ибо Христос, Который во все века Один и Тот же, продолжает творить той же самой силой Божьей чудеса через своих святых свидетелей. Божественные апостолы являются первыми святыми мучениками Господа Иисуса; их жизнь – это живые и вечные свидетельства Евангелия Спасителя, новой жизни, жизни благодатной, жизни святой и Богочеловеческой и, следовательно, жизни чудесной и истинной, как чудесна и истинна сама жизнь Христа Спасителя. А христиане? Христиане – это люди, через которых продолжается Богочеловеческая и святая жизнь Христа из поколения в поколение до скончания века. Все вместе они составляют единое тело, Тело Христа – Церковь сопричастных Христу, а порознь – члены (1Кор. 12:27). Из Христа Богочеловека проистекает река бессмертной и божественной жизни, ведущая христиан к жизни вечной, и несет свои непрерывные волны. В «Житиях Святых» все привычно, как в Евангелии, но и парадоксально, как в Евангелии, и в обоих случах – реально и истинно по единому признаку. Все истинно и реально только в соответствии с той же Богочеловеческой истиной, с той же Богочеловеческой реальностью, и все подтверждается той же святой силой – божественной и человеческой – в соответствии с божественно и человечески совершенным признаком.

«Жития святых» возносят нас в небесные обители, ибо со святыми Божьими людьми земля становится небом. Мы оказываемся с ангелами во плоти через носителей Христа. Там, где они находятся, находится во всей полноте Господь Бог, – в них, с ними и среди них. «Бог пребывает со святыми». В этом вся вечная Божья Истина, вся вечная Божья Правда, вся вечная Божья Любовь, вся вечная Божья Жизнь.

«Жития святых» возносят нас в рай, где произрастает и цветет все, что божественно, свято, бессмертно, вечно, правдиво, истинно. В каждом святом силою Креста расцвело древо вечной, божественной и бессмертной жизни, принесшее много плодов. Крест вводит нас в рай, он вводит нас туда вместе с благоразумным разбойником, который, чтобы увлечь нас, первым вошел туда со Христом, Всемогущим и Божественным Носителем Креста; он вошел туда с Крестом покаяния.

«Жития святых» возносят нас в вечность, где время уже не существует, «времени уже не будет» – говорит Апокалипсис (Откр. 10:6), потому что в святых Божьих людях царствуют божественная и вечная истина, правда, любовь и жизнь.

Святые – это те люди, которые живут на земле святыми, вечными и божественными истинами. «Жития святых» – это на самом деле прикладная догматика, потому что все догматические, святые и вечные истины были прожиты ими во всей их плодотворной и творческой силе. В житиях святых мы ясно видим, что догмы – это не только онтологические истины в них самих и для них самих, а что каждая догма есть источник вечной жизни и святой духовности, как говорит в истинном Евангелии Единый и Незаменимый Спаситель и Господь: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

Без догматической истины о Святой Троице разве имели бы мы те божественные силы, которые идут от Святой Троицы, которые мы черпаем истинной Верой, оживляющей, спасающей и обоживающей нас? Без святой Истины о Богочеловеке разве было бы спасение человека? Разве не из нее проистекает, когда ею живут, божественная сила, спасающая от греха, смерти и диавола? И разве эта догматическая истина об Иисусе Богочеловеке не была отчетливо выражена и опытно удостоверена жизнью бесчисленных святых? Святые святы, потому что они проживают всего Господа Иисуса Богочеловека, как душу их души, как совесть их совести, мысль их мысли, существо их существа, жизнь их жизни. И каждый из них восклицает вместе с божественным апостолом истину: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Вникните в жизнь святых, и вы увидите у всех излучающую свет живительную и спасительную силу Пресвятой Матери Божьей, которая вела их от благодетели к благодетели, от победы над грехом к победе над смертью, от победы над смертью к победе над диаволом. Именно она вводит их в духовную радость, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но «мир и радость в Духе Святом» (Рим. 14:17), радость и мир победы над всяким грехом, всякой страстью, всякой смертью, всяким нечистым духом. Все это несомненно доказывает жизнью и опытом истину святой догмы о Пресвятой Матери Божьей, истинно «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». Эту догму святые сжимают в своем сердце и в любви, воспламененной верой... – Если вам нужно одно, два и даже тысячи неоспоримых свидетельств о силе животворящего Креста Господня, принесшего Жизнь, которые одновременно были бы эмпирическими доказательствами истины догмы об искупительной смерти Господа, то встаньте на путь «Жития святых», и вы обнаружите и почувствуете, что для каждого святого и для всех святых вместе сила Креста представляет собой непобедимое оружие, которым они уничтожают всех видимых и невидимых врагов их спасения. Вы обнаружите ее всюду – в них, в их совести, в их духе, в их воле, в их плоти. Вы обнаружите ее, подобно неиссякаемому источнику спасительных и освящающих сил, и увидите, как она ведет их с уверенностью от совершенства к совершенству, от радости к радости и как вводит их в вечное Царство небесное.

Кроме того, «Жития святых» содержат всю православную этику, христианскую мораль во всем блеске ее непобедимой силы. Жития святых реально и убедительно показывают и доказывают, что Добродетели – это плоды святых Таинств Церкви.

«Жития святых» свидетельствуют о том, что этика есть не что иное, как прикладная догматика. Вся жизнь святых состоит из святых Таинств и святых Добродетелей, плодов Духа Святого, производящих все во всех (1Кор. 12:4–6).

Что же такое «Жития святых» помимо этого? Это единая православная педагогика. На их примере бесчисленное множество раз и на продолжительном опыте показано, как формируется и созидается совершенная человеческая личность, совершенный человек, и как он растет до состояния «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13) посредством святых Таинств и святых Добродетелей в Церкви Христовой. Именно это и составляет педагогический идеал Евангелия, единственный педагогический идеал, достойный богоподобного существа, каким является человек. Это Христос Богочеловек задал такой идеал и был Первым, Кто осуществил его, а за Ним последовали святые апостолы и другие святые Божьи люди. Без Христа Богочеловека, вне Его, при любом педагогическом идеале человека последний останется незавершенным существом, смертным существом, несчастным и трагическим существом, достойным всех слез, какие только могут существовать во всех мирах Божиих.

Если угодно, «Жития святых» – это еще оригинальная православная энциклопедия. У святых можно обнаружить все, что может пожелать изголодавшаяся и изжаждавшаяся по вечной правде и вечной истине душа в этом изголодавшемся и изжаждавшемся по бессмертию и божественной жизни мире. Если ты жаждешь Веры, ты найдешь ее в «Житиях святых» и, насытив свою душу этой пищей, больше никогда не будешь голоден. Если ты хочешь любви, истины, правды, надежды, смирения, покаяния, молитвы или любой другой добродетели и аскезы, ты найдешь в «Житиях святых» целое множество святых учителей для каждой аскезы и получишь помощь Благодати для каждой добродетели. Если ты переносишь мучение за свою веру во Христа, Жития святых тебя утешат, подбодрят и укрепят тебя, дадут тебе крылья настолько, что твои страдания обратятся в радость. Если ты искушаем, Жития святых помогут тебе одолеть искушения раз и навсегда. И если снова тебе станут угрожать враги твоего спасения, Жития святых облекут тебя во «всеоружие Божие» (Еф. 6:11) и ты разгромишь и победишь их раз и навсегда, на всю твою жизнь. Если ты окажешься окруженным видимыми врагами и гонителями Церкви Христовой, Жития святых сообщат тебе мужество и силу для безбоязненного исповедания Единого истинного во всех мирах Бога и Господа Иисуса Христа. Ты останешься непоколебимым до самой смерти, какой бы она ни была, ради Его Евангелия, и ты почувствуешь свое существо сильнее всякой смерти и всякого врага Христова. Страдая ради Христа, ты возликуешь от радости, чувствуя, что все твое существо, вся твоя жизнь пребывают на небесах, за пределами всех смертей, сокрытые со Христом в Боге (Кол. 3:3).

«Жития святых» указывают нам множество надежных путей спасения, просвещения, освящения, преображения; они также указывают нам все способы, коими человеческая душа побеждает грех, всякий грех; как она побеждает смерть, всякую смерть; как она побеждает беса, всякого беса. В них мы находим лекарство от всякого греха, исцеление от всякой страсти, бегство от всех зол. Нет такой страсти, такого греха, которые нельзя было бы найти в «Житиях святых» вместе со средством избавления от них. На примере святых мы ясно видим, что не существует такой духовной смерти, из которой невозможно было бы воскреснуть Божественной силой Воскресшего и Вознесшегося на небеса Господа Иисуса; не существует несчастья, печали, скорби или болезни, которые бы Господь не обращал в тихую радость веры в Него.

Вам может быть интересно:

1. "Уже время, уже пошел двенадцатый час…" преподобный Иустин (Попович), Челийский

2. Пророчества и прообразования о Пресвятой Деве Марии святитель Иустин (Полянский)

3. Слово в день всех святых, просиявших в земле русской архимандрит Киприан (Керн)

4. Слово на Новый год преподобный Макарий Алтайский

5. Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Дроздова) профессор Николай Иванович Барсов

6. Духовная школа должна быть церковной! священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

7. "То, что имеешь, держи" протопресвитер Михаил Помазанский

8. Царь бичей священномученик Аркадий (Остальский)

9. Введение Первородного во вселенную протоиерей Евгений Воронцов

10. Слово на святых отец 318, от Святых книг, указание о Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора святитель Кирилл Ту́ровский

Комментарии для сайта Cackle